Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй пункт плана




План

Раздел II Формирование политической науки

Раздел I Сущность политики

Понятие “политика” привычно и прочно вошло в нашу жизнь, в том числе и в наш язык. Но в том-то и “ коварство” привычных слов: став общеизвестными, они не стали более понятными. Великий немецкий философ Гегель предупреждал: если нечто окажется общеизвестным, значит мы точно не знаем, о чем идет речь. В общеизвестном истина, по его мнению, не существует, а умирает. Задача науки в том и состоит, чтобы вернуть понятиям их истинный смысл.

Первые же попытки проникнуть в смысл слова “политика” убеждают нас в том, что у политиков много “лиц”, а значит много определений и трактовок.

Во - первых к политике относится все то, что связано с государством и партиями, общественными движениями. Именно они в первую очередь делают политику. Любая проблема приобретает политический характер, если она попадает в орбиту их внимания. Поэтому политика - это сфера деятельности государства, партий, общественных движений. Все они активно взаимодействуют между собой, а объектом взаимодействия является не что иное, как власть. Как утверждал один из классиков политической науки немецкий ученый М. Вебер, “политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то внутри государства или между группами людей”. Вот почему, во-вторых, политика - это борьба за власть, обладание властью, ее использование и удержание.

Как же осуществляется политика? Каким бы ни было ее конкретное содержание, политика в этом аспекте предстает перед нами, в-третьих, как процедура принятия решений в обществе, где отсутствует полное единство. Эти решения могут удовлетворять узкую группу или большинство. Они (решения) могут основываться на одном мнении, а могут вбирать множество. Но в любом случае решать в политике приходится постоянно. Очень точно пишет об этом английский публицист Сирил М. Паркинсон: “Задача политика или чиновника бесконечно сложна. Эти деятели должны направить человеческую энергию и финансовые средства на достижение самых различных целей: на обеспечение безопасности, законности и порядка, на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, научные исследования, охрану природы и улучшение торгового баланса. Когда международный консорциум хочет просверлить в национальном парке нефтяную скважину, когда отходы с фабрики загрязняют реку, именно на долю политика... выпадает обязанность решить данные проблемы общества”.

Политика представляет собой сложный, интересный, иногда опасный вид деятельности. Он требует не только знаний, но и мастерства, таланта. Она не обходится без интуиции, творчества. А это значит, что политику можно определить, в-четвертых, как вид искусства. Выражение “ искусный политик” правомерно в этой же мере, что и “искусный актер”, “искусный художник”.Искусство политика заключается в том, чтобы достичь цели с минимальными затратами, примирить враждующие стороны, найти компромисс, уловить тончайшие оттенки в настроении народа, учесть сиюминутные и долгосрочные интересы.

Каждое из приведенных определений рассматривает политику со своей точки зрения, демонстрируя тот или иной ее аспект. Каждое из них правильное. Но лишь взятые вместе они могут дать более или менее полное представление о таком сложном явлении, как политика

Люди осознают политику в основном двумя способами - через обыденные взгляды и через научное знание.

Обыденные, несистематизированные представления о политике существуют на протяжении многих веков. В той или иной мере они присущи каждому человеку и составляют неотъемлемый элемент политического сознания. Отражая преимущественно внешнюю, практическую сторону политических явлений, обыденные знания могут быть как истинными, так и ложными. В целом же они не отражают всестороннюю действительность. Все это призвана обеспечивать политическая наука - политология. Что же она собой представляет? Когда и как возникла?

 

2.1. Зарождение политической науки. Науку, которая изучает политику во всех её проявлениях, принято называть политологией. Это название происходит от двух греческих слов - политика и логос (наука). Следовательно, политология - наука о политике.

Первые теоретические рассуждения о политике мы встречаем в рукописях, относящихся к 5 - 4 вв. до н.э. Таким образом, само политическое знание имеет возраст не менее 2500 лет. Великие философы прошлого в разные эпохи, решая проблемы бытия, не оставляли без внимания и такие его проявления, как власть, государство, закон.

Исторически первой формой осмысления политики была её религиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, во 2-1 веке до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти. Эти представления передавались в форме мифов.

Примерно с середины первого тысячелетия нашей эры появляются первые концепции политики, носящие философско-этическую форму. Тем самым закладывается основа собственно теоретических исследований политики (Конфуций, Платан, Аристотель).

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и иметь своей целью общее благо (его работа “Политика”). Для своих политических выводов он использовал большой фактический материал - результаты конкретных исследований 158 городов-государств-полисов. Аристотеля часто называют родоначальником политической науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии - длительный процесс. Политические исследования Аристотеля, как и его предшественников, ещё не выделились в самостоятельную дисциплину и были переплетены с философией, этикой. Впоследствии политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Особенно это заметно в произведениях Цицерона “О республике” и “О законах”. Дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Руссо, Миля, Маркса, Энгельса и др.

 

2.2. Политическая мысль Западной Европы. Одну из наиболее интересных политических теорий древности мы находим в творчестве древнегреческого мыслителя Платона (427 - 347гг. до н.э.). В своих трактатах “Государство” и “Законы” он анализирует политическую жизнь и создает проект идеального, совершенного, по его мнению, государства. Согласно замыслу, в таком государстве свободные эллины должны быть разделены по своим природным данным и способностям на 3 сословия: философов, воинов и трудящихся. Правящую власть Платон вручал философам, ибо лишь они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятными общими интересами общества. Именно к ним относятся знаменитые слова Платона, которые впоследствии многократно повторялись мыслителями последующих поколений: “Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор государства не избавятся от зол”. Мудрость правителей философов позволяет поддерживать в государстве справедливость. Так как частная собственность и семья порождают в людях эгоизм и вредят общему делу, философы должны быть лишены семьи и жить замкнутыми группами, внутри которых все равны, а имущество - общее.

Другой привилегированный слой общества - воины, на которых возлагается проведение в жизнь решений философов и охрана установленного порядка. Они также нуждаются в оградительных мерах. “У стражей, - писал Платон, - не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества”.

