Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы политической социализации




Основные агенты (институты) и этапы политической социализации

Типы политической социализации

               
       

 


 

 

Рис. 1.

 

 

В каждом конкретном обществе существуют свои особые специфические пути и механизмы политической социализации, обеспечивающие формальную и неформальную, явную и скрытую передачу традиций и приобщение людей к доминирующей политической культуре. Вместе с тем, можно говорить также и об универсальных социальных и политических институтах, которые неизбежно включены в политическую социализацию всех членов общества. В качестве таких общезначимых институтов политической социализации принято рассматривать семью, систему образования, средства массовой информации, государственные и партийные, а также религиозные организации и отдельные политические события.

В каждой стране роль, значение и направленность действия данных институтов политической социализации может существенно различаться. В частности, в России начальная стадия многопартийной системы обусловливает то, что партийные ассоциации являются пока малоэффективными звеньями процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политических действий для большей части населения страны. Также есть основания сомневаться в эффективности политического влияния такого института, как семья. В то же время повышенная конфликтность нынешнего политического процесса дает основания отметить решающую роль в политической социализации населения различных политических событий, конкретных социальных акций, сказывающихся на общественном положении групп, наций, слоёв. Заметна и большая роль средств массовой информации, выступающих, по сути, важнейшим фактором формирования потребности граждан в политическом участии.

Различные общественные события, имеющие для человека личностную значимость (безработица, репрессии властей, разочарование в лидере и др.), могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для восприятия человеком тех или иных ценностей, а также форм его отношений с властью. Учитывая же неоднозначный характер влияния социальных и политических явлений на представления и ценностные ориентации человека, можно отметить, что политическая социализация является процессом одновременного обретения и утрачивания тех или иных оценок, суждений, а, в конечном счете, и реальных качеств личности как политического субъекта.

Эффективность освоения человеком политических ролей, приращения специальных знаний и другие положительные результаты политической социализации непосредственно зависят от взаимодополняемости и внутреннего соответствия влияния всех факторов и институтов политической социализации.

Таким образом, особенности и содержание процесса политической социализации зависят от целого ряда факторов, которые могут быть разграничены на политические и неполитические.

К основным политическим факторам относятся: а) характер и тип государственного устройства; б) политический режим; в) политические институты, партии, организации и движения.

К неполитическим факторам относятся: а) семья; б) сверстники; в) учебные заведения (система образования); г) коллеги по работе; д) культура, искусство, литература; е) средства массовой информации; ж) национальные традиции.

Обе группы факторов тесно взаимодействуют друг с другом, ведь в реальной жизни политические и неполитические явления тесно переплетаются между собой. Политическое значение для человека нередко приобретают факторы, не совсем относящиеся к политике. Очень многое зависит от роли и места неполитических факторов во внутренней и внешней политике государства в отношении общества и других государств.

Дело в том, что политическая социализация имеет свой особый механизм, функционирующий на трех уровнях.

Первый уровень – социальный. Это уровень общества в целом. На нем человек вовлекается в политику под давлением каких-либо чрезвычайно важных проблем, с которыми столкнулось всё общество. Например, вовлечение людей в массовые общественно-политические движения происходит, в частности, под давлением глобальных проблем современности, в том числе экологической. Политизация людей может быть обусловлена и обострением безработицы, коррумпированностью властей, разгулом преступности, ухудшением качества и уровня жизни в целом.

Второй уровень – социально-психологический. Дело в том, что человек политически социализируется не только в составе больших социальных групп (общественных классов, социальных общностей), но и находясь в малых группах (семья, друзья, студенческая группа, коллеги по работе). Поэтому его политической социализации во многом способствует межличностное общение. В ходе такого общения он подвергается влиянию собеседников; среди прочих факторов через общение происходит его политическая самоидентификация (самовосприятие). Кроме того, межличностное общение во многом способствует ориентации человека в политической действительности и политических проблемах.

Третий уровень – внутриличностный. На этом уровне политическая социализация происходит через интересы человека, его потребности, мотивы, установки и ценностные ориентации. Именно они играют значительную роль в формировании политического сознания человека и во многом управляют его политическим поведением. Чтобы стать частью сознания человека и повлиять на формирование его политических убеждений, политическая культура должна быть пропущена через индивидуальные потребности человека. Иначе соответствующая информация о политической действительности буде лишь «скользить» по поверхности человеческого сознания и не определять поведение индивида.

Существуют и иные интерпретации уровней и соответствующих им факторов политической социализации. См. рис. 2.

 

УРОВНИ ФАКТОРЫ

 
 


Микро – – Этические переживания

(межличностный) – Надежды

и др.

 
 


– Цели

Мезо – – Программы партий

– и др.

 
 


– Всеобщий дефицит

Макро – – Безработица

– Политические репрессии

и др.

Рис. 2.

Итак, политические институты (государство, партии и т. д.), политические лидеры, элиты, заинтересованные группы, церковь, семья, которые способствуют политической социализации, называются агентами политической социализации. На различных этапах социализации может доминировать влияние того или иного агента.

Теперь, что касается этапов политической социализации.

Политической социализации как процессу присуща определенная последовательность. В этом плане рассматриваемое явление имеет следующие составляющие компоненты:

1) усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта;

2) превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения;

3) выработка способности отстаивать свои политические взгляды;

4) приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности, освоение её основных принципов и норм;

5) реализация знаний и убеждений в практической политической деятельности, в области других сфер общественных отношений (Политология. Курс лекций / Под ред. Радугина А. А. – М.: Центр, 1998).

Поскольку обретение и утрата политических качеств человеком не ограничена во времени и пространстве (за исключением продолжительности жизни самого человека), то и политическая социализация представляет собой непрерывный и постоянный процесс. Принято выделять первичную и вторичную политическую социализацию. Различия между ними обусловлены действием трех переменных: возраста человека, наличие у него того или иного субъективного опыта и способности к самостоятельным формам мышления и поведения в сфере политики.

Первичная политическая социализация характеризует первоначальное (обычно с трёх – пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которое постепенно формирует у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Американские ученые Истон и Девис различают четыре важнейших аспекта и стороны этой стадии политической социализации.

Прежде всего, по их мнению, это область непосредственного восприятия политической жизни, информацию о которой ребенок черпает в отношениях родителей, их оценках, реакциях и чувствах. На этой почве у него осуществляется персонализация политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к сфере власти, становятся для него образами контакта с политической системой. Такими фигурами могут стать президент страны или полицейский, которых ребенок часто видит на экране телевизора или около своего дома. На основании оценки их поведения ребенок как бы становится участником «политической игры» и в результате постепенно усваивает ту или иную схему поведения по отношению к властям. Уже здесь политика может восприниматься как форма борьбы за господство или как способ достижения законных целей. Таким образом, учась любить или ненавидеть различные политические образы, ребёнок идеализирует политику. Впоследствии, по мере усложнения политической картины и перехода ребёнка к надличностному видению политики, первичная политическая социализация предстаёт как институализация его свойств и качеств.

Многочисленные исследования процесса первичной социализации показывают, что для получения позитивных результатов крайне необходима определённая последовательность в индивидуальном освоении социокультурных норм. Естественность постепенного включения в политическое пространство предусматривает первоначальное восприятие ребёнком опыта и традиций в так называемых остенсивных формах, в которых получаемая им информация неразрывно соединена с бытовым опытом, авторитетом «учителя», примером деятельности старших. Только на этой основе «растущее» сознание оказывается способным к восприятию императивных суждений и оценок (норм, предписаний, требований), а впоследствии и аксиологических воззрений (ценностей, идеалов, принципов).

Крайне важно, чтобы первичная социализация не начиналась с идеологизированных образов и понятий. Жёсткость идейных постулатов, хотя бы в малейшей степени расходящаяся с реальными общественными отношениями, в глазах ребёнка подорвёт достоверность «взрослой жизни». Расхождение идеологических норм с жизненными реалиями поставит под сомнение культурное значение имеющегося в распоряжении общества опыта, омертвит для вступающего в жизнь человека его нормы и традиции.

Это неизбежно заставит ребёнка имитировать требуемые нормами идеологии формы мышления и поведения, заложит в его «политических генах» прообразы контркультурного поведения. Итак, приоритет идейно ориентированных норм и традиций при первичном восприятии ребёнком социокультурных ценностей неизбежно деформирует индивидуальные механизмы трансляции политического опыта и ведёт к расхождению культурных ориентаций человека и политических реалий.

Вторичный этап политической социализации наступает тогда, когда формы и способы усвоения человеком политической информации, а также овладения специализированными ролями в сфере власти осуществляются им по преимуществу независимо от давления группового сознания или политической ситуации. Поскольку степень такой независимости может быть различной, а самостоятельность относительной, то и во вторичной социализации можно выделять различные фазы, характеризующие, к примеру, этап активной реализации позиции личности или же ступень, корректирующую её представления по тем или иным вопросам. Вторичная политическая социализация вместе с тем характеризует способности личности к самостоятельному производству различного рода ценностей, установок и норм, а в общем смысле – и к созданию новой индивидуальной культуры (субкультуры).

Таким образом, политическая социализация является весьма сложным и многогранным политико-культурным процессом. Нельзя недооценивать её роль и место в политической культуре общества. Именно благодаря политической социализации человек становится не только личностью, но и гражданином, не только объектом, но и субъектом политики.

В заключение данного вопроса остановимся на одной авторской концепции, имеющей прямое отношение к проблеме механизма и этапов политической социализации. Это концепция «политической поддержки» Д. Истона и Дж. Денниса.

Теория «политической поддержки» должна рассматриваться в широком контексте – с точки зрения способности политической системы обеспечивать динамическое равновесие посредством взаимообмена с окружающей средой (экономической, социальной, культурной системами). Добиться поддержки граждан политическая система может путем формирования положительной психологической установки на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры. Такая установка личности на систему складывается под воздействием агентов социализации, учитывающих уровень зрелости индивида.

В работе «Дети и политическая система» Д. Истон и Дж. Деннис исходят из того, что определяющей в создании положительной установки является первичная социализация (то есть приобретенная в детстве). Политическую социализацию ребёнка (уже с трёх лет) они рассматривают как последовательно сменяющиеся стадии политического развития. Авторы теории «политической поддержки» выделяют четыре фазы социализации, охватывающие период с 3 до 13 лет. Первая фаза – политизация, в процессе которой у ребёнка формируется осознание того, что политическая власть важнее власти родителей. Вторая фаза – персонализация, когда политическая власть в сознании ребёнка приобретает осязаемые черты через символизирующие её фигуры (например, президента, полицейского). Третья фаза – идеализация, в рамках которой ключевым политическим фигурам приписываются исключительно положительные качества. Четвертая фаза – институциализация, характеризующаяся тем, что ребёнок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть восприятию власти через обезличенные институты (партии, суд, парламент, армия и др.).

Претензии на универсальность американской версии политической социализации, в частности модели «политической поддержки», опровергаются расхождениями теоретических предложений и результатов эмпирических исследований, далеко не всегда подтверждающих выводы Д. Истона и Дж. Денниса. Авторы теории «политической поддержки» исходят из целого ряда теоретических допущений, которые делают в целом всю концепцию достаточно уязвимой: например, это ориентация на «идеальный» тип гражданина, учёт культурных способностей лишь американского общества и др.

Очевидно, что претензии различных моделей политической социализации на универсальность и всеобщность обречены на провал, поскольку процесс усвоения политических целей и стандартов политического поведения в каждом конкретном обществе специфичен, обусловлен особенностями их культурных сред.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.