КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные органы, определяющие и реализующие экологическую политику
Экологическая политика государства имеет важнейшее значение для обеспечения устойчивого человеческого развития, поскольку при осуществлении государственной политики в области охраны окружающей среды гарантируется право граждан Республики Беларусь и иных лиц, проживающих на ее территории, на здоровую и благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду. Содержание экологических прав граждан и гарантии их обеспечения. Гарантиями здесь выступают: · планирование и нормирование качества окружающей среды мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; · государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства, привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении требований обеспечения экологической безопасности населения; · страхование граждан, образование государственных, общественных и иных фондов помощи лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды; · возмещение в добровольном и судебном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф; · привлечение к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь лиц, умышленно искажающих или скрывающих информацию о состоянии окружающей среды, препятствующих выполнению гражданами и общественными объединениями их прав, вытекающих из законодательства Республики Беларусь; другие гарантии, предусмотренные Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и иными законодательными актами Республики Беларусь.
В Республике Беларусь, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, проводится целенаправленная экологическая политика, главными задачами которой являются оздоровление экологической ситуации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье человека, сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, эффективное участие Беларуси в международной природоохранной деятельности. Экологическая политика в Республике Беларусь направлена на решение следующих задач: · последовательная экологизация экономики, перевод производства на безотходное производство, ресурсо- и энергосберегающие технологии; · развитие и размещение производственных объектов с учетом возможностей природно-ресурсного и ассимиляционного потенциала окружающей среды; · совершенствование хозяйственного механизма природопользования, предусматривающего отказ от затратного подхода, переход к биосферно совместимому природопользованию, расширение системы платности за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды; · усиление правовой ответственности и экономических санкций за природоохранные нарушения; · реализация комплекса мер по реабилитации радиационно загрязненных территорий, максимальному снижению вредного воздействия последствий катастрофы ЧАЭС на природную среду и население; · создание надежных систем мониторинга окружающей среды; · повышение уровня экологического образования и воспитания населения; · обеспечение гласности и доступности информации о состоянии окружающей среды, оперативное и объективное оповещение населения об экологически опасных ситуациях. Для реализации экологической политики необходимо совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических стандартов, норм и требований, регламентирующих природопользование с последующим переходом на международные стандарты как необходимое условие вхождения Республики Беларусь в международную систему обеспечения экологической безопасности.
Особое место в экологической политике Беларуси занимает проблема преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В последние годы в республике продолжалось проведение крупномасштабных мероприятий по ликвидации последствий крупнейшей техногенной аварии. Вместе с тем многие проблемы, связанные с Чернобыльской катастрофой, решены не в полной мере. Необходимо отметить, что уменьшились объемы финансовых средств на выполнение Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и социальную защиту пострадавших граждан. Объясняется это рядом факторов: - завершением широкомасштабного переселения жителей из районов радиоактивного загрязнения; - выведением значительного числа населенных пунктов и соответственно граждан из категории пострадавших; - упорядочением выплат денежных компенсаций за имущество, находящееся на территории радиоактивного загрязнения; - отсутствием у государства необходимых финансовых ресурсов для реабилитации пострадавших территорий и создания благоприятных условий жизни для переселенцев. При низком уровне доходов граждан, проживающих в пострадавших районах, проблематичным является обеспечение их чистыми продуктами питания. Переход на потребление продукции, произведенной в частном секторе, способствует накоплению внутренней дозы облучения. Для создания необходимых условий проживания людей в зонах радиоактивного загрязнения важное значение имеет развитие социальной инфраструктуры. В этих районах водопровод и канализация, горячее водоснабжение, центральное отопление, наличие бань и прачечных создают не только коммунально-бытовые удобства, необходимые для нормального человеческого развития, но и имеют медико-профилактическое значение. Для минимизации и преодоления последствий Чернобыльской катастрофы в дальнейшем необходимо:
· поэтапное восстановление загрязненных территорий и возвращение жителей к нормальному укладу жизни; · осуществление системы радиационной, экологической, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения; · снижение медико-биологических последствий аварии путем широких медико-профилактических и лечебно-восстановительных мероприятий; · снижение социально-психологической напряженности; · защита населения от воздействия других вредных техногенных факторов; · совершенствование нормативно-правовой базы по проблеме минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Определяет государственную и межгосударственную экологическую политику Парламент Республики Беларусь. Он же осуществляет межгосударственного сотрудничества в области охраны окружающей среды, для чего: · разрабатывает и принимает законодательные акты об охране окружающей среды в Республике Беларусь; · определяет порядок организации и деятельности органов государственной власти и управления в области использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды; · рассматривает и утверждает государственные экологические программы; · объявляет территории зонами экологического бедствия; · утверждает границы объектов природно-заповедного фонда республиканского значения и санкционирует их изменение; · рассматривает все остальные вопросы в области охраны окружающей среды и природопользования. Реализацию определенной Парламентом Республики Беларусь экологической политики осуществляет Совет Министров Республики Беларусь, для чего он: · осуществляет меры по охране и научно обоснованному использованию природных ресурсов и улучшению окружающей среды; · обеспечивает разработку и реализацию государственной экологической программы Республики Беларусь; · координирует деятельность министерств, государственных комитетов, других подведомственных ему органов, занимающихся охраной окружающей среды; · создает республиканский внебюджетный фонд охраны природы;
· утверждает порядок разработки экологических нормативов, лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов; · определяет порядок учета, оценки природных ресурсов, порядок ведения кадастров природных ресурсов; · объявляет в случае необходимости участки территории зоной чрезвычайной экологической ситуации; · утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды; организует систему экологического воспитания и образования граждан; · принимает решения о прекращении деятельности или перепрофилировании экологически вредных объектов республиканского значения; · осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды; · регулирует другие вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды осуществляет, кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, к компетенции которого относится: · контроль за деятельностью министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды; · проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны и использования природных ресурсов; · государственный контроль за соблюдением норм экологической безопасности наряду с другими специально уполномоченными государственными органами; · контроль за использованием и охраной недр, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира; · организация мониторинга природной среды; · утверждение совместно с органами санитарного надзора нормативов качества окружающей среды, участие в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения, истощения и иных вредных воздействий; · осуществление государственной экологической экспертизы; · выдача и аннулирование разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, на использование природных ресурсов в соответствии с законодательством Республики Беларусь; · ограничение или приостановление деятельности предприятий и объектов независимо от формы собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением природоохранного законодательства; · предъявление исков о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства; · разработка государственных экологических программ; · учет и оценка природных ресурсов, ведение государственных кадастров водных ресурсов, торфяного фонда, животного и растительного мира; · ведение Красной книги Республики Беларусь; · организация пропаганды экологических знаний среди населения; · осуществление на соответствующем уровне международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, изучение, обобщение и распространение международного опыта, контроль за выполнением обязательств Республики Беларусь по международным соглашениям в области охраны окружающей среды. Решения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
5. Экономические механизмы реализации экологической политики . При реализации государственной политики в области охраны окружающей среды действует экономический механизм, который включает в себя: · планирование и финансирование природоохранных мероприятий; · льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности; · определение лимитов на пользование природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; · взимание налогов и других платежей за использование природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; · взимание платы за размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду; · возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения и др. Мероприятия по охране окружающей среды, проводимые в рамках государственной политики в этой области, подвергаются планированию с целью обеспечения гармоничного взаимодействия природы и общества на основе научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов, выбора наиболее эффективных средств природопользования, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение и увеличение природоресурсного потенциала Республики Беларусь. Планирование мероприятий по охране окружающей среды осуществляется в составе прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и государственного плана с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства. Территориальное планирование охраны окружающей среды осуществляется соответствующими Советами депутатов с участием государственных органов и общественных организаций. Отраслевое планирование в области охраны окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами и другими государственными органами с учетом показателей территориального планирования. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей среды производится за счет республиканского и местного бюджетов; средств юридических лиц, добровольных взносов населения, иностранных граждан, других источников; республиканских, местных внебюджетных фондов и общественных фондов охраны природы; кредитов банков. В Республике Беларусь осуществляется стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды путем предоставления юридическим и физическим лицам налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологий, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, дающей природоохранный эффект. Стимулирование рационального природопользования осуществляется и установлением повышенных норм амортизации основных природоохранных фондов. В последние годы в Республике Беларусь для регулирования природопользования и охраны окружающей среды начали использоваться рыночные механизмы. Для возмещения ущерба, причиняемого загрязнением атмосферного воздуха, введены нормативы платежей за выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн. В соответствии с Законом РБ «О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» все предприятия-загрязнители независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности облагаются экологическим налогом. Государство в Республике Беларусь гарантирует своим гражданам право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно, без закрепления этих ресурсов за отдельными лицами и предоставления соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Природные ресурсы в порядке специального использования предоставляются юридическим и физическим лицам для осуществления производственной и иной деятельности за плату, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, на льготных условиях на основании специальных разрешений, выдаваемых уполномоченными на то государственными, органами, и заключения государственной экологической экспертизы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |