Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

КУЛЬТУРА. 10.1.Сущность и структура политического сознания

Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

10.1.Сущность и структура политического сознания

 

Под политическим сознанием понимаем сознание участников политического процесса, всех тех сил которые борются за власть и ее осуществляют. К нему относятся также мотивы, которые стимулировали политическую активность, оценки, потребности, осмысленные интересы, социальные ожидания и притязания.

Прежде, чем человек, представитель нации, социального слоя, региональной группы включается в политический процесс и борьбу за власть, в его сознании постепенно формируется политическая установка, т.е. состояние готовности или предрасположенности к действию. Таким образом, политическим сознанием обладают не только те, кто активно включился в политический процесс, а и те индивиды и группы, у которых сформировались политические ориентации, нормативные представления, соответствующие их политическим целям и средствам достижения этих целей.

Поскольку политическое сознание не является однородным, перед политологами возникла необходимость типологизации сознания, прежде всего, по критериям объективности отражения и условиям формирования. При этом выделяют следующие уровни: теоретический, эмпирический, обыденный и массовый.

Теоретический уровень политического сознания представляет собой совокупность ценностных ориентаций, нормативных представлений, стремлений, осмысленных политических целей, идеологических установок. Формируется этот уровень на основе научного исследования политических отношений и процессов, претензий на раскрытие объективных закономерностей, действующих в политической сфере. Необходимо подчеркнуть, что теоретически обоснованные идеи, представления, установки и цели отнюдь не всегда являются истинными. Вместе с тем, именно теоретический метод анализа позволяет проникать в сущность политических явлений, улавливать глубинные взаимосвязи, отсеивать случайное, прослеживать закономерное.

Эмпирический уровень политического сознания основывается на фиксации реалий политического бытия, практического опыта людей. При характеристике этого уровня необходимо отметить, что эмпирический путь формирования политического сознания не обязательно неверный. Индивид, обладая достаточной эрудицией, общей и политической культурой, нередко схватывает глубинные характеристики, тенденции, процессы. Однако, эмпирический уровень политического сознания, в отличие от теоретического, все же не в полной мере свободен от эмоций, социальных чувств.

Обыденное сознание отражает лишь весьма поверхностные процессы и отношения, не способно проникать в сущность, изобилует эмоциональной окрашенностью, деформировано стереотипами, мифами, предрассудками, иллюзиями.

Под массовым сознанием политологи подразумевают совокупность идей, представлений, чувств, которые не в полной степени адекватны реальным, политическим событиям, процессам, историческим фактам и личностям. Для носителей массового сознания типичны конформизм, отчуждение от политической жизни, нигилизм и цинизм. При отсутствии индивидуальных осмысленных ориентаций на цивилизованное участие в политической жизни, они (носители черт массового сознания), подвержены эмоционально-взрывной реакции и деконструктивной активности, характерной для охлократии.

Формирование политического сознания вообще и тем более его обыденного, массового уровня - это не только самостоятельное осмысление общественными субъектами фактов, событий, личностей, идеологических ценностей, но и результат воздействий как обстоятельств, обусловленных политическим режимом, так и целенаправленных идейно-воспитательных усилий. Тоталитарно-авторитарные режимы сознательно и целенаправленно создают условия для формирования на массовом уровне определенных, убеждений, верований, мифов.

Политический миф, деформирующий сознание, парализует способность критического, аналитического подхода к оценке явлений, фактов, процессов. Мифичность сознания основывается на различных "верованиях" - в доброго и мудрого царя, авторитет вождей, указания и суждения которых - истина в последней инстанции. Каждый, кто смеет сомневаться, вносить в души "смуту" и "крамолу" - враг. "Если враг не сдается - его уничтожают" - эту формулу деформированное сознание воспринимало как норму.

При рассмотрении общественно-политических условий, благоприятствующих росту мифического потенциала в политическом сознании, следует учитывать функции мифа на двух уровнях: общественных целей и единичного восприятия.

