Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы с панелями

Самым дорогим, но и самым познавательным методом является панельное исследование. Оно позволяет отследить динамику процессов, тенденции изменений.

Панель − группа лиц, давшая согласие участвовать в продолжительном исследовании с периодически повторяющимися опросами.

Панельное исследование предполагает, что между респондентом и исследователем устанавливаются среднесрочные или долгосрочные доверительные отношения, что позволяет увеличить сложность задаваемых вопросов и получить в дополнение к количественной качественную информацию. По времени существования панели делятся на краткосрочные (до года) и долговременные (от двух лет).

С точки зрения единицы выборки панели бывают:

Ø индивидуальные потребительские; семейные (в США существует панель, включающая 450 тысяч домохозяйств, в России панель включает 49 тысяч семей);

Ø торговые, членами которых являются лица и организации, занимающиеся торговлей;

Ø профессиональные, членами которых являются представители промышленных предприятий или эксперты в той или иной области (во Франции есть панель, включающая каждого двадцатого врача − всего 1600 человек).

По характеру изучаемых проблем панели бывают «общие» (репрезентативные для региона) и «специализированные».

По способу получения информации от респондентов панели делятся на «дневниковые» (участники регулярно отмечают факты своей жизни: совершение покупок, просмотр телевизора, посещение культурных мероприятий) и «бездневниковые» (информация получается в ходе обычных опросов). Дневники или анкеты могут высылаться по почте или собираться интервьюерами лично. Иногда способы комбинируют.

Построить необходимую панель очень непросто. Граждане в трудоспособном возрасте, живущие в ритме большого города, испытывают значительный дефицит свободного времени. Люди, не склонные к четкому структурированию времени, расчетам и планированию − так называемые «спонтанники» − не могут аккуратно вести дневниковые записи.

Панели весьма нестабильны, ведь нередко семьи распадаются, респонденты меняют место жительства, болеют или находятся в командировке во время очередного опроса. Поэтому для получения необходимых результате следования нужно строить панель с большим запасом.

Многие специалисты, особенно теоретики, полагают, что для репрезентативной выборки необходимо досконально соблюсти условие «случайности». Это условие предполагает обеспечение всем единицам генеральной совокупности равной вероятности попадания в выборку. Например, если генеральной совокупностью является все взрослое население города (200 тысяч человек), то каждому жителю должна быть обеспечена равная вероятность стать участником исследования − 1/200 000. В противном случае выборка будет не случайной, а смещенной, то есть менее репрезентативной.

На практике условие «случайности» нереализуемо в силу объективных причин:

Ø граждане с относительно высокими доходами менее доступны для исследователей, чем те, чьи доходы невысоки. Поэтому все выборки смещены в сторону средне- и малообеспеченных групп населения во всех без исключения странах мира;

Ø менее образованные граждане идут на контакт социологами существенно менее охотно, чем лица высшим образованием. Поэтому в большинстве выборок доля хорошо образованных граждан, как правило, выше, чем в генеральной совокупности;

Ø никто из сотрудников исследовательских компаний не желает общаться с маргиналами. К ним в России, по взвешенным оценкам, уже относится от 15 до 25% населения страны. Следовательно, любая выборка смещена в сторону рядовых граждан;

Ø некоторые индивиды боятся отвечать на вопросы или просто не желают участвовать в исследовании.

 

Самостоятельная работа:

1. Методы, входящие в состав проекционных методов: (ассоциативные методы, испытание при помощи завершения предложений, тестирование иллюстраций, тестирование рисунков, разыгрывание ролей, ретроспективные беседы и беседы с опорой на творче­ское воображение).

2. Панельный метод обследования.

3. Опрос экспертов методом Дельфи.

4. Методы коллективной генерации идей (метод «мозгового штурма»).

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы проведения опросов | Практика 7. Организация опроса экспертов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 191; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.