Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недра, воды и леса составляют исключительную собственность государства

Так, в соответствии со статьей 13 Конституции в Республике Беларусь устанав­ливаются две формы собственности: государственная и частная.

Вопрос 5

Вопрос 4

Вопрос 3

Вопрос 2

Вопрос 1

Источники экологического права

Вопрос 1 Понятие источников экологического права и их общая характеристика.

Вопрос 2 Нормативность правового акта. Систематизация правовых норм в области охраны окружающей среды.

Вопрос 3 Конституционные основы регулирования экологических отношений.

Вопрос 4 Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и другие законы.

Вопрос 5 Международные документы в области охраны окружающей среды как источник экологического права. Конвенция о доступе к информации в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

 

Вся система экологического законодательства формируется на базе источников права.

В юридическом понимании источники права - это различ­ные формы закрепления результатов нормотворческой де­ятельности государства, т.е. сами нормативные акты, в ко­торых официально провозглашаются правовые требования и нормы.

Источники права - это форма выражения и закрепления норм права.

С изменением экологических и социально-экономиче­ских условий жизни общества возникает необходимость изменения действующего экологического законодатель­ства.

Правила поведения, нормы права, облеченные в форму того или иного нормативно-правового акта, становятся ре­альными источниками права.

Нормы экологического права – это правила поведения, регулиру­ющие отношения людей по поводу охраны ОС и использования природных ресурсов. Нормы экологического права делятся на три группы:

1. отраслевые (охра­на и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т. д.),

2. комплексные (охрана и использование природных комплек­сов, природной среды в целом),

3. экологизированные (нормы других отрас­лей права: административного, уголовного, хозяйственного и т. д., отража­ющие требования охраны природной среды).

В результате чего, экологическое право является комплексной отраслью права. Поэтому в силу своей комплексного характера, экологическое законодательство представляет собой сложную системунормативных правовых актов и включает несколько уровней и групп.

I уровень: А) природоресурсное законодательство (т.е. регулируются отношения по использованию и охране компонентов природной среды)

- земельное законодательство (КРБ о З)

- законодательство о недрах (КРБ о Н)

- законодательство о животном мире (ЗРБ «О животном мире») и т.д.

Б) природоохранительной законодательство (т.е. охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности)

- охрана ОС: ЗРБ «Об особо охраняемых природных территориях», «Об обращениях с отходами», «О государственной экологической экспертизе» и др.

- экологическая безопасность: ЗРБ «О безопасности генно-инженерной деятельности» и др.

II уровень: нормативные правовые акты, содержащие экологизированные нормы. (реализация особого метода ЭП – метод экологизации). Например, УКРБ гл. 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды».

III уровень: нормы международного права (Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.). В Конституции Республики Беларусь (ст. 8) и Законе «О международных договорах Республики Беларусь» закрепляются приоритет в нашей стране общепризнанных принципов международного права и обеспечение соответствия им законодательства, что позволяет сделать вывод о необходимости реализации международных норм в национальном законодательстве и, прежде всего, в Конституции Республики Беларусь

По юридической силе источники права, регулирующие экологические отношения, могут быть на:

1. законы;

2. подзаконные акты.

К законам относятся, например, Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Лесной кодекс РБ, КРБ о Земле и др.

Нормативные правовые акты, именуемые подзаконными актами, издают на основе законов, во исполнение их, они не могут противоречить законам. К ним например, относятся Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Совета Министров Республики Беларусь, инструкции министерств, постановления и распоряжения местных органов власти и управления по вопросам охраны окружающей среды. Между подзаконными актами существует строгая соподчиненность - правовая иерархия.

Источниками экологического права могут быть также правовые нормы, содержащиеся в других (так называемых \ комплексных) нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового законодательства. Так, общее правило гражданского зако­нодательства о полном возмещении вреда, причиненного субъекту права неправомерными действиями, распространяется при соответствующих ситуациях и на экологические отношения; нормы трудового законодательства, содержа­щие экологические требования, являются одновременно нормами экологического законодательства.

По предмету правового регулирования - на общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования исключительно широк и охватывает не только экологические, но и другие общественные отношения. К ним относится прежде всего Конституция Республики Беларусь. Специальные представляют собой нормативные правовые акты,
регулирующие только вопросы охраны окружающей среды и природопользования, например Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Водный кодекс
Республики Беларусь и т. п.

