Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3

Избирательная система Республики Казахстан: понятие, прин­ципы, избирательные органы.

Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты.

Конституционные основы общественного строя Республики Ка­захстан.

Понятие и предмет конституционного права. Конституция РК.

ЛЕКЦИЯ 2

ТЕМА «Понятие и предмет – конституционного права. Конституционные основы общественного строя Республики Казахстан»

1. Понятие и предмет конституционного права как науки и отрасли права. Конституция РК. Конституционное право - ведущая отрасль права РК. Ведущая роль конституционного права в системе права РК вы­ражается в следующем: во-первых, конституционное право устанав­ливает в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства; во-вторых, конституционное право опреде­ляет общие основы управления всеми общественными процессами; в-третьих, нормами конституционного права регулируется сам про­цесс создания права, так как нормы конституционного права опреде­ляют виды других нормативных правовых актов, органы, их издаю­щие, соотношение их юридической силы источникам в первую очередь относится Конституция.

Конституционное право РК как отрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение личности и го­сударственное устройство РК. В основу разделения права на отрасли положено два критерия: предмет регулирования и метод регулирова­ния.

Конституционное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государственной власти. Таким образом, предметом конституционного права яв­ляются общественные отношения, связанные с осуществлением го­сударственной власти и ее организации, устройством государства, а также между человеком и государством.

Конституционно-правовые отноше­ния регулируются следующими методами: 1) метод обязывания; 2) метод запрещения;3) метод дозволения;4) метод признания.

Методы регулирования конституционного права носят политико-правовой характер, поскольку закрепляют в Конституции категории общественных идеалов, социальных ценностей, моральных прин­ципов

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следую­щим основаниям: по характеру содержащихся предписаний их разде­ляют на: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рам­ки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы — это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

По степени определенности содержащихся в них предписаний раз­личают императивные и дизпозитивные нормы. Императивные нор­мы - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъек­та в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы— это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоя­тельств.

По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материаль­ные нормы — это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процес­суальные нормы — это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы. Существуют и иные критерии классифи­кации норм.

Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.

Конституционно-правовые отношения — это общественные отно­шения, урегулированные нормами конституционного права, содер­жанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей.

Классификация конституционно-правовых отношений: по сроку дейст­вия различаются постоянные и временные отношения; по назначе­нию в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения; по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юридический факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с воле­изъявлением последнего. Действия классифицируются на юридичес­кие акты и юридические поступки.

Субъекты конституционного права — это участники конституци­онно-правовых отношений. Круг субъектов очень широк: ими могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают обязан­ности и предоставляют права. Среди них государство, народ, депута­ты органы государственной власти, избирательные комиссии, граж­дане, лица без гражданства, общественные организации и т.д. Таким образом, субъектами конституционно-правовых отношений высту­пают: человек, вступая в отношения сам или через соответствующие органы с государством; государство, вступая в отношения с другим государством или человеком

Впервые понятие «конституция» (от лат. - уста­новление) встречается в письменных источниках Древнего Рима. Тог­да конституциями называли акты, издаваемые императором. В сред­ние века конституциями именовали нормативные акты о правах и воль­ностях различных сословий. Первой Конституцией в современном ее понимании, как Основной закон государства стала Конституция США, принятая в 1787 г.

Под Конституцией в юридической науке понимается норматив­ный акт - Основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественного строя и государственного устройства, взаимоотношения между государством и личностью, орга­низацию и деятельность системы государственных органов.

Значение Конституции определяется ее функциями. Основными функциями Конституции являются:

Юридическая функция. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юри­дической силой и лежат в основе других отраслей права.

Политическая функция. Конституция регулирует порядок функ­ционирования политической системы общества.

Идеологическая функция. Конституция, признавая и устанавливая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия.

Экономическая функция. Конституция определяет формы собствен­ности в государстве, порядок их функционирования.

