Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркетинговые исследования в системе маркетинга




Тема 1. Содержание и направление маркетинговых исследований в строительной отрасли

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кафедра менеджмента, управления проектами и логистики

СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ

ПРИДНЕПРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

"МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА"

 

Опорный конспект лекций

 

 

 

 

Днепропетровск 2009

 

Маркетинговые исследования в области строительства: Опорный конспект лекций для специальности “Менеджмент организации”.

/ Составитель: Котуранова Т.В. – Днепропетровск, ПГАСиА, 2009, 77 с.

 

 

Опорный конспект лекций подготовлен в соответствии с учебной программой по дисциплине "Маркетинговые исследования в области строительства". Опорный конспект лекций посвящен изучению комплексной концепции маркетинговой деятельности разнообразных фирм (предприятий) в строительной отрасли.

Структура опорного конспекта лекций предусматривает детальное изучение содержания сущности маркетинговых исследований, методологическим аспектам проведения маркетинговых исследований, их организации и процесса. Значительное место отведено определению методам сбора данных, составлению анкет, разработке выборочного плана и определению объема выборки.

Конспект лекций будет оказывать содействие закреплению, систематизации и углублению теоретических знаний студентов при изучении дисциплины "Маркетинговые исследования в области строительства". Предназначено для студентов высших учебных заведений экономических специальностей.

Составитель: Т.В. Котуранова, к.э.н., доцент кафедры менеджмента, управления проектами и логистики ПГАСиА
Ответственный за выпуск: В.Т.Вечеров, д.т.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента, управления проектами и логистики ПГАСиА

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ ……………..……………………………..............................  
ТЕМА 1. Содержание и направление маркетинговых исследований в области строительства………………………………………………………………………………………..  
1.1. Маркетинговые исследования в системе маркетинга 1.2. Цели и варианты проведения маркетинговых исследований 1.3. Основные направления маркетинговых исследований 1.4. Методы проведения маркетинговых исследований  
ПРАКТИКА 1. Выбор методов проведения маркетинговых исследований.....……………  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 1………………………  
ТЕМА 2. Методические аспекты проведения маркетинговых исследований …………….  
2.1. Сущность маркетингового анализа 2.2. Анализ конкурентов 2.3. Анализ потребителей 2.4. Анализ поставщиков  
ПРАКТИКА 2. Сегментация.…....……………..……………………………………………...  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 2………………………...  
ТЕМА 3. Организация и процесс маркетинговых исследований.…..………………………  
3.1. Регулирование отношений в сфере маркетинговых исследований 3.2. Организация маркетинговых исследований 3.3. Процесс маркетингового исследования  
ПРАКТИКА 3. Принципы измерений и шкалирования..........................................................  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 3…………………………  
ТЕМА 4. Эксперименты и их роль в проведении маркетинговых исследований  
4.1. Постановка экспериментов 4.2. Понятие экспериментальных исследований 4.3. Типы экспериментов  
ПРАКТИКА 4. Подготовка и проведение маркетинговых исследований.…..……………  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 4………………………....  
ТЕМА 5. Информация в маркетинговых исследованиях ……….…………………………..  
5.1. Организация работы с информацией 5.2. Структура маркетинговой информации 5.3. Определение типа требуемой информации и источников ее получения 5.4. Синдикативная информация.  
ПРАКТИКА 5. Правила работы с информацией ………………..........................................  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 5………………………..  
ТЕМА 6. Определение методов сбора даннях: методы качественных исследований ……  
6.1. Общая характеристика методов сбора данных 6.2. Методы качественных исследований: 6.2.1. Наблюдение как метод маркетинговых исследований 6.2.2. Метод фокус-группы 6.2.3. Глубинное интервью, анализ протокола и проекци­онные методы 6.2.4. Метод экспертных оценок  
ПРАКТИКА 6. Факторы, учитываемые при проведении маркетингового исследования...  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 6……………………….  
ТЕМА 7. Количественные методы сбора пер­вичных данных или методы опроса ……….  
7.1. Характеристика методов опроса 7.2. Массовые опросы как форма маркетинговых исследований 7.3. Методы проведения опросов 7.4. Особенности работы с панелями  
ПРАКТИКА 7. Организация опроса экспертов …………………………………………….  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 7…………………………  
ТЕМА 8. Составление анкет ……….…………………………………………………………  
8.1. Анкета и особенности её разработки 8.2. Виды вопросов в анкете 8.3. Факторы, учитываемые при выборе формата вопросов 8.4. Обстоятельства, учитываемые при составлении анкет  
ПРАКТИКА 8. Пример составления анкеты ………………………………………………..  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 8…………………………  
ТЕМА 9. Разработка выборочного плана и определение объема выборки ………………  
9.1. Процедура выборки 9.2.Этапы разработки выборочного плана. 9.3. Определение объема выборки  
ПРАКТИКА 9. Содержание отчёта о результатах маркетингового исследования………..  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 9………………………….  
ТЕМА 10. Маркетинговая информационная система ………………………………………  
10.1. Понятие и элементы маркетинговой информационной системы 10.2. Эффективность работы информационной системы 10.3. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности  
ПРАКТИКА 10. Международные маркетинговые исследования…………………………..  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 10  
ТЕМА 11. Маркетинговые исследования рекламной деятельности ………………………  
11.1. Направления изучения рекламы 11.2. Исследования эффективности рекламоносителей 11.3. Исследование рекламной эффективности средств массовой информации  
ПРАКТИКА 11. Мониторинг………………………………………………………………….  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 11  
ТЕМА 12. Тестирование продукта ……………………………………………………...……  
12.1. Тест-маркетинг 12.2. Техника тестирования 12.3. Тестирование цены  
ПРАКТИКА 12. Программное обеспечение маркетинговых исслеований………………  
Контрольные вопросы и самостоятельная работа по теме 12  
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ………………………………………………………  
лИтература…………………….…………………………...................................................  

