Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мораль как форма духовной культуры

В-третьих, составной частью культуры являются духовные ценности: нравственные, религиозные, эстетические и др. Это представления людей о добре, истине, красоте и т.п.

Во-вторых, составной частью культуры является совокупность созданных людьми предметов – артефактов.Наряду с предметами, которые созданы специально, культура также включает всю очеловеченную природу: пахотные земли, сады и огороды, преобразованные ландшафты, перекрытые плотинами реки и орошённые пустыни.

Культура – это искусственная среда обитания человека, созданная им самим, которая надстраивается над естественной средой – природой.

Понятие культуры, ее структура и функции

Искусство

Религия

Мораль как форма духовной культуры

Составной частью культуры являются, во-первых, надбиологические программы человеческой деятельности, то есть способы мышления, переживания и действия. У животных программы поведения являются по большей части врождёнными, биологически (генетически) обусловленными, стереотипными, то есть, одинаковыми, для конкретных видов животных. У людей в разные эпохи и у разных народов наработанные культурные программы поведения могут довольно сильно разниться. Различия проявляются во всём – от способа приёма пищи (например, руками, ложкой, палочками и др.) до сложных религиозных ритуалов и многоступенчатых производственных процессов.

Различают такие виды культуры как материальную и духовную. Материальная культура ориентирована на преобразование окружающего мира, удовлетворение материальных потребностей людей, создание материальных ценностей. Сюда относятся материально-технические средства труда, коммуникации (средства связи), культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования (мебель, сантехника, бытовая техника и т.д.), производственный опыт, умения, навыки, знания людей, осуществляющих процесс производства.

Духовная культура ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных потребностей, создание духовных ценностей. Это мораль, религия, искусство, философия и другие социально-гуманитарные науки.

Деление культуры на материальную и духовную является условным, так как любое явление культуры представляет собой единство материальной формы и духовного содержания (к какому виду культуры относится, например, компьютер?).

В узком смысле слова культура – это не всякая человеческая деятельность и её результаты, а только то, что способствует физическому и духовному совершенствованию человека.

Важнейшие функции культуры:

1. Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. С биологической точки зрения человек является несовершенным животным, плохо приспособленным к миру. Чтобы выжить, человек вынужден создавать вокруг себя искусственную среду – культуру. В разных природных условиях появляются и разные «защитные слои» человека – формы культуры, обладающие этническим своеобразием. В ходе истории человек как биологический вид Homo Sapiens не изменяется, остаётся одним и тем же, а адаптация к окружающему миру происходит посредством постоянного развития культуры.

2. Информационная функция. Культура является хранилищем социально значимой информации. Информация кодируется в знаках, в роли которых могут выступать действия человека, естественный язык, искусственные языки (язык науки, язык искусства и др.), артефакты. В отличие от биологической информации, передающейся генетически, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Информация накапливается в культуре, происходит ее умножение и, благодаря этому, общество непрерывно изменяется, развивается, причём, всё более быстрыми темпами.

3. Социализаторская (очеловечивающая) функция. Человек становится человеком и полноправным членом социума только в результате усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих его на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей.

 

 

Мораль – это система норм поведения людей, принятых в обществе. Мораль возникла как противовес врождённым эгоистичным и агрессивным инстинктам человека, и основное её предназначение – облегчить совместную жизнь людям. Она ориентирует людей на принятие во внимание не только своих интересов, но и интересов окружающих, учит их согласовывать.

Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что уже у животных есть не только личный, но и видовой инстинкт самосохранения, который обусловливает взаимопомощь, сотрудничество и даже самопожертвование ради других. На базе этого социального инстинкта у людей постепенно складывались нормы поведения в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи, неподчинение вождю во время охоты и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». Посредством талиона следили за тем, чтобы месть, считавшаяся обязательной, не превосходила нанесённого ущерба. В аграрных цивилизациях в середине I тысячелетия до н.э. появляется «золотое правило нравственности».

Религиозная концепция происхождения морали утверждает, что её нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. Моральные ценности и нормы имеют свою специфику в локальных культурах. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание и сосуществование представителей разных культур.

Мораль изучает такая философская наука как этика. Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие культуры, ее структура и функции | Религия – это система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 6609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.