Юридические свойства Конституции - существенные признаки, отличающие ее от других нормативных актов. Основными юридиче­скими свойствами Конституции являются следующие:

Верховенство. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает: нормы Конституции - источник других отраслей пра­ва; нормативные правовые акты принимаются только органами, ука­занными Конституцией; все нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции; государственные органы, органы мест­ного самоуправления, должностные лица, граждане и объединения обязаны соблюдать Конституцию. Верховенство Конституции уста­навливается самой Конституцией.

Учредительный характер. Это свойство выражается в следующем. Конституция учреждает основы государственного строя и механизм осуществления государственной власти; нормы Конституции явля­ются первичными по отношению к другим нормативным правовым актам.

Прямое действие. Это свойство означает, что нормы Конституции обязательны к исполнению законодательной, исполнительной и су­дебной властями; нормы Конституции могут быть использованы в суде для защиты своих прав.

Особый порядок принятия и изменения Конституции. Это значит, что Конституция может быть изменена лишь конституционно же право­мочным органом, в особом порядке и таким актом, который обладает равной с Конституцией юридической силой.

Правовая охрана Конституции — это совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной за­конности. Особое место в защите Конституции и конституционного строя принадлежит Президенту РК, который как глава государства и его высшее должностное лицо является гарантом незыблемости Конституции; обязанность строго следовать Конституции входит в содержание его присяги.

Законы и международные договоры, признанные Конституцион­ным Советом, не соответствующими Конституции РК, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в дейст­вие. Акты или отдельные положения, признанные ущемляющими, закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина отменяются и не подлежат применению.

В решении задач конституционного контроля и обеспечения ис­полнения Конституции участвуют и другие органы власти: суды РК, Прокуратура РК в пределах их компетенции.

. В демократических государствах в основу государственного строя положены три основ­ных принципа: народовластие,разделение властей, приоритет прав и сво­бод человека. Следовательно, конституционный строй —это совокуп­ность конституционных норм, закрепляющих основные принципы деятельности государства.. Гражданство: понятие, порядок приобретения и утраты. Граж­данство— это устойчивая политико-правовая связь человека с госу­дарством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязаннос­тей.

Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основания при­обретения и прекращения гражданства, порядок решения этих воп­росов.

Основания приобретения гражданства РК. Гражданство РК приоб­ретается: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство; 3) по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственны­ми договорами Республики Казахстан; 4) по иным основаниям, предусмотренным законом. Прием иностранцев в гражданство РК осу­ществляется путем подачи ходатайства на имя Президента РК.

Условия приема в гражданство РК. В гражданство Республики Ка­захстан могут быть приняты:

1. Лица, постоянно проживающие на территории Республики Ка­захстан на законных основаниях не менее пяти лет либо состоящие в браке с гражданами Республики Казахстан не менее трех лет. Нали­чие этих условий не требуется при приеме в гражданство Республики Казахстан несовершеннолетних, недееспособных и лиц, которые име­ют особые заслуги перед Республикой Казахстан, либо имеют про­фессии и отвечают требованиям по перечню, устанавливаемому Пре­зидентом Республики Казахстан, и членов их семей; а также лиц, по­кинувших территорию Казахстана, и их потомков, если они возвра­тились для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину;

2. Граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью по­стоянного проживания в Республику Казахстан, имеющие одного из близких родственников - граждан Республики Казахстан: ребенка (в том числе усыновленного), супруга (супругу), одного из родителей (усыновителей), сестру, брата, деда или бабушку, независимо от сро­ка их проживания в Республике Казахстан.

Вопросы гражданства военнослужащих, состоящих на действи­тельной военной службе и дислоцированных на территории Респуб­лики Казахстан, определяются межгосударственными договорами Республики Казахстан.

Основания для отказа в приеме в гражданство РК. Ходатайство в приеме в гражданство РК отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом: совершило преступление против человечества, сознательно выступает против суверенитета и независимости РК; призывают к нарушению единства и целостности территории РК; осуществляет противоправную деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, здоровью населения; разжигает межгосударственную, межнациональную и религиозную вражду, противодействуют функ­ционированию государственного языка РК; осуждено за террорис­тическую деятельность; признано судом особо опасным рецидивис­том; состоит в гражданстве других государств.

Законодательство РК предусматривает восстановление (реинтег­рацию) в гражданстве - способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам, в силу чего процедура восстановления может быть либо автоматической (т.е. путем при знания факта восстановления), либо упрощенной (т.е. в порядке регистрации), либо по ходатайству на имя Президента РК. Права вер­нуть гражданство РК действует в течение 5 лет с момента выхода.

Упрощенный порядок приобретения гражданства РК в форме ре­гистрации установлен для лиц, исторически или кровно связанных с РК и являющихся гражданами бывших советских республик - лиц, близкие родственники которых являются гражданами РК (дети, супруги, сестры, братья, деды и бабушки).

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотрен­ным действующим Законом РК, относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о гражданстве ребенка.

Основания прекращения гражданства. Гражданство РК прекраща­ется вследствие: выхода из гражданства РК; утраты гражданства РК.

Выход из гражданства- это добровольное прекращение граждан­ства, осуществляемое по ходатайству на имя Президента РК. В выхо­де из гражданства РК может быть отказано, если: лицо имеет неис­полненные обязательства перед РК; или имущественные обязаннос­ти перед гражданами, предприятиями, учреждениями, организация­ми, общественными объединениями расположены на территории РК.

Выход из гражданства РК не допускается, если: лицо привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого; либо отбывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда; или если выход лица из гражданства противоречит интересам государственной безопасности РК.

Утрата гражданства РК. Гражданство РК утрачивается (ст. 21): 1) вследствие поступления на службу в органы государственной власти и управления другого государства; 2) если гражданство приоб­ретено в результате предоставления заведомо ложных сведений или фальшивых документов; 3) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет; 4) по основаниям, предусмотренным межгосударст­венными договорами РК; 5) если лицо приобрело гражданство друго­го государства.

Гражданство ребенка в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство ребенка в возрасте от 14 до 18 лет изменяет­ся при наличии их согласия.

Конституционные (основные) права и свободы человека и граждани­на - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности. Понятия «права чело­века» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждае­мых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции); 2. Право наличную сво­боду (ст. 16 Конституции); 3. Неприкосновенность достоинства чело­века (ст. 17 Конституции); 4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции); 5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз­ную принадлежность (ст. 19 Конституции); 6. Свобода слова и твор­чества (ст. 20 Конституции); 7. Право на свободу передвижения и вы­бора места жительства (ст. 21 Конституции); 8. Свобода совести (ст. 22 Конституции); 9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов:

а) право на свободу объединений (ст. 23 Конституции) — возмож­ность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

б) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пике­тированиях^. 32 Конституции) — возможность выбора формы воле­изъявления граждан. Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке. Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных выступлений принятием резолюций. Демонстрации проводятся преимущественно в виде дви­жения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспа­рантами, выражающими позицию участников по социальным - экономическим и политическим проблемам. Пикетирование представля­ет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, сто­ящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п. Пользование этими правами может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц;

в) право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Консти­туции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функци­онированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются: право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуаль­ные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; право избирать и быть избранным в орга­ны государственной власти и местного самоуправления; право участ­вовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе.

Экономические права и свободы — это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в эко­номической сфере. К их числу относятся:

а) право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно при­обретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего иму­щества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.

б) право наследования (ст. 26 Конституции) — возможность перехо­да к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследода­теля).

в) свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конститу­ции) - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права — возможность претендовать на получение от государства определенных матери&дьных и нематериальных благ. Они включают в себя: право на отдых (ст. 24 Конституции) - возмож­ность предоставления лицу времени, свободного от исполнения тру­довых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение про­должительности рабочего времени, установление выходных и празд-нич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск; право на защиту материнства, отцовства и детства (ст. 27 Конституции); право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции), что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий; право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Конституции) — возможность гражданина обращаться и получать не­обходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья; право на образование (ст. 30 Конституции) означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государствен­ных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатно­го высшего образования в государственном высшем учебном заведении. !*

Культурные права человека —признаваемые гарантированные Конституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользо­вание родным языком и культурой, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответствен­ностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, нахо­дящихся на территории государства, либо только собственных граж­дан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граж­дан.

Конституция Республики Казахстан возлагает на каждого граж­данина следующие обязанности: 1. Обязанность соблюдать Консти­туцию РК и законодательство Республики Казахстан (ст. 34); 2. Обя­занность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (ст. 34); 3. Обязанность уважать государственные символы Республи­ки (ст. 34); 4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 35); 5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан (ст. 36); 6. Обязанность забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37); 7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38).

4. Избирательная система Республики Казахстан: понятие, прин­ципы, избирательные органы. Под избирательной системой понима­ют порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Ма-жИЛИса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, акимов сельской (поселковых) местности, предусмот­ренный Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.

Существуют два вида избирательных систем—пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная система имеет два подвида: абсолют­ного большинства и относительного большинства. При мажори­тарной системе абсолютного большинства выборы считаются состо­явшимися, если в них приняло участие как в первом, так и во втором туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, состав­ляет более 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосо­вании.

При мажоритарной системе относительного большинства выбо­ры считаются состоявшимися вне зависимости от числа избирате­лей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кан­дидат, набравший большее по отношению к другим кандидатам число голосов избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25 % от числа граждан, внесенных в списки избирателей.

В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституцион­ном законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следу­ющие принципы избирательного права:

а) принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхожде­ния и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делит­ся на активное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — это право граждан Республики Участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего воз­раста.

Пассивное избирательное право— это право граждан Республики быть избранным Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Прин­цип всеобщности знает исключения.

б) принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выбо­рах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Рес­публики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз.

в) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов мест­ного самоуправления Республики избираются гражданами не­посредственно.

В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвен­ные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выбор­щики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выбо­рах депутата Сената;

г) принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления Рес­публики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя;

д) принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воз­действие на избирателя с целью принудить его к участию или неучас­тию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечи­вается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Избирательные органы. Государственными органами, обеспечива­ющими подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан, являются образующие единую систему избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Республики; территориальные избирательные комиссии; окружные избирательные комиссии; участ­ковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом. ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобож­даемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарьЦИКдолжны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.

ТЕМА «Основы Административного права.»

Предметом административного права являются правоотношения:

  • организация исполнительно-распорядительных органов;
  • административная деятельность органов исполнительной власти;
  • административно-юрисдикционной деятельности;
  • реализации административной власти судьями;
  • государственно-управленческой деятельности;
  • административной деятельности органов местного самоуправления.

Методы административного права выражают императивную волю органов исполнительной власти и некоторых иных органов государства, с помощью выбора, способов правового регулирования (предписания, запрещения, дозволения).

Источники административного права: Конституция Республики Казахстан, кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП), конституционные законы, законы, указы Президента Республики Казахстан, подзаконные нормативные акты.

Административный договор является юридической формой админист­ративных правоотношений. Чтобы быть административным, он должен:

  • опосредовать горизонтальные административные правоотношения;
  • предполагать в качестве обязательного субъекта орган государствен­ного управления;
  • реализовывать исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления;
  • представлять собой соглашение сторон, направленное на достиже­ние результата, предусмотренного правовой нормой, определяющей ком­петенцию органа управления;
  • выступать в роли юридического факта, в силу которого возникает, изменяется или прекращается административное правоотношение.

Административно-правовые нормы делятся:

  • по предмету регулирования материальные и процессуальные;
  • по юридическому содержанию обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.
  • по действию во времени срочные и бессрочные;
  • по территории действия республиканские и местные.
  • по форме выражения письменные, устные и конклюдентные.

Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. Одной из сторон является орган исполнительной власти, а с другой граждане РК, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, сущность, признаки, источники, система | ЛЕКЦИЯ 4. Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу, применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.