По характеру правового регулирования - на материальные и процессульные. Материальные нормы устанавливают эколого-правовое положение
субъектов экологических отношений и их ответственность. Источники процессуального характера определяют порядок практической реализации материальных норм. Они касаются определения порядка разработки нормативов качества окружающей среды, проведения экологической экспертизы, напри­мер «Инструкция о порядке проведения государственной экологической экспертизы в Республике Беларусь»

По способу систематизации - на кодифицированные и некодифицированные. Значительный объем источников экологического права относятся кодифицированные, которые отличаются более высоким качеством и явля­ются головными в той или иной отрасли права. К таковым относятся Кодекс республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах, Водный кодекс Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь.

По субъектам принятия - на национальные (внутригосударственные) и международные. К национальным относится все экологическое законодательство, которое принято уполномоченными на то государственными органами Республики Беларусь.

К международным относятся договоры, конвенции, принимаемые международными организациями, с которыми Республика Беларусь выразила согласие на их исполнение путем их подписания, обмена документами или нотами, ратификацией, посредством утверждения или присоединения к дого­вору или иными способами.

Кроме этого, источники экологического права могут классифицироваться в зависимости оттого, органы, какого уровня вправе принимать те или иные нормативные правовые акты. В зависимости от этого их можно разделить на:

· источники, принимаемые центральными органами государственной власти и управления Республики Беларусь,

· источники, которые принимают органы местного самоуправления - исполнительно-распорядительные органы обла­стей, районов и т. п.

Таким образом, систему источников экологического права образуют:

- Конституция Республики Беларусь;

- законы Национального собрания Республики Беларусь;

- Нормативные декреты и указы Президента Республики Беларусь;

- нормативные постановления и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь;

- нормативные акты министерств и ведомств;

- нормативные акты органов местного управления и самоуправления;

- международные договора, конвенции, общепринятые принципы и нор­мы международного права.

 

Чтобы признать какой-либо правовой акт источником экологического права, он должен содержать общие правила поведения, т.е. быть нормативным.

Не могут быть ис­точниками права индивидуальные акты, изданные с целью применения действующих норм права. Такие акты не уста­навливают новых правовых норм, а лишь применяют уже существующие нормы права к отдельным случаям жизни, они решают частные вопросы. Не признаются источниками права решения государственных органов о наказании нару­шителя экологического законодательства или поощрении за хорошую работу. Эти решения принимают исключитель­но на основании и во исполнение действующей нормы пра­ва и не должны ей противоречить: они касаются какого-то конкретного лица, случая, правонарушения. Т. е. не являются источниками ЭП индивидуальные правоприменительные акты.

Все нормативные акты в области экологического права действуют в известных пределах — времени, территории, круга лиц (субъектов права), на которые они распростра­няются.

Так, действие нормативного правового акта по времени начинается, как правило, со дня вступления его в силу, определенного в самом акте, а если такого указания нет, то через 10 дней со дня его официального опубликования. Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»

По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на те отношения и факты, которые возникли до его принятия. Исключением являются нормативные правовые акты, в которых прямо указано, что они имеют об­ратную силу или отменяют, смягчают ответственность, т. е. улучшают правовое положение.

Пространство (территория): нормы экологического права действуют на всей территории Республики Беларусь.

Круг лиц (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, организации, предприятия), на которых распространяется данный нормативный акт, зависит от его содержания и назначения. Так, нормы Конституции касаются всех граждан, например, статья 46 – право на благоприятную окружающую среду.

Прекращение действия нормативного акта происходит или по истечении указанного в нем срока действия, или в результате его отмены другим нормативным актом.

Систематизация правовых норм

Наглядность и доступность для понимания обширного нормативного материала достигается его систематизацией, которая способствует устранению пробелов, противоречий и созданию ясных, понятных гражданам законов.

Основными способами с истематизации нормативных источников права являются:

- инкорпорация

- кодификация

Инкорпорация экологического законодательства - это такая систематизация правовых норм, при которой их со­держание и форма не меняются, но они подвергаются внеш­ней обработке, например, объединяются и располагаются в определенном, более удобном для практического примене­ния порядке.

В одних случаях расположение нормативного материала производят по хронологии (времени) их издания, в других - в алфавитном порядке, в третьих - тематически, по предме­ту регулирования, т.е. все нормативные акты, регулирующие определенную область экологических отношений, объединя­ются в одну группу. При этом в первоначальный текст закона вносятся последующие изменения (если они были), исключаются статьи и пункты, утратившие силу, имевшие временное значение. Но во всех этих случаях правовые нормы, входящие в нормативные акты, остаются без изменения.

Инкорпорация может быть официальной, если осуществляется компетентным, уполномоченным на то органом, и неофициальной, если исходит от иных органов и лиц.

Кодификация экологического законодательства - такая переработка (и упорядочение) нормативного материала, при которой устраняются пробелы и противоречия в зако­нодательстве, отменяются устаревшие и создаются новые правовые нормы.

В результате кодификации происходит формирование единого, логически и юридически цельного нормативного акта на основе единых принципов и практических задач, решаемых на данном этапе развития общества. Итогом кодификации является создание таких крупных сводных нор­мативных актов, как Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Кодекс Республики Беларусь о земле, Кодекс Республики Беларусь о недрах и др.

В настоящее время в Республике Беларусь систему экологического законодательства консолидирует Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Однако в настоящее время существует правовая проблема определения места Закона в системе экологического законодательства. В силу того, что в системе экологического законодательства есть ряд кодифицированных законодательных актов (Кодекс о земле Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь и др.), Закон имеет меньшую юридическую силу по отношению к ним. Для разрешения имеющегося противоречия принято решение о разработке Экологического кодекса Республики Беларусь.

Поэтому, учитывая практику зарубежных стран, в ближайшей в перспективе совершенствования экологического законодательства, и тем самым приведение природоохранного законодательства в Республике Беларусь в соответствие с международными требованиями, разработка и принятие Экологического кодекса Республики Беларусь.(процесс кодификации)

В соответствии с Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента от 10 апреля 2002 года № 205 в Республике Беларусь ведется работа над Экологическим кодексом[1].

Разработку Экологического кодекса Республики Беларусь следует рассматривать как шаг к построению четкой, отвечающей современному уровню развития системы законодательства, регулирующего отношения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Работа над Экологическим кодексом была начата с обоснования и утверждения Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1460 концепции его проекта [4].

Охрана окружающей среды - одна из основных функций государства. Природные ресурсы, являющиеся одновременно компонентами природной среды и подлежащие охране, находятся в основном в собственности государства. Поэтому экологические правоотношения наиболее часто возникают в силу государственного акта, исходящего от специально уполномоченного государственного органа.

В основе возникновения таких отношений лежит административный метод правового регулирования, основанный на власти и подчинении, ограничениях, запретах и разрешениях на природопользование. Вместе с тем в регулировании природопользования находит свое применение и гражданско-правовой метод регулирования экологических правоотношений (договор аренды земельных участков, участков лесного фонда, охотничьих и рыболовных угодий, выполнение обязательств вследствие причинения вреда и т.д.).

Экологический кодекс должен стать основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в области охраны окружающей среды, и иметь большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы экологического и природоресурсного права.

Принятие Экологического кодекса позволит устранить имеющее место системное противоречие между ролью Закона «Об охране окружающей среды» как нормативного правового акта, который определяет в наиболее общем виде круг общественных отношений, регулируемых экологическим правом, и устанавливает общие принципы и механизмы обеспечения экологической безопасности, и местом, которое он занимает в иерархии источников (форм) права согласно Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», не позволяющим рассматривать его в качестве головного закона в отрасли.

Анализ законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, относящегося к предмету правового регулирования проекта Кодекса, и практики его применения свидетельствует о необходимости систематизации законодательства в этой области. Кодификация законодательства в области охраны окружающей среды является наиболее рациональным способом устранения дублирования и множественности правовых предписаний по одним и тем же вопросам, других недостатков правового регулирования соответствующих общественных отношений. Кодификация как процесс сведения к единству нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и охраны отдельных компонентов природной среды путем переработки их содержания позволяет совершенствовать устаревший нормативно-правовой материал. В настоящее время разрабатывается проект концепции модельногоЭкологического кодекса для государств - участников СНГ. В России ведется разработка проекта концепции Экологического кодекса Российской Федерации. Таким образом, одновременная разработка и в Беларуси и в России, а также в рамках СНГ проекта Экологического кодекса позволит гармонизировать положения и требования в области охраны окружающей среды. Из европейских стран экологические кодексы приняты в Швеции и во Франции. В кодексе Швеции содержатся преимущественно нормы, регулирующие вопросы охраны окружающей среды, в кодексе Франции содержатся также и нормы налогового, административного, уголовного, гражданского, процессуального и иных отраслей права. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды считает, что для кодификации законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды преимущественно может быть использован опыт систематизации законодательства Швеции. Принятие Экологического кодекса приведет к необходимости признания утратившими силу следующих законов, нормы которых будут включены в этот кодекс: Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»; Закон Республики Беларусь «Об отходах»; Закон Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе»; Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Потребуется также внести соответствующие изменения и дополнения в: Кодекс Республики Беларусь о земле; Кодекс Республики Беларусь о недрах; Лесной кодекс Республики Беларусь; Водный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха»; Закон Республики Беларусь «Об охране озонового слоя»; Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира»; Закон Республики Беларусь «О растительном мире». Например, В главе 20 проекта ЭКРБ «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды» говорится, что трансграничный характер воздействия на окружающую среду антропогенной деятельности требует как двухстороннего сотрудничества с другими государствами, так и многостороннего - в рамках международных договоров и организаций. В главе планируется определить правовые основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Экологический кодекс Республики Беларусь как кодифицированный нормативный правовой акт комплексного характера, регулирующий всю совокупность правоотношений, возникающих в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, по своей структуре должен содержать общую часть, включающую основные эколого-правовые институты (такие как учет в области охраны окружающей среды, мониторинг окружающей среды, экологическая экспертиза, экологическая сертификация, экологическое нормирование, экологический аудит, управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, контроль в области охраны окружающей среды, экологические требования и др.) и особенную часть, включающую в качестве институтов нормы об охране и рациональном использовании компонентов природной среды (земель, недр, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и озонового слоя) и природных объектов (лесов), природных комплексов (особо охраняемых природных территорий).

По мнению Макаровой, Лаевской, учитывая сложный, комплексный характер нормативного правового акта его разработку следует осуществлять поэтапно: разработка и принятие общей части Экологического кодекса до 2008 г., Особенную часть – до 2010 г. с соответствующей переработкой норм, содержащихся в действующих природоресурсных актах (Кодекс Республики Беларусь о земле, Водный кодекс Республики Беларусь, Кодекс о недрах Республики Беларусь, Лесной кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О животном мире», «О растительном мире», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране озонового слоя», «Об особо охраняемых природных территориях».

Приоритет охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по отношению к деятельности (в том числе и по использованию природных ресурсов), воздействующей на состояние окружающей среды, подлежит закреплению в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и в качестве основополагающего экологического принципа ‑ в общей части Экологического кодекса.

В настоящее время в Республике Беларусь систему экологического законодательства консолидирует Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»

 

 

Конституция Республики Беларусь является основным и важнейшим источ­ником всех отраслей права нашего государства. Она закре­пляет основные, оправдавшие себя, наиболее устойчивые общественные отношения, в том числе и экологические, их принципиальные положения, рассчитанные на длительный период и даже на целую историческую эпоху. Будучи за­конодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования всей системы белорусского права.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., устанавливает конституционные основы экологических прав граждан, закладывает экономическую основу экологических отношений, определяет основополагающие принципы в экологической сфере. Исходя из общего духа Конституции, меры по охране окружающей среды носят общегосударственный характер.

Конституционные положения в сфере экологии

К общей норме относится, ст. 1 Конституции, где говорится, что Республика Беларусь - унитарное демократическое правовое государство. Это означает, что в организации государственной деятельности, в том числе в определении экологической функции, учитывается единство территории, страны, предус­матривается участие народа в принятии экологического законодательства, признается в этой сфере верховенство права и справедливости.

Построение в республике правового государства послужит важным фактором установления твердого экологического правопорядка.

Конституционные основы экологических прав граждан закреплены в главе 2 Конституции.

С точки зрения обеспечения экологического благополучия государства, важ­ное значение имеет ст. 18 Конституции, в которой говорится, что Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной.

Ст. 45 Конституции закрепляет норму, в соответствии с которой «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья», которое обеспечивается, наряду с развитием физической культуры, бесплатным лече­нием, мерами по оздоровлению окружающей среды. Этой норме корреспондирует статья 55 Конституции, устанавливающая в качестве долга обязанность охранять природную среду.

К числу общих норм относится ст. 43, которая гарантирует каждому право собственности, и собственник имеет право владеть, использовать и распоря­жаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Осу­ществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, в том числе не наносить вреда окружающей среде. Эти положения в полной мере относятся и к праву собственности на природ­ные ресурсы.

К группе конституционных экологических норм можно отнести ст. 13, в которой закладываются правовые основания института собственности на природные ресурсы. В частности, речь идет о формах собственности: го­сударственной, частной, исключительной собственности государства и ее объектах: недрах, водах, лесах, которые находятся только в исключительной собственности государства. Земля же может быть как в государственной, так и в частной собственности. При этом подчеркивается, что земли сельскохо­зяйственного назначения находятся в собственности государства.

Закрепляя экологические права граждан, ст. 46 Консти­туции гарантирует право каждого на благоприятную окру­жающую среду, на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Конституция гарантирует каждому право на получение. Хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, состоянии окружающей седы и т.д. (ст. 34).

Конституция Республики Беларусь определяет основополагающие принципы в экологической сфере: ответственность за нарушение законодательства б охране окружающей среды, в том числе возмещение вреда (ст. 46, 60), осуществление права собственности не должно противоречить пользе общественной и безопасности, наносить вед окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц (ст. 44).

Согласно статье 42 Конституции Республики Беларусь государство осуществляет контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

 

В правовом государстве основным источником экологического права дол­жен быть прежде всего закон, как, впрочем, и в других отраслях права.

Важное место в системе экологических законов за­нимает Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 г. (в редакции Закона от 02.07.2009 г.). Этот Закон можно рас­сматривать как головной нормативный акт в системе экологического законо­дательства. Он фактически определил задачи всего природоохранительного законодательства республики, прогрессивные тенденции в развитии экологи­ческого права на современном этапе, создал предпосылки для формирования некоторых новых правовых институтов.

Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окру­жающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и при­родных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологи­ческой безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осу­ществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую состав­ляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Республики Беларусь,

Данный Закон устанавливает правовые основы охраны окружающей среды, природопользования. Сохранения и восстановления биологического разнообразия. Закон направлен на обеспечение защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 3 Закона основными задачами в области охраны окружающей среды являются:

· обеспечение благоприятной окружающей среды;

· регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;

· предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

· улучшение качества окружающей среды;

· обеспечение рационального использования природных ресурсов.

Т. о. Закон охваты­вает широкий круг вопросов регулирования отношений по использованию и охране природных ресурсов, предупреж­дению экологических правонарушений, государственному мониторингу, контролю в области охраны окружающей среды, ответственности за экологические правонарушения.

Вместе с тем нельзя отрицать важного практического значения Закона, поскольку он содержит общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации, демонтаже и сносе зданий, сооружений и иных объектов, виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.

Экологическими законами общего характера являют­ся законы: «О государственной экологической экспертизе», «О радиационной безопасности населения», «О защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемио­логическом благополучии населения», «О безопасности генно-инженерной деятельности» и др.

К законам об охране и использовании природных объек­тов и комплексов относятся федеральные законы: «Об особо охраняемых природных территориях», «О животном мире», и др.

Законы об использовании и охране природных ресурсов по своему содержанию выходят за рамки «охраны» и охва­тывают в значительной своей части вопросы организации хозяйственного использования. К ним относятся ВК, ЛК, КРБ о З, ЗРБ «О мелиорации земель» и др.

Следует отметить, что Республика Беларусь является активным субъектом международного права. Закрепленные в Конституции Республики Беларусь национальные меры по обеспечению экологической безопасности сочетаются с осуществлением международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Правовой основой такого сотрудничества являются международные конвенции и договоры.

Конституция Республики Беларусь провозглашает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Нормы экологического права, которые содержатся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего законодательства и подлежат непосредственному применению [ст. 8].

Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные нормы охраны окружающей среды, чем т, которые предусмотрены законодательством, то применяются нормы международного договора.

Например, Венская конвенция об охране озонового слоя, утв. Постановлением СМРБ 22 марта 1985 г., Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии 29 янв. 2000 г., ратифицирована Нац. Собр. РБ 6 мая 2002 г., Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, утв. Указом ПРБ от 12 августа 2005 г., Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, к Венской конвенции по охране озонового слоя 1987 г, утв. Постановлением СМБССР 25 окт. 1988г., Соглашение государств – членов СНГ о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, 8 февр. 1992 г., Конвенция о доступе к информации в процессе принятия решений о доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 г., утв. Указом През РБ 14 дек 1998 г.

В настоящее время Республика Беларусь подписала и ратифицировала ряд важнейших конвенций в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Вместе с тем, Закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» предусматривает, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства [71, ст. 20].

В последнее десятилетие ХХ – ХХI веков интерес мировой общественности в целом и отдельных государств к экологическим проблемам резко усилился. Это выразилось наиболее ярким образом в документах, принятых на Конференции ООН по охране окружающей среды в РИО-де-Жанейро (1992 года), в законотворческой инициативе международного сообщества, Европейского Союза, отдельных государств, разработавших и обеспечивших вступление в силу новых нормативных правовых актов, изменений с целью приспособления к современным условиям положений, принятых ранее [40, с. 24].

В современном международном праве можно выделить устойчивую тенденцию не только собственно признания и закрепления права граждан на благоприятную окружающую среду в качестве важнейшего естественного права человека, но и стремление выработать эффективные правовые механизмы защиты этого права.

Основной принцип международного права – это основополагающая императивная, универсальная норма международного права, отвечающая основным закономерностям развития сообщества государств и в силу этого защищаемая наиболее жесткими мерами принуждения. Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны и рационального использования окружающей человека среды. Вместе с тем, международное экологическое право имеет свои специфические принципы, одним из которых является принцип доступа к информации, касающейся окружающей среды. Он получил закрепление в Принципе 1 Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды 1972 года, Принципе 10 Декларации РИО-92 по окружающей среде и развитию и Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступа к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды 1998 года [69, с. 625].

Сущность данного принципа заключается в том, что каждое государство должно гарантировать право на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Доступ к такой информации необходим для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для здоровья и благосостояния.

В Декларации по окружающей среде и развитию в РИО-92 закреплено, что экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. Необходимо отметить, что к числу важнейших гуманитарных прав человека относится право человека на здоровую и благоприятную жизнь в окружающей природной среде [70, с. 3].

Одним из основополагающих международных документов является Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по делам, касающимся окружающей среды 1998 года (Республика Беларусь является участницей Конвенции) (далее – Орхусская конвенция)

Орхусская конвенция на уровне международного документа определяет основные права граждан в экологической сфере, необходимые ля содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений на благоприятную окружающую среду

А) право на доступ к экологической информации;

Б) право на участие в принятии экологически значимых решений;

В) право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Предмет Орхусской конвенции – взаимоотношения между обществом и государством по поводу охраны окружающей среды. Поэтому, конвенция охватывает обязательства, которые государства-участники несут перед общественностью своих государств.

Новизна конвенции – впервые в практике международного публичного права субъектами международного документа признается общественность наряду с первичным субъектом – государством.

Согласно пункту 4 Орхусской конвенции под общественностью понимается одно или более чем одно физическое или юридическое лицо и в соответствии с национальным законодательством или практикой их ассоциации, организации или группы [34]. Заслуживает внимание определение термина «заинтересованная общественность». В силу статьи 5 данной Конвенции «заинтересованная общественность» означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе; для целей данного определения неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды и отвечающие любым требованиям, предъявляемым национальным законодательством, считаются организациями, имеющими заинтересованность

В свою очередь, статья 8 Орхусской конвенции регламентирует участие общественности в подготовке нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и (или) общеприменимых юридически обязательных нормативных актов [34]. В силу данной нормы государство обязано прилагать усилия для содействия эффективному участию общественности на соответствующем этапе, пока остаются открытыми возможности для выбора, в подготовке государственными органами нормативных положений, имеющих непосредственную исполнительную силу, и других общеприменимых юридически обязательных правил, которые могут оказать существенное воздействие на окружающую среду. В свою очередь, статья 7 Конвенции констатирует, что государство предусматривает соответствующие практические и (или) другие положения в отношении участия общественности в рамках открытой и справедливой структуры в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой, предоставляя общественности необходимую информацию.

В силу пункта 3 статьи 2 Орхусской конвенции экологическая информация определяется как любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о:

а) состоянии элементов окружающей среды, таких, как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

б) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте а) выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

в) состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте [34].

Таким образом, в соответствии с нормами Конвенции экологической признается не только информация о природной среде и ее отдельных элементах, но и информация, которая условно определяется как экологически значимая.

Согласно Орхусской конвенции органы государственной власти должны по запросу предоставить экологическую информацию, включая копии соответствующих документов. Такая информация должна предоставляться незамедлительно и в любом случае в течение месяца. При этом в запросе обоснования не требуется. В статье содержится перечень случаев, когда запрос об экологической информации может быть дан отказ, например, запрос не конкретен. Кроме того, в Конвенции указывается, что положения о возможных отказах не должны толковаться расширительно.

.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. · по среднему абсолютному приросту: | Земли сельс­кохозяйственного назначения находятся в собственности государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.347 сек.