Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сдача-приемка товара и переход права собственности




 

Самой простой и самой распространенной формой сдачи-приемки товара является подписание сторонами акта сдачи-приемки.

Стороны вправе договориться о том, что товар считается сдан­ным продавцом (поставщиком) и принятым покупателем по ко­личеству мест, весу и ассортименту в соответствии с данными, ука­занными в накладной (коносаменте), а по качеству — в соответ­ствии с сертификатом качества предприятия-изготовителя или гарантийным письмом продавца.

Окончательная приемка товара иногда осуществляется с помо­щью экспертизы. Экспертная фирма, организация, учреждение, кото­рым доверяют обе стороны, должна быть названа в договоре. В этом случае данные акта экспертизы должны быть обязательными для обеих сторон.

При несоответствии договорным условиям качества и количе­ства товара, отраженным в акте экспертизы, в договоре должна быть предусмотрена возможность возврата покупателем товара и постав­ки аналогичного товара соответствующего качества и количества за счет продавца, либо возможность наложения на виновную сто­рону штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по дого­вору. Штрафы устанавливаются в основном в процентах от конк­ретной стоимости недопоставленного товара, упущенной выгоды, прямых потерь. По международным стандартам общая сумма штрафных санкций не должна быть более 3-8 процентов стоимо­сти сделки.

Проверка товара по количеству и качеству зависит от его ха­рактера. Если товаром являются машины, станки, сложное обору­дование, то его необходимо проверить в работе. В этом случае по­купателю должно быть предоставлено право заявить о их недостат­ках в течение длительного срока (6-12 месяцев).

Если товаром является продовольствие, то приемка по качеству будет состоять во внешнем осмотре и экспертизе и проводиться на основании документов, подтверждающих его качество, дату произ­водства, срок хранения и т.д.

Прием товара предполагает его осмотр. Покупателю должна быть предоставлена разумная возможность осмотреть товар; вос­пользоваться ли ей или отказаться от своего права, решает поку­патель. Если покупатель воздержался от осмотра при предостав­лении ему такой возможности, он лишается своего права на отказ от товара.

Если покупатель после прибытия товаров дает указание поме­стить их на склад без осмотра, он не вправе отказаться от них после истечения срока приемки, т.к. такое задержание будет истолковано как принятие товаров.

В договоре может быть предусмотрена предварительная и окончательная сдача-приемка. Предварительная имеет целью установить соответствие предоставленного товара условиям договора. Окончательная приемка означает фактическое выполнение контрак­та по количеству и качеству. Данные окончательной приемки яв­ляются основой для расчетов сторон.

Порядок окончательной приемки-сдачи товара по количеству и качеству регламентируется Инструкцией о порядке приемки про­дукции производственно-технического назначения и товаров народ­ного потребления по количеству, утвержденной постановлением Государственного арбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 г., с изменениями и дополнениями, внесенными постанов­лением Государственного арбитража СССР от 14.11.74 г., а так­же Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по ка­честву, утвержденной постановлением Государственного арбитража СССР от 25.06.66 г., с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Государственного арбитража от 14.11.74 г., действу­ющими до настоящего времени.

Согласно этим документам, во всех случаях установления по­вреждений или порчи груза, несоответствия наименования и веса или количества мест данным, зафиксированным в договоре и транс­портных документах, покупатель должен потребовать от органа транспорта составления коммерческого акта или отметки на товар­но-транспортной накладной либо составления акта при доставке груза автомобильным транспортом.

Установлены следующие сроки приемки товара для различных его видов:

продукция, поставляемая без тары, в открытой таре и в повреж­денной таре, принимается в момент получения ее от продавца или со склада транспортной организации, предприятия либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транс­портных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установлен­ных для их разгрузки;

продукция, поставляемая в исправной таре, по весу брутто и количеству мест принимается в те же сроки, по весу нетто и коли­честву товарных единиц в каждом месте принимается одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а при наличии скоро­портящейся продукции — в течение 24 часов.

О выявленной недостаче продукции составляется акт за подпи­сями лиц, производивших приемку продукции, с предварительным уведомлением продавца. Продавец направляет своего представи­теля в течение 4 часов с момента получении уведомления в том случае, когда продавец находится и том же городе, или в течение 3 дней, когда продавец иногородний.