В единичном аспекте мифические представления опираются не на факты, реальные события и процессы, а на веру, авторитеты вождей, идеологов, пропагандистов. Вера эта, а нередко и убеждения, являются не результатом личных оценок, а навязаны извне. Они - мифические представления - не проверяются, не корректируются личным опытом, однако существенно влияют на жизнь.

На уровне группы миф, как разновидность деформированного политического сознания, выполняет важную для режима интегрирующую функцию. Навязанные представления предназначаются для осознания индивидом своей принадлежности к "передовому классу", "самому прогрессивному, самому гуманному и справедливому общественному строю", или же свою принадлежность к "великой богоизбранной нации". Мифы используют и для того, чтобы организовать общественное сознание вокруг какого либо одного события, не затрагивающего реальные интересы людей. Концентрируя внимание на этой проблеме, власть придержащие отвлекают людей от проблем социально-экономических.

Политическое сознание, формирование которого осуществлялось в условиях целенаправленно внушаемых мифов, порождает психологию "человека-винтика", основными принципами которого являются:

а) не думать;

б) если действовать, то лишь подчиняясь начальству;

в) ни за что не отвечать.

Для социологического "замера" подобных деформаций М.Мароди разработал классификацию в которой типы сознания дифференцируются по критерию отношения к политике. К первому относится так называемый "Автомат" - лицо, которое бежит от свободы. Это человек, лишенный личной самобытности. Он не привык, не умеет самостоятельно оценивать факты, события политической жизни, делать свои выводы. У него нет личной политической позиции. На все политические стимулы, в том числе и те, которые затрагивают его интересы, реагирует без какой бы то ни было индивидуально-особенной ориентации, действовать он привык как все, а чаще всего вообще не действовать.

Ко второму типу относится так называемое индиферентное сознание. Как и "автомат", данный тип политически пассивен, н не столь примитивен. Будучи прагматиком и типичным обывателем индиферентный тип не имеет ни эмоционального, ни интелектуального отношения к политике и избегает быть втянутым в нее. И если "автомат", при его нолевой политической культуре, не лишен импульсивности, конфронтационной реакции, легко может быть затянут толпой в уличные беспорядки, индиферентный тип толпу презирает, держится от нее подальше.

К третьему типу М.Мароди относит бюрократическую разновидность сознания. Такой тип - не глуп, не примитивен, но привык действовать лишь по предписаниям вышестоящих инстанций. Его личная политическая позиция привычно парализована условиями жизни.

К четвертому типу он относит, так называемого, "Политического моралиста", негодующего или восторженного. При высокой эмоциональной вовлеченности он не способен использовать законные средства и возможности для изменения ситуации. Сути происходящих политических событий он не понимает. Его политическая информированность основывается на слухах, случайных и неполных сведениях.

Следующий тип назван М.Мароди "псевдоконсерватором". Консерватор, а по личным поводам - радикал, не способен понимать объективную закономерность происходящих событий. Мыслит он стереотипами, которые могут быть революционно-марксистскими, великодержавно-шовинистическими, агрессивно-националистическими и т.д.

К пятому типу М.Мароди относит сознание, так называемого "политического администратора". Носитель данного типа сознания отличается прежде всего, тем, что умеет манипулировать делами, ситуациями и массовым политическим сознанием, в соответствии с идеологическими постулатами. Завершает классификацию М.Мароди описанием черт и особенностей так называемого "политического теоретика". К этому типу относится субъект, умеющий манипулировать идеями.

В период демократической эйфории и суверенизации некоторые авторы наивно полагали, что манипулированием массовым сознанием возможно лишь в недемократических режимах. Тоталитарно-авторитарный режим действительно создает сложную, четко скоординируемую систему, призванную целенаправленно формировать соответствующее общественное сознание. Человеку буквально с пеленок навязывали определенные идеи, концепции, идеологические установки и в обществе, как известно, царило единодушное одобрение всех мудрых решений партий и действий правительства. Проблемами отклоняющегося сознания и поведения занимались органы государственной безопасности.

Демократические режимы, в которых утвердился политический плюрализм, политические партии, исповедующие несовпадающие ценности, сосуществуют и ведут постоянную борьбу между собой, строят свою тактику с учетом не только классовых интересов и базовых целей, но и массового сознания. Для этого необходим соответствующий аппарат, инструментарий, который бы "замерял" и соответственно формировал общественное мнение, которое совокупностью совпадающих оценок, отражает отношение к фактам, процессам, политическим лидерам, политическим партиям, их декламируемым программным целям и средствам достижения, становится опосредствованным фактором управления.

В условиях демократических общественно-политических систем обработка общественного мнения была поставлена на индустриальную основу. Используя технические приемы и методы, первоначально применявшиеся в коммерческой рекламе, была разработана технология создания и "продажи" имиджей политических деятелей. Такие имиджи, являются как бы ярлыками, которые наряду с реальными особенностями и чертами личностей и партий содержат искусственно сконструированные характеристики, стремясь навязать общественному мнению определенные политические ориентации, установки, симпатии и антипатии.

Достаточный уровень общей, правовой, экономической и политической культуры затрудняет манипулирование общественным мнением. Развитие общественно-политической самодеятельности, социальной, гражданской активности способствует тому, что личность избавляется от тоталитарно-авторитарной зашоренности, идеологической закомплексованности. Раскрепощенное сознание, цивилизованная политическая активность создают условия для формирования демократического, правового государства.

 

10.2.Самосознание украинского народа

 

Политическое сознание, как и другие основополагающие феномены и категории, адекватно можно понять лишь в том случае, если рассматривать их как компоненты общей для данной нации культуры. Сюда следует включать исторически сложившиеся нормы общественно-политической жизни, нормы взаимоотношений между людьми, представителями власти и населением, общепринятые нормы поведения людей.

Украинский народ, естественно имеет свои историко-культурные традиции, связанные со спецификой своего исторического бытия, свою историю становления и отстаивания политической свободы, этапы формирования национального самосознания. Еще во времена Киевской Руси государственная система базировалась на сложной структуре власти, которую представляло Вече, князь и княжеский совет. Вече формировалось из старейшин, умудренных жизненным опытом образованных людей. Постепенно Вече превратилось в такое демократическое учреждение, в котором принимало участие все полноправное население государства.

Компетенция Вече включала все функции государственной власти, но главнейшими его функциями были выборы князя, составление с ним договора и совет с князем в важнейших государственных делах. При несогласии с князем Вече выступало против князя и могло сбросить его и искать другого. Конечно, князь был носителем и исполнителем всех функций государственной власти: законодательной, судебной, административной, однако он не был деспотом-самодержцем. Государственное строительство времен Богдана Хмельницкого базировалось на принципах народовластия Киевского периода и приближалось к республиканскому строю. Суверенная власть в сущности принадлежала целому народу, которую он непосредственно осуществлял на всенародном Вече - Генеральной Раде. Генеральная Рада осуществляла все функции верховной власти: законодательную, судебную, административную. Она утверждала законы и постановления, выбирала гетьмана и казацких старшин, решала вопросы войны и мира, заключала договоры с другими государствами, имела право судить не только казачьх старшин, но и гетьмана.

При гетьмане существовал также Совет Старшин, как исполнительно-совещательный орган. Фактически все административные должности в козачьем государстве были выборными. Города, с точки зрения управленческих принципов, в этом государстве подразделялись на две категории. Одни имели полное самоуправление, основанное на традициях Магдебургского права, другие - неполное самоуправление, которое строилось на принципах европейских ратуш.

Естественно, - политическое самосознание украинского народа имеет и христианско-духовную основу. И в этой связи, напомним, что на всех уровнях церковной иерархии, начиная от рядового духовенства - священников больших и малых православных церквей, - до епископа и митрополита - должности были выборными. Таким образом, даже неграмотные и полуграмотные украинцы постигали демократические традиции, которые входили в генетическую память всего народа.

Политическое самосознание в значительной степени обусловлено чертами исторически сложившегося национального характера. Попытаемся конкретизировать отличительные черты украинского национального характера, сославшись на неоспоримый авторитет выдающегося историка прошлого века Н.Костомарова (Его книга "Две русские народности" издана в 1861г.).

Костомаров считает, что отличия между украинцами и русскими начали формироваться еще в XII в. Основные черты расхождения таковы: у россиян господствует общее над индивидуальным и отдельным человеком, россиянин склонен поступать "как все", "как велел барин" и при этом не осознавать себя угнетенным. Украинец отдает предпочтение отдельному человеку. Личную свободу он ценит превыше всего. Угнетение, подавление личной свободы вызывает у него, как правило, высокую степень сопротивления. В российской же истории деспотическое подавление личности, бесправие населения - явление привычное, чуть ли не нормальное. Украинскому самосознанию свойственна демократичность, которая основывается на исторических и духовно-культурных традициях нации.

Следующая отличительная черта, по Костомарову, проявляется в том, что россияне нетерпимы к чужим верованиям, религиям, чужим народам, к ним они относятся с презрением так же, как и к чужим обычаям, языкам и т.д. На Украине же люди привыкли с незапамятных времен слышать у себя чужой язык и не сторониться людей с иным лицом и иными обычаями. Враждебность проявлялась и обретала высокую степень, буквально взрывной характер, лишь когда чужаки надругались над национальными святынями и ценностями.

Россияне, по Костомарову, мало любят природу, проявляют к ней равнодушие. Украинцы одухотворенно относятся к природе и растениям, обожествляя родную природу. Возможно, что отмеченные черты россиян и украинцев и не бесспорны. Тем не менее особенности менталитета украинского народа дают основание полагать, что деформации массового сознания будут преодолеваться. Гражданин Украины научится различать правду и ложь и мыслить своим умом, а не готовыми штампиками, подносимыми ему официальной и неофициальной пропагандой и станет физически не способным жить в условиях тирании и имперской зависимости.

 

10.3.Сущность и модели политической культуры

 

Роль умонастроений, культуры, ценностей, как фактора стабильности или нестабильности общества отмечали еще Аристотель, М.Вебер и некоторые другие ученые. Анализируя и прогнозируя развитие политических процессов, они придавали значение религиозным чувствам и ценностным ориентациям людей. Однако человек с его менталитетом, национально - специфическими традициями, стереотипами, мифами и устремлениями не ставился в центр политологических исследований. Не использовали человеческий фактор и при прогнозировании развития политических процессов, социальных потрясений, кризисов и революций.

Впервые это попытались сделать основоположники политико-культурного метода. В политическую науку они привносили методы и модели исследований культурологов, социальных психологов, социологов и т.д. Такой междисциплинарно-интегральный метод политологических исследований открывал новые возможности для глубокого анализа и прогноза развития политических процессов.

Первая попытка сформулировать концепцию политической культуры была предпринята в статье известного американского политолога Г.Алмонда "Сравнительные политические системы". Углубленно и более конкретно эта концепция рассматривается в книге Г.Алмонда и С.Вербы "Гражданская культура" /1963 г./. По их определению политическая культура - это "субъективная среда, лежащая в основе политических действий и придающая им направленность и смысл".

Политическая культура - это не только определенная система взаимоотношений граждан, отношений между властью и различными социальными слоями и группами - это и непрерывный процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов. Явление это - динамическое, развивающееся, обогащающееся меняющимися реалиями окружающего мира. Практика способствует совершенствованию, оптимизации политических концепций, организационно-правовых институтов. Меняются представления людей, меняется их политическое поведение.

Политическая культура каждой нации имеет глубокие исторические и психосоциальные наслоения. Национальному характеру могут быть свойственны определенные стереотипы, мифы, иллюзии. Представления у таких социальных и этнических групп могут содержать великодержавные, националистические предрассудки. Поэтому в условиях одного государства, особенно на переходном этапе его развития, могут сосуществовать несколько доминирующих моделей политической культуры.

Кроме моделей политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в национально-специфической форме существуют и модели сходные. Западные политологи Г.Алмонд и С.Верба, прослеживая особенность политических ориентаций, характерных для граждан различных политических режимов, описывают отличительные черты трех типов политической культуры: "патриархальной", "подданнической" и "активистской".

"Патриархальной" политической культуре характерно отсутствие интереса к политической жизни, ориентация членов общества на мудрость "вождя", "руководящую и направляющую партию", "патриархов племен", которые все знают и объясняют.

Характерной чертой "подданнической" модели политической культуры также является пассивность, недостаточно высокая степень участия граждан в политической жизни. Вместе с тем, представители различных социальных слоев и групп не сомневаются в превосходстве их политической системы. Им свойственны чувство не слепого, фанатического, а осмысленного и осознанного чувства патриотизма.

"Активистская" политическая культура отличается более высокой степенью участия граждан в политической жизни. Они постоянно следят за политическими событиями, хорошо информированы, критически оценивают деятельность органов исполнительной власти. Через различные организационные структуры, политические партии, общественные движения и объединения проявляют свое волеизъявление.

Естественно, эти модели политической культуры в чистом виде не существуют, они могут только сосуществовать. Однако, в зависимости от политического режима, продолжительности его функционирования, особенностей общественно- политической системы и национальных особенностей, удельный вес тех или иных компонентов в политической культуре может превалировать, выделяют следующие более или менее очерченные крупные модели политической культуры: либерально-демократическая, авторитарная и тоталитарная.

Тоталитарный режим, осуществляя жесткий контроль над сознанием человека, его мыслями и помыслами, внутренним духовно-эмоциональном миром, стремится конструировать новый тип личности. Фальсифицируя историю, тоталитаризм стремится уничтожить национальные традиции, нравственные ценности, социальные связи и тем самым изолировать людей друг от друга, доводя человека до конформизма, утраты индивидуальной самобытности, способности мыслить и объективно оценивать реалии, процесс идентификации личности, в основном завершается. На этом этапе у человека появляется сильное стремление опереться на вождя, партию.

Утраченная уверенность в себе, своей способности мыслить и оценивать, человек, как чеховский чиновник, живет по принципу "как бы чего не вышло". Вместо социальной и политической активности масс утверждается пассивность, создается атмосфера для торжества невежественной, но целеустремленной посредственности, которая заполняет почти все властные структуры, борется между собой за посты, титулы, награды. И побеждают, как правило, те, кто не обладает ни общей, ни духовной, ни нравственной, ни политической культурой.

Авторитарная политическая культура характеризуется, прежде всего, прогрессирующим отчуждением людей к власть придержащим, идеологическим ценностям, пропагандистским кампаниям. Появляется двойной стандарт в поведении людей. На официальном уровне – риторика, которая соответствует пропагандистским стереотипам и идеологическим заклинаниям. На уровне межличностного общения - равнодушие, апатия, которые в устном творчестве формулируются: "инициатива - наказуема", "не высовывайся", "ты у власти - я дурак, я у власти - ты дурак", "тише едешь - дальше будешь", моя хата с краю, ничего не знаю" и т.д. Социально-политическая пассивность, индифферентность - типичные черты личности, социализация которой проходит при авторитарной модели политической культуры.

Становление либерально-демократической модели политической культуры взаимосвязано с процессом формирования гражданского общества и правового государства. К ее числу относят ориентации и установки на такие демократические ценности как политический и идеологический плюрализм, парламентаризм, выборность должностных лиц и т.д. Важными компонентами этой модели являются также нормы, принципы, правила политической жизни о предоставлении равных возможностей для представителей всех социальных, этнических, религиозных групп и слоев для защиты своих интересов, достижения в рамках конституционного права поставленных целей. На теоретическом уровне сторонники данной модели политической культуры пытаются обосновать возможность соотношения свободы, равенства и справедливости.

 

12.4.Функции политической культуры

и проблемы ее формирования

 

Поскольку политическая культура является составной частью политической системы, в условиях одного государства может существовать несколько доминирующих моделей политической культуры, возникает необходимость изучения их функций. Одни могут рассматриваться как культурно-мировоззренческая надстройка политической системы, т.е быть функциональными. Иные, носители которой по своим убеждениям, политическим ориентациям, целенаправленной политической деятельностью опозиционно или даже враждебно относятся к существующей политической системе, являются дисфункциональными.

Так называемые национально-сознательные граждане, политические ориентации которых не противоречат стратегическим программным целям государства, заинтересованы в демократическом совершенствовании политической системы. Представители различных социальных слоев, этнических и региональных групп, объединенные единством в политических ориентациях, основополагающих убеждениях, сплачиваются общей политической культурой. В этом и заключается ее идентификационно-интегрирующая функция.

Важную роль в процессе государственного строительства и функционирования всех структурных элементов политической системы играет регулирующая функция, Единство и слаженность системы могут основываться на единых ценностных ориентациях, установках, идеалах, убеждениях и принципах. При наличии социально-классовых, этнических, региональных неантоганистических противоречий и разночтений политическая культура создает идейно-ориентационную основу для регулирования несовпадающих интересов.

Политическая культура выполняет также прогностическую функцию. На основе изучения ценностных ориентаций, убеждений, настроений, традиций, которые предопределяют политическое поведение и действия представителей различных слоев общества, можно предвидеть различные варианты развития ситуации.

Политическая культура - явление динамическое, обогащающееся в своем содержании и формах. Общество, его история, традиции, обычаи, нравы, стереотипы оказывают влияние на ее своеобразие и развитие. В свою очередь политическая культура видоизменяет ориентации, убеждения и политическое поведение людей, оказывает на них воспитательно - корректирующее воздействие. Благодаря политической культуре формируется и совершенствуется политическое сознание, повышается социальная активность и степень цивилизованности деятельности и действий в политической сфере. Поэтому воспитательная функция относится к числу важнейших.

Политическая культура представляет собой подсистему в области общей культуры и находится в зависимости с другими ее составляющими. Она в значительной степени отражает те моральные ценности и нормы, свойственные данному обществу. Под воздействием ценностей национальной духовной культуры нормативная модель культуры политической выполняет функцию позитивной системы и служит оценке реальных явлений, фактов, событий, действий, позиций в политической жизни.

Духовная культура существует в двух неразрывно связанных между собой формах: во-первых, в форме духовных ценностей, созданных, апробированных, усвоенных человечеством: (научные работы, произведения искусства, национальный фольклор, нормы права и морали, религиозные учения и т.д.);во-вторых, в форме усвоенных духовных качеств человека, которые влияют на его деятельность. Следовательно, духовно-нравственная культура - это та совокупность ценностей, которая обладает способностью влиять на человека, "очеловечивать" его.

Воздействуя на мысли и чувства людей, национальная духовная культура интегрирует ту часть общества, у которой пробудилось национальное самосознание. Эта общественная группа начинает ориентироваться на одни и те же ценности, нормы, политические институты, образцы и способы политического действия. Следовательно, национальная духовная культура объединяет представителей различных социальных слоев и классов, повышает их гражданскую активность, придает смысл и направленность их политической деятельности.

Обогащение, развитие политической культуры диалектически взаимосвязано с развитием личности, интеллектуальным прогрессом членов общества. Осмысливая подлинные, а не фальсифицированные исторические события и факты, глубже познавая реальный мир, общество избавляется от идеологических стереотипов и иллюзий. На основе подлинных знаний люди обретают способность познавать свои потребности, экономические, социальные и политические интересы, формировать свое отношение к реальностям и порядкам.

В демократическом правовом государстве гражданин имеет конституционное право на достоверную информацию. Вместе с тем, демократический режим предполагает и политический плюрализм. Поэтому, различные, нередко противостоящие друг другу политические партии, общественные движения дают различные объяснения и оценки происходящих в обществе событий, стремятся влиять на процесс формирования убеждений, мнений, политических ориентаций.

Пропагандистская активность многократно возрастает накануне и в период избирательных компаний. Власть придержащая политическая элита, лидеры политических партий и общественных движений бескомпромиссно соперничают в борьбе за умы и сердца людей, изощряются в популистских обещаниях различных благ. В результате чего нередко к власти демократическим путем пробиваются политические авантюристы или бездарные и некомпетентные люди.

Средства массовой информации являются не только существенным компонентом демократии, но и важным фактором формирования политической культуры. И хотя нередко они распространяют сомнительные идеи и политические концепции, тем не менее выполняют необходимую для посттоталитарного общества работу. СМИ постепенно отучают от мыcли, что все опубликованное - истина в последней инстанции. Они учат самостоятельно мыслить, оценивать, анализировать, т.е. способствуют формированию политических установок и ценностных ориентаций, углублению политической культуры общества, политической социализации личности.

Политизация населения на этапе перехода от тоталитарной к демократической системы. В условиях кризисов максимальная политическая активность при минимальной степени цивилизованности и культуры ведет к экстремистской деятельности людей, "параличу" государства.

Возможны и иные последствия политизации: когда вместо одних иллюзий и мифов люди, не обладающие достаточной политической культурой, вдруг страстно и безаппеляционно переориентировались на мифы иные. Например, - разрушение командно-административной системы, осуществленная приватизация вселяла надежды на мгновенное повышение благосостояния. А когда эти иллюзии не оправдались, одни уверовали в мифы недалекого прошлого, другие - впали в состояние полнейшей политической апатии. Поэтому реальная демократизация осуществляется лишь в том обществе, граждане которого усвоили основные элементы политической культуры, прошли через процесс социокультурной и политико-культурной социализации.

Освоение культурно-политического наследия и опыта именуется политической социализацией. В этом процессе целенаправленно принимают участие многие государственные институты, система образования и воспитания, средства массовой информации. Определенное воздействие на степень восприятия индивидом идеологических и политических ценностей оказывает экономическая сфера, материальное благосостояние людей, микросреда, семья и т.д.

Процесс политической социализации - это не только усвоение целенаправленных потоков информации и идеологических ценностей. Это лишь первая ее стадия. Как мы знаем из опыта нашего недалекого прошлого, в СССР функционировала четко координируемая единая система воспитания. Однако результативность ее была крайне недостаточной. Формально усваивая политико-идеологические ценности и знания, внутренне воспринимали их далеко не все. Люди вынуждены были ради карьеры, материальных благ приспосабливаться к существующим обстоятельствам, социально-политическим условиями и нормам, играть ту роль, которую хотели видеть власть придержащие.

Вторая стадия политической социализации достигается лишь при условии внутреннего восприятия индивидом политико-идеологических ценностей, установок, ориентаций, убеждений, образцов и норм политического поведения. Только тогда государство обретает стабильность, когда его граждане, во всяком случае достаточная часть общества, прошли через оба этапа социализации. Такие граждане являются убежденными патриотами своего государства, составляют его социальную базу и опору.

Политическая социализация формирует определенное эмоциональное отношение индивида к политическим событиям и процессам, четкую и принципиальную политическую позицию. Осознавшие свои политические интересы индивиды, как правило, уже не являются сторонними наблюдателями, а активно включаются в политику.

Общество, граждане которого не прошли через фазы политической адаптации и интериоризации, не может быть подлинно демократическим, гражданским, правовым. Политическая культура личности и общества позволяют создать действенный, а не декоративный механизм контроля за деятельностью чиновников, властных структур. Без такого, постоянно действующего контроля "снизу", демократия трансформируется в демократический тоталитаризм. Поэтому, политическая культура личности является постоянно действующим фактором управления и совершенствования политической системы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Этнонациональные отношения как объект политики. Проблемы региональной политики в Украине | Тема 11. Политология международных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.281 сек.