Только в низшем слое общества - у земледельцев и ремесленников, призванных обслуживать потребности государства, предполагалось сохранить индивидуальную собственность.

Общей целью государства Платон провозглашал заботу не о приобретении материальных благ, а о моральном совершенстве, достигаемом благодаря развитию наук.

Ученик Платона Аристотель (381-322гг.) исследовал политическое устройство 158 известных ему государств. Результаты этого исследования изложены им в труде “Политика”. Здесь он объясняет, в частности, происхождение государства. В его основе лежат, по его мнению, природные причины. Так, естественная потребность человека в общении побуждает его создавать семью, потом общину и, наконец, государство. В зависимости от целей, которые ставят властители, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства. Правильным государственным строем Аристотель считал такой, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным - такой, при котором преследуются корыстные цели правителей.

Наилучшей формой правления Аристотель считал ту, при которой правит большинство. Но при этом оно должно подчиняться закону. Если же этого не происходит и решающее значение имеют в государстве постановления народного собрания, то народ легко может стать деспотом и рано или поздно попадает под власть демагогов и льстецов. Они же управляют народом как хотят, подчиняя его своей власти.

Власть народа, основанную на законе, Аристотель называет политией. Такая форма государственного устройства существует там, где велик слой среднезажиточных граждан. Философ утверждает, что “там, где в составе населения средние имеют перевес..., государственный строй может рассчитывать на устойчивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в соглашение с бедными, ополчатся на средних, никогда ни те, ни другие не согласятся быть рабами друг друга...”

Аристотель, подобно Платону, верит в возможность совершенствования гражданина, государства, власти. При этом он пытается формулировать законы политической жизни, значение которых поможет людям в установлении прочной и справедливой власти. Он оптимистично верит в то, что “государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо”.

Новая волна интереса к законам политической жизни приходится на эпоху Возрождения. Родиной европейского Возрождения по праву считается Италия. В 14-15 веках она выдвинулась в ряд наиболее развитых стран Западной Европы. Именно здесь родился, жил и работал классик политической теории Возрождения Николо Макиавелли (1469 - 1527). Мыслитель верил в прогресс общества, двигателем которого считал интересы человека. Среди них главными, по его мнению, являются стремление к самосохранению и стремление к материальной выгоде. “...Люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества”, - категорично утверждал Макиавелли. Власть должна понимать это и использовать человеческие стремления себе во благо.

Макиавелли выступает сторонником сильной власти. Но силу власти он видит не только в прямом насилии, но и в умении управлять. Этому умению он и стремится научить властителей в своем знаменитом труде “Государь”. Здесь он обосновывает мысль о том, что для достижения благой политической цели пригодны любые, в том числе и аморальные, средства. Вот как он объясняет это: “...Не стоит волноваться о дурной славе пороков, не впадая в которые трудно спасти государство, ибо если как следует все рассмотреть, найдется нечто, что покажется добродетелью, но ведет к гибели, и нечто, что покажется пороком, но, следуя ему, можно достичь безопасности и благополучия”. Макиавелли советует государю быть жестоким, скупым, немилосердным, вероломным, если того требуют обстоятельства и благо государства. Властитель должен умело пользоваться страстями других людей, сочетая в себе качества льва (смелость, решимость) и лисицы (хитрость, осторожность).

Взгляды Макиавелли получили широкое распространение среди правителей и того, и более позднего времени. Впоследствии для обозначения такой политики появился даже особый термин “макиавеллизм”, обозначающий политику, попирающую законы морали, не разбирающуюся в средствах достижения политических целей.

Дальнейшее развитие политическая мысль получает в Голландии и Англии. Именно здесь происходят первые буржуазные революции. Бурные политические события дают толчок появлению новых политических теорий. Одна из наиболее интересных принадлежит Томасу Гоббсу (1588 -1679). Он утверждает, что до образования государства люди жили в “естественном состоянии”. Все люди были равны и каждый имел равное с другим “право на все”. Но, поскольку человек эгоистичен, обуреваем жадностью, страхом, честолюбием, в таком обществе неизбежна “война против всех”. В “естественном состоянии” человек человеку - волк. Избавление от такого положения Т. Гоббс видит в том, что природа заложила в людей и инстинкт самосохранения. Он-то и подсказывает людям выход: отказ от своих прав на все в той мере, в какой этого требуют интересы мира.

Отказываясь от части своих прав, люди отдают их по договору определенному лицу или группе лиц. Последние и представляют собой государство. Государство призвано гарантировать мир между людьми. Чтобы выполнить возложенные на него обязанности, государство должно располагать абсолютной властью и неограниченными правами. Подданные, по его замыслу, должны быть лишены возможности изменять избранную форму правления, протестовать против решения государства. Причем “все, чтобы верховный правитель ни делал по отношению к подданному..., не может считаться несправедливостью или беззаконием в собственном смысле”. Обладатель верховной власти никаким законом и договором с народом не связан и ответственности перед ним не несет. Долг властителя - хорошо управлять своим народом, но отвечает за него он только перед своей совестью и разумом.

Идеологическим оппонентом Т. Гоббса выступил в конце 17в. Джон Локк (1632-1704). Он также считал государство результатом договора между людьми. Но при этом объем полномочий такого государства отмерен обществом предельно точно: оно получает ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и обеспечения права каждого на жизнь, здоровье, свободу и собственность. Государство должно защищать все эти права, но ни в коем случае не забирать их.

Итак, бурные политические события, происходившие в наиболее передовых странах Европы в 16 -17 вв., вывели политическую мысль на новый виток развития. В это время были высказаны и обоснованы идеи естественного права, общественного договора, мысль о значимости закона в государстве, о правах гражданина. Этим идеям была суждена долгая жизнь. В новых исторических условиях в предреволюционной Франции на их основе создаются развернутые политические учения. Одно из них принадлежит Шарлю Луи Монтескье (1689-1775). Он считал, что возникновение государства связано с определенной исторической обстановкой и, главным образом, географической средой. Политический строй, характер законов, нравственный облик каждого народа напрямую зависит от климата, почвы, рельефа местности, величины территории. Так, например, жаркий климат он считал причиной деспотии. Выбор формы правления, по Ш. Монтескье, также определяется величиной территории. Наибольшим государствам полагается быть республиками, средней величины - монархиями, обширным государствам - деспотиями. Он допускал возможность создания республик и на больших территориях, но при условии федеративной организации, т.е. в виде союза государств.

