Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические объединения (движения) и их место в политической жизни общества




Наиболее часто используемые основания (критерии) классификации политических партий

Подготовка и выдвижение кадров для

Формирование общественного мнения

Их общих принципов, составных элементов

и т. д. Участие в борьбе за власть в государстве

и в создании программы его деятельности

У Участие в осуществлении государственной

власти

Политическое образование общества или

его части

госаппарата, профсоюзов и т. д.

.

 

2. Типы политических партий.

 

Многообразие исторических и социокультурных условий политического развития стран и народов привело к возникновению раз­личных партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функциями, чертами деятельности. Исторически первые попытки классификации партийных объединений явно тяготели к моральным (подразумевавшим разделение на "хорошие" и "неблагородные" союзы) и количественным (характеризовавшим) критериям. Современной же политической наукой разработана гораздо более сложная типологизация партийных институтов. См. рис. 5.

 

 

           
 
 
   
     
Взаимоотношение с политическим сознанием населения
 
Отношение к существующему строю
 

 

 


Рис. 5.

 

Первый критерий типологизации, который часто встречается - это идейные основания деятельности партий. В соответствии с данным критерием партии подразделяет на:

1) доктринальные (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты);

2) прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий);

3) харизматические (люди объединяются вокруг лидера).

Необходимо ответить, что среди доктринальных партий принято выделять религиозные (например, швейцарская евангелическая партия) и идеологические (многочисленные социалистические, национальные и др.) объединения.

Партии типологизируют и исходя из оснований образования данных институтов власти:

1) социальные основания (аграрные партии),

2) этнические основания (Русское Национальное Единство);

3) демографические основания (Женщины России);

4) культурологические основания (партии любителей пива в Германии и России).

Важное значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной структуры. В данном случае принято выделять следующие партии:

1) парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);

2) лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов);

3) авангардные (построенные на принципах территориально - производственного объединения своих членов и демократического централизма).

Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму:

1. правящие и оппозиционные;

2. легальные и нелегальные;

3. партии- лидеры и партии- аутсайдеры;

4. партии, правящие монопольно и партии в составе коалиции.

Большое распространение в политической социологии и политологии получила классификация партий французского ученого Ж. Дюверже, выделявшего в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства:

1) кадровые партии;

2) массовые партии;

3) строго централизованные партии.

Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических деятелей, а основой их организационного строения является политический комитет (лидеров, активистов). Кадровые партии формируются как правило, сверху, на базе различных парламентских групп, групп давления, объединении партийной бюрократии. Они сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарных кругов что предопределяет свободное членство и известную аморфность партийной организации. Как правило, такие партии активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората. К кадровым партиям можно отнести НДР, СПС, "Яблоко", "Отечество-Вся Россия".

Массовые партии представляют собой централизованные образования, хорошо организованные и дисциплинированные, с уставным членством. Хотя и здесь важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается общности взглядов, идеологическому единству членов. Массовые партии чаще всего формируются снизу, нередко на основе профсоюзных, кооперативных и иных общественных движении, артикулирующих интересы определенных споев, профессиональных групп, сторонников известных лидеров и идей. Так, массовыми партиями являются КПРФ, ЛДПР и др.

И, наконец, для строго централизованных партий Дюверже считал характерным превращение идеологического компонента в основополагающее, связующее эти организации начало. Для таких партий характерны наличие множества иерархических звеньев, строгая, почти военная дисциплина, высокая организованность действий, уважение и почитание политических вождей. К данным партиям можно причислить КПСС и фашистские партии.

 

3. Партийные системы и их разновидности.

 

Что такое партийная система? Партийная система это совокупность партий (правящих и оппозиционных), находящихся в тесных отношениях с государством и принимающих участие в осуществлении государственной власти.

В ходе исторического развития сформировались три основные типа партийных систем: двухпартийная система (бипартизм), многопартийная система и система "двух с половиной партий". Если в стране действует одна партия, есть смысл говорить не об однопартийной системе, а скорее об однопартийном режиме функционирования политической системы. Такой режим характерен для авторитарных и тоталитарных политических систем. Однопартийная система, существовавшая в бывшем СССР, связана с определенной моделью партии, убежденной в своем превосходстве и праве на политическое руководство.

Отличительная особенность двухпартийной системы состоит в том, что только две из наличных партий реально участвуют в осуществлении государственной власти. Пример - британская система с консервативной и лейбористской партиями, имеющими единую структуру, централизацию, твердую парламентскую дисциплину. Такая система существует в США, Ирландии, Новой Зеландии и других странах.

В некоторых странах действуют "двух с половинные" партийные системы, в которых относительно слабая третья партия помогает одной из основных партий добиться парламентского большинства и сформировать правительство. Пример -ФРГ, где кроме двух основных партий (ХДС - ХСС и СДПГ) действует "младший партнер", более слабая Св. ДП. В Австралии аграрная и либеральная партии могут прийти к власти только благодаря поддержке более слабой партии. Многопартийные системы возникают, когда в стране действуют три и более партий, каждая из которых собирает на выборах значительное число голосов. Преимущества многопартийной системы по сравнению с двухпартийной связаны с тем, что она точнее и полнее отражает социально-экономическую структуру общества и социальные интересы. Однако правительства, создаваемые на основе партийных коалиций неустойчивы и зависимы от состояния межпартийных отношений. Примером является Италия.

В современном мире в большинстве государств сложились многопартийные системы. Их конкретное содержание зависит от ряда факторов. Во-первых, оказывает влияние уровень развития социально-классовой структуры. Различные социальные группы и слои со своими специфическими интересами нуждаются в политических партиях, которые бы выражали и защищали эти интересы в соответствии с общегосударственными. Во-вторых, важным условием многопартийности является демократизация всех сфер общественной жизни, торжество закона. Только в такой обстановке обеспечивается самостоятельность и равноправие всех партий, их цивилизованное соревнование. В-третьих, один из ведущих принципов зрелой многопартийной политической системы - формирование высокой политической культуры.

Эти условия крайне важны для функционирования многопартийности цивилизованного типа. Именно к такому типу движется многопартийность в развитых странах. Что характерно для многопартийности цивилизованного типа? Прежде всего двухпартийный механизм власти (или двух межпартийных блоков), в котором наряду с правящей партией действует партия, не получившая поддержки большинства избирателей, но завоевавшая определенное количество мест в высших и местных органах власти. Она участвует в их работе как оппозиционная сила. Другие, менее влиятельные партии, выполняют функции поддержки правящей партии или давления на органы власти, когда они блокируются с оппозиционной партией. Современные двухпартийные системы нельзя рассматривать только как механизм манипулирования сознанием и поведением граждан, исходя из интересов класса, господствующего в экономике. Такая система в определенной степени отражает интересы более широких слоев населения. В современных условиях победа той или иной партии в избирательной кампании зависит от позиции наемных работников Для обеспечения их поддержки на выборах мало одних обещаний, нужны реальные блага. Это понимают лидеры и правящих и оппозиционных партий. Ныне более чем в 30 странах одной из влиятельных противоборствующих партий, является социал-демократическая, ориентирующаяся, главным образом, на людей труда, на поддержку рабочего и демократического движения. Такие партии, находясь у власти, добились значительного улучшения жизни большинства трудящихся Швеции, Ав­стралии, Новой Зеландии, Австрии, Германии, Франции и других стран.

При многопартийности формируется механизм конкуренции, соперничества между партиями, блоками партий, через них и между классами, социальными слоями.

Оппозиционные партии полезны и как гарантия против некомпетентности, злоупотреблении в системе власти. Они не прощают ее представителям промахов, ошибок, невнимания к людям, понуждают их выполнять управленческие функции более эффективно. Оппозиция играет сдерживающую роль по отношению к бюрократизации аппарата управления. Это достигается благодаря осуществлению оппозиционными партиями контроля за деятельностью представителей правящей партии в законодательных и исполнительных органах власти.

Историческая практика показывает, что многопартийность благотворно влияет и на внутреннюю жизнь партии. Перед лицом конкурентов ее руководство вынуждено проявлять больше инициативы в совершенствовании структуры партийных органов, программы, стратегии и тактики, средств и методов деятельности, повышении боевитости и ответственности членов партии, сплочении их рядов. Это важно для привлечения па свою сторону избирателей, для победы в политической борьбе. В атмосфере межпартийного соперничества выделяются истинные лидеры.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что даже цивилизованная многопартийность порождает определенные трудности. Усилия правящей партии отвлекаются на межпартийную борьбу. У оппозиционной партии начинают преобладать негативные оценки политики законодательных и особенно исполнительных органов власти. Обостряются межпартийные отношения.

Эффективность многопартийной системы власти зависит от зрелости объективных условий и субъективного фактора. Недостаточная их развитость ведет к деформированной многопартийности, характеризующейся применением нецивилизованных средств и методов межпартийной борьбы.

Какая же партия в условиях многопартийности имеет наибольшие шансы стать правящей?

Исследователи называют ряд таких параметров, которые обеспечивают партии успех. Это:

- использование данных науки, учет новых реальностей в своей политике;

- способность обеспечить массовую поддержку своих программных целей и задач, применять наиболее эффективные методы, средства, формы организации и мобилизации своих сторонников, развития их активности,

- творческое использование накопленного опыта политического руководства в новых условиях, использование в политике опыта других партий, в том числе и своих оппонентов;

- мобильность и гибкость партийной тактики, способность оперативно вносить в нее коррективы с учетом изменяющейся обстановки, данных социологических исследований и.прогнозов, готовность идти. на компромиссы, на формирование блоков, заключение союзов с другими партиями и организациями,

- эффективное сочетание стремления опираться на массы с практическими шагами по выявлению и подготовке подлинных лидеров, способных занять высокие посты в партии и системе власти;

- степень сплоченности, организованности, дисциплины, активности членов партии, уровень жизнестойкости партии, ее способность к постоянному обновлению, саморазвитию.

Данные параметры, определяющие прочность позиций партии, вытекают из анализа международного опыта. Использование его в России имеет большое практическое значение, так как дает формирующимся партиям основные ориентиры укрепления их авторитета, повышения роли в преодолении политического кризиса, охватившего страну.

 

 

Интересы различных социальных групп, граждан выражают не только партии, но и общественно-политические объединения (движения). Политическое движение - динамическое сообщество больших масс людей, осознавших единство своих политических, экономических, социальных и духовных интересов, отличие от интересов других классовых слоев и групп населения и отстаивающих их перед государством.

Общественные организации и движения в отличие 6т государственных институтов, не имеют властных полномочий. Они не могут принимать общеобязательных решений и требовать их выполнения. От политических партий они отличаются тем, что не ставят своей задачей овладение государственной властью. Вместе с тем они определенным образом влияют на власть.

Общественные движения и организации - это добровольные формирования, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе интересов и целей.

Принципы деятельности общественных объединений - добровольность, самоуправление, равноправие их членов, законность и гласность.

Общественные организации и общественные движения имеют определенные различия.

Общественные организации - это массовые добровольные объединения граждан, созданные для реализации долговременных целей, имеющие устав и характеризующиеся четкой структурой.

Выделяют различные типы общественных организаций.

В основу их типологии могут быть положены различные цели организации:

- защита гражданских, экономических, политических, социальных, культурных прав и свобод граждан, профсоюзы (Союз ветеранов, Детский фонд, общества в защиту нрав потребителей и так далее);

- удовлетворение профессиональных и любительских интересов (педагогические, философские, исторические общества, союзы журналистов, писателей; художников, научно-технические общества и тому подобное);

- участие в благотворительной или другой социально-значимой деятельности (Фонд мира, общество милосердия, Общество охраны материнства и детства, экологическое общество "зеленые", Общества дружбы, народной дипломатии и т. д.).

В типологии общественных организаций могут быть использованы и другие критерии. К примеру, по классовому признаку можно выделить рабочие, крестьянские организации, союзы предпринимателей и так далее, по демографическому - женские, молодежные организации, и прочие.

Функции общественных организаций многообразны. Среди них:

- выражение, представление и защита интересов граждан;

- связь с другими политическими институтами и организациями;

-оказание давления на официальные институты власти (наиболее распространенной и влиятельной из традиционных общественных организаций являются профсоюзы.).

Профессиональные союзы - это негосударственные общественные организации, объединяющие людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.

Профсоюзы призваны защищать интересы наемных работников, поднимать уровень их культуры и социализации. Эти организации впервые возникли в конце XVIII века в Англии и США, затем были созданы во всех промышленно - развитых странах. Наибольшую роль профсоюзы играют в странах, где они тесно сотрудничают с политическими партиями, спиртующимися на рабочий класс. Это характерно для Великобритании, Германии, Скандинавских стран, наибольшим влиянием среди рабочих пользуются социал-демократические парши, а профсоюзы находятся под их воздействием. Существуют профсоюзы, связанные с партиями, находящимися в оппозиции (например, в Италии).В нашей стране профсоюзы долгое время были итерированы в политическую систему и фактически не были защитниками рабочих. В современных условиях профсоюзы России ищут новые демократические формы и методы работы. Создаются альтернативные профессиональные объединения.

Все более заметную роль в политической жизни стран мира начинают играть общественные движения

Общественные движения - это объединения, коалиции, союзы различных общественных групп, стоящие на определенной идейно-политической платформе и выступающие за решение тех или иных проблем.

В зарубежной политологии сформировалось целое направление, занимающееся исследованием общественных движении Оно связано с именами О. Тоффлера, Э. Шумахера, И. Хубера, А. Терена, И. Иллиша, П. Келли и других.

Общественные движения в отличие от общественных организаций могут быть структурно не оформлены. В них могут входить организации разных социально­му политических ориентаций, временно объединенных общей целью. 0ни могут включать в себя группы истечения, объединившиеся по тактическим соображениям и расходящиеся в программных установках. Цели общественных движений не имеют долговременного характера. После осуществления поставленных целей то или иное общественное движение либо распадается, либо преобразуется в новые политические партии пли общественные организации.

По мнению польского политического социолога Е. Вятра, общественные движения проходят четыре стадии в своем развитии: возникновение, агитация, развитая деятельность, затухание.

По мнению политических исследователей, есть формы объединений, соединяющие в себе признаки общественных организаций и движений. Это различные фронты (Народный фронт, Фронт национального спасения, Пат­риотический фронт и так далее).

Важной особенностью современных движений является их массовость. Типология общественных движений весьма многообразна. По стратегическим задачам движения делятся на консервативные и движения протеста.

Консервативные - выступают за сохранение существующего социального и политического порядка или даже реставрацию ранее существовавших институтов. Ныне в России есть сторонники как реставрации планового социализма, так и движения монархистов.

Движения протеста требуют перемен существующего порядка. Они в свою очередь, подразделяются на реформаторские и революционные, в зависимости от способа действия.

В зависимости от поставленных целей общественные движения подразделяются на антивоенные, экологические, правозащитные и прочие.

Антивоенное движение вовлекло в борьбу за мир миллионы людей. Экологическое движение выступает в защиту окружающей среды. Это движение возникло в конце 60-х годов в Германии, Франции, Швеции, затем распространилось и на другие страны. Экологическое движение составляет социальную базу партий "зеленых", действующих в ряде стран. "Зеленые" выступают за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, закрытие вредных производств, против различных форм загрязнения окружающей среды и так далее Правозащитные движения направлены против ущемлений прав личности. У истоков этого движения в России стоял академик Сахаров. В настоящее время в России действуют филиалы международных правозащитных организаций, которые занимаются защитой обвиняемых по политическим мотивам.

Существуют движения, имеющие классовую ориентацию (рабочее, крестьянское, движение предпринимателей, кооператоров и так далее). На основе половозрастного признака можно выделить молодежное, женское, движение пожилых людей и так далее.

В современных условиях возросшей активностью отличается женское движение, известное на Западе как неофеминистское. В неофеминизме существуют различные направления, отличающиеся во взглядах на причины дискриминации женщин, конечные цели их борьбы.

Молодежное движение в разных странах имеет различный характер, направления деятельности, сложный социальный состав, разную степень устойчивости.

Это отражает многомерность социально-психологической природы молодежи и ее проблем. Самодеятельные молодежные объединения и группы выступают как средство реализации потребности в самоутверждении. Их деятельность пронизана присущим юношескому возрасту максимализмом Большое значение придается атрибутике и символике движений, что особенно наглядно проявляется в движениях "металлистов", "фанатов", "брейкеров", "панков", "хиппи", "рокеров" и тому подобных.

В целом общественно-политические объединения и движения весьма многообразны, но имеют и общие тенденции, такие, как политизация расширение географии их деятельности. В России действует закон об общественных объединениях, который заложил правовые основы их дальнейшего развитие.

В зарубежной литературе среди общественных объединений выделяются "группы давления". Группа давления - это относительно узкое общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты публичной власти.

Цели групп давления разнообразны: национализация., повышение или понижение налогов и т. д. Средства достижения - печать, агитация, забастовки организация движения потребителей и тому подобные. Группы давления могут оказывать влияние на государственные органы. Они могут вступать в союзы или в противоборство с политическими партиями, местными властями.

Как феномен группы давления были известны на протяжении всей политической истории, но наибольшего развития они достигли в условиях рынка и зрелого гражданского общества.

Таким образом, политические движения могут различаться:

q социальными истоками (рабочие, крестьяне и т. д.);

q идеологической направленностью (коммунистические, либеральные, консервативные, анархические и т. п.);

q демографическим признаком (женские, молодежные и т. д.);

q национальным составом и ориентацией (интернациональные, национально - освободительные, национально - сепаратистские, антирасистские и др.).

Можно выделить следующие отличительные признаки политических движений:

1. массовость, добровольность;

2. отсутствие фиксированного членства, четкой организационной структуры, комплексной программы;

3. преобладание стихийности.

Политические движения находятся в определенном соотношении с политическими партиями. В некоторых условиях они могут стать базой конституирования политических партий. И наоборот - политические партии в целях расширения своего влияния в обществе становятся организаторами политических движений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.