в отличие от Данилевского и Шпенглера, утверждавших дискретность исторического развития, К. Ясперс предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Ввел понятие «осевое время».
Теория осевого времени К.Ясперса
Осевое время
духовный процесс середины I тыс. до н.э. (800-200 гг. до н.э.)
Суть процесса
пробуждение индивидуального,рефлексивного сознания; борьба рационального опыта с мифом.
Рефлексия (позднелат. обращение назад.) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов (размышление, самонаблюдение, самопознание)
География духовного процесса
Китай, Индия: появление различных направлений философии;
Иран – учение Заратустры;
Палестина – появление пророков;
Греция – Гомер, Архимед, Сократ, Платон
Результаты духовного процесса
- появление основных категорий и понятий, используемых и сегодня;
- формирование основ мировых религий;
- появление человека, тип которого сохранился до нашего времени
Понимание различий Востока и Запада в современной культурологии:
это – не география, а различия двух типов культур как двух ветвей мировой культуры, развивающихся одновременно, но по-разному (а не как высшая и низшая стадии)
Различия в культурах Востока и Запада (примеры)
Запад
Восток
Философия
На первом плане – идея Бытия; стремление к точному словесному выражению истин; мудрость предполагает владение даром слова
На первом плане – идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером
Особенности поведения
Активность; погоня за «благами» цивилизации; разнообразие и лабильность норм социального поведения; стремление к творчеству; расшатывание традиций; ускоренный темп жизни
Самоизоляция человека от внешнего мира и уход его во внутреннюю духовную жизнь.
В этических установках Востока существует тенденция к созерцательности и консерватизму.
Основа восточной культуры – традиция, а не революция.
Неоэволюционизм
(60-е гг. XX в.):
использует идеи универсальной эволюции и ее многолинейности (мультилинейности):
- теория универсальной эволюции,
- теория мультилинейной эволюции,
- теория специфической эволюции
Теория универсальной эволюции
Л.Уайт, Г.Чайлд
Выявляет основные закономерности культурно-исторического процесса, его общую тенденцию развития, а также тенденцию развития основных культурных форм: подсистем и векторов культуры.
Л.Уайт: в рамках эволюционизма предлагает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного развития и сравнительного анализа культур
Теория мультилинейной эволюции
Д.Стюард
(1902-1972)
Культура – особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к условиям, специфическим для каждой культуры.
Общества, находящиеся в сходных природных условиях и примерно на одинаковом уровне технологического развития, эволюционируют сходным образом.
Отсюда: феномен «параллельной эволюции», «множественности эволюции» (совпадение процессов развития обществ, не имеющих контактов между собой, географически расположенных далеко друг от друга).
Ввел понятие «культурной экологии»: процесс адаптации и взаимоотношения культуры с окружающей средой.
Теория специфической эволюции
М.Салинс, Э.Сервис
Изучение локальных культур в диахронном аспекте (по мнению авторов, эта теория дополняла универсальную теорию, в которой, как в крупноячеистой сети, терялись конкретные культуры)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление