Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Термины. 1. Какую роль играет социальное страхование в системе социальной за­щиты населения?




Выводы

Вопросы для самопроверки

1. Какую роль играет социальное страхование в системе социальной за­щиты населения?

2. Каковы основные субъекты и источники финансирования социаль­ного страхования в условиях переходной экономики?

3. В чем сходство и различия обязательного и добровольного социального страхования?

4. Каковы важнейшие виды социального страхования?

5. В чем состоят задачи и функции государственных внебюджетных фон­дов социального страхования?

6. Каковы основные направления реформ социального страхования в России?

 

Раздел IV ИНФЛЯЦИЯ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ

Содержание раздела IV

Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения

14.1. Виды и последствия инфляции

14.2. Антиинфляционная политика

14.3. Особенности инфляции в России

14.4. Индексация денежных доходов граждан

Глава 15. Налогообложение доходов

15.1. Особенности налогообложения доходов в России

15.2. Важнейшие налоги

15.3. Проблемы реформы налоговой системы

Раздел IV. Инфляция, налогообложение и их влияние на формирование доходов

Глава 14. Инфляция и ее влияние на доходы населения

14.1. Виды и последствия инфляции

Понятие и виды инфляции

Под инфляцией понимается обесценение бумажных денег, вызван­ное ростом цен. Инфляция классифицируется на различные виды и типы. В рыночной экономике, функционирующей в относительно нормальных условиях, инфляционное обесценение денег связано только с ростом цен; такая инфляция называется открытой. В ко­мандно-директивной экономике, или экономике, в которой сильны нерыночные факторы, инфляция принимает подавленный ха­рактер. Она связана с тремя параллельными процессами: ростом цен, периодическим возникновением или усилением товарного де­фицита и снижением качества товаров и услуг.

Инфляция различается также в зависимости от определяющих ее факторов. Если в ее возникновении и протекании решающую роль играют денежные факторы, увеличивающие платежеспособный спрос выше товарного предложения (при данном уровне цен), то она на­зывается инфляцией спроса. Если же основными являются неденежные факторы — со стороны производства и рыночных условий, то возни­кает инфляция издержек. Среди таких факторов выделяются: усиление давления на цены тех или иных издержек производства, повышение которых превышает средний рост цен; сильные монополистические элементы в рыночной структуре экономики, приводящие к монопо­листической практике повышения цен; дефицит определенных това­ров и ресурсов; удорожание импорта в результате роста цен на ми­ровом рынке или девальвации (обесценения) национальной валюты (так называемая импортируемая инфляция) и пр. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек часто действуют одновременно, что зна­чительно затрудняет проведение успешной антиинфляционной по­литики.

Инфляцию можно классифицировать и с учетом масштаба роста цен. Выделяют ползучую инфляцию, при которой среднегодовое по­вышение цен составляет до 5—10%; галопирующую — соответственно от 10 до 50—100% и гиперинфляцию — более 50—100% в год. В рамках последней выделяется супергиперинфляция, или суперинфляция, при которой цены возрастают на 50% и более в месяц; при средне­месячном приросте цен 50% - в год более чем в 130 раз.

Современный рекорд — 330-кратное повышение цен в Никарагуа в 1988 г. Но в истории были случаи и более высокого роста цен. На­пример, в Германии в последний год инфляции после Первой миро­вой войны (1923) в отдельные месяцы рост цен составлял 100 раз и более. При проведении конфискационной денежной реформы в конце 1923 г. одна новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок.

Отрицательные последствия инфляции

Инфляция, по своим масштабам превышающая ползучую, отри­цательно действует на экономику. Причем с возрастанием инфля­ции усиливается и ее отрицательный эффект. Воздействие инфляции на экономическое развитие принимает подчас разрушительный ха­рактер.

Отрицательное влияние инфляции сказывается по многим на­правлениям. Прежде всего высокая инфляция подрывает по­купательную способность национальной валюты. Обесценившаяся национальная валюта перестает полноценно (а то и полностью) выполнять решающие функции денег.

Уже на уровне галопирующей инфляции в значительной мере сво­дится на нет такая функция национальных денег, как средство на­копления. Предприниматели и население начинают преимуществен­но использовать в качестве средства накопления не национальную валюту, а иные средства — золото и другие ценности, а в открытой экономике — твердую валюту, прежде всего доллар, выполняющий роль международной валюты, что, по сути, означает развертывание процесса долларизации экономики. В условиях гиперинфляции и особенно супергиперинфляции национальная валюта перестает вы­полнять и такие функции, как мера стоимости и средство обращения. Вся денежная система приходит в полное расстройство, что вызыва­ет нарушение экономической деятельности вплоть до спада производства. Возникает так называемый стагфляционный кризис, соче­тающий процессы сокращения производства и инфляционного роста цен.

Отрицательное воздействие инфляции проявляется также внеравномерном росте цен. Многократное вздорожание, превы­шающее средний рост цен, каких-либо товаров и услуг, имеющих важ­ное экономическое или социальное значение, ставит барьеры эконо­мическому росту подверженных высокой инфляции стран.

Товары, завоевавшие из-за своих качественных характеристик, распространенности и относительной дешевизны, заметные ниши экономического пространства, в результате резкого абсолютного и от­носительного удорожания ставят под угрозу перспективы развития важнейших отраслей и сфер национальной экономики.

Рассмотрим для примера ситуацию с энергоресурсами. До 1970-х гг. важнейшие энергоресурсы, особенно нефть и нефтепродук­ты, отличались относительной дешевизной. Рыночная экономика всех стран развивалась на основе все расширяющегося их использо­вания в производстве и в личном потреблении. В результате энерге­тического кризиса 1970-х гг. мировые цены на нефть за 10 лет—с 1971 по 1980 г. — возросли в 20 раз, что поставило рыночную эконо­мику многих стран в тяжелейшее положение. Энергетический кризис был преодолен только посредством снижения темпов экономического роста, особенно в энергоемких отраслях и сферах деятельности, мас­сового внедрения в производство ресурсо- и энергосберегающей тех­ники и технологии и эксплуатации ряда новых крупных месторож­дений нефти.

Инфляционный рост цен ставит под угрозу доходы, формирующиеся в рыночной экономике, вызывая не­редко заметное снижение реальной заработной платы. Именно поэ­тому периоды высокой инфляции становятся одновременно перио­дами усиления социально-политической напряженности и неста­бильности.

14.2. Антиинфляционная политика

Ортодоксальная и гетеродоксная программы

Отрицательные последствия инфляции потребовали выработки государственных мер по борьбе с ней или хотя бы приспособления к ней. В настоящее время сформированы две основные антиинфля­ционные программы (или, как их чаще называют, программы финансовой стабилизации): ортодоксальная и гетеродоксная (с возможнос­тью формирования и смешанных программ).

Ортодоксальная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации экономистов-монетаристов. Эта программа исходит из признания господствующей роли в развертывании инфляции денежных факторов (т. е. инфляции спро­са); соответственно рекомендуемые ею антиинфляционные меры на­правлены на ограничение платежеспособного спроса и денежного об­ращения.

На основе усиления рыночных факторов ортодоксальная про­грамма предусматривает такие меры против инфляционного спроса, как уменьшение государственных расходов и дефицита госбюджета, повышение налогов, жесткоограничительная кредитно-денежная по­литика с поддержанием высоких процентных ставок. В случае чрез­мерного увеличения платежеспособного спроса в рамках ортодоксаль­ной программы возможно проведение конфискационной денежной реформы.

Одновременно эта программа предусматривает максимально воз­можное включение рыночных регуляторов (свободные цены при воз­можном ограничении роста заработной платы и поддержании плава­ющего курса национальной валюты; максимальная либерализация ус­ловий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внеш­нем рынках), уменьшение государственной собственности на основе приватизации; максимальное свертывание хозяйственной активности государства. Необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюд­жета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производст­ва, обычно в пределах нескольких процентов прироста.

Гетеродоксная программа финансовой стабилизации опирается на теоретические и практические рекомендации немонетаристских теорий (кейнсианства, теории «экономики предложения», теории «структурной инфляции» и др.). Эта программа исходит из парал­лельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек и предусматривает активное регулирующее воздействие государства. К основным мерам этой программы, направленным на преодоление высокой инфляции, относятся временное замораживание или сдер­живание прироста цен и заработной платы (так называемая политика доходов), либеральная кредитно-денежная политика с установлением низких процентных ставок для поддержки производства; его стиму­лирование путем значительного снижения налогов; участие государ­ства в формировании рыночной инфраструктуры, в благоприятных структурных сдвигах в экономике, в поддержании жизненно важ­ных отраслей и производств; государственное регулирование внеш­неэкономической и валютной сферы и т.п.

Практический опыт антиинфляционной политики в странах с ры­ночной экономикой показывает, что, как правило, почти во всех из них удачные результаты при применении подобной политики дости­гались на основе смешанных программ, т.е. программ, характеризу­ющихся различным сочетанием ортодоксальных и гетеродоксных мер.

Меры приспособления к инфляции

Особой мерой приспособления к высокой инфляции служит прежде всего индексация заработной платы и других основных доходов населения, т.е. увеличение последних в связи с ростом цен. Индексация может быть полной, т.е. примерно соответствовать росту цен, и час­тичной, т.е. отставать от роста цен и тем самым не ликвидировать полностью вызываемое инфляцией снижение реальной заработной платы и других доходов (см. п. 14.4).

Международная практика знает и другие меры приспособления к инфляции, чаще всего используемые в развивающихся странах: под­держание государством искусственно заниженных цен на определен­ный, обычно относительно узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для тех же слоев; другие формы благотворительной помощи.

Мировой опыт свидетельствует, что при достаточно широком про­ведении подобных мер они приводят к заметному смягчению отри­цательных социальных последствий высокой инфляции и хотя бы час­тично ограничивают возможность усиления социально-политической напряженности в обществе.

14.3. Особенности инфляции в России

Реализация ортодоксально-монетаристской программы

Высокая инфляция в России возникла при реализации ортодок­сально-монетаристской программы финансовой стабилизации, пред­ложенной МВФ. Эта программа, известная также под названием шоковой терапии, с 1992 г. последовательно и жестко применяется в России для перехода от командно-директивной экономики к ры­ночному ее типу. Основными элементами программы были либера­лизация цен товаров и услуг; беспрецедентная по своим масштабам и краткосрочности приватизация, распространившаяся примерно на 3/4 государственной собственности; либерализация внешнеэконо­мической деятельности, включая широкое использование плавающе­го курса рубля по отношению к доллару и другой твердой валюте; жесткая борьба с высокой инфляцией, возникшей в результате по­добной политики.

Правомерность столь долгосрочного использования в государст­венной экономической политике России мер ортодоксально-монетаристской программы отстаивается ее сторонниками на основе монетаристской теории, включая ее отношение к инфляции и мерам борьбы с ней. По мнению сторонников этой позиции, использование таких мер уже привело к значительному замедлению инфляции в стране.

Подобные утверждения как будто оправдывались, хотя и с серь­езными оговорками, до августа 1998 г. Так, по официальным дан­ным, потребительские цены в России увеличились в 1992 г. в 27 раз, в 1993 г. — примерно в 10 раз, в 1994 г. — в 3,2 раза, в 1995 г. — в 2,4 раза, в 1996 г. — в 1,22 раза, в 1997 г. — в 1,11 раз. Следовательно, в экономике России в течение 1992-1995 гг. господствовала гипер­инфляция (хотя и снижающаяся); в 1996 и 1997 гг. инфляция упала до уровня умеренно галопирующей.

Сторонники монетаристского подхода считают, что преодоление высокой инфляции должно автоматически создать благоприятную ос­нову для экономического возрождения России: неминуемо произой­дет оживление, подъем производства и всей экономической деятель­ности в стране. В качестве решающих факторов подобных радужных перспектив назывались обязательное с точки зрения монетаристов стихийное саморегулирующееся воздействие сформировавшихся ры­ночных сил и усиление притока в страну иностранных инвесторов, прежде всего частных.

Причины неудач антиинфляционной политики

Действительность не подтвердила надежд на оживление произ­водства и приток инвесторов; преодоление высокой инфляции в Рос­сии даже до августа 1998 г. носило крайне неустойчивый и сомни­тельный характер. Это связано с рядом причин.

Борьба в России с высокой инфляцией преимущественно велась монетаристскими методами, хотя даже в странах с развитой рыночной экономикой подобная борьба для своего успеха требовала использования серьезных гетеродоксных мер. В России же при отсутствии нормальной рыночной экономики гетеродоксные меры чаще всего игнорировались, обычно под предлогом, что их при­менение якобы означает возвращение к методам командно-директив­ной экономики.

Единственное исключение — использование примерно в течение трех лет (1995—1998) ограничений на дальнейшее снижение курса обмена рубля на доллар. Это, конечно, имело антиинфляционное влияние, но оказывало и достаточно противоречивое воздействие на экономическое положение в России, особенно в экспортных отрас­лях. Кроме того, с начала 1999 г. предлагались и отчасти использова­лись некоторые меры налогового стимулирования производства.

Монетаристские меры в антиинфляционной политике, проводи­мой в России, оказались малоэффективными прежде всего из-за гос­подства в российской инфляции факторов инфляции издержек, в том числе мощного давления быстрорастущих цен на энергетические и другие сырьевые ресурсы, а также транспортных тарифов, столь важ­ных для сохранения единого хозяйственного пространства в огромной России (не говоря уже о разрыве прежних хозяйственных связей, вы­званном распадом СССР и усилением раздробленности в самой Рос­сии). Эти факторы инфляции издержек сыграли огромную негатив­ную роль в подрыве основ экономической деятельности в стране и сокращении ее производственного потенциала.

В условиях России оказались крайне тяжелыми последствия монетаристской борьбы с инфляцией, прежде всего спад производства и экономической деятельности. Он составил более половины валового национального продукта и промышленного про­изводства и свыше 80% инвестиций, что несовместимо с нормальным функционированием производственного аппарата в перспективе. По­добный спад производства превзошел уровень глубочайшего эконо­мического кризиса 1929-1933 гг. на Западе.

В России массовый характер приняли неплатежи всех видов, в том числе и долгосрочные задержки в выплате заработной платы и пенсий. Очевидно, что в случае ликвидации неплатежей (хотя бы за­работной платы и пенсий) рост цен может оказаться гораздо выше.

Огромный спад производства в России вызывался и вызывается монетаристскими ограничениями двояким образом. С одной сторо­ны, обусловливаемое монетаристскими ограничениями падение ре­альных доходов и покупательной способности широких слоев насе­ления крайне отрицательно сказалось на производстве, особенно по­требительских товаров. С другой стороны, необходимо учитывать спе­цифическое взаимодействие монетаристских ограничений с факто­рами инфляции издержек.

Инфляция спроса и инфляция издержек имеют в своей основе нарушение денежного обращения, однако их механизм различен. В инфляции спроса денежная масса выступает и как основа, и как главная причина роста цен. Поэтому антиинфляционные меры монетаристского характера, ведущие к сокращению платежеспособного спроса и денежной массы, действуют против подобной инфляции весьма эффективно. Но в инфляции издержек деньги, являясь ее ос­новой, выступают в иной, пассивной роли; в инфляции этого типа первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производст­венные и рыночные факторы.

Вызванное этими неденежными факторами повышение цен тре­бует подтягивания денежной массы (с учетом скорости ее обращения) к возросшему уровню цен. В условиях рыночной экономики с раз­витой и гибкой кредитно-денежной сферой такое подтягивание про­исходит автоматически. При его отсутствии возникает острая нехватка платежных средств, и результатом инфляции издержек становится не рост цен, а либо кризисное сокращение производства, либо меры ком­пенсации нехватки национальных платежных средств (вовлечение в национальный оборот твердой валюты других стран, прежде всего доллара, появление суррогатных квазиденег; развитие бартера и мас­совых взаимных неплатежей и др.), либо то и другое. Иначе говоря, снижение инфляции в России за 1992 г. — первую половину 1998 г. произошло в значительной степени за счет падения производства, что при прочих социально-экономических отрицательных явлениях сде­лало крайне непрочным и само замедление инфляции.

Резкое падение производства привело к заметному сокра­щению поступлений налогов в госбюджет и обусло­вило (наряду с малыми доходами от неэффективно проведенной при­ватизации) резкое сокращение его объема (по оценке в постоянной покупательной способности рубля). Это и было глубинной причиной нарастающей к 1998 г. финансовой дестабилизации, несмотря на ви­димые успехи в борьбе с высокой инфляцией.

Единственным надежным путем предотвращения этой деста­билизации могло бы стать расширение налоговой базы на основе оживления и подъема реального сектора производства, в том числе в случае необходимости и с помощью действенных мер государст­венного регулирования. К сожалению, государство не пошло по это­му пути и выбрало в качестве решающего источника пополнения до­ходов госбюджета расширенный выпуск и продажу внутренним и внешним заемщикам государственных краткосрочных обязательств (ГКО).

Пирамида ГКО, с одной стороны, из-за крайне высокой доход­ности привлекла внутренних и внешних заемщиков, но, с другой сто­роны, способствовала уменьшению и без того небольших инвести­ций в гораздо менее доходный сектор реального производства (тем самым усугубив экономическую и финансовую дестабилизацию). К тому же обслуживание пирамиды ГКО требовало все возрастающих государственных расходов, которые, превысив к середине 1998 г. объем налоговых поступлений в наличных деньгах, оказались для го­сударства неподъемными. Это и привело 17 августа 1998 г. к краху пирамиды, который, в свою очередь, вызвал развал ряда других эко­номических структур и инструментов. К последствиям кризиса от­носятся возвращение к плавающему курсу обмена рубля на доллар и другую твердую валюту и вызванная этим огромная девальвация (обесценение) рубля.

В России вновь усилилась инфляция. В целом за 1998 г. потре­бительские цены, по официальным данным, возросли в 1,84 раза. В результате оказались сведенными на нет все усилия и жертвы в предшествующей борьбе с инфляцией, более того, возникла опас­ность еще большего ее усиления.

14.4. Индексация денежных доходов граждан

Правовые основы индексации

В связи с негативными тенденциями в формировании реальной заработной платы и других доходов населения в современных рос­сийских условиях весьма остро ощущается необходимость их индек­сации (см. гл. 11).

Правовые основы и механизмы ее осуществления определены еще в 1992 г. Законом Российской Федерации «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и статьей 811 КЗоТ РФ. Однако в полной мере механизмы, предусмотренные этими норма­тивными актами, в практике хозяйствования не задействованы.

Между тем мировой опыт свидетельствует, что индексация как устанавливаемый государством механизм увеличения денежных до­ходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен позволяет поддерживать покупательную способность денежных до­ходов и сбережений. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирова­ния доходов (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, со­циальных пособий др.). Такого рода меры периодически осуществляются, но, поскольку темпы повышения государственных гарантий от­стают от роста цен, они не достигают своих целей.

В соответствии с законом об индексации денежных доходов ей подлежат:

• оплата труда работников предприятий, учреждений и органи­заций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяю­щих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;

• государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (се­мьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и дру­гие), кроме единовременных;

• вклады граждан в Сберегательном банке;

• государственные займы и иные государственные ценные бума­ги, взносы в организации государственного страхования.

Для индексации денежных доходов и сбережений должен исполь­зоваться индекс потребительских цен на товары, а также платные ус­луги. Законом определено, что он рассчитывается нарастающим ито­гом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, по­лученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле, а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося потребления за предыду­щий год по фиксированному набору основных потребительских то­варов и услуг (без товаров и услуг необязательного пользования).

Наблюдение за изменением потребительских цен призвана осу­ществлять специальная государственная служба, действующая в со­ставе региональных и местных статистических органов Информация об индексе потребительских цен ежеквартально публикуется в офи­циальных изданиях государственной статистики и периодической пе­чати.

Порог индексации

Законом «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (от 25 сентября 1992 г.) установлен порог индексации — ин­декс потребительских цен, с которого должна начисляться индексация денежных доходов и сбережений. Он установлен в размере 6%.

Денежные доходы граждан в виде оплаты труда, государственных пенсий, стипендий, социальных пособий подлежат индексации в сле­дующем порядке (ст. 5 названного Закона):

• первая часть дохода, равная полуторной величине минималь­ной месячной заработной платы, установленной законом, — на ин­декс потребительских цен;

• вторая последующая часть дохода, равная полуторной величи­не минимальной заработной платы, — на 50% индекса потребитель­ских цен.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оп­латы труда, подлежащий индексации, определяется с учетом этих ко­эффициентов.

