Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовое

Основная использованная литература

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основная использованная литература

1. Анцупов А.Я., Шепилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 512с. – (Психологическое образование).

2. Женская психология / составитель – к.п.н., Н.А. Литвинцева. – М., А/О «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1994. – 318с.

3. Конфликтология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000) / [В.П. Ратников и др.]; под ред. проф. В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2009. – 511с. – (Серия «Cogito ergo sum»).

4. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Выпуск II. – ГИИМ. Киев. Издательское общество «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. – 208с. – С. 207-208

 

Конфликты самым непосредственным образом связаны с общением – важнейшим явлением в жизни любого человека. В связи с этим необходимо определиться в его основных характеристиках.

Общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания между людьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию:

-материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности),

- когнитивное общение (обмен знаниями),

- кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями),

- мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями),

- деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям:

- биологическое общение (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма),

- социальное общение (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

По средствам:

- непосредственное общение (осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.),

- опосредованное общение (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информации).

Другие классификации видов общения:

· Прямое общение (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенное общение (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

· Деловое общение (обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности) и личностное общение (сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека).

· Инструментальное общение (не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, не представляет какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения) и целевое общение (само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности в общении).

· Вербальное общение (присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка) и невербальное общение (общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты) [2].

По мнению психолога В.Н. Мясищева, общение представляет собой единство трёх процессов: отражения, отношения, обращения. Отражение характеризует перцептивно-рефлексивную сторону общения: восприятие, познание, понимание, механизм обратной связи. Отношение выражает внутреннее состояние человека, его расположенность к другому. Проявление этого состояния. Процесс обращения выглядит как проявление активности, собственно как воздействие одного человека на другого[3, с. 37].

Таким образом, в едином процессе общения выделяют три стороны: коммуникативную (передача, обмен информацией), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие).

Информационный блок общения включает получение, сохранение, воспроизведение и передачу информации.

1. Психологи выделяют два основных пути получения информации: с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и с помощью умозаключений. Часто два эти пути сливаются в единое целое.

2. Под сохранением информации, прежде всего, понимается умение удерживать полученную информацию. В процессе сохранения и переработки информации включаются все компоненты познания: восприятие, память, воображение, мышление. Различают пассивное и активное сохранение.

3. Успешное воспроизведение и передача информации зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включённые в процесс общение [1, с. 18-19].

Интерактивный блок общения

В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников: содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов), противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия), бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).

Среди стратегий гуманитарных взаимодействий исследователи выделяют:

1. Сотрудничество: активная помощь друг другу в достижении результата.

2. Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу.

3. Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

4. Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Может проявиться в явной или завуалированной форме.

5. Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении цели деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия).

6. Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства [1, с. 33-34].

Перцептивный блок общения

Перцептивная сторона общения выстроена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении [1, с. 49].

Общение, осуществляемое в любом образовательном учреждении, может быть описано с позиции всех рассмотренных выше характеристик. Проблема, возникшая по любому из названных параметров, может выступить провокатором педагогического конфликта. Для предотвращения осложнений в сфере педагогического общения специалистами разработан и успешно апробирован на практике алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.

8. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: «КСП», Институт психологии РАН, 1997. – 224 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. – Гл. 20.

10. Путь к мастерству: психолого-педагогический практикум / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, Т.В. Ганина и др.; Под ред Л.К. Гребенкиной; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2004. – 108с. – С. 37.

 

 

Гражданское (трудовое, природоресурсное, уголовное, гржданско -

процессуальное и уголовно- процессуальное)

2)Об щественные отнош ения урегулированные правовыми нормами,

наз ываются правоотношениями.

В содержании правоот ношений выд еляются;

Во-п ервых,сами общественны е отно шения, связи, в котор ые вступают люди,организации между собой

Во-вторых, субъективные права и юридические обязанности, которые приобретают участники правоотношений, в результате правового регулирова ния гос ударства.

Субъективное право - это мера возможного_по_ведения участника правоотношений, которая предусматривается но рмой права. Субъективное право представляет его обладателю 3 возможности:

1. Действовать самостоятельно в рамках, установлеиных правовыми нормами

2. Требовать определённого поведения от других участников
^правоотношений

3. Обращаться к специальным органам с целью восстановления нарушенного права.

 

Юридическая обязанность – это мера должного поведения учасника правоотношения

Норма права устанавливает также субъектов правоотношений. Для признания субъектом правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью.

Дееспособность – это предусмотренная в праве способность лица или организации своими действиями самостоятельно осуществлять права и обязонности.

Пра воспособность - это спосо бность лица или организаци и быть
носителем с убъекти вных прав и юридических обязанностей.

Основными субъектами провоотношений являются физические лица и

органйзации. К физическим лицам относятся граждане, в том числе иностранцы и лица без гражданства.

Организациями как субъектами правоотношений рассматриваютсягосударство, государственные органы и должностные лица, общественные

организации, кооперативы, акционерные общества, государственные промышленные и иные предприятия.

Для осуществления государственной гражданско-правовой деятельности организации вступают в правоотношения как юридические лица.

Объектом правоотношений являются материальные, духовные и иные социальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения. Это могут быть вещи или нематериальные блага (например, честь и достоинство человека, защита которых предусмотрена в гражданском я уголовном законодательстве).

Правомерное поведение - это одна из разновидностей правового поведения. Правомерное поведение представляет собой поведение, соответствующее предписаниям норм права и не противоречащее целям законодателя.

Субъектами правомерного поведения могут быть как индивидуальные,
так и коллективные субъекты. К индивидуальным субъектам относятся граждане, должностные лица. Коллективными субъектами могут

рассматриваться государственные органы, организации, трудовые коллективы, государство и некоторые другие.

Виды правомерного поведения весьма многообразны. Основными его разновидностями являются:

> Использование права

> Исполнение обязанности

> Соблюдение запрета.

Подавляющая часть правовых поступков носнг правомерный характер. Однако имеют место правовые деяния (действия или бездействия), которые нарушают нормы права. Такие действия именуются правонарушениями.

общественн о-оласное противоправное, виновное

деяние, совершённое лицом, достигшим установленного правом возраста и вменяемым.


Правонарушения характеризуются своим составом, в который входят субъект, объект, субъективная и объективная стороны правонарушения.

Субьектом правонарушения являтся лицо, вменяемое и достигшее определенного возраста.

Обьектом правонарушения выступают те обшественные отношения, которым в результате противоправных деяний наносится ущерб.

Объективная сторона правонарушения включает в себя

а) Противоправное деяние, выражающееся в действии или бездействии

b) Общественно-опасные последствия, т.е. сам вред (ущерб)

с) Причинную связь между противоправным деянием и наступившим последствием.

Субъективная сторона, главным образом, характеризуется наличием вины. ВИНА - это психологическое отношение лица к своему противоправному деянию и его последствиям. Она проявляется в норме умысла или неосторожности.

Правонарушения д елятся на:

П реступлени я.

Про ступки.

Преступление - это_наиболее обшественно-опасное_ виновное деяние, которое пре дусм отрено в уголовном законода тельстве.

Проступок – это менее обшественно-опасное противоправное деяние,
наруш ающее гражданское, адмминистративное или дисциплинарное законодательство.Соответственно различают:

> Гражданские

> Административные

> Дисцнплинарные проступки.

Совершение преступлений и других правонарушений влечёт за собой наступление юридической ответственности. Юридическая ответственность неразрывно связана с государством и выступает как отношение между государством (в лице его органов) и субъектом, совершившим правонарушение.

Ю ридичес кая ответстве нност ь выполняет две функции;

О хранительная - связанная с охраной общественно-полезных

отношений.

Воспитательную, профилактичекую_ функцию, направленную на

исправление и перевоспитание правонарушителя, предупреждение в последующем возможных правонарушений.

Основанием юридической ответственности является правонарушение со всеми необходимыми признаками. Без правонарушения юридическая ответственность, как правило, не наступает.

В зависимости от видов правонарушений различают:

>Уголовные

>Гражданские

> Административные

>Дисциплинарная ответственность


 

.

Уголовнаяная ответственность наступает за совершение преступлений. Уголовной ответственности подлежит тот кто совершил конкретное преступление или был соучастником его совершения. Единственный государственный орган, уполномоченный привлечь к уголовной ответственности,-это суд, который своим приговором определяет меру наказания.

Административной ответственностью конкретного лица считается совершениеим административного правоарушение.Она проявляется в применении админист ративных взысканий (предуд преждение, штраф, конфискация, лишение социальных прав и др.), нал агаемых ко мпетентны ми государственными органами.

Дисциплинарная ответстве нность наступаает__впоследствии совершення ди сциплинарных нару шений. Дисциплинарные_ проступкив влекут за собой такие санкции, как замечание,

исключени студента из о бразов ательного учреждения.

Гражданско-пр авовая ответственность имеет _имущественный характер, так как гражданское право регулирует имущественные отнощения. Она носит компенсационную направленность, ибо преследует цель - восстановление нарушенных имущественных прав. Размер ответственности обычно должен соответствовать размеру причинённого вреда.

3) Законность - это систематребований, о_беспечивающая _режим, точного и неуклонного исполнения законон и других нормативно-правовых актов государством, его органами, различными организациям и обществами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. В этом плане требованием законности является верховенство зако'нбв'по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам, должное устранить противоречия между законодательной и исполнительной деятельностью.

Законность требует также прочного обеспечения прав, свобод граждан, общ ественных формированний,неприкосновенности личности.

Важным условием законности является действенное"предупреждение и пресечение правонарушений, обеспечение неотвратимости ответственности за подобное деяния, так как любое правонарушение одновременно представляет собой нарушение режима законности.

З аконность огран иченно связ ана с правопорядком. ПРАВ ОПОРЯДОК -это реалъно существующее урегулированное состояние общественных отношений. Правопорядок предполагает борьбу с любыми правонарушениями, применение к нарушителю мер государственного принуждения;восстановление_нарушенных прав.

Правопорядок связан с теми общественными отношениями, которые урегулированы правовыми нормами.


ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО.

1. Государственное право. Основы конституционного строя в РФ.

2. Предметы исключительного ведения государственных органов объектов РФ
(на примере Республики Татарстан).

3. Понятие основ правового статусаличности.

# 1. Государственное (конституционное) право - это самостоятельная отрасль, которую образуют совокупность государственно-правовых норм и правовых институтов, закрепляющих основы общественного строя и политики России, субъектов РФ, входящих в Российскую Федерацию; правового положения граждан» их прав, свобод и обязанностей; национально- государственного устройства, системы государственных органов власти и управления.

«Нормы государственного права закрепляют политическую и экономическую системы общества, основы деятельности государства в области социального развития и культуры, внешней политики, регулируют взаимоотношения государства и личности и др.

Важное место в государственном праве занимают нормы, определяющие состав и структуру России как многонационального государства, правовое положение субъектов РФ, входящих в состав Российской Федерации.

