Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система факторов оптимизации тренировочно-соревновательной подготовки




Система спортивной тренировки

Система соревнований

Ориентации





 


Спортивная предрасположенность

Индивидуальные

возможности

Личностные

ориентации

на спортивные

достижения


Унификация состава действий, способов выполнения и оценки

упражнений

Регламентация

поведения спортсменов, судей

Правила проведения соревнований

Календарь соревнований

(командный, индивидуальный)


Физическая подготовка

Спортивно-техническая подготовка

Спортивно-тактическая подготовка

Психическая подготовка

Воспитание личности и интеллекта


Научно-методическое

и информационное

обеспечение

Медико-биологическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Финансирование

Организационные факторы

Факторы внешней среды


 


Рис. 27. Структурно-функциональная схема тренировочно-соревновательной подготовки


i [

правило, имеют преемственность на мировом, национальном, региональном и местном уровнях.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система сорев­нований является важнейшим универсальным механизмом управ­ления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во мно­гом определяет содержание, направленность и структуру трени­ровочного процесса; выступает в качестве необходимого инстру­мента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; спо­собствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.

Однако в определенных случаях отдельные соревнования вы­ходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как явля­ются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаше всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования — чемпионаты Рос­сии, регионов и т.д.

Система спортивной тренировки (см. рис. 27). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запла­нированных спортивных результатов в определенных стартах и в нуж­ные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подго­товки, определяет характер и содержание всей двигательной дея­тельности, а также финансового, материально-технического, ин­формационного, научного и медицинского обеспечения и вос­становительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершен­ствует свою физическую, техническую, тактическую и психичес­кую подготовленность, а успешными предпосылками для дости­жения их высокого уровня является воспитание человека и уро­вень его интеллектуальных способностей.

Система факторов, повышающих эффективность функциониро­вания системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 27).

Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенци­алом специачистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перс­пективными для дальнейшего роста спортивных результатов.

Научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений на­учно-технического прогресса является одним из решающих фак­торов результативности подготовки спортсменов. Система науч­но-методического, медико-биологического и информационного

ПА


обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть спе­циализированных подразделений в научно-исследовательских ин­ститутах и академиях физической культуры нашей страны; комп­лексные научные группы (КНГ), созданные при сборных коман­дах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализиро­ванные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные ре­дакции телевизионных компаний, информационные центры, ос­нащенные компьютерной техникой.

Эта система выполняет следующие функции:

— выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное
предвидение путей развития основных компонентов системы под­
готовки спортсменов и прогнозирование;

— разрабатывает теоретические, методические и программно-
нормативные основы спорта;

— совершенствует организационно-управленческие, экономи­
ческие и материально-технические факторы;

— разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а
также осуществляет реализацию практических мер по сохранению
и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их рабо­
тоспособности;

— разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспе­
чивает реализацию практических мер по психическому обеспече­
нию спортивной подготовки;

— ведет подготовку и переподготовку кадров по физической
культуре и спорту;

— обеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко при­меняются диагностическая, измерительная, вычислительная тех­ника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и инфор­мационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиоло­гов, биомехаииков, биохимиков, социологов, инженеров, мате­матиков и др.

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенство­ванием материально-технической базы, созданием новых моде­лей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы еже­годно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.


Финансирование спорта осуществляется из различных источни­ков: государственного бюджета, коммерческих организаций, спон­сорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать ус­ловия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных де­тей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.

I I

В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, регио­нальные, ведомственные спортивные организации, клубы, ко­манды успешно переходят на самофинансирование и другие не­традиционные формы финансового самообеспечения, что позво­ляет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.

В связи с постоянным совершенствованием технологий, повы­шающих эффективность функционирования системы соревнова­ний и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на под­готовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.

Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономи­ческих, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение, должно быть отдано зимним видам спорта, в горных — горно- А лыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население оп- ■ ределенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борь­бы, тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность тренировочной и соревновательной дея­тельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, из- А менение часового пояса. С одной стороны, они могут способство- f вать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внеш- й ней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям. I

Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена — это совокупность управляе- 1 мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на Ж реализацию программ и достижение поставленных задач. Она но­сит комплексный характер и охватывает все уровни — управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональ- " ный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические ™


задачи, соподчиненность и скоординированность которых опре­деляет системность управления. Комплексность проявляется так­же в том, что в системе управления присутствуют различные компо­ненты — биологические, социально-экономические, материаль­но-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и дос­тижение целей.

Под организационной структурой следует понимать совокуп­ность взаимосвязей и соподчиненное™ различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдель­ных ее компонентов, потоки информации между ними.

Механизм управления — это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различ­ных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управ­ление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения органи­зационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой — административная и функциональная обособленность, формиро­вание узковедомственных и узкоорганязационных целей.

17.4. Спортивные достижения и тенденции их развития

Спортивное достижение, как правило, характеризуется побе­дой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демон­страцией результатов, выраженных в показателях времени, рас­стояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резер­вных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегод­ня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте. Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техничес­ким прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими


факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы бо­лее подробно.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления опреде­ленных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного вы­полнения одного или нескольких видов деятельности. Необходи­мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей явля­ется одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успеш­ного выполнения соответствующей ей деятельности. По отноше­нию к спорту можно говорить о физических и психических каче­ствах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуще­ствления определенной соревновательной деятельности. Одарен-1 ность постепенно становится главным критерием при переходе] занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.


Спортивные достижения

 

           
  та        
  X        
л ф        
и о U   s 9.  
X о.   \-    
X о   о о X X  
О Q. с: о      
га „—^.        
ц; S   г— У-  
о     *-; о  
      со о  
к го   о сг  
га X го   о    
уаль ф л   П0Д1 /дона  
q; X   л    
  ^1   X t-  
ш о   ф Q.  
s о.   с О  
¥ а.   да у- С о  
  CZ   О    

О




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.