Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы национально-государственного и административно-террито-риального устройства: понятие и виды




Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

4. президент может распустить парламент.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламент-ских) республик является

1. двойная ответственность правительства (исполнит.вл) - и перед президентом, и перед парламентом (законодат.);

2. подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом;

3. главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения;

4. парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

 

 

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

В зависимости от этого критерия различают следующие формы.

Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.

В унитарном государстве:

1. все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

2. монопольным правом налогообложения обладает государство, а не территория. Взимание местных налогов, как правило, допускается с санкции государства;

3. территории, в отличие от государства, не вправе по своему усмотрению устанавливать и взимать налоги.

Унитарные государства бывают централизованными - Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и т.п. Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, государство централизованное.

Децентрализованными - Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.

Федерация сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.

Федеративные государства образуются следующими способами.

1. в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государства с превращением участников договора в субъектов федерации. Именно так 13 американских штатов, отстаивавших независимость от британской короны, договорились о создании нового государства — США;

2. путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правами субъектов федерации. В частности, к США присоединены путем завоевания Техас, покупки — Луизиана и Аляска;

3. в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации (края, области, города федерального значения — в РФ);

4. путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъекты федерации (объединение семи княжеств Персидского залива, представлявших прежде конфедеративную форму, в федерацию — Объединенные Арабские Эмираты).

Существуют две группы признаков федерации. Первая указы­вает на то, что это государство отличное от унитарного, а вто­рая — что федерация, несмотря на свою специфику, является государством целостным, единым и неделимым, обладает суве­ренитетом и непререкаемой властью на территории.

1. Федерацию составляют государственные образования, име­ющие статус субъектов федерации с собственным админи­стративно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Отсюда все федерации отличаются:

· двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система и система органов власти субъектов федерации). Каждая из них действует на основе принци­па разграничения предмета ведений и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов;

· двумя типами правовых систем — федеральной и право­выми системами субъектов федерации. Единство этим системам придает принцип верховенства федерального права;

· принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатным его строением, при котором одна из палат, как правило, верхняя, представляет интересы субъектов федерации);

· признанием двух уровней гражданства — федерального и гражданства субъекта федерации.

2. Субъекты федерации не являются государствами в собственном
смысле слова, обладая ограниченной правосубъектностью.

С этим связано:

· непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми признаками государственного суверенитета);

· финансовая зависимость субъектов от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти, пра­ва чеканить монету, эмиссии банковских билетов и других денежных знаков). Таким образом, создается механизм
подчинения субъектов федерации центральной власти;

· верховенство федерального права и связанное с ним пра­во федеральной интервенции;

· отсутствие у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации. Такое право за субъектом федерации не признает ни одна из современных конституций федеративных государств.

Принято различать национальные, территориальные и национально-территориальные федерации.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982 - 1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, было со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский Союз, существовавшей в 1815 - 1848 гг., трансформировалась в федерацию).

Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения, названное содружеством государств. Примером может являться Содружество Независимых Государств (СНГ), в составе которого - государства, ранее входившие в СССР. Это более аморфная и неопределенная форма, чем конфедерация.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.