КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 3
Избирательная система Республики Казахстан: понятие, принципы, избирательные органы. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты. Конституционные основы общественного строя Республики Казахстан. Понятие и предмет конституционного права. Конституция РК. ЛЕКЦИЯ 2 ТЕМА «Понятие и предмет – конституционного права. Конституционные основы общественного строя Республики Казахстан» 1. Понятие и предмет конституционного права как науки и отрасли права. Конституция РК. Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Ведущая роль конституционного права в системе права РК выражается в следующем: во-первых, конституционное право устанавливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право определяет общие основы управления всеми общественными процессами; в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам процесс создания права, так как нормы конституционного права определяют виды других нормативных правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы источникам в первую очередь относится Конституция. Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и государственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирования. Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права являются общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.
Конституционно-правовые отношения регулируются следующими методами: 1) метод обязывания; 2) метод запрещения;3) метод дозволения;4) метод признания. Методы регулирования конституционного права носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории общественных идеалов, социальных ценностей, моральных принципов Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разделяют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы — это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы — это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и дизпозитивные нормы. Императивные нормы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы— это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы — это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы — это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классификации норм. Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.
Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей. Классификация конституционно-правовых отношений: по сроку действия различаются постоянные и временные отношения; по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения; по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия классифицируются на юридические акты и юридические поступки. Субъекты конституционного права — это участники конституционно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязанности и предоставляют права. Среди них государство, народ, депутаты органы государственной власти, избирательные комиссии, граждане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким образом, субъектами конституционно-правовых отношений выступают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством; государство, вступая в отношения с другим государством или человеком Впервые понятие «конституция» (от лат. - установление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тогда конституциями называли акты, издаваемые императором. В средние века конституциями именовали нормативные акты о правах и вольностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее понимании, как Основной закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 г. Под Конституцией в юридической науке понимается нормативный акт - Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, организацию и деятельность системы государственных органов.
Значение Конституции определяется ее функциями. Основными функциями Конституции являются: Юридическая функция. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права. Политическая функция. Конституция регулирует порядок функционирования политической системы общества. Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия. Экономическая функция. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования. Юридические свойства Конституции - существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридическими свойствами Конституции являются следующие: Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции - источник других отраслей права; нормативные правовые акты принимаются только органами, указанными Конституцией; все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции устанавливается самой Конституцией. Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции являются первичными по отношению к другим нормативным правовым актам. Прямое действие. Это свойство означает, что нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и судебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав. Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же правомочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой.
Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги. Законы и международные договоры, признанные Конституционным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими, закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина отменяются и не подлежат применению. В решении задач конституционного контроля и обеспечения исполнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК, Прокуратура РК в пределах их компетенции. . В демократических государствах в основу государственного строя положены три основных принципа: народовластие,разделение властей, приоритет прав и свобод человека. Следовательно, конституционный строй —это совокупность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства.. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты. Гражданство— это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов. Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приобретается: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство; 3) по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан; 4) по иным основаниям, предусмотренным законом. Прием иностранцев в гражданство РК осуществляется путем подачи ходатайства на имя Президента РК. Условия приема в гражданство РК. В гражданство Республики Казахстан могут быть приняты: 1. Лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет. Наличие этих условий не требуется при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые имеют особые заслуги перед Республикой Казахстан, либо имеют профессии и отвечают требованиям по перечню, устанавливаемому Президентом Республики Казахстан, и членов их семей; а также лиц, покинувших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину; 2. Граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью постоянного проживания в Республику Казахстан, имеющие одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от срока их проживания в Республике Казахстан. Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории Республики Казахстан, определяются межгосударственными договорами Республики Казахстан. Основания для отказа в приеме в гражданство РК. Ходатайство в приеме в гражданство РК отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом: совершило преступление против человечества, сознательно выступает против суверенитета и независимости РК; призывают к нарушению единства и целостности территории РК; осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения; разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействуют функционированию государственного языка РК; осуждено за террористическую деятельность; признано судом особо опасным рецидивистом; состоит в гражданстве других государств. Законодательство РК предусматривает восстановление (реинтеграцию) в гражданстве - способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам, в силу чего процедура восстановления может быть либо автоматической (т.е. путем при знания факта восстановления), либо упрощенной (т.