Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики мышления




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ.

(«Общая психология» Л.А.Вайнштейн, В.А.Поликарпов, И.А.Фурманов)

 

Наше познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятии, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Это расширение познания достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – в восприятии – не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Ощущения и восприятия отражают отдельные стороны явлений, моментов действительности в более или менее случайных сочетаниях. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства; выявляя взаимосвязи и постигая действительность в этих ее взаимосвязях, мышление глубже познает ее сущность. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях.

Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идет ко все более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность. Мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной действительности.

 

Это самостоятельное добывание знаний (того, что чувственно не воспринимается, хотя новая информация может быть добыта с помощью восприятия). Это обобщенные знания. Это опосредованные знания. Мышление – процесс взаимодействия с познаваемым объектом. Мышление – это процесс добывания новых знаний на основе уже имеющихся.

Основной источник познания – взаимодействие с объектом. Б. Ф. Ломов выделил четыре типа взаимодействия с объектом: действие непосредственно во внешнем плане; воображаемое действие с реальным предметом; действие со знаками во внешнем плане. Знак может быть: копией (точной или неточной); условный знак, не имеющий никакого внешнего сходства, он заменяет объект; со знаками во внутреннем плане. Чем дальше от конкретного предмета, тем сложнее знак, тем сложнее образ действия с этим знаком-объектом.

Мотивированный знак имеет сходство с объектом. Немотивированный – это условный знак. Ребенок действует вначале с мотивированными знаками. Таким образом, формируются две способности: совершать действия в уме; совершать действия со знаками.

Знание существует благодаря знакам, которые указывают на значение. Мышлению необходимы знаки, знание и мышление опосредованы знаками. Все, что мы выдумываем, мы фиксируем с помощью знаков. Самыми развитыми знаками являются знаки естественного языка. Знания уже выражены с помощью знаков. Но язык – это универсальная система знаков, с помощью которой можно обозначить все другие знаки.

Используя язык, общаясь, обмениваясь информацией, мы хотим достигнуть понимания. Понимание – определенное знание. Оно всегда динамично, основано на знании. Исходный уровень понимания присутствует всегда.

Умственное действие. То, что в уме взрослого человека происходит мгновенно, у ребенка развернуто в этапы. А еще раньше это должно было совершаться во внешнем плане. Постепенно формируется внутренний план действия.

В этом отношении Я.А.Пономарев сделал ряд выводов: внешний план предшествует внутреннему; внешний план для ориентации ребенка более успешен, чем внутренний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.