Ш.Монтескье всегда был привержен идеалам свободы, суть которой, по его мнению, состоит не в том, чтобы делать, что хочешь, а в том, чтобы поступать в соответствии с законом. Гарантировать соблюдение закона должно, по мнению Ш.Монтескье, разделение власти между различными органами - законодательными, исполнительными и судебными. В этом случае власть будут сдерживать, а значит станут невозможными злоупотребления и произвол. Так, станет невозможным деспотизм, который Ш. Монтескье называл властью, противоречащей самой природе человека.

В то время как во многих странах Западной Европы (Англия, Нидерланды, Франция) одна революция сменяла другую, в Германии велась бескровная борьба философских систем. Несмотря на это политическое затишье, именно Германия становится центром дальнейшего развития западноевропейской политической мысли. Здесь выдвигается целая плеяда блистательных литераторов и философов - Лессинг, Шиллер, Гете, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель. Это была настоящая философская революция, предшествовавшая политическим преобразованиям. В классические философские системы органично вписались и оригинальные политические теории.

Профессор философии Кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724 - 1804гг.) был в Германии одним из первых, кто обосновал либеральные идеи. Основополагающим принципом его политической теории было положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью, а не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. Человек - сам цель, но никогда не должен стать средством. Человек, по Канту, есть существо, способное стать “господином самому себе” и потому нуждающееся во внешней опеке. Но проблема заключается в том, что далеко не всякий человек использует свою личную свободу в нравственных целях, а потому свобода может перерасти в произвол. Чтобы не допустить этого, нужны законы, причем такие, которые соблюдались бы всеми. Но как достичь этой всеобщей обязательности права? Только через наделение закона принудительной силой. Сделать это может государство - исконный, главный носитель принуждения. Предназначение государства Кант видит не столько в его заботах о производстве и потреблении, сколько в контроле за соблюдением законов. Да и само государство должно, по мнению Канта, соответствовать правовым нормам.

Несомненный интерес представляют для нас и внешнеполитические взгляды И.Канта. Он выступает резким противником захватнических войн, ратует за соблюдение договоров, за развитие торговых и культурных связей. Выдвигает проект установления “вечного мира”, достижимого путем создания всеохватывающей федерации равноправных государств. Этот союз, по мнению философа, неминуем. Залогом тому должны стать воспитание и просвещение народов, благоразумие и добрая воля правителей, а также экономические потребности наций.

Политические теории первых десятилетий XIX века были нацелены не только на объяснение или оправдание существующей политической реальности, но и на ее постепенное совершенствование. Между тем в этот же период выдвигается целая плеяда мыслителей, беспощадно критикующих строй и выдвигающих проекты его полной замены. К такого рода теориям относится в первую очередь марксизм.

Суть марксистского толкования политики состоит в понимании ее как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Власть, государство, право уходят корнями именно в материальные отношения, во многом зависят от них. Однако надстройка обладает и определенной самостоятельностью. Отдельные ее элементы, в том числе и политика, могут активно влиять на экономику, ускоряя или тормозя ее развитие.

Еще одно важное положение политической теории марксизма заключается в том, что общество разделено на классы и не обходится без борьбы за политическое господство. Интерес господствующего класса присутствует в любой политической акции: и в той, которая прямо направлена на его защиту, и в той, что направлена на выполнение “общих дел”. Эти теоретические положения были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе конкретного анализа реальной действительности. Они составляют то, что именуется методом К. Маркса.

Другая часть их политического учения была нацелена в будущее и представляла собой своего рода политический прогноз. Суть его заключалась в том, что в обществе, пронизанном противоречиями, неизбежно происходит социалистическая революция, которую совершает пролетариат. Он устанавливает свою диктатуру, которая, по мысли К.Маркса, выражает волю большинства, а потому является оправданной и справедливой. Строительство нового общества, основанного на общественной собственности на средства производства, происходит постепенно. В этом процессе один этап - социализм, где общество еще не очищено от “родимых пятен” капитализма, сменяется другим - коммунизмом. Строй, где исчезнут все классовые различия, люди будут равны в своем социальном положении, распределение будет осуществляться по потребности, где будут все возможности для всестороннего развития человека. В этом обществе отпадает необходимость политической власти и государства, поскольку исчезнут имущие и неимущие. Значит, государству некого будет подавлять, и круг его функций, постепенно сужаясь, сведется к простому управлению производственными процессами.

Основание возможности и достижимости этого проекта было сделано К.Марксом и Ф.Энгельсом в той конкретной исторической обстановке, в которой они жили и которую имели возможность наблюдать. Со временем многие их аргументы исчерпали себя. Так, те разрушительные экономические кризисы, которые мыслители считали знамением близкой гибели капитализма, постепенно видоизменялись, приобрели иные, более спокойные формы. Под влиянием различных факторов приостановилось и обнищание пролетариата. Да и сама социалистическая революция произошла не в индустриально-развитой, как полагали К.Маркс и Ф. Энгельс, стране, а в России, которая по своему развитию и политическому облику отличалась от многих стран Европы. Сложный, болезненный, во многом драматичный путь, пройденный советской страной после Октября 1917г., вряд ли можно считать прямым воплощением идей марксизма. Между тем именно марксизм долгие годы оставался государственной идеологией, программой, в соответствии с которой строилась общественная жизнь. Критикуя сегодня марксизм, не следует забывать, что сама эта теория осталась в истории политической мысли, занимая там свое, особое, только ей присущее место.

 

2.3. Политология как самостоятельная дисциплина. Несмотря на наличие широких политических исследований, вплоть до второй половины 19 века политология не была как самостоятельной дисциплиной. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной ниши, образование в первой половине 19 века правовой школы в Германии, другие же - преимущественно американские авторы датируют ее возникновение второй половиной 19 века и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и тем самым создал условия Джону Берджессу для создания высшей школы политической науки (при университетах Колумбийском и Йельском).

В США в 1889 г. была создана Американская академия политической и социальной науки. В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов.

В конце 19- начале 20 века термин "политическая наука" получает признание и распространение в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска издает труд "Элементы политической науки". В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается.

Наиболее известные научные школы формировались в начале 20 века в Англии и во Франции. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана международная ассоциация политической науки. Заметим, что в 1961 г. в качестве коллективного члена к ней присоединилась и Советская ассоциация политической науки. Однако судьба политологии в СССР сложилась непросто.

Бурные события и перемены в политической жизни России в начале 20века обусловили появление целого ряда оригинальных аналитических работ по проблемам политики. Принадлежавшие к различным идейным течениям П.Б.Струве, М.Н.Туган-Барановский, Н.А.Бердяев, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, С.Н.Булгаков, М.М.Ковалевский и многие другие осмысливали проблемы революции, власти, государства, политической судьбы Отечества. Революция 1917 г. прервала становление отечественной политологической школы. В 20-30-е годы произошло подчинение политики идеологии. Так, в идеологии выдвигалось требование коллективизации, в политике - объявлялась борьба крестьянству, в идеологии выдвигался тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, а в политике создавался ГУЛАГ. В таком обществе политике не нужна была наука, и политологию постигла участь кибернетики и генетики, объявленных "буржуазным" изобретением. И в последующие годы реальную политику нашего государства определял сравнительно узкий круг людей, который опирался не на рекомендации науки, а на собственную интуицию и волю.

Перемены произошедшие в ней стране в середине 80-х годов возродили интерес к политической науке. “Открытость” политики, приобщение к ней больших масс людей, появление новых политических партий - эти явления заставили не только политиков, но и все общество повернуться лицом к политологии. Первые шаги в направлении демократизации нашего общества показали огромный дефицит политических знаний и у тех, кто профессионально занят политикой, и у тех, кто является простым участником политических событий.

Обучение законам политики помогает формировать грамотное гражданское общество, которое является основой демократии. Оно помогает любому гражданину усвоить правила поведения в политике, понять и осмыслить собственные интересы, принять верное решение, сделать правильный выбор. Вот почему без изучения политической науки невозможно себе представить современное образование. Политология является частью того, что на Западе называют либеральным знанием или гражданским образованием.

Фактически процесс становления политической науки в СССР политологии нелегок и сложен. Немалая доля проблем связана с наследием сталинизма и постсталинизма. Изучение политики сводилось к зазубриванию “законов” исторического развития и их использованию партией большевиков. Политика понималась как технология борьбы за власть. Политическое искусство заключалось в том, чтобы своевременно воспользоваться тем или иным приемом.

Опасения, что изучение политики как самостоятельной дисциплины приведет к признанию тоталитарности советского режима обусловили идеологическое неприятие. Тоталитаристская тенденция существует в любом обществе. Однако выступает ли она порождением XX века или же это следствие проявления глубинных особенностей развития отдельных обществ?

Одна из гипотез относительно тоталитаризма в России и Германии объясняет сталинизм и гитлеризм тем, что в этих двух странах в политический процесс включились массы, не обладавшие опытом жизни в условиях демократизации, оказавшиеся в силу низкого уровня политической культуры лишенными иммунитета перед наступлением средств массовой информации, индоктринизацией. Есть, однако, и иная гипотеза: сталинизм с гитлеризмом не имеет ничего общего, сталинский режим продолжает типичную для России традицию восточного деспотизма, органичен для российской истории. Речь идет не просто о разных концепциях. Это разный взгляд на перспективу нашего развития. Если тоталитаризм в СССР общецивилизационное явление, то развитие плюралистической демократии западного типа, с системой разделения мастей может быть реальной альтернативой сталинизму. Если это самобытное российское порождение, итог развития национальной культуры, то демократия западного типа выльется в паралич власти, плюрализм приведет к расколу общества на враждующие фракции, не обладающие политической культурой Запада - компромиссом, консенсусом. В этом случае российская демократия должна быть самобытной.

Эти проблемы требуют серьезного политологического анализа, что невозможно без отношения к политологии как к науке. Кроме того, серьезное изучение политической системы в СССР неизбежно показало бы, что реальные механизмы ее функционирования далеки от тех норм, которые были зафиксированы в Конституции. Советская власть, как сейчас стало ясно, была таковой чисто номинально, а на деле все решали партийные комитеты, которые фактически утратили функции политической партии, став элементом административно-командной машины власти.

Серьезный интерес к политическим исследованиям, своего рода "социальный заказ" на них был порожден условиями перестройки. Потребовалось, чтобы осознание того, что дальше "так жить нельзя", проникло в высшие эшелоны власти, предпринявшее попытку реформировать и политическую систему, и экономические отношения. Здесь-то и выяснилось, что никто не знает общества, в котором мы живем (первым об этом сказал Ю.В. Андропов). Структуры власти действовали по инерции, и попытки их перестроить оказались неудачными.

“Пробуксовка” перестройки, развал экономики в значительной степени объясняются отсутствием политологического анализа намечаемых действий. Фактически начался необратимый процесс перераспределения власти между центром и республиками, местными органами власти, ведомствами, министерствами. Однако процесс этот пошел стихийно, не оказалось целостной концепции строительства нового государства, игнорировался зарубежный опыт.

 

2.4. К вопросу о предмете политологии. Единства мнений по поводу предмета политической науки не существует. Это обусловлено разными традициями конкретных стран, научных школ, направлений, которые влияли на развитие мировой политологии. Так, в США политология всегда имела прагматическую направленность и развивалась, ориентируясь исключительно на потребности политической практики американского общества. В Западной Европе политологии свойствен академизм, стремление к широким теоретическим обобщениям, к универсальности выводов, пригодных для различных ситуаций.

Основы первого подхода к содержанию политической науки заложил древнегреческий философ Аристотель, который рассматривал в качестве предмета государство. Это было обусловлено тем, что содержание политики в античности (а затем и в средневековье) сводилось к деятельности государства - единственного субъекта политической жизни. Впоследствии, следуя традиции Аристотеля, политологию определяли как науку об управлении государством. Эта позиция и по сей день имеет многочисленных сторонников в Западной Европе, особенно во Франции и Германии. В их интерпретации политическая наука едина.

Впервые политическую науку как науку о власти определил итальянский общественный деятель и политический мыслитель, философ и социолог Н. Макиавелли. Она и стала доминирующей в западной политологии. Однако поскольку властные отношения чрезвычайно богаты по содержанию, многообразны по формам проявления и субъектам-носителям, поскольку в их анализе стали выделяться те или иные стороны многогранного мира политики, которые становились предметами исследования самостоятельных отраслей политического знания. Это привело к дифференциации политической науки и образованию целого спектра политических дисциплин: политической философии, политической теории, политической социологии, политической психологии, политической антропологии и т.д. Естественно, возникла проблема: следует ли считать политологию единой наукой или она состоит из самостоятельных отраслей знания? Объективно отсутствие единой точки зрения по поводу предмета политической науки было обусловлено и тем, что представители различных наук изучали политику и власть в традициях своих отраслей. Так, юристы настаивали на том, что политическая наука изучает государство; философы рассматривали политологию как разновидность социальной философии; социологи считали ее отраслью социологии, изучающей политические явления, и т.д.

Ответим на вопрос, в каком объеме политология изучает политику. На этот счет нет ясности.

1. Политология - наука, занимающаяся исследованием государства, партии и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряд других политических явлений. В этом случае политология - дисциплина однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией, т.е. одна из наук о политике. Данная трактовка фактически отрицает наличие общей науки о политике, интегрирующей все политические знания в единую систему. Эта формулировка (позиция) утрачивает свое влияние, особенно в Европе.

2. Политология - единая наука о политике. Она включает, однако, не все знания о ней, а лишь те, которые опираются на строго научные, преимущественно эмпирические методы. Сюда не входят такие общетеоретические дисциплины, опирающиеся на нормативный, ценностный подход, как политическая философия, этика, история политических идей и др. Эта точка зрения представлена сторонниками бихевиоризма. Бихевиористы отрицают научность предшествующих политических теорий. Они представляют политологию как точную науку, основанную на эмпирических, математических, кибернетических методах. При этом отрицаются ценностные подходы к политическим теориям, а также историко-диалектические концепции, занимающиеся критическим анализом общества, его противоречий и закономерностей.

3. Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включая весь комплекс наук о политике: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, политические институты и т.д. Достоинством широкой трактовки политической науки является ориентация на интеграцию самых различных политических знаний и получение целостности исследуемых объектов.

Итак, политология представляет собой единую, интегральную науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом.

 

2.5. Место политологии в системе наук об обществе. Факторы, определяющие значение политологии.

Роль и значение политологии в жизни общества обусловлены двумя обстоятельствами: особенностями ее предмета и теми функциями, которые она выполняет и которые отличают ее от других наук об обществе и политике.

Особое место политологии среди других наук об обществе, ее отличие, например от экономики, демографии, культурологии, психологии, права и т.д. определяются тем, что предметом ее анализа выступает политика. Политика играет важную роль в развитии общества: выражая общезначимые интересы групп, индивидов, она обеспечивает интеграцию и целостность общества, разрешает конфликты, согласует потребности различных социальных субъектов. По сравнению с другими социальными регуляторами, такими, как скажем, мораль, религия, право, традиции, обычаи, политика наиболее эффективно влияет на общественные процессы благодаря наличию специфического инструмента, каким выступает политическая власть.

Политическая жизнь общества - достаточно сложная и постоянно меняющаяся реальность. Она включает в себя все явления, в отношении которых существует возможность выбора. Однако выбор индивидом, социальной группой, политическим институтом вариантов действия или поведения не представляет собой автоматической реализации тех или иных ценностей, которые господствуют в обществе. Этот выбор опосредован множеством случайных, но не менее важных для субъекта политики факторов: личные пристрастия, интуитивные предпочтения, конъюнктурные соображения. По этой причине политика оказывается сферой постоянного выбора то возникающих, то исчезающих возможностей развития, стандартов поведения и т.д., связанных с использованием власти. Различные стороны процесса выбора политических решений, действий, соотнесение их с затратами и конкретными результатами - предмет анализа целого спектра дисциплин.

Политическая социология раскрывает воздействие общества на распределение и формирование власти, выявляя направленность политического сознания и поведения индивидов, социальных групп, партий, общественных движений. Теория государства иправа изучает политическую жизнь, анализируя содержание деятельности институтов государства: правительственного аппарата, системы права, правящих политических партий. Политическая философия исследует ценностные и мировоззренческие аспекты властных отношений в контексте политического пространства и времени, свободы политического выбора. Она обладает наиболее высоким уровнем обобщения политических явлений. Предметом политической антропологии выступает “человек политический” как субъект политического творчества. Возможности и пределы его влияния на общество политическая антропология выводит из природы человека, неотчуждаемости его естественных прав (на жизнь, безопасность, свободу, сопротивление насилию и т.д.), их приоритета по отношению к принципам и законам государства. Политическая психология рассматривает политику сквозь призму влияния побуждений, желаний, страстей, стереотипов, нравов, традиций на политическое поведение.

По сравнению с указанными политическими дисциплинами политология имеет ряд отличительных черт. Одна из них состоит в том, что она является общей теорией политики, интегрирует и синтезирует выводы частных политических теорий и выступает их методологической основой. Из нее черпают познавательные принципы и приемы частные политические теории: теория государства и права, политическая антропология, политическая этнография, политическая психология и т.д. Другая особенность обнаруживается в том, что политология изучает политические взаимодействия по поводу распределения и осуществления власти. Прежде всего она рассматривает роль в этих процессах государства и его структур, значение политических партий, групп давления, элит, лидеров. Кроме этого, она учитывает значение политико-культурных факторов, характер политической социализации, которые определяют уровень зрелости субъектов политики.

Таким образом, политология изучает политическую практику, что и определяет высокую практическую направленность ее выводов. Однако политология включает в себя и теоретический анализ политических взаимодействий. Следовательно, в политологии ограниченно взаимосвязаны два уровня анализа (эмпирический и теоретический), а также институциональный (содержание деятельности политических институтов) и поведенческий (направленность политического сознания, содержание деятельности политической культуры и поведения групп, индивидов) аспекты политики.

2.6. Основные понятия. Содержание политических взаимодействий государства, общества и индивида по поводу распределения и осуществления власти выражается системой категорий, т.е. основных понятий. Классификация категорий политологии может осуществляться по различным критериям. Если взять в качестве критерия состояние политической жизни - изменчивость и стабильность, то можно выделить два ряда понятий. Динамизм политического развития отражают категории “политический интерес”, “политический выбор”, “политическое развитие”, “политический процесс”, “политическая модернизация”, “политические технологии”, “политическая ситуация”, “политическая альтернатива” и т.д. Стабильность политической сферы выражают понятия “политическая власть”, “политический режим”, “политическая система”, “политические нормы”, “политические традиции”, “политическая культура” и т.д. Язык политологии пластичен, разнообразен по формам своего выражения, но достаточно строг. Он существует в вербальной (лат. verbalis - устный, словесный) форме, т.е. представлен понятиями, которые обозначают определенные политические явления: власть, режим, демократию и т.д.

Но политология оперирует символами, знаками, стереотипами, выражающими смыслы деятельности и назначение конкретных политических институтов. Так, смысл образования государства, его цели отражаются в государственной символике: гербе, гимне, флаге. А главная идея и цели политической партии или движения могут выражаться в эмблеме или знаке.

 

2.7. Методы науки. Специфических методов познания политических взаимодействий политология не сформировала. Она использует методы и приемы смежных или близких отраслей знания, которые позволяют глубже проникать в природу политики (табл.1). Каждый метод эффективен в исследовании определенных ситуаций.

Первоначально в политологии использовались институциональный и исторический методы.

С помощью институционального метода, преобладающего в юридических науках, политическая жизнь анализировалась сквозь призму деятельности политических институтов: права, государства, партий, объединений, групп давления и т.д.

Исторический метод предполагает исследование политической жизни в контексте эволюции политического процесса, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

В XIX веке заметное влияние на политическую мысль оказала социология.

Социологический метод рассматривает политику в контексте ее обусловленности социально-экономическими, идеологическими, культурными и другими отношениями. На зависимость политики от социальных отношений указывал еще Аристотель. Так, в качестве элементов государства он рассматривал бедных и богатых, знатных и незнатных, ремесленников и купцов.

Потребность в том, чтобы представить политические явления зримо и конкретно осязаемо, обусловила введение в научный оборот в 30-х годах XX века бихевиористскогометода, с позиции которого политика рассматривалась в контексте поведения конкретной личности. Это позволяло использовать количественные и качественные показатели измерения политических явлений. С тех пор в политологических исследованиях стали активно применяться математические методы, статистические данные, анкетные опросы, моделирование и т.д.

С бихевиоризмом органично связан психологический метод и такая его разновидность, как психоанализ. Психологический метод в анализе политики одним из первых стал использовать Н. Макиавелли. В известном труде “Государь” дан блестящий анализ субъективных механизмов политического поведения через анализ побуждений, желаний, страстей, пороков индивида (жадности, лести, зависти и т.д.)

В рамках психологического метода в качестве предпосылки политического поведения рассматривается весь спектр психических мотиваций, в психоанализе же акцентируется роль бессознательного в политической деятельности. Достоинства психоанализа состоят в том, что с его помощью можно объяснить иррациональные, т.е. не осознаваемые разумом (лат rationalis – разумный; irrationalis – неразумный), моменты политического поведения. Действительно, в политическом поведении далеко не всегда удается выявить точеные цели субъекта, проанализировать его идеалы. Как считает создатель психоанализа австрийский психолог и политолог З. Фрейд (1856-1939), поступки субъекта обусловливаются бессознательными, т.е. теми впечатлениями, которые были получены им еще в детстве. Всякий раз в моменты эмоциональных напряжений образы и впечатления детства становятся мотивами поведения. Метод психоанализа оказался очень эффективным при выявлении природы тоталитаризма, объяснении деструктивного и агрессивного политического поведения, например поведения разгневанной толпы, политиков, призывающих к войне как к способу решения возникших проблем, вождей, которые для установления единоличной власти способны уничтожить миллионы своих соотечественников.

В 50-х годах ХХ века на волне критики эмпирических методов анализа происходит становления системного метода, в рамках которого политика рассматривается как целостное самодостаточное образование, а логика ее развития представляется обусловленной, с одной стороны, взаимодействиями с внешней средой, с другой – характером внутренних связей между составляющими политику элементами.

 

Таблица 1. Методы политологии

Метод политологии На чем акцентирует внимание Как изучает политику
1. Институциональный На взаимодействии политических институтов: право, государство, политических партий и движений и т.д.   Анализ официальных структур и формальных правил принятия решения.
2. Исторический На политических явлениях и процессах во времени и пространстве.     Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего.
3. Социологический На зависимости политики от социальных факторов, социальной структуры, идеологии, культуры и т.д.   Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы. Характер интересов обусловлен социальными факторами.
4. Бихевиористский На личностном измерении политики, поведении отдельного человека. Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации.
5.Психологический На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д.     Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение.
6. Системный На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой. Анализ характера обмена ресурсами и информацией между политикой и другими сферами и способами распределения ресурсов институтами власти.

 

2.8. Закономерности политологии. Как и всякая наука, политология стремится сформулировать свои знания о политике в форме закономерностей, т.е. объективных устойчивых взаимосвязей, принципов, тенденций. Первые попытки выявить такие закономерности предпринимались Н. Макиавелли и Ш. Монтескье (французский писатель, философ, историк), которые обращали внимание на взаимосвязи политики с природными факторами, с психологией, культурой народов.

Обычно выделяют две группы взаимозависимостей: объективные взаимосвязи с другими сферами жизни общества; собственно политические закономерности, т.е. устойчивые взаимозависимости между элементами политики. К первым относят зависимость политических форм от экономического развития; обусловленность демократии уровнем культуры общества, наличием демократических традиций, влиянием на формы управления размера территорий и т.д. Ко вторым относят, например, принцип легитимности: любая власть нуждается в признании ее со стороны общества; политические решения предполагают наличие механизмов реализации, политическая власть функционирует, лишь будучи передаваемой от субъекта к объекту и наоборот; устойчивость режима обусловливает соблюдение принципов разделения властей и отделения политики о других сфер и т.д.

 

2.9. Функции политологии. Назначение политологии в жизни общества определяется функциями, которые она призвана выполнять.

Особое значение политология имеет для конкретного индивида в тех обществах, которые только создают демократические основы жизни. Во-первых, она способна диагностировать состояние общественного развития благодаря выявлению существующих групп интересов и определению их соответствия тенденциям социального прогресса. Во-вторых, осмысление тенденций общественного развития позволяет выработать эффективные механизмы интеграции индивидов в политическое сообщество и обеспечить реализацию общественных и личных интересов. В-третьих, вооружая индивида социально-политическими знаниями, политология помогает ему понять логику общественной эволюции и выработать рациональные и эффективные пути сознательного участия в политической жизни. Тем самым политология обогащает личность политическим опытом, политической культурой, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса. Однако политология не может застраховать общество от всех политических неурядиц и конфликтов уже хотя бы потому, что политическая жизнь не всегда развивается на основе рационально осознанной мотивации политического участия. Вот почему сама политология должна совершенствовать методы анализа, глубже проникать в природу волевого начала и механизмов его трансляции.

 

1. «Идеальное государство» и «идеальное управление» в политических учениях античности.

2. Учение о государстве и праве в период средневековья.

3. Политические учения в Западной Европе в период начавшегося разложения феодализма. Политические взгляды Н. Макиавелли. Современный «макиавеллизм».

4. Политическая идеология в Англии в период буржуазной революции XVII века. Томас Гоббс и его обоснование возникновения политической власти.

5. Идеи о демократизме власти, разделении властей в политических трудах Дж. Локка, Ш-Л. Монтескье, Ж-Ж. Руссо.

6. Идеи о гражданских правах, человеческой природе и проблеме свободы Т. Пейна, Т. Джефферсона.

 


Контрольные вопросы:

1. По Платону во главе «идеального государства» должны стоять философы, поскольку они те люди, которые «созерцают благо», или «то, что тождественно самому себе».

Как Вы понимаете это положение и согласились бы Вы, чтобы во главе современного государства стоял философ? Обоснуйте свою позицию.

2. Как вы понимаете высказывание Платона в «Государстве»: «Справедливость – это когда каждый занимается своим строго определенны делом…»?

3. Как вы считаете, родоначальником какой политической традиции является Аристотель?

4. В Откровении Иоанна Богослова один из ангелов возвещает конец времени. Как Вы это понимаете, и какова связь конца времени с наступлением Страшного суда, а за ним тысячелетнего Царства Божьего на земле?

5. Что имел в виду Н. Макиавелли, когда в своей классической работе «Государь» провозглашал: «Государь по возможности не должен избежать добра, но и не должен удаляться от зла»?

 


Рассмотрение данной темы я предлагаю начать с рассмотрения некоторых аспектов древнегреческой философии. Именно древнегреческой философии было суждено сыграть важную роль в жизни европейского человечества, его истории и культуры.

Платон выдающийся древнегреческий философ. У него, как и у его учителя Сократа, ведущей темой остается нравственно-этическое, а важнейшими предметами исследования оказываются человек, общество и человечество. Заслуживает особого внимания Платонова теория государства. Главная цель философа – создать современное человеческое общество, идеальное государство.

Платон делит людей на 3 разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувствительная). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к высшему благу. Они привержены к правде, справедливости, умеренности во всем. Их Платон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличается благородным страстями – храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Эти качества, необходимые для воинов, или «стражей», которые заботятся о безопасности государства.

Наконец, люди «вожделеющего» типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала слишком сильно привержены к телесно-физическому миру: это – сословия крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства.

Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень высоко: это мера. Ничего сверх меры – таков принцип, общий у Платона с большинством греческих философов. (Сократ, Аристотель, стоики, эпикурейцы).

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на Земле. Поэтому человек ради государства, а не государство – ради человека. (В учении об идеальном государстве мы находим ярко выраженное господство всеобщего на индивидуальным).

Главный труд Платона на эту тему – «Государство» или «О справедливости» – состоит из 10 книг. Написан в форме диалога (70ые гг. IV в. до н.э.). Главные участники диалога – Сократ, Кефал, Главкон, Адимант, Полемарх. Основная идея – идея «о справедливости».

Итак, поскольку справедливость и несправедливость явственней всего проявляются не в отдельном человеке, а в государстве, и поскольку государство и человеческая душа имеют аналогичное строение, Платон предлагает следующую схему идеального государства. Так как побудительной причиной создания любого государства является многообразие материальных нужд человека и невозможность удовлетворить их в одиночку, то необходимо защищать государство, а для защиты – воспитать особое сословие стражей; средство их воспитания – гимнастика и музыка (поэзия); 3 сословия граждан – правители, стражи, земледельцы и ремесленники – соответствуют, как уже говорилось, 3 частям души – разумной, аффективной и вожделеющей, причём им соответствуют 3 добродетели – мудрость, мужество и сдержанность. Четвертая добродетель – справедливость, определяемая Платоном как выполнение соответствующей ему в государстве функции.

Попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное государство в жизнь, предпринята Платоном в 4-ой части (книги 5-7): необходимость установить общность жен и детей у стражей, лишить их собственности, с детства воспитывать в них воинскую доблесть; во главе государства должны стоять философы, от природы способные познавать бытие и истину, достигнуть идеи блага, которая, будучи за пределом бытия, также сияет в мире умопостигаемом, как в мире видимом – солнце. Правителям идеального государства необходимо постоянно созерцать идеи прекрасного, справедливого, доброго. Направить их к этому могут искусство счета, геометрия, астрономия, музыка и диалектика.

В кн. 8-9 идёт речь о несправедливом общественном устройстве /тимократия, олигархия, демократия, тирания/. Показывается, что справедливые счастливее несправедливых, т.к. они получают большее и более подлинное удовольствие и в этой и в загробной жизни.

Глядя на идеальный образец государства, справедливый человек должен задуматься над тем, как ему устроить самого себя.

Опасность абсолютизации такого подхода увидел уже Аристотель. Будучи большим реалистом, чем его учитель, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принципы жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию, что, кстати, сами греки могли видеть на многочисленных примерах из истории.

 

Аристотель.

Аристотель, как и Платон, считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляции общественной жизни с помощью законов. Высшая цель государства, согласно Аристотелю, состоит в достижении добродетельной жизни, а поскольку добродетель – условие и гарантия счастья, то, соответственно, жизни счастливой. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитие люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Такое воспитание, однако, может осуществляться лишь в справедливом государстве: с одной стороны, подлинная справедливость, наличие хороших законов и их соблюдение совершенствуют человека и способствуют развитию в нем благородных задатков, а с другой – «целью государства является благая жизнь…само же государство представляет собой общение родов и семей ради достижения совершенного самодовлеющего существования» (Аристотель. Соч. в 4 тт. – М., 1983. – Т. 4. – С. 462), наилучшей жизни, которая по Аристотелю, предполагает не просто материальный достаток (Аристотель был сторонником среднего материального достатка, когда в обществе нет ни бедных, ни слишком богатых людей), но в первую очередь соблюдение справедливости. Справедливость венчает все добродетели, к которым Аристотель относил также благоразумие, правдивость, благожелательность.

Основной труд Аристотеля на эту тему «Политика» (в перев. с греч. – «то, что относится к государству»). Это теоретический трактат Аристотеля в 8 книгах, основой которого, в частности, послужила написанная в Ликее под руководством Аристотеля серия «Политий» /монографий/ – с описанием 158 греческих и варварских государственных устройств. Под условным названием «Политика» один из редакторов философского наследия Аристотеля (Теофраст) объединил 5 относительно самостоятельных сочинений, каждое из которых снабжено отдельным введением в соответствующую проблематику и методику исследования.

1. 1 книга – структура семьи и домашнего хозяйства как простейшего элемента полиса;

2. 2 книга – критический анализ предшествующих теорий «наилучшего государственного устройства», в том числе «Государства» и «Законов» Платона;

3. 3 книга – раскрывает основные понятия политики, сущность государства и гражданина, 3 основных типа «правильных» (монархия, аристократия, полития) и «ошибочных» конституций (тирания, олигархия, демократия); царская власть;

4. 4 книга – морфология существующих демократических и олигархических государственных устройств; социальные группы (богатые и бедные), значение среднего сословия для сохранения стабильности государства; причины революций и способы их предотвращения;

5. 5 книга – проект идеального государственного устройства (альтернатива платоновскому «Государству»).

«Политика» и серия «Политий» связаны между собой не только единством политических взглядов, но и единой направленностью. В «Политике» Аристотель, выводя основы полисной жизни из требований самой природы человека, рассматривает и оценивает разные исторически сложившиеся формы государственного строя.

Одну из «правильных» форм, так называемую политию, «среднее» устройство, он считает наиболее легко реализуемой. При этом он отмечает, что доминировавшие в Греции государства отнюдь не стремились ввести у себя или в других государствах такой образ правления. «Один единственный муж» дал себя убедить в необходимости ввести «среднее» устройство. Под этим «единственным мужем» Аристотель разумеет своего воспитанника Александра Македонского, [по другому распространенному толкованию имеется в виду Солон], от которого он ждет установления в исторически сложившихся греческих полисах «правильного» строя (проект его в основных чертах воспроизводит устройство полисов, основанных на Востоке Александром, с добавлением деталей в желательном для Аристотеля духе).

Классификация политических режимов Аристотеля на положительные и отрицательные, исходя из типов государственного устройства:

монархия – тирания;

аристократия – олигархия;

полития – демократия.

Полития и аристократия – устойчивые и идеальные типы государственного устройства.

И у Платона, и у Аристотеля речь идет о государстве свободных: рабы не считаются гражданами государства. Люди от природы неравны, считает Аристотель; тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, не может воспитать в себе умеренность, самоограничения, справедливость и другие добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого.

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии.


Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV вв.). Важной особенностью этого периода является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал активного и пассивного: идей или форм с одной стороны, материи с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог, всё остальное – его творение.

Христианский философ IV-V вв. Августин Блаженный (354-430) (в 387 принимает крещение) отождествляет Бога с бытием, следуя священному писанию. Основной его труд – «О граде Божием», в которым идет речь о двух государствах – земном (светском) и небесном (Божественном). Августин Блаженный развивает в своих работах христианскую эсхатологию, истоки которой в Ветхом завете (Книги пророков Иезекииля и Даниила).

Эсхатология (от греч. – последний, конечный и слово, учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человеке. Различают индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т.е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует.

В становлении индивидуальной эсхатологии особая роль принадлежит ДревнемуЕгипту, а в становлении всемирной – иудаизму, сосредоточенному на мистическом осмыслении истории как разумного процесса, направляемого волей личного Бога: руководимая Богом история должна преодолеть себя самоё в приходе «рядущего мира». Индивидуальная эсхатология становится частью всемирной эсхатологии, ибо наступление «будущего века» окажется сроком для воскресения умерших праведников.

Хотя Августин Блаженный следует в основных своих воззрениях неоплатонизму, тем не менее, он пытается заново продумать старые идеи.

Новой чертой мышления Августина Блаженного было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории.

Первой из них посвящена «Исповедь» – лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие Августина от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость становления личности. От констатации тёмных «бездн» души Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из греховной инерции и тем самым «спасает».

Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде Божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410г. Августин усматривал 2 противоположных вида человеческой общности: «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» – духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведенной до презрения к себе». («Град Божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали учение Августина в средние века идеологи католицизма.)

Для Августина всякое насилие – от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия – есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, однако насилие неизбежно. Исходя из этого, Августин признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.