е. в порядке регистрации), либо по ходатайству на имя Президента РК. Права вернуть гражданство РК действует в течение 5 лет с момента выхода. Упрощенный порядок приобретения гражданства РК в форме регистрации установлен для лиц, исторически или кровно связанных с РК и являющихся гражданами бывших советских республик - лиц, близкие родственники которых являются гражданами РК (дети, супруги, сестры, братья, деды и бабушки). К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом РК, относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о гражданстве ребенка. Основания прекращения гражданства. Гражданство РК прекращается вследствие: выхода из гражданства РК; утраты гражданства РК. Выход из гражданства- это добровольное прекращение гражданства, осуществляемое по ходатайству на имя Президента РК. В выходе из гражданства РК может быть отказано, если: лицо имеет неисполненные обязательства перед РК; или имущественные обязанности перед гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями расположены на территории РК. Выход из гражданства РК не допускается, если: лицо привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого; либо отбывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда; или если выход лица из гражданства противоречит интересам государственной безопасности РК. Утрата гражданства РК. Гражданство РК утрачивается (ст. 21): 1) вследствие поступления на службу в органы государственной власти и управления другого государства; 2) если гражданство приобретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; 3) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет; 4) по основаниям, предусмотренным межгосударственными договорами РК; 5) если лицо приобрело гражданство другого государства. Гражданство ребенка в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. Понятия «права человека» и «права гражданина» не тождественны. Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству. Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином. Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся: 1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции); 2. Право наличную свободу (ст. 16 Конституции); 3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции); 4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции); 5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции); 6. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции); 7. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции); 8. Свобода совести (ст. 22 Конституции); 9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции). Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов: а) право на свободу объединений (ст. 23 Конституции) — возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей. б) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пикетированиях^. 32 Конституции) — возможность выбора формы волеизъявления граждан. Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке. Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций. Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по социальным - экономическим и политическим проблемам. Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п. Пользование этими правами может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц; в) право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конституции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются: право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе. Экономические права и свободы — это совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. К их числу относятся: а) право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возможность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно приобретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения. б) право наследования (ст. 26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя). в) свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции) - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли. Социальные права — возможность претендовать на получение от государства определенных матери&дьных и нематериальных благ. Они включают в себя: право на отдых (ст. 24 Конституции) - возможность предоставления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и празд-нич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск; право на защиту материнства, отцовства и детства (ст. 27 Конституции); право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции), что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий; право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) — возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья; право на образование (ст. 30 Конституции) означает возможность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении. !* Культурные права человека —признаваемые гарантированные Конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, находящихся на территории государства, либо только собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Конституция Республики Казахстан возлагает на каждого гражданина следующие обязанности: 1. Обязанность соблюдать Конституцию РК и законодательство Республики Казахстан (ст. 34); 2. Обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34); 3. Обязанность уважать государственные символы Республики (ст. 34); 4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 35); 5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан (ст. 36); 6. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37); 7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38). 4. Избирательная система Республики Казахстан: понятие, принципы, избирательные органы. Под избирательной системой понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов. Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Ма-жИЛИса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, акимов сельской (поселковых) местности, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан. Существуют два вида избирательных систем—пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий. Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании. При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25 % от числа граждан, внесенных в списки избирателей. В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституционном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следующие принципы избирательного права: а) принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право. Активное избирательное право — это право граждан Республики Участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста. Пассивное избирательное право— это право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения. б) принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз. в) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената; г) принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя; д) принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Избирательные органы. Государственными органами, обеспечивающими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан, являются образующие единую систему избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Республики; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарьЦИКдолжны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат. ТЕМА «Основы Административного права.» Предметом административного права являются правоотношения:
Методы административного права выражают императивную волю органов исполнительной власти и некоторых иных органов государства, с помощью выбора, способов правового регулирования (предписания, запрещения, дозволения). Источники административного права: Конституция Республики Казахстан, кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), конституционные законы, законы, указы Президента Республики Казахстан, подзаконные нормативные акты. Административный договор является юридической формой административных правоотношений. Чтобы быть административным, он должен:
Административно-правовые нормы делятся:
Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. Одной из сторон является орган исполнительной власти, а с другой граждане РК, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |