Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок образования и прекращения деятельности субъектов предпринимательства

 

3.1 Порядок образования субъектов предпринимательства

Порядок создания предприятия включает следующие этапы:

1. Определение юридических или физических лиц, учреждающих организацию.

2. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства.

3. Подготовка учредительных документов.

4. Государственная регистрация юридического лица.

 

1 этап. Обязательное условие создания предприятия - наличие учре­дителя, т.е. того, кто это предприятие создает. Это могут быть физические или юридические лица, число и сочетание которых не ограничивается: гражданин, группа граждан, действующее предприятие (предприятия) лю­бой формы собственности, общественная организация (организации), а также органы государственной власти.

Кроме определения состава учредителей на первом этапе необходи­мо оценить имеющиеся средства, вносимые учредителями в уставный ка­питал (деньги, ценные бумаги, вещи или имущественные права, а также любые иные права, имеющие денежную оценку), поскольку это влияет на выбор организационно-правовых форм.

2 этап. Выбор организационно-правовой формы предприятия зави­сит не только от вида деятельности (производство, строительство, торговля, финансы и т.д.), намечаемого ее объема, правового регулирования предприятий (налогообложение, механизм распределения доходов и т.д.), преимуществ и недостатков различных организационно-правовых форм хозяйствования, но и от числа учредителей, величины первоначального
капитала, уровня профессиональной подготовки работников, отношения учредителей к хозяйственным рискам и личной имущественной ответст­венности по обязательствам и т.д.

Выбор формы предпринимательства определяет порядок передачи прав собственности, функционирование и управление предприятием, ве­дение бухгалтерской и статистической отчетности. Эти вопросы должны быть предусмотрены в учредительных документах.

3 этап. После того, как выбрана оптимальная организационно-правовая форма предпринимательства, необходимо приступить к разра­ботке учредительных документов - устава предприятия и договора учре­дителей. При этом для организации полных товариществ и товариществ на вере не требуется устава, для АО, производственных кооперативов, а также в других случаях (ООО) при наличии одного учредителя необходим
только устав.

К учредительным документам предъявляются определенные требо­вания (ст. 52 ГК, часть 1 и соответствующие законы). Так, в уставе долж­ны быть сведения о наименовании, местонахождении, размере уставного капитала, организационно-правовой форме предприятия, а также о составе и компетенции его органов управления, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия и др.

В договоре учредителей обязательно должны быть сведения о на­именовании и учредительном статусе учредителей, их местонахождении, местожительстве, государственной регистрации (для юридических лиц) и паспортные данные (для физических лиц), а также сведения о размере ус­тавного капитала предприятия, долях участия, принадлежащих каждому учредителю, размере, порядке и способах внесения вкладов.

Наряду с этим оформляется протокол № 1 общего собрания учре­дителей об избрании руководящих контрольных органов предприятия. За­тем открывается временный счет в банке для внесения вкладов в уставный капитал (или осуществляется внесение вкладов на счет одного из учреди­телей).

После того, как подготовлены необходимые учредительные доку­менты создаваемого предприятия, необходимо зарегистрировать его по месту своего учреждения.

4 этап. Любое предприятие считается учрежденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации в фе­деральном органе исполнительной власти (городской или районной адми­нистрации, либо в регистрационной палате). Деятельность незарегистри­рованных предприятий запрещена, доходы от нее взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Порядок государственной регистрации предприятий ранее регулиро­вался утвержденным Указом президента РФ от 8 июля 1994 г. «Положе­нием о порядке государственной регистрации предприятий и предприни­мателей на территории Российской Федерации». Сегодня он регулируется Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 ав­густа 2001 г. (51), который был введен в действие с I июля 2002 г. Дан­ный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государствен­ной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и лик­видации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц (далее - го­сударственный реестр).

Согласно данному закону для государственной регистрации созда­ваемого юридического лица должны быть предоставлены непосредственно уполномоченным лицом либо направлены почтовым отправлением с объ­явленной ценностью и описью вложения следующие документы:

- заявление о государственной регистрации по форме, утвержден­ной Правительством РФ, и подписанное заявителем (в нем подтверждается, что учредительные документы соответствуют установленным зако­нодательством РФ требованиям к учредительным документам юридиче­ского лица данной организационно-правовой формы, что содержащиеся в них сведения достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации);

- решение о создании юридического лица в виде протокола, дого­вора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

- выписку из реестра иностранных юридических лиц соответст­вующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица-учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины.
Государственная регистрация предприятий осуществляется по месту их нахождения регистрирующим органом в срок не более чем пять рабо­чих дней со дня представления (получения) необходимых документов.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в госу­дарственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение ре­гистрирующим органом соответствующей записи в государственный ре­естр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с мо­мента государственной регистрации предоставляет сведения о государст­венной регистрации в государственные органы, определенные Правитель­ством РФ.

Особый порядок государственной регистрации предусмотрен на­стоящим законом для юридических лиц, создаваемых путем реорганиза­ции.

Отказ в государственной регистрации предприятия допускается в случае:

а) непредставления определенных, настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий ор­ган.

Решение об отказе в государственной регистрации, содержащее ос­нования отказа с обязательной ссылкой на указанные выше нарушения, направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистра­ции с уведомлением о вручении.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть об­жаловано в судебном порядке.

 

 

3.2. Лицензирование деятельности предприятий

В соответствии с Гражданским кодексом РФ отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии - документа, выданного лицензирующим органом юридическо­му лицу или индивидуальному предпринимателю и разрешающего веде­ние определенных видов деятельности на определенной территории. Ли­цензирование деятельности предприятий осуществляется в порядке, уста­новленном Законом РФ "О лицензировании отдельных видов деятельно­сти" от 8 августа 2001 г., однако этот порядок не распространяется на кон­кретные виды деятельности, лицензирование которых было установлено иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу настоящего закона.

В законе установлено, что к лицензируемым относятся виды дея­тельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безо­пасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирова­ние которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицен­зированием. Установленный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержит более 100 наиме­нований.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляют ли­цензирующие органы. Они, в частности, осуществляют следующие полно­мочия: предоставление лицензий; переоформление документов, под­тверждающих наличие лицензии; приостановление действия лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий; ведение рее­стра лицензий; контроль за соблюдением лицензий; контроль за соблюде­нием лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельно­сти соответствующих лицензионных требований и условий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с орга­нами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуще­ствление своих полномочий, указанных выше.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид дея­тельности, срок ее действия не может быть менее чем пять лет (затем он может быть продлен по заявлению лицензиата).

Для получения лицензии ее соискатель (юридическое лицо, индиви­дуальный предприниматель) должен предоставить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

- заявление о предоставление лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения (для юридического лица); лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять;

- копии учредительных документов и копию свидетельства о госу­дарственной регистрации юридического лица;

- копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рас­смотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

- сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении со всеми необходи­мыми документами.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

- наличие в документах, предоставленных, соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензий имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством РФ, отказ лицензирующего органа в предос­тавлении лицензии или его бездействие.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать (на срок не более чем 6 месяцев) действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требова­ний и условий. Лицензия может быть аннулирована решением суда на ос­новании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение ли­цензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, а также в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные на­рушения лицензионных требований.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обраще­ния в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицен­зионного сбора за предоставление лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридиче­ского лица или прекращения его деятельности в результате реорганиза­ции, за исключением его преобразования.

 

 

3.3 Прекращение деятельности предприятия

Прекращение деятельности данного предприятия может быть осу­ществлено в форме его реорганизации и ликвидации. Реорганизация и ли­квидация - это два разных процесса, которые требуют особых подходов.

Под реорганизацией предприятия понимается слияние, присоедине­ние, разделение, выделение, преобразование. ГК РФ устанавливает такое правопреемство при реорганизации юридических лиц:

- при слиянии 2-х или более юридических лиц в одно права и обя­занности каждого их них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом,

- при присоединении одного или нескольких юридических лиц к другому к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом;

- при разделении юридического лица на 2 или более его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соот­ветствии с разделительным балансом;

- при выделении из состава юридического лица одного или не­скольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанно­сти реорганизованного юридического лица в соответствии с раздели­тельным балансом;

- при преобразовании юридического лица одного вида в юридиче­ское лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности ре­организованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Каждый из видов реорганизации имеет свои особенности. Так, на­пример, при разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт. Реорганизация предпри­ятия как юридического лица осуществляется в соответствии с ГК РФ, за­конами об отдельных видах юридического лица.

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по ре­шению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В случаях, уста­новленных законом, реорганизация юридического лица в форме его раз­деления или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных орга­нов или по решению суда.

Более сложным процессом является ликвидация, поскольку требует более длительного периода выполнения определенных требований к про­цессу ликвидации. Под ликвидацией предприятия понимается его прекра­щение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к дру­гим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

- по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

- в связи с истечением сроков, на которые создано юридическое лицо;

- в связи с достижением цели, ради которой было создано юриди­ческое лицо;

- в случае признания судом недействительной регистрации юриди­ческого лица в связи с допущенными при его создании нарушениями за­кона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по решению суда в случае осуществления деятельности без ли­цензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или однократным грубым нарушением закона или правовых актов, а так­ же в иных случаях, предусмотренных ГК РФ и другими правовыми акта­ми;

- вследствие признания судом юридического лица, являющегося коммерческой организацией, несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Началом ликвидации считается период, когда органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, либо его учредителей напра­вили (по Закону - в 3-х дневный срок) письменное сообщение в орган го­сударственной регистрации. Регистрирующий орган вносит в государст­венный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе

ликвидации. С этого момента все практические дела осуществляет ликви­дационная комиссия, которая назначается при принудительной ликвида­ции судом, при добровольной - инициатором выступают учредители и участники юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии (или о назначении лик­видатора), а также о составлении промежуточного ликвидационного ба­ланса.

Основная задача ликвидационной комиссии:

а) сбор долгов юридическому лицу;

б) расчеты с кредиторами.

Для этого ликвидационная комиссия направляет извещение о пред­стоящей ликвидации юридического лица в орган печати (журнал, газету). Кроме того, ликвидационная комиссия должна направить персональное уведомление всем кредиторам о своих сроках погашения долгов. По исте­чении 2-х месяцев после публикации извещения в печати ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. К содер­жанию баланса предъявляются два основных требования. Он должен обя­зательно содержать информацию об имуществе ликвидируемого предпри­ятия, а также о требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Важным при ликвидации являются сроки выплаты долгов кредито­рам.

Выплаты могут производиться только со дня утверждения промежу­точного баланса. После погашения долгов комиссия составляет ликвида­ционный баланс, который утверждается учредителями или органом, при­нявшим решение о ликвидации предприятия, и согласовывается с орга­ном, осуществляющим государственную регистрацию.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирую­щий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ра­нее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвида­ционной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридиче­ского лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридиче­ское лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом за­писи в государственный реестр.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы экономики, организации и планирования предпринимательской деятельности | Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.168 сек.