Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды любви




И. С. Кон выделяет шесть видов любви (1989):

— Эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером.

— Гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний.

— Любовь-дружбу — спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение.

Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего “Я” и суметь принять то, что дает тебе партнер. Умение взять то, что отдает партнер выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать ему что-либо.

— Прагматическую любовь — рассудочную любовь, любовь по расчету, любовь, реализующую модус “иметь”. Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта.

— Бескорыстную любовь — любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от родительско-детских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли “дающего”, ограничить возможности его личностного роста и самореализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей.

— Любовь-манию — иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».

По мнению И. С. Кона, можно говорить о межполовых различиях в предпочтении того или иного вида любви: женщины более склонны к любви-дружбе, бескорыстной любви, а также прагматической, в то время как мужчины — к эротической и гедонистической любви. Маниакальная любовь является уделом невротической личности, а также часто наблюдается в подростковом и юношеском возрасте в период становления способности любить.

11. Социально-психологический подход к любви
в контексте проблемы аттракции

Аттракция, как симпатия к другому человеку является безусловным компонентом чувства любви (Л. Я. Гозман, 1987). В рамках социально-психологического подхода изучались факторы, способствующие возникновению аттракции и выступающие как условия привлекательности партнера. К числу таких факторов относятся:

Внешняя привлекательность. В зрелом возрасте становятся важными не только внешние физические данные, а духовно-психологические, личностные качества. Идеал привлекательной внешности обусловлен как культурно-историческими, социальными условиями, так и субъективными критериями оценки.

Социальные характеристики принадлежность к определенному социальному уровню, образование, статус, профессия, социальная успешность и т. д. Успешность и удачливость способствуют усилению аттракции, неудачников избегают.

Уровень развития коммуникативных способностей — способность к открытой коммуникации, к самораскрытию, искренности в пределах сохранения интимного личностного “пространства безопасности” для партнеров, избегая “душевного эксгибиционизма”, умение коммуницировать свои чувства, проявлять эмпатию в отношении партнера. Отсутствие коммуникативной компетентности резко негативно сказывается на аттракции.

Сходство установок, идей, взглядов, ценностей. Для успешного функционирования семьи особенно важны общность ценностей профессиональной деятельности и сходство взглядов на воспитание детей и родительство.

Предсказуемость, прогнозируемость поведения партнера, особенно в стрессовых, напряженных ситуациях, основывающаяся на знании его личностных свойств и стабильности его поведения в повторяющихся ситуациях. Непредсказуемость не отпугивает, но осложняет понимание намерений поведения партнера и может привести к деструкции отношений. Предсказуемость не идентична рутинности и стереотипности поведения.

Ситуативные факторы, способствующие возникновению аттракции:

— регулярность контактов;

— возможность реализации совместной деятельности;

— оказание друг другу помощи (забота, помогающее поведение).

 

Роль — нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. В ролевой структуре семьи выделяют план межличностных и план конвенциональных ролей.

Конвенциональные роли предписаны социо-культурным окружением, стандартизованы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реализации. Конвенциональные нормы регулируются правом, моралью, традициями. Межличностные роли индивидуализированы, определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристаллизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения. Ролевая структура семьи обеспечивает выполнение функций семьи и удовлетворение потребностей всех ее членов.

Конвенциональные роли могут быть классифицированы по различным основаниям. Типология семейных ролей в соответствии со статусом родственных отношений включает роли мужа, жены, родителей — матери и отца, детей — сына и дочери, сиблингов — брата и сестры, прародителей — бабушки и дедушки и пр. Подчеркнем, что набор прав и обязанностей в соответствии с родственным статусом определяется историческими, культурными, этническими особенностями и значительно варьируется в зависимости от перечисленных факторов.

В основу классификации ролей Ф. Ная (Nye F. G., 1976) положен функциональный принцип, позволяющий выделить следующий набор ролей: “кормилец” семьи, хозяин (хозяйка) дома, ответственный за уход и воспитание младенца, воспитатель детей, сексуальный партнер, “семейный психотерапевт”, ответственный за поддержание родственных связей, организатор досуга и развлечений (рекреационная функция семьи), организатор семейной субкультуры.

Роль «кормильца» соответствует выполнению функции обеспечения материального благополучия семьи. В традиционной семье эту роль исполняет муж. В современной семье, как правило, работают оба супруга. Выполнение роли кормильца оказывает значительное влияние на решение вопроса о власти и главенстве семье.

Роль «хозяина» («хозяйки») дома реализует функцию организации и поддержания быта. В традиционной семье эта роль отводится жене. В эгалитарных семьях эти ролевые функции распределяются примерно поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и женщины в “поддержании семейного очага”. Как правило, с ролью хозяина (хозяйки дома) совмещается роль “министра финансов” семьи, ответственного за проектирование семейного бюджета и держателя кошелька. Традиционно эту роль исполняет жена, однако все чаще и чаще наблюдается тенденция совместного выполнения этой роли. Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспитательной функции семьи и выступает как отдельная, так как взаимодействие ребенка с близким взрослым в младенческом возрасте носит очень тесный характер, требуя постоянного сотрудничества и присутствия взрослого. Возможности выполнения родителем, принимающим на себя функцию воспитателя младенца, других функций крайне ограничены. Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери. В современной эгалитарной семье эту функцию достаточно успешно выполняют отцы, однако нет, пожалуй, ни одной другой роли, где тенденция традиционализации распределения семейных ролей не проявляла бы себя настолько сильно. Так, например, кормление грудью, как биологически обусловленная функция матери, синхронность взаимодействия матери и ребенка, предпосылки которого были заложены еще в период пренатального развития, опережающие темпы формирования материнской родительской позиции, по сравнению с родительской позицией отца, делают именно мать наиболее адекватной фигурой для формирования первой социальной потребности ребенка в контакте со взрослым и привязанности.

Реализация роли «воспитателя детей» (более старшего возраста), предполагающая управление процессом социализации, морального развития, становления компетентности, как правило, осуществляется обоими родителями. Степень участия отца в процессе воспитания определяется следующими факторами:

— уровнем образования. Общая тенденция состоит в том, что чем выше уровень образования, тем более активен отец в воспитании ребенка;

— полом ребенка. Считается, что отец уделяет больше внимания сыну, а мать — дочери. Но если межличностные отношения родителей характеризуются любовью и нежностью, то уровень эмпатии и активность участия отца в воспитании дочери может быть выше;

— возрастом ребенка. Чем старше ребенок, тем больше включен отец в процесс воспитания. Однако лучше, если отец начинает участвовать в воспитании ребенка, начиная с младенческого возраста. Преимущества более раннего включения отца в уход и воспитание ребенка проявляются, по крайней мере, в трех направлениях. Во-первых, возрастает вероятность формирования безопасной привязанности в отношениях ребенка с отцом. Во-вторых, формирование отцовской родительской позиции осуществляется по типу возрастания компонентов безусловного принятия ребенка. В-третьих, благодаря совместной с матерью деятельности по воспитанию ребенка, возникает необходимая основа для выработки единой родительской позиции: уменьшается непоследовательность и противоречивость семейного типа воспитания.

Роль сексуального партнера, включающая проявление активности и инициативности в сексуальном поведении. Традиционно роль лидера в сексуальных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация выглядит далеко не так однозначно в связи с ростом активности женщин.

Роль «психотерапевта», обеспечивающая удовлетворение потребностей членов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности, чувстве личностной самоценности, является ключевой в современной семье. Традиционно эта роль отводится женщине в силу признания ее большей эмоциональной чувствительности, однако в действительности дело обстоит так далеко не всегда. Выполнение мужем роли семейного «психотерапевта», как правило, укрепляет его лидерскую позицию и реальное главенство в семье.

Перечисленные роли выступают скорее как «внутренние» семейные роли, не предполагающие выхода за пределы границ семейной системы. Наряду с ними можно говорить и о семейных ролях, реализуемых в контексте более широкого социального окружения, ролях, осуществляющих посредническую функцию между семьей и социальной средой. К таким ролям относятся роли ответственного за поддержание родственных связей, организатора досуга и семейной субкультуры.

Роль ответственного за поддержание родственных связей предполагает лидерство в организации общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках, организацию и осуществление необходимой материальной и психологической поддержки нуждающимся членам расширенной семьи, осуществление социального контроля. Традиционно эту роль исполняла жена, сейчас — нет четкого приоритета, принятие этой роли определяется характером родственных отношений и личностными особенностями членов семьи.

Роль организатора семейного досуга, реализующего рекреационную функцию семьи, направлена на планирование и организацию проведения выходных дней и отпуска семьи. Важность этой роли возрастает в современной ситуации дефицита межличностного общения в семье. Организация досуга способствует либо сплочению, либо деструкции семьи. Принятие и исполнение этой роли определяется личностными качествами супруга (активностью, компетентностью, организационными способностями).

Роль организатора семейной субкультуры, своеобразного духовного лидера семьи, определяющего интересы, культурные запросы, увлечения семьи, иначе говоря, творца семейной субкультуры, возникла относительно недавно и отвечает функции духовного общения и обеспечения условий для культурного роста членов семьи. Как правило, эту роль принимает на себя наиболее компетентный и заинтересованный член семьи. Исполнение ролей организатора семейного досуга и организатора семейной субкультуры достаточно часто совмещаются одним членом семьи в силу их содержательной близости.

Серьезным фактором, в значительной мере определяющим характер принятия межличностных ролей в семье, являются сиблинговые взаимоотношения в собственной семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легкостью переносится на собственного супруга и детей, определяет претензии на лидерство, отношение к вопросу власти, сотрудничества, кооперации, соревновательности. Сиблинговая позиция определяется порядком рождения ребенка в семье и наличием братьев и сестер и находит отражение в формирование определенных личностных особенностей (А. Адлер).

Возможные варианты сиблинговой позиции: единственный ребенок, старший ребенок, средний ребенок, младший ребенок.

Единственный ребенок в семье, как правило, центр внимания родителей, ему уделяют много времени и сил, его успехи не остаются незамеченными, он не обойден родительской лаской и заботой и уж никак не может быть отнесен в категорию «заброшенных». К сильным сторонам развития единственного ребенка, как правило, относится высокий уровень интеллектуального развития, а к слабым — отсутствие опыта взаимодействия со сверстниками в близком семейном контексте, опыта общения равных, опыта сотрудничества, определенная степень эмоционально-личностного эгоцентризма. При создании собственной семьи взрослый, занимавший в родительской семье позицию единственного ребенка, сталкивается с совершенно новой для него задачей создания равных, кооперативных отношений; ему свойственно стремиться к лидерству, присуще желание быть в центре внимания семьи.

Старший ребенок в семье — раньше или позже, в связи с появлением младших детей в семье сталкивается с необходимости брать на себя ответственность, выполнять те или иные обязанности по хозяйству. Такая позиция в семье приводит к стремлению брать на себя в собственной семье роль опекуна. С другой стороны, пережитая в детстве при рождении следующего сиблинга драма ревности, столкновение с ситуацией утраты своей уникальности, как единственного объекта любви родителей, необходимость поделиться ей еще с кем-то, часто приводит к рождению невротической любви, и стремлению «возместить» недостаток любви и обожания за счет супруга(и), что приводит к принятию роли опекаемого, кумира, или, при определенных условиях роли “жертвы”.

Младший ребенок в семье — предмет всеобщей заботы, избалован всеобщим вниманием и любовью, что роднит его позицию в семье с позицией единственного ребенка. С другой стороны, родители, более опытные и искушенные в проблемах воспитания, совершают меньше ошибок, но вместе с тем предъявляют меньше ожиданий и требований к ребенку, не требуют высоких достижений. У младшего ребенка отсутствует ревность к сиблингам, есть ощущение защищенности, однако, ограничены возможности реализации лидерства, и далеко не всегда высокий уровень притязаний и настойчивости в достижении целей. Взрослый, занимавший сиблинговую позицию младшего, будет склонен в силу преимуществ этой позиции, занять ее и в супружеских отношениях, что приведет к принятию роли “опекаемого”, “любимчика”.

Средний ребенок в семье — это наиболее сложная позиция. С одной стороны, складываются все «минусы» позиций старшего и младшего ребенка, а, с другой стороны, нивелируются “плюсы” и преимущества обеих позиций.

Репертуар усвоенных в детстве и подростничестве межличностных ролей и опыт их исполнения переносится супругами в свою семейную жизнь, определяя характер межличностного взаимодействия (Черников А. В., 1998).

Можно выделить следующие варианты сочетания ролевых ожиданий в зависимости от сиблинговых позиций:

1) комплементарный брак — взаимодополняющие сиблинговые позиции супругов, например, позиции старшего и младшего ребенка. В случае комплементарности наблюдается наиболее благоприятный вариант формирования ролевой структуры: есть взаимодополняющие ожидания, готовые стереотипы межличностных ролей и опыт их исполнения;

2) частично комплементарный брак как частичное совпадение сиблинговых позиций супругов. Например, позиции среднего и старшего ребенка. Лишь частично согласует ожидания супругов в отношении межличностного взаимодействия;

3) некомплементарный брак как тождественность сиблинговых позиций супругов, что приводит к конкуренции в борьбе за присвоение одной и той же межличностной роли.

В контексте проблемы формирования структуры межличностных ролевых отношений интересной представляется классификация Сейджера (по Л. Б. Шнейдер, 2000) типов межличностных партнерских отношений, включающая такие партнерские роли, как эгалитарный, “романтический” (сентиментальный), рациональный, партнер-родитель, партнер-ребенок и независимый партнер.

Эгалитарный партнер стремится к равноправию, к справедливости в межличностных отношениях, к четкому распределению обязанностей с соблюдением равных прав партнеров.

Ожидания «романтического» партнера связаны с душевным согласием, единством переживаний романтического характера, с установлением отношений любви. Главное в семье для романтического партнера — это постоянные проявления любви, принимающей сентиментальный характер. Создаются определенные ритуалы выражения чувств к партнеру, приобретающие обязательный характер, сентиментальные символы, особый язык коммуникации.

Для рационального партнера характерен деловой подход к решению семейных проблем, преобладание «холодного расчета». Рациональный партнер четко и скрупулезно соблюдает права и обязанности, проявляет высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Для него характерны прагматизм, трезвость ума, чувство долга, ответственность и даже заботливость, но вместе с тем аффективная чувствительность — способность к эмпатии, эмоциональному пониманию и сопереживанию крайне низка.

Партнер-родитель и партнер-ребенок соответствуют по описанию типам Родитель и Ребенок Э. Берна (Берн, 1992). «Родитель» присваивает себе право принимать решения, заботиться, опекать, поддерживать, воспитывать, осуществлять социальный контроль. “Ребенок” — спонтанен, непосредственен, зависим и беспомощен, с готовностью принимает заботу и поддержку.

Независимый партнер проявляет стремление установить и сохранить дистанцию в супружеских отношениях, закрыть от партнера мир собственных интимных переживаний. «Отгораживание» от партнера и стремление к обособлению и независимости в некоторых случаях ставят под сомнение единство семьи как целостной системы.

Патологизирующие роли (Richter H.) в зависимости от субъекта роли могут быть индивидуальными и семейными. В случае семейных патологизирующих ролей причины лежат в области нарушений в системе “семья — социальное окружение”. Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции семьи как целостной системы. К индивидуальным патологизирующим ролям относят роли “семейный козел отпущения”, “позор семьи”, “любимчик”, “бэби”, “больной член семьи” и другие. «Козел отпущения» выполняет функцию “громоотвода”, служит для эмоционального отреагирования остальных членов семьи. Осознавая положительный эффект выполнения этой роли, ее носитель достаточно часто спокойно относится к эмоциональным реакциям домочадцев и принимает эту роль. «Позор семьи» — выступает в качестве своеобразного экрана проекций остальных членов семьи, признается семьей или отдельными ее членами виновником всех происходящих несчастий, как правило, эту роль отвергает. «Любимчик» выступает своеобразным посредником между конфликтующими членами семьи, выступает в качестве эмоционального начала, объединяющего семью, и, тем самым, препятствует выходу на открытое решение проблемы. «Бэби» — вечное дитя, независимо от возраста, ему прощаются все проступки и прегрешения, его роль — представление доказательств достоинств остальных членов семьи в сравнении с ним, а также основа для сплоченности семьи в заботах о нуждающемся в опеке члене семьи. «Больной член семьи» — основа для ухода от реально существующих проблем семьи и объединения семьи в уходе за “страдальцем”.

Распределение ролей в семье и характер общения определяет формы взаимодействия и сотрудничества в семье. С. В. Ковалев (1987, 1988) предлагает следующую классификацию типов взаимодействия и сотрудничества в семье:

1) «сотрудничество» характеризуется гибким распределением ролей в зависимости от стадии жизненного цикла семьи, от конкретной ситуации, от индивидуальных особенностей членов семьи, взаимной поддержкой и взаимопомощью, высоким уровнем эмпатии, готовностью вместе решать конфликтные ситуации.

2) «паритетные отношения» союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с «сотрудничеством» паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопомощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер придерживается своей личной выгоды, а не выгоды семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;

3) «соревнование» характеризуется явно выраженным стремлением к первенству на фоне сохранения доброжелательности к партнеру. В семье сочетаются, с одной стороны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, и, с другой стороны, — стремление утвердить свое превосходство в чем-либо, в частности, может иметь место конкуренция в профессиональной деятельности, стремление к превосходству в карьере, в претензиях на любовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счет уничижения партнера, а путем стремления к реальному превосходству;

4) «конкуренция» основывается на желании обойти и «подавить» партнера любыми средствами. Превосходство над партнером рассматривается как единственный вариант самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к успехам друг друга, ожесточенными конфликтами за лидерство и единоличное главенство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремительные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности.

5) «антагонизм» предполагает дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несовместимость, противоречивость интересов членов семьи, хронический всеобъемлющий конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрату эмоциональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 3051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.