Нормы государственного права устанавливают также систему, порядок образования и принципы народовластия как политической основы государства, высших и местных органов государственной власти и управления» правосудия и правопорядка, закрепляют избирательную систему.

я К источникам государственного (конституционного) права относятся правовые акты, содержащие нормы государственно-правового характера. Главным источником государственного права является: Конституция'Российской Федерации;

Конституции субъектов РФ3 входящих в Российскую Федерацию, составляющие единую конституционную систему страны, в которой / урегулированы важнейш ие государственно-правовые отношения.

Основной закон ~ это фундамент правового государства, защитник
свободы и равенства граждан, порядка а организованности в обществе, гарант
принципов социальной справедливости. '.

Основы конституционного строя Российской Федерации, которые характеризуются основными принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

- ото такая организация государственной и

общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократическо-правовой характер и в нём человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей

ценностью, а их соблюдение и защ ита - основной обязанностью государства. Российская Федерация - федеративное государство.


 

Федерализм в России выступает,и прежде всего, как одно из

средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределение наций и народностей, проживающих на территории. Это получило своё выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств, автономных областей, автономных округов, а также преобразований одних форм национальной государственности в другие).

Суверенитет Российской Федерации провозглашается в Конституции РФ как одна из основ конституционного строя.

& Суверенитет государства - это свойство государства, самостоятельно и не зависимо от других государств, осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации -( главное выражение верховенства государственной власти.

Российская Федерация самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику, выступает субъектом международного права. Она - постоянный член совета безопасности ООН.

Российская Федерация является полноправным членом мирового сообщества.

Основа конституционного строя охватывает также принципы взаимоотношений государства и человека гражданина.

Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности; основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, называется гражданством.

2. Предметы исключительного ведения государств-енных органов объектов РФ (на примере Республики Татарстан).

,, Республика Татарстан установила предметы исключительного ведения республиканских органов государственной власти, исходя из Конституции РФ, Конституции Республики Татарстан, договора Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

I Республика Татарстан имеет свою Конституцию и законодательство.

Органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют полномочия государственной власти.

Новая Конституция Республики Татарстан была разработана, с учётом принципиальных положений Декларации «О государственном суверенитете» Республики и принята депутатским корпусом 6 ноября 1992 года.

Выражая волю многонационального народа Республики Татарстан, Конституция провозгласила государственный суверенитет неотъемлемым и


 

качественным состоянием Республики Татарстан и определила главную задачу - построение демократического, правового государства.

По Республике Татарстан функционирует система представительных органов государственной власти, начиная с государственного совета Республики Татарстан и заканчивая местными Советами народных депутатов» системой исполнительных органов государственной власти, включающая Президента Республики Татарстан, Кабинет Министров РТ, органы государственного управления, местную администрацию, а также система судебных государственных органов, состоящая из Конституционного Суда Республики Татарстан, Верховного суда Республики Татарстан, Высшего Суда Республики Татарстан, высшего Арбитражного Суда, Арбитражного Суда Республики Татарстан, городских и районных судов.

Порядок формирования, компетенции и характер взаимодействия

законодательных, исполнительных и судебных органов в Республике

,;, Татарстан позволяют сделать вывод, что она сочетает в себе черты как

парламентарной, так и президентской республики, т.е. является смешанной по

форме правления.

Деятельность государственных органов Республики Татарстан осуществляется с учётом принципа правового государства - верховенство законов и нх неуклонное соблюдение.

Конституция Республики Татарстан 1992 года - это Основной Закон суверенного государства.

1 Государственный суверенитет Республики Татарстан находит своё воплощение в формулировках:

а) О самостоятельном определении своего государственно-правового статуса, решении вопросов политического, экономического, социально-культур но го строительства;

Ь) О верховенстве законов Республики Татарстан на всей её территории; с) О статусе субъекта международного права; <1) О неприкосновенности территории Республики Татарстан; е) О договорной форме объединения с Россией,

Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан определяет принципы взаимоотношений двух государств, устанавливает разграничение компетенции России н Татарстана натри группы:

♦> Предметы исключительного ведения Республики Татарстан ♦> Предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан

Предметы исключительного ведения Российской Федерации закрепляет механизм реализации и защ нты договорных положений. Совокупность прав, свобод и обязанностей, зафиксированных конституцией РФ 1993 года, а достаточной мере характеризует основы правового статуса (положение) личности в обществе, регулирует общественное положение личности посредством норм о гражданстве, право субъективности, принципах взаимоотношения личности и государства, гарантия реализации прав и свобод.человека н.гражданина.


Основы правового положения личности в РФ заключает в себе

следующие элементы:

> Гражданство

> Право субъективность

> Принципы основ правового статуса личности-

> Основные права

> Свободы и обязанности - > Их гарантии.

Первым исходным элементом основ правового положения личности является гражданство. Оно определяет тот объем прав, свобод и обязанностей, которыми может обладать человек.

Вторым элементом правового положения личности является её право субъективность, которая состоит из правоспособности и дееспособности. Если правоспособность представляет собой способность гражданина иметь права, свободы и обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, то дееспособность - способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него свои основные права, свободы и обязанности.

Третьим элементом- основ правового положения личности являются принципы конституционно-правового статуса человека н гражданина.

К принципам основ правового положения личности Конституция РФ
относит:

1. Приоритет прав, свобод и законных интересов личности в обществе и
государстве

2. Принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации

3. Принцип соответствия прав и свобод человека и гражданина,
общепризнанным принципам и нормам международного права

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина

5. Принцип равенства

Четвертым элементом основ правового положения личности выступают:

> Основные права

> Свободы Обязанности

Прежде всего, Конституция РФ 1993 года закрепляет личные (гражданские) права и свободы; право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, неприкосновенность жилища, право пользоваться родным языком, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободы въезда и выезда; право свободно передвигаться; право выбирать место пребывания и жительства; свобода совести; свобода вероисповедания; свобода мысли и слова.

Далее следуют политические права и свободы. В числе политических прав провозглашенных Конституцией РФ - право на объединение; право проводить собрания, митинги, демонстрация, шествия, пикетирование; право


участвовать в управлении государством; право избирать и быть

избранным в органы государственной власти и органы, местного самоуправления» а также участвовать в референдуме; право доступа к государственной службе; право участия в отправлении правосудия, право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основной закон РФ 4993 года относит к экономическим, социальным и культурным'правам: право на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность; право частной собственности; право на труд; право на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование, свободу творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, надоступ к культурным ценностям.

Отличительной чертой новой федеральной Конституции 1993 года является то, что она впервые возводит в ранг конституционных прав человека как участника судебного процесса, а именно право защищать свои права и свободы, не запрещенными законами; право на рассмотрение дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом; право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпцию невиновности; право на пересмотр приговора вышестоящим судом; право на возмещение государством вреда и некоторые другие.

Наконец, Конституция РФ 1993 года фиксирует основные обязанности. Это - обязанности заботиться о детях или нетрудоспособных родителях, платить законно установленные налоги и сборы; охранять природу н окружающую среду; защищать отечество. Пятым элементом основ правового положения личности являются гарантии основных прав, свобод и обязанностей граждан. Они многообразны и закрепляются в законодательстве РФ, в тон числе конституционном, международных документах.


ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие система органов государства, разделение их функций.

2. Исполнительные и распорядительные органы, их система и компетенция.

3. Понятие и общая характеристика правоохранительных органов.

4. Правосудие. Система судов. Прокуратура. Органы предварительного
расследования. Органы безопасности. Органы юстиции.

1.Органы государства - это создаваемые на основе законов организационно-обособленные части государственного аппарата, призванные выполнять определенные части задач и функций государства и наделенные для этого необходимым объемом полномочий юридически - властного характера (компетенцией).

Для уяснения этого достаточно сложного определения попробуем выделить его главные составные части.

Во-первых, органы государства саздаются государством на основе

законов или в другом установленном конституцией порядке.

Во-вторых, орган государства - звено государственного аппарата.В свою очередь государственной аппарат представляет собой систему взаимосвязанных органов государства, призванных осуществлять функции и задачи государства.

В-третьих, органы государства в отличие от общественных организаций, наделены государственными, властными полномочиями. Компетенция, как объём и воплощение властных полномочий, устанавливается Конституцией, законами и другими правовыми актами.

.Все органы государства связаны межл у собой то есть_образуют систему
органов государства. В зависимости от задач, функций, характера колдетхнции
в системе органов государства выделяю 4вяда органов:
; ♦> Предетавительные органы государств ен ной власт и.

♦ Органы государственного управления (исполнительные и распорядительные органы).

♦> Органы правосудия

♦> Органы контроля и надзора

Согласно ныне действующей Конституции Республики Татарстан, органами государственной власти признаются представительные органы -Государственный Совет Республики Татарстан и местные. Советы народных депутатов. В Республике Татарстан к представительным органам государственной власти относятся:

> Государственный Совет Р&спубликн Татарстан

> Районные

> Городские

> Районные (в городах).Советы народных депутатов.
Органы государственной власти делятся на:

•> Высшие - Государственный Совет


Местные - районные, городские, районные (в городах)

Советы местных депутатов.

Представ ительным и законодательным органом государственной власти в Российской Федерации является Федераль ное собр ание - п арламент Российской Федерации. Он состоит нз двух палат:

Совет Федерации

Государственная дума

Совет Федерации одобряет федеральные законы, принятые Государственной Думой.

Главным направлением деятельности Государственной Думы является принятие федеральных законов наряду с этим Госдума так же, как и Совет Федерации, имеет полномочия по формированию других органов государства.

2) Исполнительные и распорядительные органы представляют собой разновидность органов государства.

Наряду с органами законодательной и судебной власти они осуществляют государственную власть от имени государства в пределах своей компетенции, которая устанавливается конституцией и другими законами.

Главная задача, исполнительных и распорядительных органов -

испо лнение и п рименение законов. Важнейшим признаком исполнительных и распорядительных органов является организующий характер их деятельности в экономической» социальной и политической сферах жизни общества.

Исполнительные и распорядительные органы можно классифицировать по территориальному масштабу деятельности (центральные и местные), по порядку и способу образования (образуемые Конституцией и образуемые другими органами государства), по объему и характеру компетенции (органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции), по порядку разрешения подведомственных вопросов (коллегиальные и едино начальные), по источникам финансирования (бюджетные и хозрасчетные).

В самом общем виде система исполнительных и распорядительных органов состоит из центральных и местных органов. В состав центральных органов входят;

1. Президент и правительство - органы общей компетенции.

2. Министерства'- органы отраслевой компетенции

3. Комитеты и ведомства- органы межотраслевой компетенции

В состав местных органов входят:

1. Глава местной администрации - орган общей компетенции

• Отделы

• Управления

• Комитеты

• Комиссии при главе администрации - органы отраслевой и
межотраслевой компетенции.

