Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность, общество, государство

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государ­стве. Личность - это субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми. Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность», как научная абстракция, подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы.

Понятие «личность» в правовом смысле - это, прежде всего, человек как физическое лицо. Кроме того, это понятие употребляется и в более широком смысле, объединяя в единое целое категории человека и гражданина.

Гражданин же - это личность, действующая в политической жизни, имеющая политические права, свободы и обязанности.

Этимологически и по существу понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности совпадают. В них отражаются все основные стороны юридического бытия индивида: потребности; интересы, мотивы; политическая, общественная, трудовая и иная деятельность; виды взаимоотношений с государством.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

В структуру конституционного статуса личности входят следующие компоненты:

— гражданство;

— основные права, свободы, законные интересы и обязанности;

— правосубъектность, включающая правоспособность и дееспособность;

— правовые принципы;

— гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность.

Основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве. Свободы личности одновременно являются и ее правами.

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Беларусь, основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах. Универсальный набор прав и свобод сформулирован в таких международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).

Понятия «права человека» и «права гражданина» близки, но по своей природе и своему содержанию не совпадают, так как отражают различные аспекты положения личности. Первое понятие подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства; второе - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового. Поэтому в одних статьях Конституции Республики Беларусь права и свободы адресуются «каждому», в других - «гражданину».

Целостность системы прав человека и гражданина определяется системой принципов закрепления и реализации их правового статуса. Конституционное выражение в Конституции Республики Беларусь по аналогии с конституциями других государств получили следующие принципы правового статуса личности:

— равноправие;

— непосредственное действие прав и свобод;

— неотчуждаемость прав и свобод;

— гарантированность прав, свобод и обязанностей;

— признание общепризнанных принципов и норм междуна­родного права и международных договоров Республики Беларусь составной частью ее правовой системы;

— запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Кроме собственных граждан на территории Республики Беларусь, как и других государств, постоянно или временно проживают иностранные граждане и лица без гражданства. Конституционное законодательство содержит нормы, регулирующие их взаимоотношения с государством. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства регулируется также Законом Республики Беларусь от 4 января 2010г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства», гражданским и гражданско-процессуальным, уголовным и уголовно-процессуальным, таможенным и иным законодательством.

Исходной является статья 11 Конституции Республики Беларусь, предусматривающая, что «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Беларусь пользуются в правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами».

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах всего текущего законодательства. Конституционные права, свободы и обязанности всегда представ­ляют собой определенную систему. Все они, закрепленные в статьях 21-63 (Раздел II) Конституции Республики Беларусь, выступают как некое единое целое, что обусловлено единством исходных принципов, прежде всего, равноправия и социальной справедливости, вытекающих из теории естественного права, и юридическим равенством, содержание которого составляют:

— равенство прав;

— равенство обязанностей;

— равенство перед законом и судом.

По содержанию прав и свобод человека и гражданина они делятся на:

— личные (гражданские) права и свободы;

— политические;

— экономические;

— социально-культурные права и свободы человека и гражданина

Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности. Так, в статье 53 фактически закреплена обязанность каждого уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц. Статья 32 Конституции Республики Беларусь предусматривает обязанности родителей по воспитанию детей, заботе об их здоровье, развитии и обучении, а совершеннолетних детей – заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Статья 54 Конституции Республики Беларусь возлагает на каждого обязанность беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

Конституция Республики Беларусь закрепляет 4 вида основных всеобщих обязанностей:

— обязанность всех соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы (ст. ст. 2 и 52);

— обязанность платить законом установленные государством налоги, пошлины и иные платежи (ст. 56);

— обязанность охранять природу (ст. 55);

— обязанность и священный долг защиты Республики Беларусь (ст. 57).

Личные (гражданские) права и свободы зачастую открывают перечень прав, свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.

Согласно Конституции Республики Беларусь к этой группе прав относятся:

— право на жизнь (ст. 24);

— право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25);

— неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан (ст. 29);

— защита каждого от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции,телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

— право граждан на свободное передвижение и выбор места жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30);

— свобода совести (ст. 31) и т.д.

Важнейшими духовными правами человека являются:

— свобода совести;

— свобода вероисповедания.

Политические права связаны с обладанием гражданством государства и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет. Наиболее общим правом этого вида является право участвовать в управлении делами государства (см., например, статью 37 Конституции Республики Беларусь).

Формами непосредственного осуществления гражданами политической власти являются:

— референдумы;

— всенародное голосование по вопросам государственной и местной жизни;

— все виды участия в выборах в представительные органы и органы местного самоуправления.

Формами воздействия граждан на политическую власть всех уровней являются:

— влияние избирателей на своих депутатов;

— выражение общественного мнения по всем вопросам внутрен­ней и внешней политики.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением некоторых случаев, предусмотренных законом. Кроме того, не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии. Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо непредоставления ему государством льгот и преимуществ.

Особое место в системе политических прав и свобод занимает свобода собраний и манифестаций. Согласно статье 35 Конституции Республики Беларусь «свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь гарантируется государством».

Права и свободы, входящие в группу социально-экономических или социальных, являются основой всех иных прав и свобод и поэтому образуют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они относятся к таким важным сферам жизни как собственность, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование и служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В Конституции Республики Беларусь закреплены положения, определяющие экономические, социальные и культурные права человека и гражданина. К ним, к примеру, относятся:

— право на предпринимательскую деятельность (часть 3 статьи 13);

— право на частную собственность (часть 1 статьи 13 и статья 44);

— право на труд (статья 41);

— право на отдых (статья 43);

— охрана семьи (статья 32);

— право социального обеспечения (статья 47);

— право на жилище (статья 48);

— право на охрану здоровья (статья 45);

— право на благоприятную окружающую среду (статья 46);

— право на образование (статья 49);

— право на участие в культурной жизни (статья 51).

Важнейшим элементом в реализации прав и свобод человека и гражданина является эффективно функционирующий правозащитный механизм. Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами.

В статье 79 Конституции указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения каждой личности и отдельных групп населения, например: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и других, нуждающихся в защите.

Защита прав и свобод человека осуществляется не только Президентом, но и Правительством, которое в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает в первую очередь через органы внутренних дел и другие правоохранительные органы.

Гарантии конституционных прав и свобод содержатся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, их предусматривающих, а также в нормах отраслевого законодательства.

Наиболее эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки».

Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Роль контрольного механизма за соблюдением властями правового статуса личности осуществляет в Республике Беларусь Конституционный Суд, наделенный определенными полномочиями в этой сфере.

Существенной гарантией прав и свобод по конституциям всех государств считается помощь профессионального защитника (адвоката) в уголовном, гражданском и административном процессе. Особо значимы юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, «никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы». Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности.

Важная роль принадлежит международно-правовым гарантиям правового статуса личности. Они заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международных пактах о правах человека. Важная роль принадлежит Международному суду ООН, а также специализированным учреждениям в рамках межамериканской, европейской и африканской систем. В Европе эта деятельность основывается на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколах к ней. Контроль за соблюдением прав личности в государствах-членах Совета осуществляют Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

4. Избирательная система. Референдум.

Институт выборов рассматривается как важнейшее свойство демократии, как способ формирования и выражения общественного мнения. Посредством выборов избираются различные органы государственной власти и местного самоуправления.

Важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов установлено Всеобщей декларацией прав человека и гражданина (1948 г.): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования ».

Избирательное право (в объективном смысле).- это система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления

Избирательное право (в субъективном смысле) - это гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти. Оно представляет собой комплекс правомочий:

- активное избирательное право;

- пассивное избирательное право;

- прямое избирательное право;

- косвенное избирательное право.

Активное избирательное право - это право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов.

Пассивное избирательное право - это право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы.

Прямое избирательное право - это право избирать членов выборных государственных органов непосредственно, лично участвуя в голосовании.

Косвенное избирательное право - это право избирать членов выборных государственных органов не непосредственно, а через ранее избранных представителей.

Источниками избирательного права в Республике Беларусь являются прежде всего Конституция и Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и дополн. от 4 января 2010 г.).

Содержание избирательного права составляет правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов.

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом демократического режима. В любом государстве избирательная система является средством закрепления практики организации проведения выборов на фактическом и нормативном уровне.

Избирательная система в широком смысле слова представляет совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и неурегулированных нормами права), посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей.

Избирательная система строится на основе ряда принципов, главными их которых можно назвать:

- всеобщность;

- свободное участие в выборах;

- обязательный вотум;

- равенство граждан при выборах;

- состязательность избирательного процесса;

- равные возможности претендентов;

- гласность при подготовке и проведении выборов и другие.

Согласно принципу всеобщности всеобщими признаются такие выборы, в которых принимает участие большинство населения страны, а от участия в них отстраняются лишь те лица, которые не имеют возможности сознательно осуществлять свои действия, то есть несовершеннолетние и люди, страдающие нервно-психическими заболеваниями.

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам принимает решение об участии в избирательном процессе.

Равенство граждан при выборах предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействия на результат выборов. Равенство избирательного права обеспечивается наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, как и у других избирателей.

Различают следующие способы определения результатов выборов:

— мажоритарную систему;

— пропорциональную систему;

— смешанную систему.

Мажоритарная система является наиболее распространенным способом определения результатов выборов. Сущность ее заключается в том, что депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное законодательством большинство голосов.

Пропорциональная система является наиболее демократичным способом определения результатов выборов. По данной системе мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах.

В некоторых странах пропорциональная система применяется наряду с мажоритарной. В таких случаях она называется смешанной.

Референдум - это голосование граждан того или иного государства, какой либо территории, имеющих избирательные права, для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

В соответствии со статьей 73 Конституции Республики Беларусь и статьей 111 Избирательного кодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. В Республике Беларусь могут проводиться республиканские и местные референдумы.

Глава 22 Избирательного кодекса Республики Беларусь посвящена вопросам проведения референдумов. Референдум является способом принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Согласно статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь на республиканский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.

На республиканский референдум не могут выноситься вопросы:

— которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

— связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь, назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь;

— о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

— об амнистии, о помиловании.

На местный референдум не выносятся вопросы, перечисленные в части третьей статьи 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь (т.е. вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум), вопросы, имеющие значение для Республики Беларусь в целом, а также вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей, Совету Республики и гражданам Республики Беларусь. Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.

В соответствии со статьей 117 Избирательного кодекса Республики Беларусь Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в 2-месячный срок после внесения на его рассмотрение в соответствии с Избирательным кодексом предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

В указе Президента Республики Беларусь о назначении референдума, как правило, предусматриваются:

— дата проведения референдума;

— юридическая сила решения, принятого референдумом;

— формулировка вынесенного на референдум вопроса (вопросов);

— иные организационные мероприятия по обеспечению проведения

— референдума.

Реализация права инициативы граждан на проведение местного референдума, его подготовка и проведение, порядок и сроки образования участков для голосования, соответствующих комиссий по референдуму, полномочия и организация их деятельности, составление списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме, порядок голосования, подведения и опубликования итогов референдума осуществляются применительно к нормам законодательства о республиканском референдуме.

Право инициативы на проведение местного референдума принадлежит местным представительным органам и гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории соответствующей области, района, города, района в городе, поселка, сельсовета. Инициатива граждан выражается в виде предложения, внесенного не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением - городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями Избирательного кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения.

Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более 50 % граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение о принятии, изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента Республики Беларусь. Датой принятия решения референдумом считается день референдума.

 

5. Президент, Парламент, Правительство.

В силу статьи 79 Конституции Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти, и обладает большими властными полномочиями в области внешней и внутренней политики. Как глава государства, Президент обеспечивает преемственность и взаимодействие органов государственной власти, и таким образом, располагает огромными возможностями для реализации государственной политики.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Президент Республики Беларусь избирается на 5 лет непосредственно народом на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более 50% граждан Республики Беларусь, включенных в списки избирателей. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

Согласно статье 83 Конституции Республики Беларусь Президент вступает в должность после принесения Присяги. Компетенция Президента Республики Беларусь определяется статьей 84 Конституции, в силу которой Глава государства:

— назначает республиканские референдумы;

— назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

— распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

— образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

— с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

— с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

— с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

— назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

— освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

— обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

— назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

— решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

— устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

— осуществляет помилование осужденных;

— ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

— принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

— в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

— подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

— имеет право отменять акты Правительства;

— является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

В соответствии со статьей 85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Он не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

Президент Республики Беларусь приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Президенту принадлежит право законодательной инициативы, с его согласия либо по его поручению - Правительства, могут вноситься в Палату представителей законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов.

Согласно статье 87 Конституции Республики Беларусь Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей. Кроме того, Президент Республики Беларусь может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. Президент Республики Беларусь может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь.

Правовой статус Парламента - Национального собрания Республики Беларусьрегулируется статьями 90 - 105 Конституции Республики Беларусь. В силу статьи 90 Конституции Республики Беларусь Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Согласно статье 91 Конституции Республики Беларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Кроме того, 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Согласно статье 93 Конституции Республики Беларусь срок полномочий Парламента - 4 года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны. Полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно.

Компетенция Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь установлена статьей 97 Конституции Республики Беларусь, в силу которой данная палата:

— рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

— рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; и др.;

— назначает выборы Президента;

— дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

— заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

— рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

— по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

— принимает отставку Президента;

— выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

— отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Компетенция Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь закреплена в статье 98 Конституции Республики Беларусь, в силу которой данная палата:

— одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

— дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

— избирает 6 судей Конституционного Суда;

— избирает 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

— отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

— принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

— рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

— рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в 3-дневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

В соответствии со статьей 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента Республики Беларусь могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона.

Основной организационно-правовой формой работы Парламента является сессия. Палаты собираются на две очередные сессии в год. Палата представителей и Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Согласно статье 103 Конституции Республики Беларусь заседания палат являются открытыми.

В силу статьи 96 Конституции Республики Беларусь (часть четвертая) Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей.

В соответствии со статьей 106 Конституции Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь.

Согласно Закону Республики Беларусь от 23 июля 2008г. «О Совете Министров» Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь (ст. 6 Закона):

осуществляет непосредственное руководство деятельностью, организует работу Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;

подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;

издает распоряжения;

информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;

распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;

представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;

выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в осуществляет свои полномочия в экономической и финансовой сфере, в области культуры, науки, образования, социального обеспечения, охраны и оплаты труда, здравоохранения, охраны окружающей среды, гидрометеорологической деятельности, обеспечения законности и правопорядка, кадровой политики, в сфере архивного дела (ст. 11-23 Закона):

обеспечивает проведение единой политики в этих областях;

регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;

осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;

имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;

содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;

проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;

обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.

участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;

осуществляет общее управление системой образования;

осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, государственных архивных органов и учреждений, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;

создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения, принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;

определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат;

разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, детей, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;

обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;

устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, определяет порядок проведения мониторинга и использования его данных;

определяет порядок осуществления государственного контроля в области гидрометеорологической деятельности и перечень должностных лиц, осуществляющих этот контроль;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;

руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью;

принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;

определяет государственную политику в области обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, и

принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.

координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики; и др.

В систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят:

министерства, государственные комитеты, которые являются республиканскими органами государственного управления (функциональными или отраслевыми), проводящими государственную политику, осуществляющими регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующими деятельность в данной отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления;

объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь.

Согласно статье 108 Конституции Республики Беларусь и в соответствии с Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь» Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, и контролирует их исполнение. Совет Министров обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочияперед вновь избранным Президентом Республики Беларусь, если Президентом в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией, не принято решение об отставке Правительства.

В случае отставкиСовет Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства. Совет Министров Республики Беларусь в полном составе, Премьер-министр, каждый член Правительства Республики Беларусь отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности.

Правительство Республики Беларусь заявляет Президенту Республики Беларусь о своей отставке и в случае выражения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь вотума недоверияПравительству. Вотум (от лат. – воля, желание) - выражение представительным органом доверия или недоверия правительству, отдельному его члену, иному исполнительному органу, должностному лицу исполнительной власти. Выражение такого доверия или недоверия вызывает определенные последствия как для правительства, так и для самого представительного органа.

Президент Республики Беларусь вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства.

 

7. Судебная система. Прокуратура. Комитет государственного контроля. Местное управление и самоуправление.

Судебная власть наряду с законодательной и исполнительной является особой ветвью государственной власти и важнейшим признаком демократического государства. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, включая социально-экономические и политические права, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

В соответствии со статьей 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях - единолично судьями. Разбирательство дел во всех судах Республики Беларусь проводится открыто. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Конституция Республики Беларусь установила, что правосудие в стране осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. При этом стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.

Судебной власти присущи специфические признаки, отличающие ее от других ветвей власти - законодательной и исполнительной.Одним из этих признаков являетсяисключительност ь судебной власти, суть которой заключается в том, что осуществление основной функции судебной власти - правосудия - не может осуществляться каким-либо иным органом кроме суда. Кроме того, судебная власть отличается особым статусом и режимом деятельности судей, осуществляющих эту власть. Конституция Республики Беларусь устанавливает, что судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Эти и иные требования определяются специальным законодательством. Так, обязательным условием занятия должности судьи является достижение гражданином Республики Беларусь 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования (за исключением судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование), стаж работы по юридической специальности и сдача квалификационного экзамена специальной экзаменационной комиссии. Кандидатом на должность судьи может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков. Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Под судебной системой государства понимается совокупность всех судов страны. Судебная система Республики Беларусь - это совокупность взаимодействующих между собой судебных учреждений Беларуси всех видов, осуществляющих правосудие и иные правовые функции в процессуальных формах.

Судебная система Республики Беларусь включает две основные разновидности судебных учреждений:

— суды общей юрисдикции (осуществляют рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел);

— специальные суды.

Систему общих судов составляют:

— Верховный Суд Республики Беларусь;

— областные суды;

— городские суды;

— районные (городские) суды.

Кроме того, в систему общих судов входят и военные суды, возглавляемые Военной Коллегией Верховного Суда.

Специальными судами в Республике Беларусь являются Конституционный Суд, Высший Хозяйственный Суд и возглавляемая им система хозяйственных судов.

В соответствии со статьей 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом. Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Согласно статье 12 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и 10 судей, из которых 6 назначаются Президентом Республики Беларусь, а 6 - избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен или избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, а также обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет. Судьи Конституционного Суда назначаются или избираются на 11 лет и могут быть назначены или избраны на новый срок.

Компетенция Конституционного Суда определяется статьей 5 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», в соответствии с которой данный орган рассматривает дела и дает заключения о:

— соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

— соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

— соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

— соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

В целях совершенствования деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, повышения эффективности конституционного контроля Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008г. №14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» установлено, что наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей Конституционный Суд:

1) осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, – до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь;

2) по предложению Президента Республики Беларусь излагает позицию о конституционности международных договоров – до подписания Президентом Республики Беларусь нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров.

3) по поручению Президента Республики Беларусь дает официальное толкование декретов и указов Президента Республики Беларусь, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;

4) по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства.

5) по предложениям Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права.

По поручению Президента Республики Беларусь судьи Конституционного Суда Республики Беларусь проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Официальное толкование декрета или указа Президента Республики Беларусь, данное Конституционным Судом Республики Беларусь, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Предложения о проверке конституционности акта вправе внести в Конституционный Суд:

— Президент Республики Беларусь;

— Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь;

— Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь;

— Совет Министров Республики Беларусь;

— Верховный Суд Республики Беларусь;

— Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006г. Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 84 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

Хозяйственные суды в Республике Беларусь являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Единую систему хозяйственных судов составляют:

1) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

2) хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Основными задачами хозяйственных судов являются:

— обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности путем осуществления правосудия;

— обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

В соответствии со статьей 84 Конституц

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основы конституционного строя | Тема 3. Основы гражданского права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.284 сек.