КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль и ответственность в процессуальном праве
Основные понятия гражданского процессуального права. Участники уголовного процесса. Процессуальное право. Правоохранительные органы. 1. Процессуальное право. Правоохранительные органы. В юридической науке существует деление норм права на материальные и процессуальные. Материальные нормы права призваны регулировать содержание правоотношений и процессуальные нормы, регламентирующие порядок охраны материально-правовых норм от нарушений. Нормы процессуального права регламентируют юрисдикционный, т.е. правоохранительный процесс, который осуществляется в правоприменительной форме специально управомоченными органами (судом, прокуратурой, полицией и др.) в случаях совершения преступлений и других правонарушений или в разногласиях, т.е. когда субъекты правоотношения не могут прийти к соглашению по поводу своих прав и обязанностей и обращаются в суд процессуальное право можно определить как совокупность (систему) правовых норм, регламентирующих порядок, форму юрисдикционной правоприменительной деятельности компетентных государственных органов о должностных лицах, направленной на реализацию норм различных отраслей материального права. Правоприменительная деятельность в процессуальном праве осуществляется с помощью правоохранительных органов. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями Обеспечением правопорядка и законности специально занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраны правопорядка, т.е. органами, которые призваны охранять установленный Конституцией РК, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества в целом. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение судов; прокурорский надзор выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.
В сфере правоохранительной деятельности важное место занимают суды. При отправлении правосудия или принимая решение, вынося приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей гражданина или юридических лиц. Судебная власть - это применяемые в сфере уголовного, гражданского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разрешение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны.
Судебные решения и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных решений и требований судьи влечет установленную законом ответственность. В соответствии с принципом разделения властей, назначение судебной власти — это защита прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров РК. Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленном законом процессуальном порядке. Основной функцией судов является функция правосудия. Правосудие - вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений. Судебная власть и правосудие основываются на демократических принципах, которые представляют собой закрепленные в Конституции и законодательстве о судах и статусе судей основные положения, руководящие идеи, определяющие сущность и содержание организации и порядка деятельности судов при осуществлении правосудия. Организационные связи регулируются законодательством, Конституционным законом РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г., а функциональные - законодательством о судопроизводстве (уголовным и гражданским процессуальным правом). Суды всех уровней образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики по представлению уполномоченных на это органов. Судебная система Республики состоит из трех звеньев и четырех инстанций. Звеном судебной системы называется совокупность судов с равными полномочиями. В судебную систему РК входят Верховный Суд РК, областные и приравненные к ним суды, районные (городские), а также военные суды.
Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет этапы рассмотрения дел. В Казахстане функционирует четырехинстанционная судебная система: 1) суды первой инстанции; 2) апелляционной; 3) кассационной; 4) надзорной инстанций. Органы прокуратуры. В соответствии со ст. 83 Конституции РК и Законом РК «О Прокуратуре» от 21 декабря 1995 г. № 2709 «Прокуратура РК - подотчетный Президенту РК государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства» (п. 1 ст. 1 Закона). Далее в п. 2 ст. 2 Закона определяется, что «прокуратура РК осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и других общественных объединений». Генеральную прокуратуру РК возглавляет Генеральный прокурор, который, согласно ст. 10 Закона, назначается на должность Президентом РК с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Ге- неральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых по его представлению Президентом РК. Прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства, принимает меры по выявлению и установлению любых нарушений законности, а также опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам РК. Прокуратура представляет интересы государства в суде, а также в случаях, порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование (ст.83 Конституции РК).
Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан, суверенных прав РК, местных представительных и исполнительных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и движений. Органы внутренних дел Республики Казахстан. Согласно ст. 1 Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «Об органах внутренних дел РК» от 21 декабря 1995 г., органы внутренних дел РК являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством РК дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства. Единую систему органов внутренних дел, согласно ст. 4 Указа, образуют Министерство внутренних дел РК, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему управления внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковых, линейные органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации. В составе органов внутренних дел образуются: криминальная полиция, административная полиция и иные службы полиции, а также военно-следственные органы и военная полиция МВД, имеющие статус воинского формирования. Основными задачами криминальной полиции являются: выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, производство дознания по делам о преступлениях, относящихся к ведению органов внутренних дел, организация и осуществление розыска лиц, скрывавшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством. Криминальную полицию образуют оперативно-розыскные, следственные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач, непосредственно подчиненные МВД. Задачами административной полиции являются: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, осуществление дознания и административного производства в пределах компетенции, установленных законодательством Республики Казахстан, обеспечение правопорядка в местах содержания задержанных и арестованных лиц, в том числе лиц без определенного местожительства, документов, выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и иных задач, возложенных на органы внутренних дел. Административную полицию образуют службы участковых инспекторов полиции и участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних, подразделения патрульной службы, лицензионной и разрешительной системы, природоохранной и ветеринарной полиции, специальные учреждения органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед административной полицией задач. Министр внутренних дел Республики Казахстан назначает на должность и освобождает от должностей начальников департаментов МВД, начальников управлений внутренних дел областей, города республиканского значения и столицы Республики, на транспорте учреждений уголовно-исполнительной системы, учебных заведений. Коллегия адвокатов и ее органы. Ст. 13 Конституции РК закрепляет право гражданина на судебную защиту своих прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи. Реализует данное право Закон РК «Об адвокатской деятельности», принятый 5 декабря 1997 г. Согласно ст. 2 Закона адвокатура организует деятельность адвокатов по защите по уголовным делам, представительству по гражданским, административным, уголовным и другим делам, а также по оказанию иных видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов юридических лиц. Юридическая помощь, оказываемая адвокатами в рамках осуществляемой ими адвокатской деятельности, не является предпринимательской деятельностью. Коллегия адвокатов является некоммерческой, независимой, профессиональной, самоуправляемой и самофинансируемой организацией адвокатов, создаваемой для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных законом. Нотариат. Правовой основой деятельности нотариата в РК является Закон РК «О нотариате» от 14 июля 1997 г. Согласно Закону нотариат в РК - это законодательно закрепленная система защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, направленных на удостоверение прав и фактов, а также на осуществление иных задач, предусмотренных законом (ст. 1 Закона). Нотариус совершает следующие нотариальные действия (ст. 343 Закона): 1) удостоверяет сделки; 2) удостоверяет учредительные документы хозяйственных товариществ; 3) принимает меры к охране наследственного имущества; 4) выдает свидетельства о праве на наследство; 5) выдает свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве общей совместной собственности; 6) налагает и снимает запрещения отчуждения имущества; 7) свидетельствует верность копий документов и выписки из них; 8) свидетельствует подлинность подписи на документах; 9) свидетельствует верность перевода документов с одного языка на другой; 10) удостоверяет факт нахождения гражданина в живых: 11) удостоверяет факт нахождения гражданина в определенном месте; 12) удостоверяет время предъявления документов; 13) передает заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицами; 14) принимает в депозит денежные суммы и ценные бумаги; 15) совершает исполнительные надписи; 16) совершает протесты векселей; 17) принимает на хранение документы; 18) совершает морские протесты; 19) обеспечивает доказательства. Министерство юстиции Республики Казахстан. Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является Министерство юстиции РК. В ст. 1 Закона РК «Об органах юстиции» от 18 марта 2002 г. отмечается, что «органы юстиции РК (в дальнейшем — органы юстиции) являются органами исполнительной власти, в пределах своей компетенции осуществляющими правовое обеспечение деятельности государства, поддерживающими режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающими защиту прав и законных интересов граждан и организаций». Основными задачами Министерства юстиции РК являются содействие закреплению правовых основ политической, экономической и социальной жизни, научное и практическое обеспечение законопроектных работ, обеспечение правовой и криминалистической экспертизы, проектов правовых законов, а также прогнозирование эффективности принимаемых законов. Органы налоговой и таможенной службы Республики Казахстан. В соответствии с Указом Президента РК «О мерах по совершенствованию правоохранительной деятельности в РК» от 22 января 2001 г. образовано Агентство финансовой полиции как центральный исполнительный орган, не входящий в состав Правительства, с передачей ему функций и полномочий по управлению имуществом и делами упраздненного Комитета налоговой полиции Министерства государственных доходов РК. На вышеуказанное агентство возложено выполнение задач по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности. Финансовая полиция Республики Казахстан. Согласно указанному постановлению Департамент финансовой полиции является ведомством, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и вытекающие из них иные функции. Департамент является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свою символику, печать с изображением государственного герба РК и своим наименованием на государственном языке, а также соответствующие расчетные, валютные и иные счета в банковских учреждениях. Указом Президента РК от 23 декабря 2003 г. № 1255 финансовая полиция переименована в Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Агентству переданы функции и полномочия из девятого управления МВД РК, по выявлению и расследованию экономических и коррупционных преступлений. Постановлением Правительства РК от 29 января 2004 г. № 100 утверждено Положение об Агентстве РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция). Положением определены основные задачи, функции и права Агентства. Функционирование финансовой полиции регулируется Законом РК «Об органах финансовой полиции РК» от 4 июля 2002 г. Основными задачами Департамента являются: предупреждение, выявление и расследование преступлений, связанных с неуплатой налогов или неисполнением других финансовых обязательств перед государством; борьба с иными экономическими преступлениями и правонарушениями, повлекшими причинение убытков государству; участие в разработке и реализации государственной политики в области борьбы с экономической преступностью; международное сотрудничество в сфере борьбы с экономической преступностью. Функции Департамента: 1) в пределах своей компетенции анализ и прогнозирование криминогенной оперативной обстановки, изучение обстоятельств, способствующих совершению налоговых и иных экономических преступлений, и выработка эффективных мер по их устранению; 2) определение приоритетных направлений деятельности органов налоговой полиции, разработка правового, организационного, экономического механизмов их реализации; 3) организация и контроль за осуществлением оперативно-служебной деятельности органов Департамента, оказание им практической и медицинской помощи; 4) расследование наиболее сложных налоговых и иных экономических преступлений и преступлений, вызвавших общественный резонанс, а также производство оперативно-розыскных