В приемке товара принимают участие представители обществен­ности или незаинтересованного юридического лица. На основании составленного акта предъявляются претензии к продавцу или к перевозчику в зависимости от того, кто ответственен за недостачу товара.

При приемке товара по качеству акт составляется в течение пяти дней по обнаружению скрытых недостатков, но не позднее 4 меся­цев с момента поступления товара на склад покупателя, если до­говором не предусмотрен иной срок.

Если скрытые недостатки могут быть обнаружены лишь в про­цессе обработки товара, производимой последовательно несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках составляется не позднее 4 месяцев с момента получения товара предприятием, обнаружив­шим недостатки.

Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с га­рантийным сроком, составляется в течение 5 дней после обнару­жения недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока.

Приемка товара по качеству от иногороднего поставщика, про­давца производится не позднее 20 дней с момента поступления, ско­ропортящейся продукции — в течение 24 часов, а от продавца, на­ходящегося в том же городе — в течение 10 дней, а скоропортя­щейся продукции — в течение 24 часов.

Гарантии качества товара можно выделить в отдельной статье или внести в раздел по приемке-сдаче товара.

Сторонами согласуются сроки гарантий, обязанности продавца в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций. В пределах согласованного гаран­тийного срока продавец несет ответственность за качество постав­ленного товара и его эффективную эксплуатацию. Желательно перечислить в контракте случаи, на которые гарантия не распрос­траняется (неправильное хранение или эксплуатация и т.д.). На быстроизнашивающиеся детали и запасные части гарантии обыч­но не существует.

При приемке оборудования, особенно, если продавец производит его монтаж, обычно проводятся приемочные испытания. В том случае, когда оборудование готово для производства испытания, продавец извещает об этом покупателя в письменной форме и заб­лаговременно. Испытания проводятся в присутствии обеих сторон согласно техническим требованиям, предусмотренным в договоре. Если такие требования в договоре не предусмотрены, испытания проводятся согласно нормам, принятым данной отраслью промыш­ленности.

Если приемочные испытания обнаружат, что оборудование является дефектным или не соответствует условиям договора, продавец зa спой счет устраняет дефект или принимает меры, чтобы оборудование соответствовало условиям договора. В этом случае по требованию покупателя испытание повторяется за счет продавца.

Энергию, смазочные вещества, воду и всякого рода материалы, необходимые для проведения испытаний, бесплатно поставляет по­купатель. Он также устанавливает необходимые приспособления.

Гарантийный срок начинается со дня успешного окончания испытаний. Если в гарантийный период требования к качеству товара нарушены столь существенно (обнаружены неустранимые недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недо­статки), то покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребо­вать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В случае, когда продавец вещи ненадлежащего качества не явля­ется ее изготовителем, требования о замене и безвозмездном устра­нении недостатков могут быть предъявлены к продавцу либо к ее изготовителю, а о безвозмездном устранении недостатков, а также к организациям, создаваемым изготовителем для осуществления ремонта и обслуживания его товаров или производящим их ремонт и обслуживание на основании договора с изготовителем.

Покупатель вправе не предъявлять требований, а расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, по­требовать от него возврата уплаченной за нее суммы.

Если удовлетворение вышеперечисленных требований покупа­теля не покрывает причиненных ему убытков, он вправе требовать их возмещения.

Покупатель должен осуществить свои права в течение шести месяцев с момента перехода к нему права собственности на вещь или до истечения гарантийного срока, если более длительные сро­ки не предусмотрены законодательными актами или договором.

В удовлетворении требований покупателя может быть отказа­но, если лицо, к которому предъявлено требование, докажет, что недостатки вещи возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования вещью или ее хранения, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В договоре можно предусмотреть способ и срок предъявления продавцу претензий но качеству товара. Также возможно заранее определить способ удовлетворения претензий, например, устранение дефекта, частичная или полная замена товара, уценка и т.д.

Порядок предъявления рекламаций предусматривает установле­ние сроком для представления рекламаций, определяет виды пред­ставляемых при этом документом, сроки ответов на рекламации.

Покупатель может закрепить в договоре такую форму расчета за поставляемый товар, при которой оплата полной стоимости производится после сдачи-приемки товара по количеству и каче­ству. В таком случае покупателю можно в случае ненадлежащего исполнения обязательств не обращаться в суд, а вычесть сумму штрафа непосредственно из денежной суммы, предназначенной для оплаты стоимости поставленного товара.

Переход права собственности на продаваемый товар осуществ­ляется в момент передачи его покупателю, если нет особой оговор­ки об условиях перехода права собственности.

Оговорка об условиях перехода права собственности на товар является специальным договорным соглашением, по которому продавец является его собственником до тех пор, пока не внесена полностью покупная цена (сумма сделки). Эта оговорка уменьша­ет степень риска продавца, поставляющего товар, поскольку при не­уплате он может потребовать возврата своего товара обратно, а также при необходимости настоять на своих правах по отноше­нию к третьим лицам (экспедиторам, транспортникам и др.).

Покупатель не вправе распоряжаться товаром, использовать его по назначению до перехода к нему права собственности.

Обязательства сторон. Продавец обязан своевременно передать покупателю товар, по количеству и качеству отвечающий услови­ям договора.

Продавец обязан заменить некачественный товар в течение 10-30 дней с момента получения извещения об установлении не­качественности товара либо в течение 10-30 дней возвратить сто­имость некачественного товара.

Покупатель обязан принять товар по количеству, качеству и комплектности в порядке и в сроки, установленные договором и действующим законодательством.

При установлении некачественности поступившего товара по­купатель обязан известить об этом продавца в течение четырех-восьми часов с момента составления акта о браке товара.

Покупатель обязан оплатить товар в размерах и в сроки, уста­новленные договором.

Ответственность сторон. Договорные обязательства должны исполняться надлежащим образом. При неисполнении или ненад­лежащем исполнении этих обязательств потерпевшая сторона несет убытки. В соответствии с требованием закона нарушитель обязан возместить, убытки потерпевшей стороне. Подробно ответственность сторон изложена в разделе, посвященном ответственности за на­рушение договорных обязательств, данной главы.

Запретительная оговорка включается тогда, когда продавец вносит какие-либо ограничения по перепродаже товара третьим лицам, посредникам.

В данную статью может быть включено также запрещение под другим названием, в другой упаковке, с другими этикетками, исполь­зовать торговую марку, отличающую от марки продавца.

Переуступка договора. Возможность уступки прав и обязанно­стей по договору третьему лицу создает дополнительные вариан­ты в отношениях между продавцом и покупателем. Законодатель­ство регламентирует подобные возможности. Исполнения догово­ра в пользу третьего лица может требовать как лицо, заключившее договор, так и третье лицо, в пользу которого обусловлено испол­нение, если иное не предусмотрено законодательством и не выте­кает из существа договора.

Если в договоре предусмотрено исполнение договора в пользу третьего лица, а оно отказалось от прав, предоставленных по дого­вору, то лицо, заключившее договор, может воспользоваться этим нравом, если это не противоречит законодательству, договору или существу обязательства.

Часть обязательства или обязательство в целом может быть возложено на третье лицо, если это предусмотрено законодатель­ством или договором, а также если третье лицо связано с одной из сторон соответствующим договором.

Сторона, в пользу которой должно быть исполнено обязатель­ство третьим лицом, обязана принять исполнение, предложенное третьим лицом, если это не противоречит законодательству, дого­вору или существу обязательства.

При рассмотрении вопросов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением, ответственность по договору несет сторона, заключившая договор, кроме тех случаев, когда законода­тельством предусмотрено, что ответственность несет непосредственный и исполнитель.

Желание уступки прав третьему лицу может возникнуть вследствие наличия более выгодных условий подобной сделки со сторо­ны другого контрагента; а кроме того, под воздействием различ­ных обстоятельств (например, обстоятельств непреодолимой силы). В данном случае существует возможность продажи договора, то есть уступки прав и обязанностей по нему за определенную плату.

Переуступка договора совершается с согласия сторон и это фик­сируется в договоре или в приложении к нему, которое является неотъемлемой частью договора.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.