Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины конфликтов




При всем разнообразии конфликтов можно выделить их ос­новные причины:

- В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять -пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складыва­ются напряженные.

- Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащи­мися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологи­ческих особенностей воспитанников. Так, повышенная критич­ность, свойственная подростковому возрасту, зачастую восприни­мается учителями как негативное отношение к их личности.

- Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.

- Учителем, как правило, оценивается не отдельный посту­пок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отно­шение к ученику других учителей.

- Оценка ученика нередко строится на субъективном воспри­ятии его поступка и малой информированности о его мотивах, осо­бенностях личности, условиях жизни в семье.

- Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуа­ции, торопится строго наказать ученика.

- Немаловажное значение имеет характер отношений, кото­рые сложились между учителем и отдельными учениками; лично­стные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.

- Личностные качества учителя (раздражительность, гру­бость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настрое­ние учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблаго­получие учителя.

- Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

5. Стиль взаимодействия педагога в конфликте с учащи­мися.

Как решить проблему противоречий во взаимоотношениях педагога с учащимися?

Профессиональная позиция, ориентированная на потенциал ребенка, на его дальнейшее развитие, должна быть тактически про­работана, а тонкое психологическое прикосновение к личности ре­бенка — согласно тому, что он есть сейчас (возраст, состояние, опыт, знания, интеллект, способности, уровень воспитанности и другое) - оправдано. Многое зависит от выбора стиля поведения, соответствующего конфликтной ситуации. Ведь некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

К. У. Томасом и Р. X. Килменном были разработаны основ­ные наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной си­туации. Они указывают, что существуют пять основных стилей по­ведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудниче­ство, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль пове­дения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой сто­роны, действуя совместно или индивидуально.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному ис­пользованию того или иного стиля в зависимости от конкретной ситуации и характера личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества может использовать пе­дагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, вла­стью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимся и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные инте­ресы. Его можно использовать, если:

- исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете боль­шую ставку на свое решение возникшей проблемы;

- обладаете достаточной властью и авторитетом, и представ­ляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

- чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

- должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага.

Однако следует иметь в виду, что этот стиль, кроме чувства отчуждения, ничего больше не сможет вызвать.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаи­вая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель его примене­ния - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факто­ров делает этот стиль неэффективным.

Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:

- необходимо найти общее решение, если каждый из подхо­дов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

- у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- основной целью является приобретение совместного опыта работы;

- стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что сторо­ны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного итого же, но знают, что одновременно это невыполнимо. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем пол­ностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться». Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в следующих ситуациях:

- обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы;

- удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

- вас может устроить временное решение, так как нет време­ни для выработки другого или же другие подходы к решению про­блемы оказались неэффективными.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тра­тить время и силы на ее решение.

Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в сле­дующих ситуациях:

- источник разногласий несуществен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

- знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

- у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

- хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и полу­чить дополнительную информацию, прежде чем принять какое-либо решение;

- пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухуд­шить ситуацию;

- у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что этот стиль является бегством от про­блемы или уклонением от ответственности.

В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящей реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной информацией и же­ланием разрешить ее.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совмест­но с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собст­венные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановле­ния нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях:

- важнейшая задача - восстановление спокойствия и ста­бильности, а не разрешение конфликта;

- предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся;

- считаете, что лучше сохранить добрые отношения с други­ми людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

- осознаете, что правда не на вашей стороне;

- чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов по­бедить.

Нужно помнить, что ни один из рассмотренных стилей раз­решения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и созна­тельно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоя­тельства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.