Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизмы функционирования власти (формы властвования)

 

Понятием «механизм функционирования власти» обозначаются разнообразные способы и средства власт­вования. Политическая власть обеспечивается путем принуждения в различных формах, включая прямое физическое насилие, стимулирования коммуникатив­ного воздействия, сотрудничества, согласования или, наоборот, конфронтационного общения, информаци­онного воздействия — обучения, трансляции инфор­мации, посредством организации и общественно-по­литических движений, наконец, идеологического и психологического воздействия. Словом, политичес­кая власть обеспечивается прямой грубой силой, уг­розой ее применения, зависимостью, богатством, пре­стижем, авторитетом, поощрением, контролем, при­мером, личным обаянием, харизмой, успехом и т.д. Она основывается на общепризнанной, узаконенной системе ценностей и на базе культурных традиций или просто произвольной веры в какие-то сверхъес­тественные способности личности. Власть функцио­нирует по закону и вопреки ему. Законность и неза­конность — составляющие части одной институцио­нальной структуры политических отношений, глав­ным образом диктатуры.

На вопрос, как поддерживался закон, т. е. власть, на протяжении истории, П. Кропоткин писал: «То жестокости византийского предания, то ужасы ин­квизиции, то средневековые пытки, то кнут палача, цепи и топор, состоящие на службе у закона; или же подземные тюрьмы, страдания заключенных и их близких, их слезы и проклятия...». Стыдно при­знать, но историю не переделать: сталинщина повто­рила нечто из того, о чем говорил выдающийся рус­ский революционер.

Что касается отношения членов общества и поли­тической власти, то оно выступает в различных фор­мах: признание тождественности власти и воли на­ции (общества), лояльность, конформизм, отчужде­ние от власти, противодействие, борьба за власть или бегство от власти. В зависимости от характера влас­ти доминирующую роль приобретают те или иные формы отношения.

По И.А. Ильину, «нормальная власть» «всегда вынуждена полагаться на правосознание граждан, на их собственный разум и на их собственную волю». Она «связана с гражданами одинаковостью государ­ственного воленаправления, единой целью, духовной солидарностью...».

В истории политической мысли отложились по­нятия «свободная власть», власть «тираническая», «аристократическая», «демократическая», «монар­хическая». В современной теории получили широ­кое распространение понятия «авторитарная» и «то­талитарная» власть. Каждое из понятий характери­зует соответствующую систему отношений властво­вания. Различие их определяется центрами и непос­редственными субъектами власти. Ими выступают монарх или олигархия (господствующая элита), диктатор или представляющие народ институты.В каждой из этих систем механизмы властвования различны.

Политическая власть, являясь результатом социального господства, характеризуется умением класса, общности, группы, отдельного человека выражать и представлять свои интересы, артикулировать и агрегировать их в организации, бороться за их реализацию в рамках всего общественного организма, используя разнообразные средства, приемы на основе конститу­ционного права. Ее практическое осуществление требует создания широкого механизма управления, включающего совокупность различных элементов, отношений, норм, взглядов. В качестве основных элементов политической власти выступают:

— государственная власть, которая обладает профессиональным управленческим аппаратом, специальными легитимными полномочиями и средствами воздействия. Ее распоряжения и веления обязательны для всех граждан, проживающих на данной территории Неповиновение влечет законное применение принудительных, насильственных мер. Государственная власть гарантирует необходимые условия для функционирования общественного организма, уравновешивает и разрешает социальные противоречия, обеспечивает защиту прав и свобод гражданина, поддерживает равноправные и добрососедские международные отношения:

— совокупность государственных и негосударственных уч­реждений и организаций, в рамках которых реализуется власть «снизу доверху», и их отношений между собой;

— система норм и взглядов, которые определяют и регули­руют отношения между субъектами и объектами власти;

— политическое сознание граждан, выражаемое через поли­тическое поведение и политическое участие в делах общества;

— политическая культура как результат социализации, как уровень знаний и представлений о власти и политической жизни.

Сложное элементное содержание власти свидетельствует о многомерности выражения как ее сущности, так и практиче­ского функционирования. Власть может быть экономической и идеологической, партийной и элитарной, центральной и регио­нальной, авторитарной и демократической, коллегиальной и бюрократической и т. д. Но власть не только многомерна, но и многофункциональна. В любом обществе ей присущи функции внутреннего и внешнего порядка. Сфера их действия не оста­ется неизменной, а зависит от содержания и этапа обществен­ного развития. Например, российское общество первой поло­вины 90-х годов кардинальным образом отличается от совет­ского общества 80-х и нуждается соответственно в применении иных методов и форм деятельности властных структур, других направлений развития самой власти. Однако есть функции, ко­торые присущи любой политической власти, в какой бы форме она ни осуществлялась. К ним относятся:

— обеспечение и защита политического и правового по­рядка;

— организация общественного производства и поддержание экономического порядка, благополучия граждан;

— правовое регулирование отношений между индивидами, их взаимоотношений с государственными и политическими ин­ститутами;

— формирование условий для развития образования, воспи­тания, культуры, здравоохранения, отдыха людей, т. е. тех на­правлений, которые составляют социальную сферу жизнедея­тельности; а развитая социальная инфраструктура это несу­щая конструкция в социализации личности, в формировании ее целостных качеств.

Основное бремя расходов в данной области должно нести государство:

— поддержание оборонного потенциала государства с целью защиты его граждан от нападения извне;

— охрана природы и содействие воспроизводству ее ре­сурсов;

— развитие международного сотрудничества и межгосудар­ственных отношений на принципах независимости, невмешатель­ства, справедливости и добрососедства.

Комплекс внутренних и внешних функций фактически озна­чает основные направления деятельности властных структур, всего государственно-политического организма. Функционирова­ние последнего - это управление обществом, придание ему стабильного и прогрессивного развития. Власть и общество, государство и общество - эти парные позиции всегда образуют своеобразное пространство, в границах которого происходят процессы социального взаимодействия, ведущие к гармонизации общественных отношений, либо процессы социального рассогласования, которые приводят к конфликтам и кризисным ситуа­циям. -Являясь основным действующим субъектом, власть в лице государства и других политических образований исполь­зует те средства и методы правления, которые наиболее эффективно обеспечивают устойчивое развитие общественной систе­мы. Совокупность средств и методов осуществления власти со­ставляет политический «образ», порядок, режим правления.

Политическая практика дает несколько типов, «образов» правления, способов осуществления власти. В свое время М. Вебер в работе «Политика как призвание и профессия» выделил три типа политического господства: патриархальное-традици­онное, харизматическое, рациональное—легальное. Однако по­следующее развитие общественной жизни внесло свои коррек­тивы в эту классификацию. Во-первых, авторитарный образ правления, который характеризуется безраздельным подчинением всех форм жизнедеятельности общества государству, диктатуре одного вождя или группы приближенных к нему лиц. В этих условиях происходит отчуждение человека от самостоятельного и независимого участия в политических действиях; на­рушаются трава и свободы граждан; для подавления политиче­ской оппозиции применяются в основном меры принуждения и наказания, террористические методы; попирается Конституции государства и законодательные акты; не реализуется принцип разделения властей.

Во-вторых, тоталитарный образ правления, основными ха­рактеристиками которого являются: власть диктатора, которая держится на насилии и подавлении политической оппозиции; единая господствующая идеология, пронизывающая экономику, культуру, общественную и личную жизнь; монопольный конт­роль за экономическим развитием, средствами массовой информации и армией; закрытый, «номенклатурный» способ формирования руководящих кадров.

В-третьих, демократический образ правления, отражающий в максимальной мере интересы и потребности граждан, обеспечивающий свободу их волеизъявления, участия в политическом процессе, в выборе тех или иных форм собственности. В этом случае возможно осуществление принципа: «Не человек для государства, а государство для человека». В условиях демокра­тического способа правления происходит становление правового государства, а в последующем и правового общества, в которое социальные связи людей «разгерметизированы» от излишней опеки государственной власти и поддерживаются на основе договора и гражданского согласия. Множественность политических институтов может соседствовать с множественностью правовых, где права и свободы каждого человека обеспечиваются абсолютно. Конечно, реальная практика и большинстве государств не укладывается в рамки идеальной демократической модели. Мы не можем сегодня назвать ни одного государства, в котором были бы в полной мере реализованы все принципы демократического правления. Один из основополагающих принципов правового государства — принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в большинстве стран реализуется по-разному.

Итак, категория «политическая власть» — одно из основных в политологии. Несмотря, на разнообразие подходов в определении власти, имеющихся в литературе, эта категория идентифицируется в основ­ном с противоречивыми политическими отношениями двоякого плана: господство — подчинение и управле­ние людьми, организация социальной системы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Легитимность политической власти и ее типы | Политическая власть в современном российском обществе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.