Законом установлено правило, согласно которому сбережения граждан в сберегательном банке России индексируются путем изме­нения процентных ставок по вкладам.

Источники средств для индексации

В качестве источников средств для индексации, согласно Указу Президента РФ от 12 декабря 1993 г. № 2288, выступают:

• оплаты труда работников бюджетных организаций (учрежде­ний здравоохранения, образования, науки, культуры и др.), социаль­ных пенсий и пособий — ассигнования из соответствующих бюджетов;

• оплаты работников предприятий, реализующих продукцию (ус­луги) по государственным фиксированным ценам и тарифам, при не­достатке средств на оплату по независящим от них причинам — бюд­жетные средства в порядке, определяемом правительством;

• оплаты труда работников предприятий, самостоятельно опре­деляющих цены на произведенные товары и услуги, общественных организаций (объединений) и их представителей — собственные средства этих предприятий и организаций;

• государственных пенсий — средства Пенсионного фонда РФ, в том числе средства, передаваемые в этот фонд из федерального бюд­жета для выплаты пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также приравненным к ним в этом отношении категориям граждан и их семьям;

• социальных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования РФ, — средства этого фонда;

• пособий по безработице — средства Государственного фонда занятости РФ;

• государственных стипендий — ассигнования из соответствую­щих бюджетов;

• сбережений граждан в Сберегательном банке — доходы банка;

• доходов по государственным ценным бумагам и государствен­ным займам — ассигнования из федерального бюджета.

На практике, как уже отмечалось, меры, установленные законо­дательством об индексации доходов граждан, в полной мере не осу­ществляются. Существенное отставание темпов роста доходов от роста потребительских цен на товары и тарифов на услуги влечет за собой падение реальных доходов населения. С особой остротой эти проблемы возникли в результате отказа государства от выплат по внут­реннему и внешнему долгу и фактической девальвации валюты Рос­сийской Федерации в августе 1998 г.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ постановле­нием от 11 сентября 1998 г. дала поручение комитетам по делам об­щественных объединений, по труду и социальной политике, по бюд­жету, налогам и финансам организовать подготовку проекта федераль­ного закона об индексации денежных доходов и гарантий сохранности сбережений граждан Российской Федерации. Однако этот закон еще не принят.

1. Высокая инфляция, превышающая 10% прироста цен в год, привносит в экономическое развитие любой страны серьезные негативные моменты, все более остро проявляющиеся по мере возрастания масштабов инфляции (вплоть до возникновения разрушительного стагфляционного кризиса, т.е. кризиса, характеризующегося параллельным спадом производства и устой­чивым обесценением денег).

2. Отрицательное влияние роста цен на товары и тарифов на услуги про­является прежде всего в падении реальной заработной платы и других де­нежных доходов населения.

3. Антиинфляционная политика проводилась в последние годы в России преимущественно монетаристскими методами, хотя мировая практика сви­детельствует, что подобные подходы не дают ожидаемых и необратимых ре­зультатов.

4. Опыт стран с развитой рыночной экономикой после Второй мировой войны показал, что успехов в борьбе с инфляцией можно добиться только на основе оживления реального сектора экономики и повышения экономи­ческой активности. Это позволяет увеличивать инвестиции в развитие от­раслей материального производства и социальной сферы, обеспечить рост поступлений в бюджет, получить экономический эффект от повышения пла­тежеспособного спроса.

5. Негативные тенденции в формировании реальной заработной платы и других доходов определяют острую необходимость более последователь­ного осуществления мер по индексации денежных выплат гражданам, опи­раясь на правовые основы, предусмотренные соответствующим Законом РСФСР еще в 1992 г.

Инфляция

Инфляция спроса

Инфляция издержек

Ползучая инфляция

Галопирующая инфляция

Гиперинфляция

Ортодоксадьно-монетаристская программа финансовой стабилизации

Гетеродоксная программа финансовой стабилизации

Индексация доходов населения

Порог индексации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.