Президент занимает особое положение среди органон государства. В первую очередь он является главой государства и представляет своё государство (Россию, Татарстан) внутри страны и международных-отношений.


Наряду с полномочиями главы государства, Президент обладает полномочиями исполнительного и распорядительного -характера. Президент возглавляет систему органов государственного управления, направляет деятельность местных администраций, представляет на утверждение Государственному совету кандидатуры премьер-министров и членов Кабинета Министров, вносит предложения об образовании и управлении министерств и государственных комитетов Республики Татарстан. Президент вправе отменять постановления и распоряжения членов Кабинета Министров, акты глав администраций районов и городов республиканского подчинения в случае противоречия их Конституции Республики Татарстан и указам Президента. Аналогичные полномочия исполнительного и распорядительного характера закреплены в Конституции РФ за Президентом Российской Федерации.

Следует отметить что для выполнения широких полномочий, которыми обладает Президент, в настоящее время создается достаточно большой управленческий аппарат при Президенте. Этот управленческий аппарат называется в РФ Администрацией Президента.

Всю систему_ исполнительных и распорядительных органов

возглавляет правительство. В Рес публике Татарстан оно называется Кабинетом Министров. Правительство правомочно решать все вопросы государственного управления, насколько согласно Конституции, они не входят в компетенцию Президента, Как орган общей компетенции, Правительство разрабатывает и обеспечивает исполнение государственного бюджета, представляет отчёты о его исполнении, обеспечивает комплексное, экономическое и социальное развитие республики, осуществляет внешнеэкономическую деятельность, организует управление государственной собственностью, осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, законности, соблюдению прав и свобод граждан, осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и указами Президента.

Министерства руководят соответствующей отраслью управления на территории республики.

Государственные комитеты и другие органы государственного управления такие, как департамент, надзоры, инспекции, службы, управления, агентства, осуществляют межотраслевое управление.

Местная администрация как исполнительный и распорядительный орган действует в рамках соответствующей административно-территориальной единицы (край, область, округ, район, город, район в городе, посёлок, село). В её компетенцию входят:

> Обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан

> Обеспечение комплексного экономического и социального развития
своей территории, руководство подчиненными ей предприятиями,
учреждениями и организациями, контроль и координация
деятельности государственных органов, общественных объединений,
неподчиненных ой организаций, находящихся на соответствующей территории.


Местной администрацией руководит глава администрации. Для выполнения её задачи и компетенции в составе местной администрации создаются комитеты, управления, отделы и другие структурные подразделения.

3. Правоохранительные органы - это такие государственные органы, которые имеют целью обе спече ние законности и правоп о рядк а, защиту прав и законных интересов субъектов права и общества в целом, предупреждение и пресечение пр авонарушен ий, а также применение мер государственного принуждения к правонарушителям…

И сходя из этого, к правоохранительным органам могут быть отнесены следующие органы и организации:

♦> С уды общей ком петенции

♦> Арбитражные суды ♦>' Прокуратура

•> Органы предварительного расследования

♦> Милиция

♦> Органы безопасности

♦ Органы юстиции
♦> Адвокатура

Нотариат.

4. Правосудие - одна из форм государственной деятельности наряду с

осуществлением государственной власти и управления

Черты:

> Осуществление правосудия только судом

> Осуществление правосудия путём рассмотрения и разрешения
уголовных и гражданских дел

> Осуществление правосудия только в рамках установленной законом

• особой процедурой - уголовного и гражданского процесса

> Осуществление правосудия с целью разрешения гражданско-
правовых споров и дел об уголовных преступлениях и обеспечения
возможности применения к правонарушителям мер государственного
принуждения (ст.116 Конституции РФ, ст.131 и ст. 136 Конституции
РТ).

Правосудие можно определить как деятельность организованного на демократических принципах суда по рассмотрению и разрешению уголовных й гражданских дел в рамках установленной законом процедуры с целью обеспечения возможности применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Задачами правосудия являются:

v Укрепление законности и правопорядка, предупреждений и иных правонарушений

v Охрана от всяких посягательств, закрепленных в Конституции общественного строя, политической и экономической системы


государства, социально- экономических, политических и

личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантированных Конституцией и иными законами, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций

Под судебной системой понимается совокупность судебных учреждений, объединённых единством задач и принципов построения, руководствующихся единым законодательством и обладающих собственной компетенцией. По общему правилу судебная система строится применительно к национальному и административно - территориальному устройству.

С понятием судебной системы непосредственно связаны понятия подсудности и инстанционности. ПОДСУДНОСТЬ - это свойство уголовного или гражданского дела, благодаря которому оно подлежит рассмотрению тем или иным судом.

В свою очередь инстанционность определяет формы и задачи судебной

деятельности. Суд, рассматривающий по существу дело с вынесением

приговора по уголовному или решения по гражданскому делу, является судом

первой инстанции. Им может быть любой суд. Суд, рассматривающий дело по

кассационной жалобе или протесту на вынесенный, но не вступивший в

законную силу приговор (решение), является судом второй, кассационной

инстанции.

Районный (городской) суд - основное звено судебной системы. Им рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел. Районный (городской) суд возглавляется председателем. Для обеспечения работы суда образуется канцелярия - либо общие, либо отдельные по уголовным и гражданским делам. Исполнение судебных решений и приговоров в части имущественных взысканий возлагается на судебных исполнителей.

Судебная система Российской Федерации состоит нз....З видов.„судебных органов:

1. Конституционный суд РФ

2. Верховный суд РФ

3. Высший Арбитражный суд РФ, высшие арбитражные суды

республик.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнение законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечения виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Принципы организации и деятельности прокуратуры. Органы прокуратуры:

> Составляют единую централизованную систему с подчинением
нижестоящих вышестоящим

> Осуществляют свои полномочия независимо от иных
государственных органов и общественных организаций

> Действуют гласно, в той мере, в какой это противоречит требованиям
закон


> Информируют государственные органы в население о состоянии законности.

Сознание и деятельность политических партий и их организаций в органах прокуратуры не допускается.

Низшим и основным звеном в системе органов прокуратуры является прокуратура города и района, а также приравненные к ним прокуратуры.

Срок полномочий Прокурора РТ и всех нижестоящих прокуроров, назначаемых Прокурором РТ - 5 лет.

В РФ возглавляет прокуратуру Генеральный Прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении прокурорского работника могут быть возбуждены только с согласия вышестоящего прокурора.

Органами, осуществляющими предварительное расследование, являются органы дознания и органы предварительного следствия.

Органами дознания в соответствии с законом являются:

*> Милиция

•> Командиры воинских частей, соединений и начальники высших военных учреждений по делам о преступлениях

♦> Органы безопасности

♦> Начальники исправительно-трудовых учреждений

♦> Органы государственного пожарного надзора

♦> Органы пограничной охраны

♦> Капитаны морских судов

♦> Органы налоговой полиции

♦> Таможенные органы.

В обязанности органов дознания входит принятие необходимых мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также предупреждение о пресечении преступления.

К органам предварительного следствия относятся следователи прокуратуры МВД и органов безопасности.

Предварительное следствие является основной формой предварительного расследования и проводится по всем уголовным делам за исключением дел частного обвинения, дел с протокольной формой досудебной подготовки материалов, а также дел, по которым расследование в целом осуществляется органам и дознания.

Милиция - это совокупность государственных органов исполнительной власти в системе Министерства Внутренних дел РФ (МВД), призванная защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, наделённых правом применения мер принуждения, действующих на основе законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.

В состав милиций входят подразделения наружной службы, уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, паспортной работы


Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), строевые и

специальные части и подразделения, специальные школы, учебные пункты, научно-исследовательские и другие заведения и учреждения.

Милиция наделена законом широким кругом прав и обязанностей.

В установленных законом случаях милиция вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

ОРГАНЫ БЕЗОПАСНОСТИ, На территории РФ деятельность органов безопасности регламентируется Конституцией РФ, законом «О внешней разведке», а также Положением «О Федеральной службе контрразведки РФ».

Задачами органов Федеральной службы- контрразведки (ФСК) являются:

Ø Выявление, предупреждение и пресечение разведывательной, подрывной деятельности иностранных спец. служб

Ø Обеспечение Президента РФ информацией об угрозах безопасности РФ '

Ø Добывание разведывательной информации об угрозах безопасности РФ

Ø Борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, с незаконными вооруженными
формированиями

> Обеспечение сохранности государственных секретов РФ
>лКонтрразведовательное обеспечение оперативного прикрытия

государственной границы РФ (ст.4 Положения).

ФСК подчинена непосредственно Президенту РФ.

Министерство юстиции РФ является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции. Его деятельность регламентируется Положением «О Министерстве юстиции РФ»- В соответствии с данным Положением на Министерство юстиции РФ возлагаются следующие основные задачи:

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности
Президента РФ.

2. Организационно-правовое обеспечение судебной реформы.

3. Обеспечение необходимых условий функционирования судов общей

юрисдикции и военных судов.

4. Государственная регистрация нормативных актов центральных

органов федеральной исполнительной власти.

5. Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

6. Организация и развитие системы юридических услуг.

7. Обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции,

повышение квалификации кадров.

8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов

граждан (ст. 3 Положения).


ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1 Понятие, предмет, метод, источники гражданского права

2. Участники гражданско-правовых отношений. Правоспособность и
дееспособность.

3. Юридические лица.

1. Гражданское право как отрасль права- это система взаимосвязанных
единством предмета и метода правового регулирования норм, которая
определяет и регулирует правовые положения (гражданско-правовой статус)
участников, гражданского оборота, регулирует и охраняет имущественные,
личные, неимущественные и некоторые организационные отношения,
складывающиеся между имущественно обособленными субъектами на началах
юридического равенства и инициативы их участников.

Понятие гражданского права как отрасли права раскрывается прежде всего через его предмет, то есть через содержание тех общественных отношений, которые подвергаются гражданско-правовыми способами. В него включают, наряду с определением правового положения, участников гражданского оборота, основания возникновения и порядка осуществления права" собственности, других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности как предпосылочными условиями этого участия.

1. Имущественные отношения

2. Личные неимущественные отношения, не связанные с имуществом

3. Личные неимущественные отношения, связанные с имуществом

4. Организационные отношения.

Основную часть предмета гражданско-правового регулирования, составляют имущественные отношения, которые складываются между субъектами гражданского права по поводу материальных ценностей (объектов, имеющих потребительскую стоимость, полезность). Это взятые человеком у природы (используемые им) или созданные человеческим трудом объекты (земельные участки, полезные ископаемые, имущественные комплексы» предприятия, здания, сооружения, механизмы, продукты питания и т.д.), Объектами особого рода являются ценные бумаги - акции, облигации, чекн, векселя и т.д.

Имущественные отношения принято определять как социальную связь (связь между физическими и юридическими лицами) по поводу владения, пользования и распоряжения материальными бумагами - средствами производства и предметами потребления.

Различия между имущественными и иными отношениями как предметом гражданско-правового регулирования проявляются через то, по поводу чего такие отношения складываются т.е. через объекты гражданских правоотношений.


 

 

Первая группа отношений - имущественные, они

складываются по поводу вещей, результатов действия и услуг.

Вторая группа отношений - личные неимущественные отношения, связанные с имуществом. Обычно к ним причисляются отношения, складывающиеся по поводу создания и использования продуктов творческой деятельности.

Третья группа отношений - личные неимущественные отношения, не связанные с имуществом. Они складываются по поводу таких благ, которые в отличие от вышеописанных, не являются непосредственным результатом определённой деятельности.

К четвертой группе гражданских правоотношений относятся организационные отношения гражданско-правового характера. Они являются предпосылкой, первой стадией возникновения имущественных отношений, большей частью в тех случаях, когда эти отношения возникают на основании планово-административных актов.

Гражданско-правовому регулированию вышеназванных общественных
отношений присущ свой метод, под которым понимается совокупность
приемов, способов воздействия на участников тех или иных гражданских
отношений. * *

Под системой гражданского права понимается совокупность всех институтов гражданского права - это совокупность норм, регулирующих внутри отрасли ту или иную однородную группу отношений (например, институт купли-продажи, институт права собственности, наследственное право и т.д.).

Система гражданского права предполагает источники данной отрасли права. Среди источников любой отрасли права первостепенное значение имеет Конституция страны.

Важнейшим источником регулирования гражданских правоотношений является Гражданский кодекс страны.

Источниками гражданского права являются также подзаконные акты, указы Президента РФ, постановление Правительства РФ, приказы и инструкции Министерств (ведомств) общенормативного характера и др. Нормы гражданского права регулируют общественные отношения, реально существующие между людьми. В результате такого воздействия они обретают вид гражданских правоотношений. Субъектами гражданских правоотношений могут быть:

♦ Физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства)

•> Юридические лица (государство, республики, края области)

♦> Города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)

♦> Автономная область

•> Автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Способность быть субъектом гражданского права именуется ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТЬЮ. Эта гражданско-правовая


 

категория раскрывается в двух применяемых в законодательстве понятиях: гражданская правоспособность и дееспособность.

Гражданская правоспособность - это способность иметь гражданские права и обязанности, признаваемая в равной мере за всеми людьми. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается в связи с его смертью. Закон широко определяет содержание правоспособности граждан, предоставляя им возможности:

> Иметь имущество на праве собственности

> Наследовать и завещать имущество

> Заниматься предпринимательской или любой иной не запрещенной
законом деятельностью

> Создавать юридические лица самостоятельно или совместно с
другими гражданскими и юридическими лицами; совершать любые не
противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах

> Избирать место жительства

> Иметь иные имущественные и личные неимущественные интересы и
права.

Дееспособность - это способность своими действиями приобретать гражданские права н обязанности, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет именуют ограниченную дееспособность: они могут вступать в сделки с согласия родителей. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет могут самостоятельно совершать лишь мелкие бытовые сделки.

Ограниченную дееспособность имеют граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотиками ставят свою семью в тяжелое материальное положение, этим признаются судом ограниченные дееспособности.

Существует группа абсолютно недееспособных граждан, которые
вследствие психического расстройства не могут принимать значение своих действий и руководить ими. Недееспособными их признаёт суд.

Самостоятельно они не могут совершать никаких сделок.

Для того чтобы лица недееспособные и ограниченно дееспособные могли быть полноценными участниками гражданских правоотношений, над ними устанавливается опека или попечительство.

• 3. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, которая осуществляется органами юстиции, в порядке, определяемой -законом.о регистрации юридических лиц. По закону для регистрации необходимо



представление учредительных документов, важнейшие из которых

устав юридического лица, либо только учредительный договор. Юридические лица подразделяются на два типа:

> Коммерческие

> Некоммерческие организации.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Юридические лица по типу некоммерческих организаций могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Юридические лица в лице коммерческих организаций, могут создаваться

в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных

кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

Правоспособность юридических лиц именуется специальной, так как они могут иметь только такие гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах и нести соответствующие этой деятельности обязанности.

Деятельность юридического лица, а следовательно его правоспособность в дееспособность прекращается либо реорганизацией юридического лица, либо его ликвидацией,

Реорганизация юридического лица может быть осуществима по

решению его учредителей (участников) или органа юридического лица,

уполномоченного на то учредительными документами. Названные лица могут

осуществлять и ликвидацию юридического лица, кроме того, возможна

ликвидация юридического лица по решению арбитражного суда. То же при

истечении срока, на который было создано юридическое лицо или достижение

цели, ради которой оно создавалось.


1. Право собственности, ею виды.

2. Осуществление и защита права собственности.

3. Гражданско-правовой договор. Понятие, содержание, заключение.

1. Право собственности, как правовой институт - это система юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность (присвоенность) имущества (вещей) определённым лицам, коллективам, государству и другим субъектам гражданского права. В этом смысле право собственности определяет основания и способы приобретения и прекращения права собственности, объем и содержание прав собственников в отношении принадлежащего им имущества, способы и пределы осуществления этих прав.

Право собственности конкретного лица (субъективное право) обычно определяется как мера дозволенного поведения собственника, реализующегося через триаду правополномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Однако такими же полномочиями обладают и не собственники на основе правового титула - договора, административного акта (например, государственные предприятия, действующие на правах хозяйственного ведения, наниматели жилых помещений, арендаторы).

