КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История формирования и становления социологии культуры
Лекция №2. 1. К истории формирования понятия «культура». 2. Основные этапы развития социологии культуры.
1. К истории формирования понятия «культура». С. Пуфендорф (нем. историк, 1632-1694 гг.) под культурой подразумевал все, что изобретено человечеством, а в особенности общественные институты, язык, науку, мораль, направляемые разумом и обычаями. Немецкий философ Аденлунг (1732-1806гг.) в своей работе «История культуры» отмечал: культура — это облагораживание и утончение всех духовных и физических сил человека и всего народа. Немецкий философ Иоганн Гердер (1744-1803 гг.) в культуре особо выделял роль воспитания в процессе очеловечивания. На этой основе сформулировал положение общеуниверсальности культуры человечества, о необходимости преодоления евроцентризма. В работе основоположника английской антропологии Эдуарда Бернета Тайлора (1832-1917)«Первобытная культура» (1866 г.) под культурой подразумевал социальное целое, которое в равной мере состоит из верований, обычаев, навыков, орудий, одежды, морали, искусства, права собственности. Просветители представляли себе культуру как автономную и отчужденную сферу, противопоставленную обществу и миру труда. Со второй половины ХIХ в. понятие «культура» приобрело статус научной, а не только философской категории. Оно стало пересекаться с категориями «цивилизация», «общественно-экономическая формация», «глобальная регионализация». Из научных представлений о культуре исчезли мотивы романтизма (культура как нечто возвышенное, духовное). Как отмечал Ф. Боас (1858-1942 гг.), культуру можно дефинировать как совокупность ментальных и физических реакций и деятельностей,
которыми характеризуется поведение отдельных лиц, вместе или по отдельности составляющими общественную группу с учетом их естественной среды, других групп, членов самой группы и самого себя. Культура интегрируется на основе ряда принципов: кровное родство, размножение, специализированная деятельность, использование силы политической организации. Б. Малиновский отмечал, что дух примитивного человека не отличался от духа человека цивилизованного. Содержание категории «Культура» — термин многоаспектный: он описывает все, что создано человеком. Уникальные культурные образцы (материальные и духовные), существовавшие до современных поколений, и культурные образцы, создаваемые современниками. Существуют многообразные аспекты культуры, например: экономическая, религиозная, технологическая, цивилизационная, философская, управленческая, музыкальная, городская, сельская, этническая, молодежная, культура поведения и т.д. Исходя из этого, существуют и многообразные Определения: - описательные — перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Часто она отождествляется с цивилизацией, включает в себя знания, верования, искусство, нравственность, право, традиции, обычаи, усвоенные человеком; - исторические — характеризуются процессы социального наследования, - нравственные — анализируют образ жизни этноса, представления о - психологические — в их основе лежат процессы адаптации к среде обитания или формирования приемов приспособления и их передача по наследству. Конкретное поведение не дано человеку от рождения, оно усваивается каждым поколением заново путем обучения. Культура — это формы привычного поведения, характерные для группы.
Структурные определения — культура как организованные, повторяющиеся реакции членов общества, наученное поведение и его результаты, передаваемые по наследству членам конкретного общества. Генетические определения, в которых культура рассматривается с позиции ее происхождения. Культура — это искусственный продукт, а не возникший естественным путем, например, идеи, символы. • Из всей совокупности системы определений (около 300) можно выделить несколько основных смыслов содержания понятия «Культура»: - абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовно - обозначение состояния общества, основанного на праве, нравственных - выделение особенностей существования, образа жизни, свойственных - характеристика форм, продуктов интеллектуальности, и, прежде всего, Таким образом, культура — это все то, что создано, модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью индивидов, взаимодействующих друг с другом. Это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобщения. Культура состоит из материальных объектов (орудий, приспособлений, предметов), а также действий, верований, установок, функционирующих в символах. Культура — то, что отличает человека от животного, она не наследуется генетически, а передается обучением. Культура связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме, в первую очередь посредством языка. Таким образом, культура есть характеристика человеческого общества: это явление, факторы человеческой жизни, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе, не регулирующиеся биологическими инстинктами; культуре обучаются, она не приобретается генетическим путем; культура организует человеческую жизнь, подобно тому, как инстинкт организует ее у животных; культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей в обществе, ее источником является сознание. Культура — все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества. Культура представляет собой систему социально приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Культура — способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющих собой целостную систему устойчивых идей, ориентации, оценок, норм, воплощенных в образах деятельности (поведения) людей, объективизируемых в общественно-предметных и знаково-симво-лических формах, передаваемых от одних поколений к другим в процессе их социализации.
Основные типы культуры: эмпирический, представленный институтами культуры (театр, кино, литература, искусство, наука, религия и др.); нормативны, — нормы и правила, регулирующие поведение людей; фундаментальные ценности, идеи, символы.
В современном понимании культуры присущи два направления: 1. Т. Парсонс (амер. школа). Понятие «культура» — набор аналитических конструктов (построений), предназначенных для анализа социальных действий. 2. К. Леви-Стросс (фр. школа). «Культура» — область феноменов, противопоставленная природному. Природное — это материал для культуры, реализованный способностью человека. Таким образом, под культурой понимается содержание социальной жизни людей, жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (восстановление). Предметное содержание активности составляют материальные объекты, технологии, разделяемые символические объекты, критерии оценок и ценностные шкалы, которые люди создают, меняют и разрушают. ' Коммуникативное содержание образует культурная информация (знание, образы, представления, эмоции), которой люди обмениваются. К содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей в процессе их совместной жизни. Общество — структурный аспект совместной жизни и деятельности людей.
Культура — содержательное наполнение этой структуры. Культурные явления искусственны, они созданы людьми. Культура — искусственные средства удовлетворения и регулирования природных и человеческих потребностей (англ, антрополог Б. Малиновский). М. Вебер: культура — это биологически ненаследуемая информация, ее содержание, способы организации и хранения. Культура — заученное поведение (амер. Т. Кун, Ф. Базни, Р. Лингон). Культура включает в себя предметный мир (материальная культура) — материальные продукты групповой деятельности. Культура, включающая образы человеческих отношений (социальная, духовная культура) — это стандартизированное поведение в обществе. Стереотипные формы культуры — относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, деятельности, поведения. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, структуры государственной власти), могут быть и специфическими для региона (например, способ обработки земли), для социальной группы (например, профессиональный жаргон, мода). Культурные образы могут иметь характер реальных вещей, действий и отношений или воображаемых представлений (идеалы, прогнозы). В культуре значительное место занимает технология или специально организованная деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов. Культура включает в себя символические объекты: ценности, нормы. Таким образом, культурные системы, с одной стороны, результаты деятельности людей, с другой — как ее регуляторы. Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), чувств (установок, отношений, ценностей). Культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым образом и исполнять любые значимые для них роли. В целом, категория «культура» обозначает биологически ненаследуемое содержание совместной жизнедеятельности людей, представляющее собой искусственно создаваемые объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов, технологий их изготовления и оперирования ими, устойчивость связей между людьми и способы их регулирования, оценочных критериев, имеющихся в обществе. Культура представляет собой созданную самими людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Большое значение для развития и функционирования культуры в целом имеют качественные изменения в структурных элементах, особенно в науке и технологиях. Эти изменения открывают новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка в развитии культуры: - появление письменности, позволившей сохранить многие произведения - изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился - современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звуко
Два типа анализа культуры 1. Общетеоретический. Его основные факторы: деятельность, увязанная с социальной организацией людей (хозяйственная, политическая, правовая культура); деятельность, связанная с порождением социально значимой информа-ции: наука, искусство, религия; деятельность, направленная на приобретение навыков взаимодействия и взаимопонимания членов общества: образование, массовая культура, институты трансляции «высокой культуры». Предметные знаки сфер культуры: орудия и средства труда, навыки обращения с ними, способы производственной деятельности, социально-культурные институты и их механизмы, регулирующие взаимодействия людей и распределяющие социально значимые блага. Символические знаки культуры: знания, навыки, порождающие, поддерживающие и изменяющие осмысление людьми своего природного и социального окружения и регуляции отношений с ним. Культура охватывает общие черты совместной жизнедеятельности людей, связанные с установлением и осмыслением отношений с окружением и друг с другом. Широко распространенными, устойчивыми и повторяющимися во времени являются формы отношения людей с окружением: государство, религия, письменность, деньги. Закономерными процессами культурной динамики являются урбанизация, социальная дифференциация в обществе, экономические волны. Универсальными механизмами порождения, поддержания и изменения культурных целостностей представляются традиции при поддержании, инновации при порождении и изменении. В культуре отображается совокупность устойчивых оснований, на которых базируется совместная жизнь людей в обществе на конкретных стадиях его исторического развития. Теоретическое рассмотрение таких оснований позволяет определить состояние культуры на глобальном или цивилизованном уровне, т.е. изучить универсальные исторические формы и способы участия людей в социокультурной форме. 2. Конкретно-исторический анализ культуры. Центр анализа культуры перемещается с ее всеобщего характера на специфичные: историко-культурный регион, страна, этнос, субкультура. Понятия «цивилизация», «культурно-исторический тип» раскрывают конкретную структурную и содержательную определенность культуры через набор ее устойчивых формообразующих характеристик. Для конкретно-исторического уровня анализа характерно понимание того, что культура существует только в процессах непосредственных действий и взаимодействий людей. Социальным основанием связей людей с внешним окружением принадлежит определяющая роль в формировании и динамике культуры. Каждый исторический период существования культуры определяется свойственным ему культурным типом. 2. Основные этапы развития социологии культуры. 1. Эмпирический. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытка систематизации. Так, например, Платон (греч. философ), характеризуя культуру рабовладельческого общества, отмечал, что культура для рабов должна развиваться только лишь для удовлетворения их самых насущных потребностей. Т. Мор (англ, основоположник утопического социализма) говорил уже о гуманизации культуры, о гуманных отношениях между всеми людьми. Денис Верас (французский социалист-утопист) писал, что в совершенном обществе дети с семи лет должны быть государственными детьми, воспитываться посредством различных наук, искусств до 14 лет, после познают физический сельскохозяйственный труд. Цель — не развитие самой личности, а способности к производительному труду. Немецкие ученые Иоганн Г. Гердер (1744-1803) и Иоганн Форстер (1754-1794)программу разработки культуры определили следующим образом: как можно более точно описать культуры и народы. Цель анализа разных культур — понять механизм приспособления человеческой культуры к окружающей среде; познание самих себя (т.е. собственной культуры) через познания других (другой культуры). Единство человечества связано с единством природы человека. Природное в человеке противопоставлено культуре как функции приспособления человеческой природы к различным условиям, в которых живут люди. Таким образом, было положено начало выхода за пределы собственного, замкнутого мира, где в течение многих веков существовало европейское человечество. Познание себя через познание других означало признание равенства себя другим. Европейцы стали осознавать, что их история, религия, устройство жизни, весь социокультурный мир — лишь один из многих и, возможно, не самый лучший. 2. Эволюционный. Появляется концепция1-единства человеческого рода и вытекающая из этого идея единообразия развития культуры, идея прямой одно-линейности этого развития от простого к сложному. Открытие Коперника, когда на смену геоцентристской системы Птолемея пришла гелиоцентристская система, сделало землю (место жительства человека) в общественном мировоззрении одной из периферий Вселенной, т.е. открытие показало, что человек не центр мироздания. Другое учение, Фрейда, выявило, что человеку присущи и бессознательные инстинкты животного характера, что он не только разумное существо. Открытия антропологической науки показали, что ни одна культура не может претендовать на право быть центром, высшей ступенью социального развития. В эпоху Просвещения шла острая дискуссия по проблеме соотношения природы и культуры, выделились две основные точки зрения: • природа — исходное состояние, далекое от совершенства, а культура • природа — идеал гармонии, а культура — искусственное образование, Оба эти взгляда оказали влияние в плане создания социологической модели общества. У Руссо — это общество равных, в основе которого лежат минимальные потребности его членов. У Вольтера — общество, в котором существует своеобразный культ богатства, как материального, так и духовного. Положение членов общества не принудительно-однообразное, а зависящее от их индивидуальных способностей и талантов. В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и внутренней природы самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком с себе подобными. Чарльз Сноу (1905-1980) выдвинул в 1950-е гг. идеи, по которым сейчас идет модернизация образования в направлении его гуманизации. Пока в российской системе образования пытаются дать как можно больший объем знаний, в американской — учат учиться (самостоятельно приобретать знания). Основная идея Ч. П. Сноу — всесторонний анализ разрыва между техническими и гуманитарными знаниями. Разрыв идет очень быстро. Это проявляется в коллизиях между технической и гуманитарной интеллигенцией по проблеме ответственности за судьбы людей, цивилизации в целом. П. Сорокин (1889-1968) историческую действительность рассматривал как интеграцию иерархии культурных систем. Он выделил три основных типа культуры: - чувственный (национальная психология); - идециональный (рационалистический); - идеалистический (интуитивное сознание). Чувственный он считал кризисным из-за приверженности к материализму. Идеалистический — высший тип. В целом можно сделать вывод, что качественно новой культуры по отношению к предыдущей создать невозможно. Она будет состоять из многочисленных национальных культур и базироваться на основе предыдущих. Изучение места и роли культуры в общественной жизни, закономерностей ее развития имеет большое практическое значение. В современных условиях очевидно: нельзя эффективно проводить в жизнь экономические и политические программы без учета культурного уровня населения, именно повышение его культуры является необходимо предпосылкой социально-экономического прогресса общества. Культура в России до сих пор и низами, и верхами считается второстепенным, производным от социальных, экономических, политических процессов фактором. Согласно марксистской теории, культура относилась к сфере надстройки, определяемой экономическим базисом общества. Так как в советском обществе культура была непервичная (как базис, т.е. экономика и экономические отношения), то статус «вторичности» культуры, духовной сферы вообще оказал на российское общество крайне негативное влияние. Из статуса вторичности были сделаны однозначные политические и экономические выводы: что вторично, то и получает «вторичное» внимание, в том числе и финансирование. Пренебрегая «вторичной» культурой, мы сформировали «вторичную» личность и «вторичное» общество.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |