Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая власть как социальное отношение: сущность, структура, функции

 

Политическая власть - это власть в высшем своем выражении, если не принимать во внимание те ограничения, которые накладывает на нее экономическая власть, и те потенциальные угрозы, которым она зачастую подвержена со стороны военной власти.

В основных чертах политическая власть заключается в возможности распоряжаться, целиком или частично, государственным аппаратом принуждения. В более узком смысле, она заключается в управлении, по- своему усмотрению или в соответствии с определенными соглашениями, тремя подсистемами власти: законодательной, исполнительной, судебной. Кстати, такое разделение властей представляет собой наиболее надежную гарантию правильного функционирования подлинно демократического режима. И поэтому диктаторы всегда стремятся поставить под сомнение разделение властей. И вообще, политическая власть имеет тенденцию концентрации в одних руках.

В своих практических воплощениях и в еще большей степени в теоретических определениях политическая власть имеет и менее мрачные нежели насилие аспекты и разновидности. На политической сцене могут выступать лица, действующие под влиянием не столько стремления командовать, сколько преобразовывать общество, в соответствии с заранее заданной моделью, направленной на преодоление нежелательных для общества явлений. В этом случае политическая власть выступает не как цель сама по себе, а лишь как инструмент. В силу этого политическая власть утрачивает свой абсолютный характер. Ограниченная, таким образом, до разумных пределов, в

соответствии с требованиями демократической системы, с ее механизмами представительства, взаимоконтроля и разграничения трех подсистем власти, может даже стать радикальным антиподом господства индивидуализма или классовой олигархии и уже не эксплуатировать в своих целях состояние нужды, а выступать в защиту нуждающихся.

Политическая власть наиболее сконцентрирована, представлена государственной властью. Это видно из только что сказанного. Однако целиком

Свести ее только к государственной власти нельзя. Ее источниками являются партии, министерства, общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации (четвертая власть), отдельные люди (харизма - пятая власть).

Первое, на, что хотелось бы обратить внимание, здесь—это то, что политическую власть вряд ли целесообразно сводить к одному насилию, принуждению. Между тем, это часто делалось раньше и делается сейчас. Принуждение в политической власти есть, но свести к нему власть нельзя, ибо субъекты власти могут воздействовать, влиять на других людей и достигать своих целей не только посредством принуждения.

Вызывает возражения и сведение властных отношений только к волевым

отношениям, что характерно для систем крупного машинного производства. На эту особенность указывал Ленин, ратуя за обеспечение строжайшего единства воли (подобно фабрике) в рамках всего общества. Перед нами своего рода технологическое обоснование диктатуры пролетариата как естественной формы

власти, как таковой. (Социалистическая экономика должна функционировать как единая фабрика, управляемая из центра). Некорректность данной посылки:

(1) централизованное управление естественными системами, как уже доказано, неизбежно ведет к развалу;

(2) общество не может рассматриваться как некий субъект наподобие отдельного человека (антропоморфное представление об обществе).

При сведении власти к принуждению, навязыванию чужой воли другому, контролю, санкциям и т. д. создается представление, что власть естественный враг живому движению, творчеству. Отсюда неизбежно возникает негативное отношение к органам власти и лицам ее осуществляющим. Возникает миф, согласно которому всякая власть – это зло. Как выразился лорд Эктон «всякая власть является злом, а абсолютная власть злом абсолютным».

Властные отношения образуют естественную и необходимую сферу общественных отношений. Власть во многом предназначена для поддержания целостности и единства общества (Аристотель). Эта функция может в одних случаях осуществляться естественным путем (естественное взаимодействие людей), в других - благодаря целенаправленному воздействию специальных органов. В любом случае, в обществе всегда складывается определенный порядок, регулирующий общественные отношения. Чтобы удержать этот порядок, нужны специальные органы. Функция поддержания порядка в обществе исключительно важна.

Какие элементы образуют общественный порядок?

Разного рода общности (социально-исторические субъекты) - национальные, статусные, классовые группы, «общности по интересам», конфессиональные, территориальные. Поддержание порядка осуществляется на трех уровнях: макро-, мезо-, микро- (общество, общность, малая группа).

Для поддержания порядка сегодня нужны соответствующие институты (социальные). Социальный институт - это система учреждений и организаций, упорядочивающих общественные отношения того или иного типа с помощью материальной силы и на основе более или менее четко фиксированных правил и кодексов.

В рамках этих институтов и реализуется тот или иной тип власти. Власть тем самым имеет общественный характер или природу. См. рис. 4.

 

 

 
 

 


Рис. 4.

 

Политическая власть явление многомерное. Ее пространство образуется по меньшей мере, тремя измерениями. Так считает, например, В.Н. Амелин.

1) отношением политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он представляет: это – ось представительства. Кстати, важным признаком политического субъекта является положение (статус) индивида как представителя общности, от имени которого он выступает на политической арене;

2) отношением политического субъекта с социальными институтами общества и «властвующей элиты»; это – ось институциональная;

3) на третьей оси откладываются различные техники и практики решения политиками субъектом встающих перед обществом проблем; это – ось политической деятельности: это – ось политической деятельности.

Ось

политической

деятельности

институциональная ось

 

политический

субъект ось представительства

 

Рис. 5.

 

Каждое из этих измерений упирается в политику субъекта – индивида, удовлетворяющего следующим условиям:

1) самостоятельное принятие решений;

2) наличие средств и возможности их реализовать;

3) ответственность за свои мысли и действия перед некой высшей инстанцией (бог, народ, история и т.п.).

В рамках каждого из этих измерений действуют свои механизмы реализации властных отношений. Остановимся на них.

Анализ взаимоотношений политического субъекта и их отношений на которые он опирается, позволяет понять происхождение политической власти и истоки политики.

Политика «там, где миллионы» - это верно, но собственно политические отношения возникают там, где из этих миллионов выделяется индивид, принимающий решения, распоряжающийся судьбами этих миллионов, и при этом людьми признается право этого индивида на принятие такого рода решений.

Миллионы при этом должны иметь характеристики определенной общности, наличие объективных связей и осознание себя. Индивид, должен признаваться общностью как «свой». Более того, представитель общности способствует ее консолидации в единство, в силу того что, он задает и легитимирует определённые образцы политических отношений и политической активности.

Отношения представительства весьма противоречивы:

1) порой трудно определить от чьего имени реально действует политический субъект;

2) расхождение и его степень политика с интересами общества обнаруживаться далеко не сразу;

3) политик вынужден принять стереотипы, чтобы быть понятым общностью.

Вес политического субъекта на политической арене, тем выше, чем больше он может оказывать влияние на общность, выдвинувшую его. Влияние – это важнейший канал мобилизации «собственной» общности на борьбу в защиту собственных интересов. Влияние может быть таким большим, что лидер может превратить общность в не опосредованный политический субъект во время митингов, восстаний, революций.

Отношения представительства и влияния изменчивы, динамичны, что зависит от многих факторов среды. По существу, это неформальные отношения. Тут вот важно понятие «политический рынок» и что на этом рынке меняется? «Возможность».

Первоначально (идеально), каждый обладает развитыми возможностями решать проблемы общества. Однако по целому ряду причин (не может, не желает), многие добровольно передают власть тем лицам, которые, пользуясь их доверием, представляют их интересы. Таким образом, политический субъект, аккумулируют такой ресурс, как возможности.

Это передача политическому субъекту возможностей осуществляется на некоторых основаниях: программа, удовлетворяющая общность, её интересы. Но это не всё. Тут важна и сама личность того, кому доверяется возможность. Однако, модель политического рынка, это признак скорее высокоразвитого общества (независимость политических субъектов, их самостоятельность, наличие общепринятой системы ценностей, всего того, что важно для консенсуса). То есть, власть вырастает из чего эфемерного и трудно уловимого – из обмена возможностями.

Далее. Передав свои возможности, общность получает право давления на того, кому она передала свои возможности. То есть, политический субъект обязан отчитываться перед членами своей общности. То есть, модель обмена предполагает механизм ответственности. «Политическая ответственность» - это соблюдение условий явно или не явно формулируемого договора, политического субъекта с членами его общности. (Амелин)

Властные отношения, чтобы стать ещё и политическими, должны опираться на политические институты.

Политический субъект, чтобы укрепить свое (и общности) положение в обществе, вынужден налаживать отношения с другими политическими субъектам, и вообще, с теми, кто имеет власть (экономическую, военную, идеологическую). Скажем США - истеблишмент, СССР, в свое время, - номенклатура. И за кем стоят мощные институты и организации. Поэтому тут важно: каковы отношения у политических субъектов с 1) элитой, и 2) с институтами управления, и, прежде всего, государственными институтами. Элиты: 1) открытые (тут вход контролируем, но довольно свободен); 2) закрытые (тут всё огосударствлено и самостоятельно не войти сюда, не выйти – нельзя (номенклатура). В первом случае (это как достоинство) важны: экономический вес, слава, известность, политический профессионализм. Во втором случае важен преданный системе исполнитель.

Первую – можно изучать, писать о ней; вторая – закрыта для изучения и информации о ней.

Внутри элит власть представляется как, участие в принятии управленческих решений. Внутренняя борьба в элитах, и ведётся за это участие. Эта борьба, может привести к нарушению политической стабильности, поэтому члены элит, стремятся прийти к консенсусу. В результате складывается определённая структура, в которой каждый политический субъект (член элиты), занимает особый статус; а статусу соответствует определенное государственное учреждение, организация и т.д.

Для описания взаимодействия в рамках властвующей элиты, можно использовать три модели:

Первая модель выделяет среди членов элиты субъекта с решающим голосом. Это – тиран. В рамках этой модели, доступ к принятию решений определяется прежде всего, близостью к тирану; тут важно для членов элиты иметь способность отгадывать, желания и настроения тирана, и быстро их исполнять. Механизмом распределения власти здесь является тиран. Здесь идёт борьба членов элиты за близость к тирану.

Вторая модель, где доминирующее положение занимает государство. Здесь больше свободы для членов элиты; возможны уже не только борьба друг с другом, но и коалиции. Государство (его роль) легитимирует установление правил игры здесь, и контролирует их соблюдение каждым. Здесь многое зависит от места членов элиты в должностной иерархии. Возрастает здесь и роль предприимчивости, образования, известности, богатства.

Третья модель. Здесь правила игры предлагаются каждым её участником. Эти правила легитимируются в том случае, если представляются другим участником игры – выгодными. Причём это делается не обязательно государством, а и средствами массовой информации, системой образования. Тут уже на первый план выдвигаются такие качества как предприимчивость, компетентность, профессионализм. Правила здесь постоянно меняются, поэтому тут важно наличие общей ценностной структуры, разделяемой всеми членами элиты. Это модель самосанкционируемой системы властных отношений.

Здесь просматривается обусловленность способа властвования способом обмена таких ресурсов, как:

1) влияние (неформальный ресурс);

2) должность (формальный ресурс);

3) статус (неформально-формальный ресурс).

Власть при этом выступает не таким эфемерным образованием как на первом уровне: участие в принятии решений властвующих субъектов, за спиной которых, стоят социальные общности и институты, и которые, к тому же, готовы воспользоваться государственными органами для реализации своих интересов, задаёт то поле, на котором разворачивается политическая практика, описываемая в рамках третьего измерения власти.

Мы рассмотрели власть на уровне «влияния - давления», то есть как борьбу за доступ к принятию управленческих решений политическими субъектами.

Теперь третья модель. Она касается практической стороной дела, то есть – реализации решений.

Различают два вида практики: 1) предметно-практическая деятельность; 2) преобразование отношений между субъектами.

Речь идет о решении проблем, дестабилизирующих общество (это – регулировка отношений между классами, нациями, конфессиональными, профессиональными общностями; это – поддержание общественного порядка).

При этом следует социального инженера и политика: первый конструирует, второй формирует концепцию решения проблемы, выбирает из возможных такую, которая бы устраивала представляемую им общность. Они не должны подменять друг друга.

Решение любой проблемы предполагает мобилизацию в руках политика значительных ресурсов – материальных, человеческих, информационных, финансовых, организационных. Тут возможна конкуренция с другими политическими субъектами. Политический субъект должен вступать с ними в отношения.

Анализ политической практики требует учёта двух важнейших форм её организации – политической технологии и политической стратегии. Первая связана с целями, вторая – со способами и методами деятельности, направленной на достижение цели. 1-я – надситуативна (если сказал А, надо сказать и Б); 2-я – представляет учёт особенностей ситуаций. Не то ни другое не должно абсолютизироваться. Искусство политики, поэтому определяется способностью найти тот вариант соотношения технологии и стратегии, при котором достижение результатов, способствует повышению статуса, и влияния политического субъекта.

Используя проанализированные модели можно описать поведение политического субъекта, а также наиболее типичные стратегии. И анализируя отношения кандидата в депутаты, удалось установить, что его значимость на политической сцене зависит от его … и далее по формулам:

 

(моральный тип * (степень адаптированности к образу) +манера держаться))

Формула 1 =

степень адаптированности индивидов

 
 

 

 


способ политической активности * характер социальной базы

Формула 2 =

степень противодействия других политических субъектов

 
 

 

 


Формула 3 = эффективность решения проблемы * степень информированности населения

 
 

 


Примечание: * – знак умножения.

 

С помощью этих трех формул можно определить координаты политического субъекта и описать его траекторию.

Выводы. Власть многомерна:

· на первой оси она выступает во взаимодействии отношений "давление— влияние";

· на второй оси— "вовлеченность - отстраненность";

· на третьей— в форме разрешения социальных проблем.

Главное социальное назначение власти – поддержание общественного порядка. Развитие же общества инициируется иными социальными механизмами. Поэтому заставить государство и другие политические институты "подстегивать" общество— является исторической и политической ошибкой.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Элементы политической власти | Легитимность политической власти и ее типы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.