Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Тема « основные понятия и категорий о государстве и праве. » понятие, сущность, признаки государства

ТЕМА «Основные понятия и категорий о государстве и праве.»

  1. Понятие, сущность, признаки государства.
  2. Понятие, сущность, признаки, источники, система права.

 

Количество признаков государства может быть различно, однако выделим наиболее важные.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управ­ления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения с целью их упорядочения и планомерного развития.

В-третьих, государство представляет собой суверенную органи­зацию власти. Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобя­зательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических органи­заций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутст­вующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия).

В-четвертых, государство обладает монополией на легальное и ле­гитимное применение силы, физическое принуждение.

Формы государства. Форма государства - это структурная органи­зация общества, выраженная в форме правления, в форме государст­венного устройства и в форме политического (государственного) ре­жима. Форма правления — это состав, порядок образования и соотно­шение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой высшая государст­венная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В за­висимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках гла­вы государства; б) режима взаимодействия различных органов выс­шей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монар­хии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделя­ется на два подвида — дуалистическую и парламентарную монархию.

Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) моно­полия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо пред­ставительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ог­раничение власти монарха закреплено в Конституции, которую при­нимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентар­ную.

Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху - исполнительная; б) поскольку разделение властей являет­ся не завершенным, король обладает правом вето на решения Парла­мента и издания декретов-законов, равных по юридической силе за­конам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и минист­ров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчет­ны монарху; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх на­значает руководителей местного управления и самоуправления, ко­торые ответственны перед ним.

При парламентской монархии: а) власть монарха передается по на­следству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэто­му говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет.

Республикой называется такая форма правления, при которой выс­шие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии респуб­лика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законода­тельную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственнос­тью государства и личности перед правом.

Все разновидности современных республик можно классифици­ровать на два основных вида: президентскую и парламентскую и про­изводную от них — смешанную форму республики. В качестве крите­риев для такого разделения выступают следующие признаки: а) пар­ламентский и внепарламентский способы избрания главы государст­ва; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Прави­тельства. В конечном счете, многообразие разновидностей респуб­лик связано с поиском баланса между законодательной и исполни­тельной власти.

В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличитель­ными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разде­ление законодательной, исполнительной и судебной власти; г) нали­чие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смеше­ние ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с со­гласия Парламента.

В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парла­ментом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочия­ми, чем в президентской республике.

Президентско-парламентская (смешанная) республика. Основны­ми признаками смешанной республики являются: а) двойная ответ­ственность Правительства перед Президентом и Парламентом; б) вне­парламентский способ избрания главы государства; в) Президент яв­ляется главой государства и главой исполнительной власти; г) сосре­доточение значительных властных полномочий в руках Президента, стоящего над органами законодательной, исполнительной и судеб­ной власти; д) ограниченные полномочия Парламента; е) широкие полномочия Правительства, включая сферу законотворчества.

Формы государственного устройства. Существуют три формы государственного устройства: унитаризм, федерализм и конфедерализм. Наиболее простой и распространенной формой является унитарное устройство государства.

Унитарное государство — это такая форма территориально-поли­тического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не облада­ющих ни политической, ни юридической самостоятельностью. К та­ким государствам относятся Болгария, Великобритания, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Монголия, Польша, Фран­ция, Япония, Южная Корея, Северная Корея и др. Основными при­знаками унитарного государства являются: а) наличие по всей стране общего, единого законодательного, исполнительного и судебного органов власти, которые распространяют свою власть на всю терри­торию и полномочия которых не ограничиваются местными властя­ми; б) функционирование единой правовой и денежной систем, а так­же существование единой судебной системы, осуществляющей пра­восудие на всей территории страны на основе одних и тех же правовых норм; в) единое гражданство; г) наличие единой конституции и других законов.

В отличие от унитарного, федеративное государство — это единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреп­ленных в Конституции. Каждый субъект федерации имеет собствен­ное административно-территориальное деление, высшие органы го­сударственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и дейст­вующим законодательством, собственным гражданством. К федера­тивному государству относятся Аргентина, Бразилия, Россия, США, Германия и т. д.

В современном мире конфедерация редко встречается. По сути, конфедерация не является в строгом смысле слова государством. Кон­федерация -это союз нескольких независимых государств, которые объединились для проведения совместной политики в определенных целях. Основными признаками конфедерации являются: а) наличие наднациональных органов управления, создаваемьгх для осуществле­ния согласованной политики государств конфедерации; б) решение этих высших органов не имеет прямого действия, а вступает в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответст­вующих государств-участников конфедерации; в) отсутствие еди­ного высшего законодательного органа; г) отсутствие единого граж­данства; д) страны-участницы конфедерации в полном объеме само­стоятельно осуществляют международную деятельность; е) верхо­венство национального законодательства над законодательством кон­федерации; ж) право свободного выхода государств из состава конфе­дерации.

Третьим, наиболее важным элементом формы государства явля­ется политический режим. Политический режим — это приемы и мето­ды осуществления государственной власти. В зависимости от сово­купности применяемых методов и приемов различают два вида поли­тического режима - демократический и антидемократический. Ос­новные признаки демократии: 1) народ в управлении государством принимает непосредственное (путем выборов и референдума) и опос­редованное (когда выбирает своего представителя во властные орга­ны) участие; 2) решение принимается большинством с учетом инте­ресов меньшинства; 3) выборность и сменяемость всех должностей органов государственной власти и их подотчетность перед избирате­лями; 4) преобладание методов управления: убеждения, согласова­ния, компромисса; равенство всех граждан и органов власти перед законом; 5) реальное разделение властей.

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей: тиранический, деспотический, диктаторский, фашистский, тотали­тарный, авторитарный. Антидемократический политический режим обладает следующими признаками: 1) господство одной политичес­кой партии; 2) наличие одной официальной идеологии; 3) преоблада­ние государственной формы собственности; 4) относительная огра­ниченность политических прав и свобод граждан; 5) доминирование карательных мер и принуждение в управлении обществом.

Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В таком широком понимании механизм государства состоит из госу­дарственного аппарата, государственных учреждений, государствен­ных предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное мес­то в механизме государства занимает государственный аппарат, пред-

ставляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государствен­ных служащих, которые практически осуществляют государствен­ную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме госу­дарства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров первой необ­ходимости, оказание различных услуг населению.

Структура механизма государства состоит из: 1) органов государ­ства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, вы­полняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государст­венного механизма. Среди них выделяются следующие подсисте­мы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функциони­рование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых госу­дарственными органами, особым слоем людей, профессионально за­нятых в сфере управления - бюрократией.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функ­ции государства представляют собой различные формы активности государства, направленные по отношению к обществу, окружающей среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В право­вом плане можно назвать три функции государства: правотворчес­кую, правоприменительную и правоохранительную.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Терминологический минимум | Понятие, сущность, признаки, источники, система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.