Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Семинарские занятия




Рекомендуемая литература.

1. Кухаренко Ю.В. Археология Польши. – М. – 1969

2. Смирнов А.П. Волжская Булгария. – М. – 1951

3. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. – Л. – 1985

4. Славяне и скандинавы. – М. – 1986

5. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. – М. – 1987

6. Третьяков Б.Н. Финно-угры, балты и славяне. – М. – 1966

7. Федоров-Давыдов Г.А. Культура и общественный быт золотоордынских городов. – М. – 1964

8. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. – М. – 1966

9. Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // МИА. №62. – М. – 1958

10. Плетнева С.А. Древности черных клобуков // САИ. Вып. Е1-19. – М. – 1973

11. Мажатов Н.А. Курганы Южного Урала VIII-XII вв. – М. – 1981

12. Андрощук Ф.О. Нормани i слов`яни у Подесеннi. – Киiв – 1999

13. Кулаков В.И. Пруссы (V-XIII вв.) – М. – 1994

14. Макаров А.Н. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII веках. – М. – 1997

15. Поволжье в средние века. – М. - 1970

 


Семинарские занятия должны способствовать лучшему усвоению студентами программного материала. Их тематика, как правило, не совпадает с тематикой лекций и дополняет их.

Основная цель семинара – введение в археологическое источниковедение с выходом к историко-культурной тематике и написанию письменного доклада (спецвопроса) и курсовой работы, а возможно и выпускной по отечественной, либо по всеобщей истории со значительным объёмом археологического материала. При этом предоставляется максимум самостоятельности, чтобы студент мог проявить свои способности к научному творчеству. Одной из задач семинарских занятий является выявление способностей студентов для будущей специализации. Студент выступает с докладом, рассматриваемым как введение в предстоящие письменные работы (спецвопрос и курсовую) и в научно-исследовательскую работу в целом.

Основные задачи семинарских занятий:

1. Выработать у студентов широкий исторический взгляд на общественные явления;

2. Ознакомить с важнейшими историко-культурными открытиями и свершениями (до эпохи средневековья включительно);

3. Научить студентов видеть за вещами и явлениями Человека – творца истории, творца цивилизации;

4. Привить умение оперировать вещественными историческими источниками: описывать и сравнивать предметы, видеть их разнообразие, выяснить генезис предметов, строить их типологические ряды, определять хронологию, выявлять эволюцию орудий труда и других предметов материальной культуры человечества; осознавать различие технологических возможностей на разных ступенях общественного развития;

5. Научить составлять библиографию;

6. Научить обсуждать доклады, вести дискуссию;

7. Заложить основы научной интуиции.

Важнейшей формой проведения семинарских занятий по археологии является заслушивание и обсуждение устных докладов студентов. Тематика докладов определяется преподавателем либо выбирается студентами самостоятельно, но она должна быть непременно посвящена археологии, её теории и практике, а также конкретным археологическим культурам, коллекциям, музейным экспозициям или конкретным находкам.

Доклад должен представлять устное изложение, а не чтение письменного текста. Студент может располагать планом, тезисами, цитатами, цифрами и датами, зафиксированными в письменной форме.

Для изложения доклада студенту предоставляется 10-12 минут. Вместе с тем, учитывая особенности структуры, содержания и значимости отдельных докладов, в виде исключения разрешается чтение доклада (полностью или наиболее важных частей).

Для обсуждения докладов выделяются из числа студентов конкретной группы рецензенты, оппоненты и аналитики. При анализе и оценке доклада они должны учитывать следующие факторы:

1) полноту и глубину раскрытия темы, правильность определения круга вопросов, полноту использования источников и литературы, степень аргументации выводов и основных положений доклада;

2) логичность обоснования структуры доклада, использование докладчиком собранного материала путём обобщения, анализа или изложения, цитат и иллюстраций;

3) степень самостоятельности студента в отношении использованной литературы (особое внимание студентам следует обратить на оставшиеся у них в наследство от школы недостатки – элементы компилятивности, изложение в докладах чужих мыслей по теме при отсутствии своих);

4) глубину понимания докладчиком и студентами группы отдельных вопросов темы, которой посвящён доклад;

5) достоинства и недостатки устной речи докладчика (как и аналитика, выступавшего по докладу): чёткость, стиль, доходчивость, манеру;

6) общую оценку доклада (для аналитика) и отдельных выступлений по нему, сравнение с предыдущими;

7) умения и навыки докладчика отстаивать свои взгляды и аргументировать их в последующей за докладом дискуссии.

Семинар 1. Археология как наука (2 часа)

Поскольку первое занятие носит вводный характер, в начале семинара преподаватель должен ознакомить студентов с программой курса, основной и дополнительной литературой и её местонахождением, периодикой и учреждениями, где хранятся археологические коллекции. Следует объяснить студентам основ методики их работы на лекциях, семинарских занятиях, при самостоятельной подготовке докладов, поиска нужной литературы в библиотеках и освоения понятийного аппарата. Излагаются требования, предъявляемые к письменным работам (спецвопросам, курсовым). Далее начинается рассмотрение вопросов собственно по теме семинарского занятия.

1. Определение и углубленное содержание понятия «археология».

2. Особенности научного познания и археологического в частности.

3. Субъект, объект и предмет археологии.

4. Понятие археологических памятников и археологических источников.

5. Хронологические рамки археологических исследований.

Литература:

Авдусин Д.А. Основы археологии. — М.,1989.

Амальрик А.С., Монгайт А.Л. Что такое археология. — М., 1966.

Брейд У., Трамп Д. Археологический словарь. –М.- 1990

Генинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. — Киев, 1983.

Клейн Л.С. Археологические источники. — Л., 1978.

Кругликова И.Т. Античная археология. Учебное пособие для вузов. –М. 1984.

Мартынов А.И. Археология СССР. — М., 1982.

Матюшин Г.Н. Археологический словарь. — М., 1996.

Предмет и объект археологии и вопросы методики археологического исследования. — Л., 1975.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.