Правомочие владения заключается в основном на законе фактического обладания вещью (физическое господство на вещью), создающем возможность непосредственного воздействия на нее.

Правомочие пользования понимается, как право извлекать из вещи е$ полезные свойства (эксплуатировать имущество, потребление приносимых им плодов и доходов).

Правомочие распоряжения - это право определять юридическую судьбу вещи. Его реализация может вести либо к переходу права собственности к другим лицам, либо к временному представлению другим лицам указанных

выше право полномочии.

Форма (вид) -права собственности - совокупность правовых норм (правовой институт), закрепляющих принадлежность материальных благ определенным субъектам и устанавливающих правовой режим соответствующего имущества.

ГКРФ, Закон «О собственности» Республики Татарстан устанавливают равенство всех форм собственности и не допускают ограничений или имуществ в осуществлении права собственности а зависимости от формы собственности.

Формы собственности:

1. Частная собственность подразделяется на собственность граждан и собственность юридических лиц.

Граждане вправе заниматься любыми видами деятельности, кроме прямо запрещенных законом, и для её осуществления могут иметь в собственности средства производства, в той числе предприятия, земельные участки, рабочий я продуктивный скот, оборудование и инструменты, здания и сооружения. Они могут владеть акциями предприятий, банков, могут иметь доли в


 

имуществе юридических лиц и иметь в собственности имущество потребительского назначения.

Юридические лица с правом частной собственности на имущество могут образовываться либо в результате выкупа (передачи) государственного имущества, либо вследствие образования юридических лиц за счет вкладов граждан и организаций, предприятий собственников, либо за счет имущества отдельного гражданина. Это могут быть хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, предпринимательские объединения.

2. Собственность общественных объединений (партий, профсоюзов,
творческих союзов, общественных фондов, религиозных организаций и пр.).

3. Государственная и муниципальная (коммунальная) собственность.
Государственная собственность по своему удельному весу и по экономической
значимости объектов, относящихся в настоящее время к государственной
собственности, остаётся пока что преобладающей формой собственности, хотя,
в соответствий с законодательством о приватизации, происходит ее дробление
и преобразование в частную и смешанную форму.

В России государственная собственность включает в себя федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, собственность автономных образований, краев и областей. Эти субъекты как собственники независимы друг от друга и не отвечают но обязательствам друг от друга. На отдельные объекты может устанавливаться право общей собственности указанных субъектов.

4. Собственность иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций
и государств. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют такие же
права собственности, как граждане России или Татарстана.

5. Смешанная собственность. Действующее законодательством о
собственности допускает существование общей собственности граждан и
юридических лиц, в том числе и иностранных.

Допускается объединение имущества, находящегося в частной,

государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений.

2. собственнику принадлежат широкие полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Оно может быть использовано для личного (семейного) потребления, по поводу его могут заключаться разнообразные сделки, не связанные с прекращением права собственности (сдача в наём, аренду, залог, на хранение), либо прекращающие его (дарение, купля-продажа, заём, поставка), оно используется также для осуществления предпринимательской и иной деятельности. Собственник может осуществлять эти права как лично, гак и через представителя, либо на определенных условиях передавать эти полномочия создаваемым им предприятиям и учреждениям (право хозяйственного ведения и право. оперативного управления), доверительному управляющему (договор о граете).

Как уже отмечалось, закон признаёт равенство всех форм собственности и представляет им равную защиту.


Собственник должен осуществлять свои права таким образом, чтобы не нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц.

Он несёт риск случайной гибели, порчи, повреждения своего имущества.

Он должен воздерживаться от злоупотребления своим монопольным положением,,от использования недобросовестных способов и методов предпринимательства (недобросовестная конкуренция), он обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан, имуществу других лиц и окружающей среде.

Собственник обязан заботится о своём имуществе под угрозой его изъятия.

Защита права собственности обеспечивается нормами не только гражданского, но и уголовного, административного права.

Гражданскому праву присущи специфические способы защиты гражданских прав, в том числе прав собственника. Они осуществляются судом, арбитражным судом, третейским судом, патентным судом, путём признания права (в случае спора между несколькими лицами о том, кто является собственником вещи), восстановления положения, существовавшего до нарушения права и прекращения действий, нарушающих право или угрозу его нарушения (возврат имущества, полученного по сделке с недееспособным лицом., выселение граждан из самовольно занятого дома), принуждение к исполнению обязанности в натуре (обязанность вернуть ту же вещь, а не её стоимость), взыскания убытков (например, в случае повреждения вещи), прекращения или изменения правоотношений, признания недействительным несоответствующего законодательству акта органа государственного управления или местного органа государственной власти.

Для защиты нарушенного права собственности могут быть предъявлены вещно-правовые и обязательственно-правовые иски.

К вещно-правовьм относятся:

1. Требование об изъятии своего имущества нз чужого незаконного владения
(виндикационный иск)

2. Требование собственника об нарушении не связанных с лишением
владения, но препятствующих (затрудняющих) пользованию,
распоряжению.

Обязательственно-правовые иски - это либо иски, связанные с нарушением договора (требование собственника вернуть ему, вещь, предоставленную другому гражданину по договору имущественного найма или переданную на хранение, в залог, в случае отказа ее возврата).

3. Договор «это двух или многосторонняя сделка, то есть соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений.

Договоры делятся по предмету на договоры о передаче имущества, выполнении работ, оказании услуг>.использовании

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Медиаторская деятельность менеджера по персоналу | Основные этапы становления современной культурологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.382 сек.