Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековый период

Древнейший и древний периоды

1. Древнейший, первобытнообщинный период (800-100 тыс. – 1тыс. л. до н.э.) – период раннего знакомства человека с полезными ископаемыми. Века:

-каменный,

-бронзовый,

-железный.

человек начал приспосабливать камни для строительства, извлечения металлов и для изготовления орудий труда.

2. Древний, рабовладельческий период (1 тыс. л. до н.э. – V век н.э.) – время примитивных суждений в области естествознания. Древнегреческие философы.

Фалес Милетский (625–547 г. до н. э.) субстанцией, образующей мир, полагал воду. Его считают основателем нептунистической концепции.

Гераклит Эфесский (535–475 г. до н. э.) первоначальной сущностью вещей считал огонь. Он заложил плутонистическую идею в развитие наук о Земле.


5.2.1. Раннее средневековье (V-VI – XIV в.)

Центр цивилизации находился в Средней Азии (арабский халифат).

Среднеазиатские ученые:

-Авиценна (Абу-Али ибн-Сина) (980-1037).

- Ал-Бируни (973-1050) родился в Хорезме (Узбекистан), написал в 1048 г. книгу «Собрание сведений для познания драгоценностей (Минералогия)». Описал месторождения, полезные ископаемые, их свойства и экономику.

 

 

5.2.2. Среднее средневековье – эпоха ренессанса

(XIV – начало XVIII в.)

Западная Европа. Георг Агрикола (1494-1555) работал в Рудных горах, написал труд «О горном деле и металлургии» (1556). Охарактеризовал тела полезных ископаемых, их классификацию, приемы поисков и разведки. Главной созидательной силой Земли Агрикола считал воду.

Россия. 1584 г. Иван Грозный создаёт Государев Приказ Каменных дел для сбора сведений о полезных ископаемых, снаряжения правительственных экспедиций. В 1620 г. в пермских песчаниках были обнаружены медные руды.

1700 г. Петр I (1672 – 1725) учреждает Приказ Рудокопных дел. От этой даты ведется отсчет истории государственной геологической службы России.

1721 г. на Урале при Кунгурском, Уктусском и Алапаевском заводах были открыты горнозаводские школы.

Появляются первые научные работы о месторождениях: сочинения В.Н. Татищева (1686–1750) и В.И. Геннина (1676–1750) – основателей Перми и Екатеринбурга.

При Петре I Россия вышла на первое место в мире по производству железа, меди и свинца.

 

5.2.2. Позднее средневековье (XVII-XVIII – середина XIX в.)

 

В Западной Европе появляются теоретические концепции о происхождении месторождений.

Лидер плутонистов шотландский ученый Джемс Хеттон (1726 – 1797) опубликовал в 1795 г. книгу о ведущей роли внутриземного жара на процессы образования месторождений.

Абраам Готлоб Вернер (1749 – 1817) – продолжал и защищал идеи Агриколы. Он преподавал во Фрайбергской горной академии и исследовал месторождения Рудных гор. В 1791 г. он писал, что все месторождения образовались из вод мирового океана.

В России основы теории рудообразования закладывались М.В. Ломоносовым (1711 – 1765):

-"Слово о рождении металлов от трясения земли" (1757),

-"Первые основания металлургии или рудных дел" (1763),

-"О слоях земных" (1763).

Он познакомился с месторождениями во время заграничной научной стажировки в 1736 – 1741 гг. в Рудных и Богемских горах. М.В. Ломоносов соль считал осадком морских соленых вод, образование угля связывал с углефикацией торфа, нефти приписывал органическое происхождение. Он писал, что нерудные минералы в рудных жилах осаждались в трещинах из подземных водных растворов, а металлические соединения привносились в них парами серы и мышьяка. Образование россыпей объяснял разрушением коренных месторождений. Он стоял выше односторонних нептунистических и плутонистических представлений западноевропейских ученых.

Организуются академические экспедиции

С.П. Крашенинникова (1711-1755) на Камчатку в 1737–1742 гг. (Описание земли Камчатки, 1755);

И.И. Лепехина (1740-1802) в Поволжье, на Урал и Европейский Север в 1768 – 1772 гг (Дневные записки путешествия …, 1771–1805)

П.С. Палласа (1741-1811) в Нижнее Поволжье, Урал, Южную Сибирь в 1768 – 1774 (Путешествие по …, 1773 – 1788) и др.

В 1773 г. открывается Санкт-Петербургское горное училище.

Центрами научных исследований были также Петербургский и Московский университеты.

 

5.3. Новый период (XIX – первая половина ХХ в.)

Период формирования мировых центров (школ) исследования полезных ископаемых

Отход от крайних представлений плутонизма и нептунизма.

Американская школа отличалась развитием геолого-структурного и экспериментального направлений исследований.

1905 г. организуется Геофизическая лаборатория Института Карнеги в Вашингтоне, где начались экспериментальные минералогические исследования.

Это направление было модным также в Европе и в России (П.Н. Чирвинский: Искусственное получение минералов в ХIХ столетии, 1903).

1905 г. начал издаваться журнал "Economic Geology", получивший мировую известность.

 

 

Выдающиеся представители школы:

Вольдемар Линдгрен (1860 – 1939). В 1906 г. на Х сессии Международного геологического конгресса (МГК) он предложил подразделять гидротермальные месторождения на 3 класса:

-эпитермальный (50-200оС),

-мезотермальный (200-300о),

-гипотермальный (300-500о).

Вильям Эммонс (1876 – 1948) сформулировал теорию гипогенной и гипергенной зональности месторождений.

 

Норман Боуэн (1887 – 1956) разработал модель образования руд по способу кристаллизационной дифференциации (ряд Боуэна).

Труды и учебники о месторождениях американских авторов были переведены на русский язык и первые советские геологи учились по ним.

Немецкая школа - старейшая в мире. Она берет начало от исследований Агриколы, Вернера.

Для нее характерно развитие

- минераграфии –

Пауль Рамдор, род. в 1899 г. "Рудные минералы и их срастания", 1962;

- физико-химического моделирования

Пауль Ниггли (1888 – 1953) разработал идею последовательного образования пегматитов, пневматолитов и гидротерм на основании анализа физико-химической системы вода – силикатный расплав;

- генетического направления

Ганс Шнейдерхен (1887 – 1962) – автор книги "Рудные месторождения" (1958)

Французская школа.

Эли де Бомон (1798 – 1874) в 1847 г. обосновал гидротермальную теорию происхождения рудных месторождений.

Де Лоне (1860 – 1938) в 1897 г. ввел в науку термин «гидротермальные месторождения», явился основателем металлогении и предложил этот термин в 1892 г.

Современный представитель этой школы П. Рутье (1980) только части гидротермальных месторождений приписывает магматогенное происхождение.

Японская геологическая школа возникла в конце периода. Её представители (Такео Ватанабе, Тацуо Тацуми) расшифровали механизм образования подводных вулканогенных руд типа куроко. Участвовали в обосновании тектоники плит.

 

Российская школа характеризуется исследованием связей процессов образования месторождения с геологической средой.

Её основы были заложены сотрудниками Геологического комитета, организованного в 1882 г. С 1885 г. комитет возглавлял А.П. Карпинский (1847 – 1936) – автор первого в России учебника по рудным месторождениям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связь с другими науками. Историческая геология Геотектоника Стратиграфия | Последовательность главных процессов рудообразования и их параметры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.