мероприятий; 5) ведение централизованного оперативно-розыскного, информационно-справочного и кадрового учета; планирование и координация оперативно-служебной деятельности территориальных органов налоговой полиции; 6) подбор и расстановка кадров органов налоговой полиции и организация их обучения; 7) обеспечение безопасности системы налоговых, таможенных и финансовых органов и др. Таможенные органы. Таможенное дело в РК образуют порядок и условия перемещения через таможенную границу Республики товаров и транспортных средств, взимание таможенных платежей и налогов, таможенное оформление, таможенный контроль и другие средства осуществления таможенной политики. Таможенное дело регулируется Таможенным кодексом РК от 5 апреля 2003 г. № 401. Комитет национальной безопасности Республики Каза хстан. Закон РК «Об органах национальной безопасности Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 г. № 2710 в ст. 1 определяет назначение органов национальной безопасности РК: «Органы национальной безопасности Республики, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, - специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности РК и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны». Задачами органов национальной безопасности являются: 1) участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 2) добывание разведывательной информации в интересах РК; 3) выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности РК; 4) выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности; 5) выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности РК деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц; 6) обеспечение государственных органов, организаций и воинских формирований страны шифрованной и кодированной связью (ст. 2 Указа). Территориальные органы КНБ по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасности задач на соответствующей территории. Территориальные органы КНБ по областям, городу республиканского значения и столице Республики являются юридическими лицами, имеют действительные и условные наименования, печати и штампы, счета в банках, основные фонды, объекты социально- культурного и медицинского назначения. На службу в органы национальной безопасности могут поступить граждане РК, добровольно изъявившие желание служить в органах национальной безопасности, способные по своим деловым и моральным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности. Органы национальный безопасности осуществляют свою деятельность во взаимодействии с государственными органами и организациями РК. Должностные лица государственных органов, а также организаций, командование воинских формирований обязаны оказывать содействие органам национальной безопасности в решении возложенных на них задач. Сотрудничество органов национальной безопасноста со специальными службами иностранных государств, международными правоохранительными организациями осуществляется на основе международных договоров РК. 2. Участники уголовного процесса. Задачами уголовного процесса являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона. Внутренней формой уголовно-процессуальной деятельности являются уголовно-процессуальные отношения. Внешней формой уголовного процесса служит уголовно-процессуальный порядок. Основные формы уголовного процесса - обвинительный, розыскной, смешанный, состязательный. Принципы уголовного процесса: законность, осуществление правосудия только судом, судебная защита прав и свобод человека и гражданина, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, охрана прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам, неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности, презумпция невиновности, недопустимость повторного осуждения и уголовного преследования, осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом, независимость судьи, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, оценка доказательств по внутреннему убеждению, обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту, освобождение от обязанности давать свидетельские показания, обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь, гласность, язык уголовного судопроизводства, свобода обжалования процессуальных действий и решений. К органам, осуществляющим уголовное преследование, относятся прокурор, следователь, орган дознания. Уголовное преследование осуществляется в публичном, в частно-публичном, в частном порядках. В уголовно-процессуальной деятельности участвуют различные органы и лица: суд, прокурор, органы расследования, обвиняемый, подозреваемый, защитник, свидетель, эксперт и т. д. Все они выполняют свойственные им функции и задачи, а также в соответствии с их статусом имеют определенные права и несут обязанности. Участники уголовного процесса — все юридические и физические лица, имеющие то или иное отношение к уголовному делу, которые имеют права и несут обязанности, предусмотренные УПК РК. Закон подразделяет участников уголовного процесса на следующие группы: 1) суд; 2) государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования (прокурор, следователь, дознаватель); 3) участники процесса, защищающие свои или представляемые интересы и права (подозреваемый, обвиняемый, защитник, частный обвинитель, гражданский истец, ответчик, потерпевший и т. д.); 4) иные лица, участвующие в уголовном процессе (свидетели, эксперты, понятые, переводчики, специалисты, секретарь судебного заседания). Суд, прокурор, следователь, дознаватель действуют в уголовном процессе как представители государства и, следовательно, в интересах государства, деятельность органов уголовного судопроизводства направлена на защиту прав граждан, государственного строя, государственной и частной собственности, общественного порядка от преступных посягательств. Суд. Суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам. Всякое уголовное дело может быть рассмотрено только законным, независимым, компетентным и беспристрастным составом суда. Полномочия суда как носителя судебной власти определяются законом. Только суд правомочен: 1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; 2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера либо принудительные меры воспитательного воздействия; 3) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом. Прокурор - должностное лицо, осуществляющее в пределах своей компетенции надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания, следствия и судебных решений, а также уголовное преследование на всех стадиях уголовного процесса. Прокурор, участвующий в рассмотрении уголовного дела судом, представляет интересы государства путем поддержания обвинения и является государственным обвинителем. При осуществлении своих процессуальных полномочий прокурор независим и подчиняется только закону. Следователь —должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой полиции. Следователь вправе возбуждать уголовное дело, производить по нему предварительное следствие и выполнять все следственные действия, предусмотренные УПК РК. Все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь прини-' мает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность. Дознаватель —должностное лицо, уполномоченное осуществлять досудебное производство по уголовному делу в пределах своей компетенции. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознаватель уполномочен по поручению начальника органа дознания возбуждать уголовное дело в случаях, не терпящих отлагательства, а также проводить неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, о чем не позднее двадцати четырех часов обязан уведомить прокурора и орган предварительного следствия. Подозреваемы й. Подозреваемым признается лицо, в отношении которого на основаниях и в порядке, установленных УПК РК, возбуждено уголовное дело в связи с подозрением его в совершении преступления, о чем ему объявлено следователем, дознавателем, либо осуществлено задержание, либо применена мера пресечения до предъявления обвинения. В случае задержания подозреваемого или применения к нему меры пресечения до предъявления обвинения он должен быть допрошен не позднее двадцати четырех часов с момента задержания или применения меры пресечения при обеспечении права на свидание наедине и конфиденциально до первого допроса с избранным им или назначенным защитником. Задержанный подозреваемый вправе немедленно сообщить по телефону или иным способом по месту своего жительства или работы о своем задержании и месте содержания. Орган уголовного преследования не вправе удерживать в положении подозреваемого: 1) задержанного - свыше семидесяти двух часов; 2) лицо, к которому применена мера пресечения, - свыше десяти суток с момента объявления подозреваемому постановления об избрании меры пресечения. Обвиняемый. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого, либо лицо, в отношении которого в суде возбуждено уголовное дело частного обвинения, а также лицо, в отношении которого составлен и утвержден начальником органа дознания протокол обвинения. Обвиняемый, по делу которого назначено главное судебное разбирательство, именуется подсудимым; обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, — осужденным; обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, — оправданным. Защитник - лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь. В качестве защитников допускаются адвокаты, супруг (супруга), близкие родственники или законные представители обвиняемого, представители профсоюзов и других общественных объединений по делам членов этих объединений. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве защитников, если это предусмотрено международным договором РК с соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, определяемом законодательством. Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения либо признания лица в соответствии с УПК РК подозреваемым. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого. Потерпевший. Потерпевшим в уголовном процессе признается лицо, в отношении которого есть основание полагать, что ему непосредственно преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано и допрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела. Не подлежат допросу в качестве свидетеля: 1) судья — об обстоятельствах уголовного дела, которые ему стали известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а также в ходе обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; 2) защитник подозреваемого, обвиняемого, а равно представитель потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; 3) священнослужитель - об обстоятельствах, известных ему из исповеди; 4) лицо, которое в силу своего малолетнего возраста либо психических или физических недостатков неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. В качестве эксперта может быть вызвано не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными научными знаниями. Специалист. В качестве специалиста для участия в следственных и судебных действиях может быть вызвано не заинтересованное в деле лицо, обладающее специальными знаниями, необходимыми для оказания содействия в собирании, исследовании и оценке доказательств, а также в применении технических средств. Специалистами являются также педагог, участвующий в следственных и иных процессуальных действиях с участием несовершеннолетнего, а равно врач, участвующий в следственных и иных процессуальных действиях, за исключением случаев назначения его экспертом. Переводчик. В качестве переводчика вызывается не заинтересованное в деле лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, и привлеченное для участия в следственных и судебных действиях в случаях, когда подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники либо потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители, а также свидетели и иные участники процесса не владеют языком, на котором ведется производство по делу, а равно для перевода письменных документов. Понятой. Понятым является лицо, привлеченное органом уголовного преследования для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов в случаях, предусмотренных УПК РК. Понятыми могут быть только незаинтересованные в деле и независимые от органов уголовного преследования совершеннолетние граждане, способные полно и правильно воспринимать происходящие в их присутствии действия. В производстве следственных действий участвуют не менее двух понятых. Секретарь судебного заседания. Секретарем судебного заседания является не заинтересованный в уголовном деле государственный служащий, который ведет протокол заседания суда. Судебный пристав. Судебным приставом является должностное лицо, выполняющее возложенные на него законом задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных решений. Судебный пристав обеспечивает контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, оказывает содействие судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов, поддерживает порядок в зале во время судебного разбирательства, выполняет распоряжения председательствующего и осуществляет в судах охрану судей, свидетелей и других участников процесса, ограждает их от постороннего воздействия, содействует проведению судом процессуальных действий, осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд, осуществляет другие полномочия, возложенные на него законом. Источники доказательств. Доказательства — это законно полученные фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке дознаватель, следователь, прокурор, суд устанавливают наличие или отсутствие запрещенного уголовным законом деяния, совершение или несовершение этого деяния обвиняемым, виновность или невиновность обвиняемого, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Виды источников доказательств в уголовном процессе. Уголовно-процессуальный закон источники доказательств делит на следующие виды: 1) показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; 2) заключение эксперта; 3) вещественные доказательства; 4) протоколы процессуальных действий; 5) документы. Процессуальные документы можно разделить на четыре группы: решения, которые принимаются компетентными органами и связаны с направлением процесса; документы, исходящие из других участников процесса и порождающие права и обязанности государственных органов; документы, фиксирующие результаты отдельных процессуальных действий; документы, носящие технико-информационный характер. Судебные доказательства классифицируют: по способу образования; по характеру вывода; по источнику получения. По способу образования доказательства подразделяют на первоначальные и производные. Первоначальными являются доказательства-первоисточники. Производными называют доказательства, которые воспроизводят содержание другого доказательства. Это доказательства «второй руки». По характеру вывода доказательства делят на прямые и косвенные. Прямые — это доказательства, которые, даже будучи взятыми в отдельности, дают возможность сделать лишь один определенный вывод об искомом факте. Косвенные доказательства — это доказательства, взятые в отдельности, дающие основание не для одного определенного, а для нескольких предположительных выводов, нескольких версий относительно искомого факта. Доказательства по источнику делят на: личные и вещественные в зависимости от источника получения сведений (люди или вещи). К личным доказательствам относят: объяснения сторон и третьих лиц; показания свидетелей; заключения экспертов; к вещественным— различного рода вещи. Меры процессуального принуждения — это предусмотренные уголовно-процессуальным законом средства принудительного характера, применяемые уполномоченными органами к подозреваемому, обвиняемому и другим участникам уголовного процесса. Квалификация мер процессуального принуждения: задержание подозреваемого; меры пресечения; иные меры процессуального принуждения. Стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела; предварительное расследование; придание суду; предварительное слушание дела; главное судебное разбирательство; апелляционное производство; исполнение судебных решений; производства в порядке надзора; возобновление производства по делу ввиду вновь открывшихся обстоятельств. 3. Основные понятия гражданского процессуального права. Гражданское процессуальное законодательство РК регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их компетенции, посредством императивно-диспозитивного метода. Гражданское процессуальное право состоит из 2 частей: Общей и Особенной. Нормы Общей части гражданского процесса содержат общие правила судопроизводства. Данные нормы имеют значение в определении порядка всего гражданского судопроизводства. К ним относятся: гражданское процессуальное законодательство; задачи и принципы гражданского судопроизводства; подведомственность гражданских дел; подсудность гражданских дел; состав суда и отводы (самоотводы); лица, участвующие в деле; представительство в суде; доказательства и доказывание; судебные расходы; меры принуждения; процессуальные сроки; судебные извещения и вызовы; досудебное урегулирование имущественных споров. Нормы Особенной части имеют значение для отдельной стадии гражданского процесса. Данные нормы регулируют: производство в суде первой инстанции; производство по пересмотру судебных постановлений; нормы, регулирующие порядок восстановления утраченного производства и судопроизводства с участием субъектов иностранного права; нормы об исполнении судебных актов. Действующий ГПК РК предусматривает три вида гражданского судопроизводства: исковое; особое исковое; особое приказное. По объекту правового регулирования принципы гражданского процессуального права подразделяют на организационно-функциональные и функциональные. Гражданские процессуальные правоотношения подразделяются на главные, дополнительные и служебно-вспомогательные. Стадия процесса — часть (этап) судопроизводства, объединяющая определенный круг процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели. Главное для определения самостоятельной стадии процесса—ее завершенность. Гражданский процесс делится на следующие стадии: производство в суде первой инстанции: возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, рассмотрение и разрешение дела в судебном заседании — судебное разбирательство, завершающееся вынесением и оглашением решения (заочного решения) или заключительного определения; производство в суде апелляционной инстанции (пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов и вторичное рассмотрение дела по существу вышестоящей инстанцией в результате реализации права на апелляционное обжалование и опротестование; производство в суде кассационной инстанции (проверка законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, в результате реализации права на кассационное обжалование и опротестование; производство в порядке судебного надзора (пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, специально созданными судебно-надзорными органами); производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное производство (исполнение в принудительном порядке судебных и иных актов органами исполнительного производства). Для возникновения гражданских процессуальных правоотношений необходимы следующие три предпосылки: нормы гражданского процессуального права; правосубъектность участников процессуальных правоотношений; юридический состав. Содержание гражданских процессуальных правоотношений составляют субъективные права и процессуальные обязанности субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Субъектный состав гражданских процессуальных правоотношений составляют: 1) главные правоотношения — это отношения, возникающие между судом и истцом; судом и ответчиком; судом и заявителем по делам особого производства; судом и лицом, возбуждающим дело в защиту прав и законных интересов других лиц в соответствии со статьями 55 и 56 ГПК РК; 2) дополнительные правоотношения — это отношения четырех типов: а) суд—третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора о праве; б) суд -третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований; в) суд — прокурор, вступивший в начатое дело; г) суд - государственный орган либо орган местного самоуправления, вступающие в процесс с целью дачи заключения по делу; 3) служебно-вспомогательные правоотношения — это отношения, участниками которых, с одной стороны, выступает суд, а с другой—свидетель, эксперт, специалист, переводчик и др. Стадии гражданского процесса. В основе критерия по стадиям гражданского процесса обычно выделяют отношения следующих типов: суд первой инстанции—участники процесса; суд апелляционной инстанции — участники процесса; суд кассационной инстанции — участники процесса; суд надзорной инстанции — участники процесса; нижестоящий суд — вышестоящие суды. Субъект гражданского процессуального права — понятие абстрактное. Субъект гражданских процессуальных правоотношений — понятие реальное. Субъектов гражданских процессуальных правоотношений делят на четыре группы: 1) лица, осуществляющие правосудие — суды (первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции; судьи, должностные лица суда (председательствующий в судебном заседании, председатель суда, председатель соответствующей коллегии суда, судебный исполнитель, судебный пристав, секретарь судебного заседания, секретарь суда); 2) лица, участвующие в деле и заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора - прокурор; государственные органы, органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане, вступающие в процесс по основаниям, предусмотренным статьями 56 и 57 ГПК РК; 3) заявители и иные заинтересованные лица по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства (ст. 289 ГПК РК); 4) судебные представители — лица, содействующие осуществлению правосудия. Понятие стороны в процессе предопределяется понятием субъектов материальных правоотношений. Стороны — это действительные или предполагаемые субъекты материального правоотношения. Стороны отвечают признакам, присущим лицам, участвующим в деле, а именно: имеют юридическую заинтересованность в исходе дела; выступают в процессе от своего имени и в защиту собственных интересов; обладают правом на совершение распорядительных действий, подпадают под воздействие законной силы судебного решения и (или) определения о прекращении производства по делу; имеют установленный законом объем процессуальных прав и обязанностей. Существенным среди названных признаков является наличие юридической заинтересованности. Специфика юридического интереса сторон как участников спорного материального правоотношения в том, что стороны имеют материально-правовую и процессуальную заинтересованность в исходе дела. Материально-правовая заинтересованность заключается в получении или сохранении того блага, по поводу которого суд вынесет решение. Под процессуальным интересом следует понимать тот процессуальный результат рассмотрения и разрешения дела, наступление которого ожидает и добивается участник судопроизводства, вступая в процесс. Для обеих сторон процессуальный интерес связан с получением от суда решения, которым спор между сторонами будет разрешен. Юридические интересы сторон являются взаимоисключающими и противоположными, поскольку стороны находятся в состоянии спора о материальном праве и законном интересе. Спор о праве (спорное материальное правоотношение), субъекты которого и есть стороны в деле, является предметом судебного разбирательства. Суд, разрешая спор о праве между сторонами, выносит судебное решение либо процесс завершается вынесением определения о прекращении производства по делу в соответствии с волеизъявлением сторон (в связи с принятием отказа истца от иска либо с утверждением мирового соглашения). Таким образом, путем вынесения судебных актов определяется поведение (субъективные права и обязанности) бывших субъектов гражданско-правового спора. Поэтому только на стороны распространяются в полном объеме последствия вступившего в законную силу судебного решения. Стороны — это лица, по поводу субъективных прав и обязанностей которых осуществляется судебная деятельность, поэтому законом на них возлагается бремя судебных расходов (за исключением случаев освобождения от несения таких расходов). Вышесказанное позволяет выделить следующие специфические признаки, характеризующие стороны (истца и ответчика) в процессе: наличие противоположных материально-правовых и процессуальных интересов; распространение в полном объеме последствий судебного решения, вступившего в законную силу; несение судебных расходов по делу. Спор о праве между сторонами является предметом судебного разбирательства не только в связи с возбуждением дел искового производства. Наличие спора о праве—один из существенных признаков и особого искового производства. На наш взгляд, действующее гражданское процессуальное законодательство РК дает основание полагать, что субъектов, чей спор о праве разрешается в порядке особого искового производства, можно именовать сторонами в процессе. Стороны — это основные лица не только искового, но особого искового производства. Согласно ст. 48 ГПК РК сторонами в гражданском процессе являются истец и ответчик. Истцами являются граждане и юридические лица, предъявившие иск в своих интересах или в интересах которых предъявлен иск (ч. 1 ст. 48 ГПК РК ). Истец — это та из сторон в процессе, по поводу прав и законных интересов которой возник разрешаемый судом спор о праве, т.е. предполагаемый (или действительный) субъект спорного права и законного интереса. Истцом не всегда является лицо, предъявившее в суде иск. Гражданские дела могут возбуждаться на основании исков, предъявленных государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами либо прокурором в целях зашиты прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов (чч. 1 и 2 ст. 8, ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56 ГПК РК). Предъявление иска не является признаком, определяющим истца. При определении истца по делу следует исходить из того, чьи права и законные интересы защищаются судом, кто заинтересован в получении материального блага и ожидает благоприятного для себя судебного решения, подлежащего принудительному исполнению. Ответчик — гражданин или юридическое лицо, к которому предъявлено исковое требование (ч. 1 ст. 48 ГПК РК). Ответчик—это другая сторона спора о праве, которая, по мнению истца, нарушила или оспаривает его право по спору и законный интерес. Сторонами в процессе могут выступать не только граждане и юридические лица Республики Казахстан, но и субъекты иностранного права (иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные организации), если спор о праве с их участием подлежит рассмотрению в судах РК. Стороной в гражданском процессе может быть государство (ч. 4 ст. 48 ГПК РК). Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений (п. 1 ст. 111 ГК РК). Являясь субъектом гражданских правоотношений, Республика в случае возникновения из этих отношений спора, может занять положение стороны в процессе. От ее имени в суде выступают государственные органы в рамках своих компетенций (например, Президент РК, Парламент РК, Правительство РК, республиканские исполнительные органы и др.). В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению Республики от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане (п. 2 ст. 111ГКРК). Стороны обладают правами и выполняют обязанности, которые предоставлены всем лицам, участвующим в деле (ст. 47 ГПК РК). Но стороны, как субъекты гражданско-правового спора, имеют принадлежащие только им процессуальные права и обязанности, позволяющие осуществлять функцию иска и его оспаривания, а также распоряжаться объектом спора о праве (ч. 1 ст. 49 ГПК РК). Процессуальные права сторон делятся на следующие три группы: 1) права, реализация которых влияет на развитие и движение процесса: право истца на изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска; право ответчика на признание иска; право сторон на заключение мирового соглашения; право на подачу апелляционной, кассационной жалобы и др; 2) права на участие в разбирательстве дела: на личное участие в судебном разбирательстве; на судебное представительство; на участие в судебных прениях; на участие в исследовании доказательств и др; 3) права, обеспечивающие сторонам судебную защиту в широком смысле: право на отвод; право на принесение замечаний на протокол судебного заседания и др. Стороны должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 47 ГПК РК). Со стороны, недобросовестно заявившей заведомо неосновательный иск или спор против иска либо систематически противодействовавшей правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, суд может взыскать в пользу другой стороны компенсацию за фактическую потерю времени (ст. 112 ГПК РК). Каждая сторона обязана: доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений; выполнять запрос суда об истребовании доказательства; нести судебные расходы; явиться в суд, если суд признает их участие в судебном заседании обязательным, исходя из обстоятельств дела. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности, что вытекает из принципа равноправия сторон в гражданском судопроизводстве. Гражданский процессуальный закон не допускает совмещения процессуальных статусов: участник процесса должен обладать лишь одним статусом. Однако имеются два исключения, когда возможен двойной процессуальный статус: если ответчик предъявит к истцу встречный иск и суд примет его к производству, то по данному основанию ответчик занимает положения истца, а истец в таком случае будет одновременно являться ответчиком в этом процессе; если соучастники поручат ведение дела одному из них, то данное уполномоченное лицо в этом процессе будет одновременно являться и стороной в деле, и судебным представителем. Третьи лица входят в состав лиц, участвующих в деле. Поэтому третьим лицам присущи признаки, характеризующие лиц, участвующих в деле, а именно они: имеют юридическую заинтересованность в исходе дела; выступают в процессе от своего имени; совершают действия, влияющие на возникновение, изменение и прекращение процесса; подпадают под непосредственное воздействие законной силы судебного решения или определения о прекращении производства по делу, вступившего в законную силу. Под третьими лицами в гражданском процессе понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают (либо привлекаются) в уже возбужденное в суде дело для защиты их собственных прав, свобод и законных интересов. Различный характер заинтересованности послужил основанием для закрепления в гражданском процессуальном законе двух форм или двух видов участия третьих лиц в гражданском процессе: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора (ст. 52 ГПК РК); третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора (ст. 53 ГПК РК). Гражданское процессуальное правоотношение имеет два объекта: общий и специальный. Общий объект гражданских процессуальных правоотношений — само гражданское дело (спор о праве, законный интерес — требование установления факта, имеющего юридическое значение, или иных обстоятельств по делам особого производства). В этом случае объектом гражданских процессуальных правоотношений выступает сам предмет судебного рассмотрения и разрешения, находящийся за пределами процессуальных (вне этих отношений) правоотношений. Специальный объект гражданских процессуальных правоотношений — это то, на что направлено конкретное (элементарное) правоотношение — законный интерес, отдельные правовые действия участников процесса и т.д. Объектом правоотношения, возникшего, например, между судом и истцом или ответчиком, является материальный интерес, между судом и экспертом — сведения о фактах по делу и т.д. В гражданском процессуальном законодательстве указываются два вида представительства в суде: по поручению и законное представительство. Представительство в суде по поручению, в зависимости от оснований возникновения процессуальных отношений между доверителем и представляемым лицом, можно классифицировать на следующие подвиды: договорное представительство, общественное и уставное. Договорное представительство возникает на основании договора, заключенного между представляемым лицом и представителем (например, договора поручения или трудового договора). Общественное представительство возникает на основании факта членства гражданина в том или ином общественном объединении. Представительство осуществляется по просьбе представляемого лица либо с его согласия. Оказание юридической помощи уполномоченными профессиональных союзов или других общественных объединений осуществляется на безвозмездной основе. Права и интересы организаций (юридических лиц) могут защищаться представителями не только на договорной основе. Ведение дел организаций (юридических лиц) в суде возлагается законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами на органы организаций (юридических лиц), действующих в пределах их полномочий. Законное представительство является обязательным, поскольку оно направлено на защиту прав и законных интересов лиц, не обладающих в полном объеме гражданской процессуальной дееспособностью либо недееспособных, а также признанных судом безвестно отсутствующими. Законное представительство возникает на основании факта родства, административного акта—акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, судебного акта— решения суда об усыновлении (удочерении) и определения суда о назначении официального адвоката-представителя. В гражданском процессуальном праве принято делить процессуальные сроки на два вида: сроки, установленные законом; сроки, назначаемые судом. Сроки первого вида носят императивный характер, они не могут быть изменены по соглашению сторон или судом. Эти сроки устанавливаются для совершения действий судом (судьей), секретарем судебного заседания, судебным исполнителем, а также лицами, участвующими в процессе и не привлеченными к участию в деле. Пропущенные по уважительным причинам сроки, установленные законом, могут быть восстановлены судом. Сроки второго вида при необходимости могут быть изменены или продлены в случае их истечения самим судом. Эти сроки могут быть назначены судом для действий лиц, участвующих в деле, а также лиц, не являющихся участниками процесса. Право на совершение процессуальных действий погашается с истечением срока установленного законом или назначенного судом срока. Жалобы и документы, поданные по истечении процессуальных сроков, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы. Истечение процессуального срока не освобождает от выполнения процессуальной обязанности. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с производством по делу Мерами принуждения в гражданском процессе признаются: привод и удаление из зала судебного заседания. Подведомственность — это разделение труда между различными юрисдикционными органами. В зависимости от органов, к ведению которых отнесено рассмотрение и разрешение гражданско-правовых споров выделяют следующие виды подведомственности: судебную; административную; общественную. В зависимости от характера правил, регулирующих подведомственность дел, выделяют: исключительную и множественную. Множественная подведомственность подразделяется на следующие подвиды: альтернативную; договорную; императивную и смешанную. Подсудность — это предметное полномочие конкретного суда первой инстанции по рассмотрению и разрешению гражданских дел, подведомственных судам. Выделяют родовую подсудность и территориальную подсудность. Содержанием гражданского процессуального правового иска являются следующие элементы: предмет, основание и способ защиты права или законного интереса. В зависимости от способа защиты права все иски делятся на три вида: о присуждении (исполнительные); о признании (установительные); о прекращении или изменении правоотношений (преобразовательные). Иск в гражданском процессе. Иском в гражданском процессе называется обращение в суд заинтересованного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса путем разрешения спора о праве. В иске следует различать три составные части (элементы иска): содержание; предмет; основание. Содержание иска — это действие суда, совершение которого просит истец, обращаясь в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права. Предмет иска — это указанное истцом субъективного права, о котором он просит суд вынести решение одним из указанных способов. Основание иска составляют указываемые истцом обстоятельства, с которыми истец, как с юридическими фактами, связывает свое материально-правовое требование или правоотношения в целом, составляющие предмет иска. Существуют две системы классификации исков: а) процессуально-правовая классификация, основанная на процессуально-правовом признаке; б) материально-правовая классификация, основанная на материально-правовом признаке. Процессуально-правовая классификация исков построена по содержанию иска,т. е. по виду требуемой истцом судебной защиты. Иски по этой классификации делятся на три вида: а) иски о присуждении; б) иски о признании; в) преобразовательные иски (иски об изменении или прекращении правоотношений). Иском о присуждении или исполнительным иском называется иск, направленный на принудительное исполнение подтвержденной судом обязанности ответчика. Истец требует не только признания за ним определенного субъективного права, но и присуждения ответчика к совершению конкретных действий в свою пользу. Иском о признании является требование, направленное на подтверждение судом существования или отсутствия определенного правоотношения. Поскольку решением суда по этим искам констатируется, т. е. устанавливается существование или отсутствие спорного правоотношения, эти иски называют также «установительными исками». Содержанием преобразовательного иска является требование к суду вынести решение о прекращении или изменении правоотношения (о расторжении брака, разделе общего имущества). Классификация исков по материально-правовому признаку делится на: семейные, земельные, алиментные, трудовые, жилищные, из железнодорожных перевозок, из причинения вреда, из договора хранения и др. Судебное разбирательство гражданских дел. Подведомственность— это относимость круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации. В соответствии с этим различают виды подведомственности: судебную; административную (комитеты, комиссии, органы местного самоуправления); подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду, садовому товариществу и др.). Каждый из этих органов действует в пределах предоставленных ему законом (положением) полномочий, не вторгаясь в компетенцию других органов. Критериями, лежащими в основе разграничения подведомственности, являются: материально-правовая природа спорного правоотношения, из которого возник спор; субъективный состав спорного правоотношения. Например, третейский суд не может рассматривать споры, вытекающие из трудовых и семейных отношений. Субъектами спора в третейском суде могут быть только граждане. Суд общей юрисдикции не может рассматривать вопросы, отнесенные законом на рассмотрение садовых товариществ, гаражных кооперативов. Судебная подведомственность гражданских дел—это относимость круга гражданских дел к разрешению суда. Согласно ст. 24 ГПК РК суды рассматривают следующие категории гражданских дел: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, вытекающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, административных, финансовых, хозяйственных, земельных правоотношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; об оспаривании акта, принятого государственным органом или его должностным лицом, ущемляющим права и свободы граждан, или наложение на гражданина какой-либо обязанности или привлечение его к ответственности; дела особого производства, круг которых точно определен законом (гл. гл. 30-39 ГПК РК). По субъектному составу судам подведомственны дела, где заинтересованными лицами в деле являются: граждане и юридические лица; лица без гражданства; иностранные лица (граждане и организации), организации с иностранным участием; международные организации. Дела с участием международных организаций суд рассматривает в случае, если иное не предусмотрено международным договором или соглашением сторон. Судам могут быть подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции. При затруднительности определения подведомственности необходимо обратиться к закону, регулирующему эту сферу общественных отношений. Каждый из принимаемых законов указывает на способы разрешения споров при его применении. Гражданское судопроизводство становится основным и всеобъемлющим способом защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и их объединений практически в любых конфликтных ситуациях, когда в результате действий каких-либо лиц, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления ущемляются гарантированные Конституцией и другими законами права и свободы граждан, либо создаются помехи в их осуществлении. При определении подведомственности общих судов в области разрешения гражданских дел в настоящее время не имеет значения, из каких правоотношений возник спор, поскольку любое право и свобода гражданина подлежат судебной защите, если иной порядок прямо не установлен законом (ч. 2 ст. 13 Конституции РК). 4. Контроль и ответ
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |