КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие понятия и положения
Модель профессионально ориентированного воспитательного Из дисера Мировоззрение и физическая картина мира Роль астрономии в воспитании мировоззрения Мировоззрение и его виды Формирование научного мировоззрения школьников Стили воспитания. Содержание ПОВ как общественно-исторический опыт, передаваемый учащимся и осваиваемый ими в процессе ППДОФ Ценности и их роль в жизни человека Профессионально ориентированное воспитание (ПОВ) учащихся физико-математических классов 1. Воспитание: общие понятия и сведения 5. Воспитание мотива достижения цели (по Макклеланду) 6. Личность учащегося. - Структура личности. - Теория черт личности (Г.ОППОРТ) - Типы характеров ( по Фромму). - Школьные типы личности (по Лесгафту). 7. Проблемы классного коллектива. Изгои.
9. Формы внеурочной воспитательной деятельности учителя. ------------------------ процесса в физико-математическом классе
В Концепции Российского образования отмечается: «возникновение и рост глобальных проблем….требует формирования современного мышления у молодого поколения [196, с.19]. Утрата идеалов коммунизма и его основного свода нравственных законов – морального кодекса строителя коммунизма – заставляет педагогов изыскивать воспитательные возможности в других областях общественного знания. Например, школам Калмыкии предлагается строить систему воспитания на ценностях буддизма – одной из мировых религий [272]. Б.С. Гершунский считает, что только Образованию суждено стать истинной Религией будущего. «Именно в этом смысле Школа – Храм, а подлинное веросозидающее Образование – Религия» [67, с.225]. Однако эти рассуждения адресованы в будущее. А где сейчас взять опору и основу воспитания, в том числе будущих физиков?
Применение компетентностного подхода в обучении учащихся ФМК неизбежно приводит к проблеме воспитания – поиску форм и методоввоспитания качеств личности, формирующих начальную профессиональную компетентность. Во-первых, это происходит потому, что все компетентности по своей природе социальны, так как вырабатываются в социуме, появляются и функционируют в социуме. На эту особенность компетентностей указывает И.А. Зимняя, при этом выделяя группу социальных компетентностей, характеризующих взаимодействие человека с социумом (компетентности социального взаимодействия – сотрудничество, конфликты и их погашение, статус, роль, социальная мобильность и т.п.; коммуникативные компетентности – устное и письменное общение, работа с текстами и т.п.) [158]. Следовательно, одной из задач воспитания будущих физиков выступает социальная адаптация на факультете базового вуза. Во вторых, компетентность рассматривается как качество личности или личностная характеристика профессионала, и способы формирования таких составляющих начальной профессиональной компетентности будущего физика как ответственность за последствия результатов исследований и уверенность в правильности своих действий (выбора методов, постановки задач и пр.) необходимо искать в сфере воспитания. Задачами воспитания будущего физика, таким образом, выступает формирование профессионально-личностных качеств и ценностей, а также мотивационно-ценностного отношения к человеческой цивилизации, к Миру. А.А. Вербицкий отмечает, что «традиционно отечественная педагогическая наука разделена на две ветви – теорию обучения и теорию воспитания, которые и в концептуальном плане, да и на практике никогда не сходились: учитель учит, воспитатель воспитывает» [ 55]. Компетентностный подход обусловливает рассмотрение ППДОФ учащихся ФМК в единстве обучения и воспитания. Мы рассматриваем обучение и воспитание как две стороны «одной медали», неразрывно связанные между собой. В профильном классе эта связь имеет свои особенности. Особенностью воспитательного процесса в профильном классе должна быть его профессиональная направленность [104, 105]. Профессионально ориентированное воспитание учащихся в ФМК мы рассматриваем как важный компонент эффективной ППДОФ и как подготовку к вступлению в профессиональную сферу.
Основы такого подхода заложили известные педагоги-психологи Современная педагогика подразделяет воспитание на гражданское, нравственное, патриотическое и интернациональное, правовое, трудовое, физическое, экологическое, экономическое, эстетическое [328, 408]. Мы придерживаемся концепции С.Д. Полякова, согласно которой подвоспитанием понимается целенаправленное влияние на мотивационно-ценностную сферу учащегося, которую формируют потребности, ценности, мотивы, установки [332]. Мы также рассматриваем воспитание как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий (Д.В. Григорьев [83]) и как передачу «общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду» [408, с.84]. При этом сфера мотивов и ценностей описываются рядом психологических понятий: потребности, мотивы, ценностные ориентации, личностные ценности, установки, ожидания, экспектации, определяющие направленность личности.
Потребности являются исходной движущей силой активности человека как природного и социального существа и выражается в человеке как состояние неудовлетворенности. Как было отмечено А.Н. Леонтьевым, предпосылкой всякой деятельности является та или иная потребность. Потребность получает свою определённость только в предмете деятельности. «Встречаясь» с деятельностью, потребность находит предмет активности и становится внутренним мотивом деятельности, ее побудителем [232]. Внутренние мотивы определяются личностными качествами учащегося, его способностями. Внешние мотивы – это социальные мотивы (престижность будущей профессии, престижность учёбы в гимназии, лицее и т.п.). Как указывает И.А. Зимняя, эти мотивы являются внешними по отношению к самой учебной деятельности школьника и сами по себе не обеспечивают включение школьника в учебную деятельность [157]. Деятельность всегда предметна и мотивирована – непредметной немотивированной деятельности не существует. Наряду с потребностями источником становления мотива являются ценности. Если потребность – это сила, исходящая от человека как индивида, то личностная ценность – это сила, имеющая свое начало в культуре. Ценности присваиваются и «живут» в личности как в виде понятий, так и в виде образов. То есть ценности могут иметь рационалистический характер (опираться на логическое обоснование), а также иррационалистический (основываться на верованиях, аналогиях, мифах). Важным понятием мотивационно-ценностной сферы (МЦС) является установка, которая описывает ограничения, предрасположенности в отношении развертывающейся деятельности. Установки – механизмы,
Установки в отношении будущих ожидаемых событий, взаимодействий, поведения людей описываются понятиями «ожидания» и «экспектации». Школьные ожидания – это есть не что иное, как личностная позиция школьника в МЦС, это интегративное образование, включающее эмоционально-оценочное состояние, субъективные ориентации (мотивы, потребности, установки, интересы, убеждения), приобретенные в процессе жизнедеятельности в отношении учителей-предметников, обучения, классного руководителя, одноклассников, внеклассной деятельности. Экспектации (от англ. expectation – ожидание) – система ожиданий относительно норм исполнения индивидом внутригрупповых ролей [25]. В контексте рассматриваемой модели ПОВ в структуре личности мы выделяем: направленность личности как отношение человека к действительности, которая включает систему взаимодействующих интересов, потребностей, идейных и практических установок (А.Г. Ковалёв [190]; опыт личности, включающий направленность личности, преобразовательные, познавательные, эстетические, коммуникативные качества (В.С. Леднёв [228]); систему отношений личности к действительности (В.Н. Мясищев [275]). При этом также как и М.С. Каган, мы считаем, что личность определяется «тем, что она знает, что и как она ценит, что и как она созидает, с кем она общается…» [114, с.262]. Формирование научного мировоззрения будущего физика является одной из главных задач воспитания. Известно: мотивы и ценности (в том числе профессиональные) и, в целом, мотивационно-ценностное отношение к Миру составляют аксиологический компонент мировоззренияформирующийся в результате воспитания. Онтологический компонент (воззрение на бытиё, картина мира) и гносеологический компонент, отражающий сформированность методологических и исследовательских умений будущих физиков (эпистемиология – теория познания), формируются в процессе обучения физике. На основании вышесказанного разработана модель профессионально ориентированного воспитания (ПОВ) учащихся ФМК как общественно-исторический опыт, передаваемый учащимся ФМК и осваиваемый ими в процессе ППДОФ.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |