КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международный валютный фонд
Международный валютный фонд (МВФ; International Monetary Fund -IMF) специализированное учреждение ООН - создан в 1945 г. после ратификации Соглашения, разработанного на Конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе (1944г.) и вступившего в силу 27 декабря 1945 г. МВФ начал функционировать в 1946 г. Местопребывание МВФ -Вашингтон (США). Одной из задач МВФ по упорядочению валютных курсов в соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями было урегулирование и поддержание устойчивости паритетов валют стран-членов, выраженных в золоте или долларах. Страны не имели права изменять паритеты своих валют более чем на 10% без санкции МВФ, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета сверх +/— 1% (с декабря 1971 г. — сверх +/— 2,25%). Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по текущим международным операциям и проводить политику по полному устранению валютных отграничений. На практике эти положения не могли быть выполнены многими странами (валютные ограничения отменены лишь в 60 странах). Межгосударственное регулирование валютных отношений через МВФ не смогло предотвратить нарастания противоречий Бреттон-Вудской валютной системы в начале 70-х гг., что привело к подрыву ее принципов и трансформации: в 1973 г. страны-члены МВФ отменили фиксированные паритеты и валютные курсы и ввели режим плавающих валютных курсов, юридически закрепленный серией поправок к Уставу МВФ, принятых 1 апреля 1978 г. В соответствии с измененным Уставом МВФ был заменен порядок валютного регулирования Фонда: вместо права регулировать валютные паритеты установлено право "наблюдения" за функционированием мировой валютной системы и состоянием валютных курсов. Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением СДР), в 1976— 1978 гг. (сликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютнойсистемы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением праваголосования —-по отношению к государствам, не погасившим свой долг перед МВФ)
Цели МВФ: — поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; — способствование сбалансированному росту в области валютной политики; — способствование сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех государств-членов в качестве главной цели экономической политики; — поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; — участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты; — предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежныхбалансов государств-членов. Функции МВФ: — соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной политики и межгосударственного платежного оборота); — финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса; — консультирование и сотрудничество. Принципы МВФ: — запрет на манипуляции валютным курсом или международной валютной системой для уклонения от урегулирования; — обязательство проведения (в случае необходимости) интервенций на валютных рынках для прекращения валютного кризиса; — обязательство каждой страны учитывать в своей политике интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в валюте которых она осуществляет свои
интервенции. Членство в МВФ В настоящее время насчитывается 181 государство-член МВФ. Членство открыто для государств в устанавливаемые МВФ сроки на определяемых МВФ условиях. Новыми членами являются Болгария, Намибия, Швейцария, Россия (июнь 1992г.), Эстония, Латвия, Литва, Албания, Молдавия, Казахстан, Армения, Белоруссия, Киргизия и Маршалловы острова. Среди кандидатов на вступление —Сан-Марино, Узбекистан, Таджикистан и Украина. Организационная структура МВФ Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет. В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.), Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету. Совет управляющих принимает решения простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам (экономическим и политическим) — квалифицированным большинством (70 или 85% от голосов членов). Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления — Совет на уровне министров для регулирования контроля за мировой валютной системой и ее приспособлением к меняющимся условиям. Но он еще не создан и его функции выполняет Временный комитет, состоящий из 24 членов. Временный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д. Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими от других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Назначение и выборы производятся раз в два года. Заседания Исполнительного совета
проходят несколько раз в неделю под председательством директорa-распорядителя. Как правило. Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления. Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда. В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже). Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский 1, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам. правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников, 50% из которых — женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии. Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.
Уставный фонд МВФ и заемные средства Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов, имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности воздействовать на политику этой организации. Величина квоты зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и международной торговле. В настоящее время оплаченный капитал достигает 120 млрд. дол. (90 млрд. СДР; 56,6 млрд. дол. оплачено золотом), причем он скоро должен увеличиться до 180 млрд. дол. (СДР = 1,2 дол. США). Десять стран-членов МВФ с наиболее крупными квотами на.
Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и международных организаций, так и на мировом финансовом рынке. До настоящего времени МВФ получают международные кредиты от казначейств и центральных банков стран-членов, Швейцарии (не являвшейся до мая 1992 г. членом МВФ), а также Валютного агентства Саудовской Аравии. МВФ еще не пользовался услугами частных кредиторов. В январе 1962 г. в Париже МВФ и десять государств — Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, Германия, Франция, Швеция и Япония, образовавшие "группу 10", заключили Генеральное соглашение о займах (General Arrangements to Borrow — GAB). Оно предусматривает предоставление МВФ на постоянно возобновляемой основе взаймы дополнительных резервных средств на сумму до 6 млрд. дол в национальных валютах стран-участниц. Средства выдаются в том случае, если они нужны для предотвращения или решения проблем в международной валютной системе. МВФ, в свою очередь, мог предоставлять средства, полученные от одних стран-участниц соглашения, взаймы на 3—5 лет другим странам-участницам. Доли пяти наиболее крупных вкладчиков GAB (в млн СДР); США — 4250 (25%), Германия - 2380 (14%), Япония - 2125 (12,5%),Великобритания и Франция — по 1700 (10%). GAB было пролонгировано до 25 декабря 1998 г. в объеме 17 млрд. СДР. Кредитная деятельность МВФ МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР). Политика МВФ по отношению к отдельным странам-членам и механизмы их финансовой поддержки различаются не только по природе макроэкономических и структурных проблем отдельных стран, но и по условиям, необходимым для получения кредитов МВФ. Обычные механизмы кредитования МВФ предоставляет средства своим членам для преодоления временных трудностей платежного баланса в пределах года (с возможностью продления до 4—5 лет) равными кредитными траншами Размеры этих кредитов ограничиваются следующими условиями: национальная валюта страны-заемщика не должна увеличиваться в МВФ более чем на 25% от квоты в течение года и в общем объеме превышать 200% от квоты. С 1981 г. процентные ставки по этому виду кредита определяются в течение каждого финансового года на базе оценок доходов, расходов и т.д. Специальные механизмы кредитования В рамках Фонда системной трансформации (Systemic Transformation Facility) МВФ предоставляет странам, испытывающим трудности в торговой и платежной системах в связи с переходом к рыночной экономике, кредиты на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в течение4—10 лет (табл.). Таблица 21.3. Распределение кредитов МВФ (в %)
В рамках Фонда компенсационного финансирования и финансирования в случае непредвиденных обстоятельств (Compensatory and Contingency Financing Facility) МВФ предоставляет финансирование до 3—5 лет государствам-членам в случае понесения ими убытков при экспорте, значительном увеличении мировых цен и т.д., если эти убытки носят временный характер и не обусловлены действиями государств; при необходимости поддержания темпов реформ, проводимых в соответствии с одобренными МВФ соглашениями. С помощью системы финансирования развития сырьевых ресурсов (Buffer Stock Financing Facility) МВФ может предоставлять финансовую помощь для восстановления запасов сырья в связи с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках на срок до 3—5 лет. В пределах фонда структурной адаптации (Structural Adjustment Facility) и расширенного фонда структурной адаптации (Enhanced Structural Adjustment Facility) МВФ предоставляет возможность оказывать помощь для проведения структурных реформ в развивающихся странах с низкими доходами, а также для реализации среднесрочных макроэкономических программ. Техническую помощь МВФ оказывает при Институте МВФ (1964 г.), в котором организуются курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ. Одной из форм межгосударственного валютного и кредитного регулирования является создание специальных фондов путем заимствования ресурсов. Роль МВФ заключается в посредничестве при получении нуждающимися странами средств.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |