Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Групповая психотерапия




Когнитивный (осознание) – психоанализ

Поведенческий – бихевиоризм

Эмоциональный – опытная психотерапия

 

- Групповая психотерапия –

метод, основанный на использовании групповой динамики в лечебных целях.

Может использоваться в разных теоретических подходах. Направлена не только на межличностный конфликт, но и на личностный конфликт пациента через анализ межличностного взаимодействия.

Основа – групповая динамика.

- Групповая динамика –

совокупность внутри группы социально-психических процессов и явлений, учение о силе структуре и процессах, которые действуют в группе.

- Группа –

определенная общность людей с ограниченным числом членов (до20), около 8 – 14 человек, которые характеризуются непосредственными контактами, относительно постоянный состав участников, распределение ролей.

Групповая динамика – учение о характеристике процессов, происходящих в группе, описание причинно-следственных связей, описание методических приемов изучения и исследования.

Области групповой динамики:

- исследования в социальной психологии – индивидуальное и взаимодействие между участниками группы

- педагогическая психология – совокупность приемов обучения и исследования, изучение эмоционального компонента.

- клиническая психология – методологическая основа групповой психотерапии

Первая и вторая – прикладная групповая динамика.

- Групповая динамика (клиническая) –

совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий, возникающих в группе, включая и группового психотерапевта.

 

Элементы групповой динамики.

1. Цели и задачи группы.

- терапевтические цели: разобраться в проблемах каждого члена группы, личностный рост, излечение

- антитерапевтические цели

В начале работы терапевт не дает информацию о целях и задачах группы. Предлагается обсудить цели и задачи с точки зрения каждого члена группы, их ожидания в зависимости от целей и задач.

2. Групповые нормы – правила внутри группы.

Обычно, четко в начале не декларируются, а вырабатываются в группе совместно

- открытое выражение чувств

- безоценочные суждения

- обязательность высказывания

- активность

- терпимость

- принятие позиции других

Нормы могут быть терапевтическими и антитерапевтическими (например, высказывания по кругу).

Для невротичных пациентов характерны жесткие нормы, это диагностично. Нормы важный элемент в личностной характеристике.

3. Структура группы, групповые роли, проблема лидерства.

Структура:

- формальная

- неформальная

Роли:

- альфа позиция – лидер, импонирующий группе, побуждающий к активности

- бета позиция – эксперт, высоко оцениваемый группой, рассматривающий ситуацию, анализирующий ее, достаточно отстраненный от группы

- гамма позиция – пассивный, легко приспосабливающийся, конформист

- омега позиция – крайний, отстает от других по неспособности, отличается от остальных

Для невротиков характерен стереотипный ролевой репертуар. Роли здесь выполняют защитную функцию.

Лидерство связано с проблемой руководства, зависимости, каковы отношения с формальным лидером (психотерапевта), за что соперничество.

 

4. Групповая сплоченность.

Связность, сцепление.

Привлекательность группы для ее участников – важный элемент групповой динамики: чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа применительно к отдельному пациенту.

 

5. Групповое напряжение.

(противоположность сплоченности) – центробежные силы, разрывающие группу. Группа существует на балансе между сплоченностью и напряженностью. Групповая напряженность неизбежна, но имеет не только негативные функции, но и позитивные:

- фактор, активизирующий усилия по изменениям, стимулятор активности

- фактор, проявляющий негативные эмоции, позволяющий проявлять их, говорить о них

- фактор, активизирующий проявления непривычных, но свойственных человеку стереотипов поведения

Групповое напряжение способствует диагностике негативных эмоций.

При преобладании сплоченности – невысокий психотерапевтический эффект; при преобладании напряженности – велик риск распада группы. Терапевт должен поддерживать равновесие между сплоченностью и напряженностью.

 

6. Актуализация прежнего эмоционального опыта.

Позволяет диагностировать проблему пациента и найти пути изменения.

- Отождествление, проекция своих переживаний на других участников группы.

 

7. Формирование подгруппы.

Негативный признак. Терапевту следует выяснить цели и задачи подгруппы, причины их возникновения. Обсуждение этого помогает разрушать подгруппы.

 

8. Главные виды вербальной коммуникации в группе.

При анализе формы высказывания можно выйти на проблемы:

- вопросы

- ответы

- гипотезы

9. Процесс групповой психотерапии.

Фазный характер процесса.

Фаза 1. – ориентации, поиска смысла, пассивного ожидания.

Высокий уровень напряжения в группе:

- индивидуальная составляющая связана с собственными проблемами каждого пациента

- групповая составляющая, так как существуют значительные расхождения в ожиданиях к психотерапевту(как он должен себя вести) и тем, как он ведет себя на самом деле.

Ожидания – врач возьмет всю ответственность за лечение на себя. Пациенты ждут расспросов, диагноза, рецепта. Но групповая динамика возможна при относительном равноправии участников: если повышается напряжение, то проявляется пассивное поведение пациентов.

Пассивное поведение пациентов.

Проявляется в периоды снятия напряжения за счет неконструктивной активности. Подфазы:

- псевдосплоченность – за счет активных пациентов, которые берут на себя роль лидера, драматизация травматических факторов, нагнетание обстановки; мы хорошие, они плохие, меняться нужно им – тупик;

- козел отпущения – неконструктивная критика, выносящая раздражение, напряжение сбрасывается за счет неконструктивной критики в адрес одного из участников группы; можно выбрать председателя для снижения напряжения.

 

Фаза 2. – растормаживание агрессивности, бунт против терапевта.

Высокий уровень напряжения, поведение участников группы более активно, аффективно заряжено, агрессивно настроено к психотерапевту.

Показатель – большое количество вопросов к психотерапевту. Либо агрессия на метод (косвенная). В открытую не говорят об агрессии. Думают: либо плохой профессионал, либо плохой человек.

Конструктивное разрешение ситуации – открытое выражение эмоций по отношению к психотерапевту и обсуждение причин, побуждающих к агрессии, как следствие – разрешение конфликта.

В этой фазе затрагиваются основные проблемы личности:

- проблема ответственности (перекладывание на психотерапевта) – невротический симптом – способ переложить ответственность с себя на свой организм

- взаимоотношения с авторитетами (с родительской фигурой) - с одной стороны желание привлечь внимание психотерапевта, с другой – эмансипация конфликта с психотерапевтом характерная для инфантильных пациентов

- проблема негативных эмоций – возможность открыто говорить об этом психотерапевту; реатрибутирование негативных эмоций – кому человек приписывает испытываемые эмоции; за позитивные чувства отвечаю я, как и за негативные. (Я раздражен, так как я ожидал другого).

Человек может контролировать свои чувства, если он их осознает и принимает, так как сам является источником своих чувств.

Иногда для общего «дозревания» напряжения терапевт усиливает различными приемами напряжение, чтобы его вскрыть.

Конструктивное завершение фазы – открытое выражение агрессии и ее переработка.

Фаза 3. – развитие групповых норм.

Резкое изменение характера взаимодействия. Формируется групповая сплоченность, цели, нормы, то есть групповая культура.

 

Фаза 4. – рабочая фаза, осознание целенаправленной деятельности, выработка новых форм поведения.

Активно работающая психотерапевтическая группа.

Фазы 1, 2, 3 – занимают до четверти всего времени работы группы и называются подготовительными.

 

Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.

Факторы, обеспечивающие лечебный эффект:

- переживание

- осознание

- научение

Пути изучения пациента:

- опрос пациента

- опрос специалистов

- собственные экспериментальные исследования, позволяющие выявить корреляции между переменными процесса и эффективностью

Механизмы:

1. сообщение информации –

краткий психологический «ликбез», информация вычленяется участниками косвенно в процессе работы группы, что-то дополняет психотерапевт (психика и соматика)

2. универсальность страданий –

близко сталкиваясь с проблемами и симптомами других, пациенты убеждаются, что они не одиноки – они не хуже других, но и не лучше; снимает актуальность переживаний, снижение невротического эгоцентризма

3. внушение надежды –

пациенты видят происходящие у других положительные изменения при их активности – появляется надежда, что он тоже сможет этого достичь. Особенно это характерно для открытых групп.

4. альтруизм –

люди могут помочь друг другу и я могу кому-то помочь - повышение самооценки

5. коррегирующая рекапитуляция первичной семейной группы –

коррекция негативных влияний, идущих из родительской семьи, в группе – множественная проекция, воспроизводство в отношениях с психотерапевтом отношений с родителями, с другими участниками группы – с другими членами семьи.

6. межличностное научение –

наблюдая за более эффективным поведением окружающих, человек набирается нового позитивного опыта в общении

7. имитация поведения –

подражание.

8. групповая сплоченность –

коррелирует с эффективностью психотерапии, принятие пациентом группы и наоборот

9. катарсис –

эмоциональное отреагирование, очищение.

10.интерперсональное влияние –

присуще только групповой терапии.

Какие эффекты имеет межличностное общение:

- когнитивный фактор –

образ Я в какой-либо группе за счет отражения оценок окружающих формируется и может меняться в специально организованной группе.

Обратная связь – информация о том, как воспринимают меня другие люди и как они реагируют на мое поведение, всегда истинна. В группе равная и разноплановая.

Конфронтация – столкновение человека с собой, со своими особенностями.

Самосознание (конфронтация):

- открытая (знаю о себе сам, знают обо мне другие)

- закрытая (не знаю сам, не знают другие)

- скрываемая (знаю сам, не знают другие)

- слепое пятно (то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам)

Обратная связь – материал для конфронтации, влияет на слепую сферу самосознания.

Следует включаться в свое представление о себе.

Эгоцентрация – социоцентрация.

- эмоциональный фактор –

могут возникать ситуации, которые возникали раньше, но человек с ними не справился, но может попытаться изменить ситуацию в группе. Важен подбор группы – должен быть разнообразный состав.

- поведенческий фактор –

группа выступает как модель реальной жизни, человек продуцирует те же стереотипы поведения; в группе можно эти стереотипы изменить.

 

Категории лечебного воздействия можно объединить:

1. конфронтация

2. эмоциональная поддержка

В группе должен поддерживаться баланс между этими двумя типами взаимодействия. Терапевт привлекает свое внимание в ситуациях нарушения баланса – должен выяснить причины нарушения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.