Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подходы к исследованию общества




Общество– это совокупность всех форм объединения людей (например, семья, коллектив, класс, государство и др.) и отношений между ними.

Понятие общества. Общество как система

Основные подходы к исследованию общества

Понятие общества. Общество как система

Раздел философии, изучающий общество, закономерности его появления и развития, называется социальной философией ( от лат. «социо» - соединять, объединять). Общество изучает не только социальная философия, но и целый ряд социально-гуманитарных наук: социология, история, политология, археология и др. Однако эти науки изучают определённые конкретные стороны общественной жизни, социальная философия же помогает формировать целостное представление об обществе как сложном социальном организме.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество является системой с упорядоченными связями и отношениями, логикой функционирования и развития. Элементами общества являются сферы общественной жизни; различные социальные группы; государства и т.д.

Сферы общественной жизни:

1. материально-производственная сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (производство, торговля, финансовые учреждения и т.п.);

2. организационная (политическая) сфера осуществляет регулирование деятельности людей и отношений между ними (государство, политические партии и др.);

3. социальная сфера – это сфера воспроизводства человека как члена общества. В ней создаются условия для деторождения, социализации людей, отдыха и восстановления дееспособности. К ней относятся здравоохранение, образование, сфера обслуживания;

4. духовная сфера – это сфера производства знаний, идей, художественных ценностей. К ней относятся наука, философия, религия, мораль, искусство.

 

 

Все сферы тесно взаимосвязаны, рассматривать их по отдельности можно только в теории, что помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, их роль в общей системе.

Вступая в отношения друг с другом, люди образуют разнообразные социальные группы. Совокупность этих групп образует социальную структуру общества. Группы выделяются по разным признакам, например:

1. социально-классовыми группами являются сословия (например, дворянство, духовенство, третье сословие), классы (рабочий класс, класс буржуазии), слои (высококвалифицированные рабочие и чернорабочие) и др.;

2. социально-этническими группами являются род, племя, народность, нация;

3. демографические группы – половозрастные группы, трудоспособное и нетрудоспособное население и др.;

4. профессионально-образовательные группы – работники умственного и физического труда, профессиональные группы.

Существуют различные подходы к исследованию общества, среди основных – идеалистический, материалистический, натуралистический.

Представители идеалистического подхода общественную жизнь объясняют воздействием духовных по своей природе факторов. Причиной происходящих в обществе событий они считают идеи, рождающиеся в головах людей. Причём, часть философов-идеалистов считает, что люди не сами додумываются до каких-то важных идей, а эти идеи внушены им Богом, Мировым Разумом или тому подобной сверхъестественной силой.

Представители противоположного, материалистического подхода считают, что в обществе действуют такие же объективные законы, как и в природе. Эти законы не зависят от воли и желания людей и каких бы то ни было сверхъестественных сил. Развитие общества представляет собой не сверхъестественный, а естественноисторический процесс, который можно так же изучать, как и законы природы. Деятельность людей по преобразованию общественной жизни будет успешной, если она будет опираться на познанные объективные социальные закономерности.

Философы-материалисты подчёркивают значение материальных факторов общественной жизни. По их мнению, основой общественной жизни является материальное производство, и именно там нужно искать причины происходящих в обществе событий.

Разновидностью материалистического подхода к объяснению общественной жизни является натуралистический подход. Его представитель Лев Николаевич Гумилёв (1913-1993) закономерности развития общества объясняет природными факторами, и в первую очередь, влиянием космоса. Историю человечества он представляет как историю сосуществующих и сменяющих друг друга этносов – конкретных народов с их специфическими культурами. Этносы существуют так же, как и все биологические организмы: имеют среднюю продолжительность жизни (1 500 лет), проходят определенные стадии развития. Зарождение этноса происходит вследствие прихода из космоса в определенный участок земного шара потока энергии. В результате в данном регионе появляется значительное количество людей, обладающих повышенным количеством жизненной энергии, тягой к активной деятельности и пониженным инстинктом самосохранения. Таких людей Гумилев называет пассионариями (от лат. passion – страсть). Пассионарии совершают исторические деяния – основывают государства, империи, выигрывают битвы, совершают открытия и т.п. Поскольку пассионарии легко отдают свои жизни за овладевшие ими идеи и цели, энергия этноса начинает убывать, и далее в обществе начинают преобладать гармоничные личности. У них энергии меньше, но все еще достаточно для активной и продуктивной деятельности, не связанной с риском. В обществе наблюдается расцвет культуры, науки, рост благосостояния. Этнос постепенно приближается к поре «золотой осени» в своём развитии (демократический режим в сочетании с высоким уровнем жизни). Энергия продолжает убывать, и дальше начинается закат истории этноса. Теперь большинство общества составляют субпассионарии – вялые, эгоистичные потребители, живущие по принципу «Хлеба и зрелищ!». Процессы распада становятся необратимыми, этнос либо растворяется в окружающих этносах, либо завоевывается более пассионарным этносом.

 

 

Философские проблемы социальной динамики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.