 


Становление системы маркетинговых исследований в Украине - одна из важных проблем в системе маркетинга. Ее решение по силам лишь высококвалифицированным специалистам, вооруженным соответствующими знаниями и привычками.

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, расширением возможностей внешнеэкономической деятельности значительно возрос интерес к маркетингу как концепции рыночного управления.

Маркетинговые исследования являются обязательным условием успеха товаров, предлагаемых на рынке. Они эффективны в том случае, когда рассматриваются не только как процесс получения труднодоступной коммерческой информации, но и как средство, которое обеспечивает управление организации аналитическими выводами об изменениях маркетинговой среды с целью улучшения возможностей системы управления. Таким образом, маркетинговые исследования являются той основой, с помощью которой разрабатываются и принимаются все решения, так как в условиях нестабильности рыночных ситуаций необходимо знать положение на рынке в каждый момент времени, уметь предусматривать завтрашние изменения. Это разрешит принимать такие решения, которые помогут предприятиям получать необходимую прибыль для дальнейшего их развития.

Все это обуславливает необходимость изучения дисциплины «Маркетинговые исследования в области строительства».

Учебный курс "Маркетинговые исследования в области строительства" имеет тесную связь с такими дисциплинами как: «Маркетинг», «Маркетинговые услуги в строительстве», «Статистика», «Социология», «Психология» и др.

Предметом курса являетсяизучения целей, задач и методов маркетинговых исследований в области строительства, общие закономерности развития и инструментария маркетинговых исследований в области строительства, которые обеспечивают информацией процесс принятия маркетинговых решений.

Цель дисциплины «Маркетинговые исследования в области строительства»: усвоение теоретических знаний и обретение практических привычек в области маркетинговых исследований в области строительства.

Задача дисциплины включает: получение студентами знаний о маркетинговых исследованиях в области строительства; получение навычек относительно практического применения организации и проведения маркетинговых исследований в области строительства, анализа полученной в ходе исследования информации.

Конспект лекций по дисциплине "Маркетинговые исследования в области строительства" содержит широкий круг вопросов, которые считаются базовыми для изучения этой дисциплины. Эти знания дадут возможность повысить уровень эффективности маркетинговых исследований, особенно при необходимости выборки в условиях большого количества альтернативных вариантов.

Эти и другие особенности маркетинговых исследований в области строительства содействуют выделению маркетинговых исследований в самостоятельную дисциплину, изучение которой поможет сформировать особый тип менеджеров - "менеджеров по маркетинговым исследованиям".

Представленный опорный конспект лекций направлен на достижение этой цели.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать: суть и основные этапы реализации маркетинговых исследований в области строительства; направления маркетинговых исследований; методы проведения маркетинговых исследований; порядок составления плана маркетинговых исследований; процедуру обработки собранной информации; содержание отчета о проведенных маркетинговых исследованиях, порядке его представления, а также уметь: определять цель маркетингових исследований; составлять план маркетинговых исследований; выбирать адекватные к мети методы реализации маркетинговых исследований; разрабатывать анкеты и формы для записи результатов наблюдения; проводить сбор, подготовку и анализ данных полученных по результатам маркетингового исследования; готовить отчет о проведенном маркетинговом исследовании и т.п.

Материалы разработки могут быть использованы как преподавателями во время планирования и организации учебного процесса, так и студентами во время подготовки к занятиям.

 


1.1. Маркетинговые исследования в системе маркетинга.

1.2. Цели и варианты проведения маркетинговых исследований.

1.3. Основные направления маркетинговых исследований.

1.4. Методы проведения маркетинговых исследований.

 

Маркетинг как система планирования и продвижения на рынок товаров и услуг направлен на определение и удовлетворение нужд потребителя. Для реализации маркетинговых стратегий и программ маркетологам и руководителям компаний необходимо знать потребительскую среду и сам рынок, для чего нужна соответствующая информация. Она может быть получена в ходе маркетинговых исследований.

Маркетинговое исследование − это сбор, классификация, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивации и т.д. отдельных личностей и организаций (коммерческих предприятий, государственных учреждений и т.д.) в контексте их экономической, общественной, политической деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потреби­телями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга.

Маркетинговые исследования повышают эффективность управленческих решений. Такие исследования делают развитие рынка предсказуемым и значительно повышают конкурентоспособность компании на рынке.

Задачи маркетингового исследования:

1) Определение условий, при которых достигается наилучшее соотношение между спросом и предложением товаров на рынке.

2) Определение конкурентных позиций конкретных видов продукции и самого предприятия на изучаемом рынке, чтобы организовать производство конкурентоспособной продукции и получить максимальную прибыль.

Маркетинговое решение − совокупность маркетинговых воздействий (программ) на субъекты и объекты маркетинга (рынок, потребители, конкуренты) для достижения сформулированной цели, направленной на улучшение или сохранение конкурентного преимущества фирмы.

Сложность маркетинговых решений обусловлена тем, что их принятие в системе управления бизнесом может приводить к неоднозначным результатам. Поэтому для участия в принятии решений привлекаются различные структуры, службы, представители отдельных уровней управления. Разработка и принятие решения осуществляются в условиях дефицита времени, а результат, как правило, проявляется не сразу, через определенный временной лаг, что не позволяет принять оперативные меры по устранению возникших ошибок.

Эффективность маркетинговых решений зависит от качества и количества маркетинговой информации, которая собирается, обрабатывается и анализируется в ходе проведения маркетинговых исследований.

Маркетинговые исследования способствуют:

- обоснованию стратегических маркетинговых решений;

- облегчению выбора между альтернативными решениями;

- сокращению риска при принятии решений;

- достижение согласия среди людей, участвующих в принятии решений;

- повышению шансов на успех при вводе на рынок и поддержки на рынке товаров и услуг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.