Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История политических партий




 

В определенном смысле партии в политике существовали всегда, например, по социальному критерию - партия ремесленников, партия аристократов; по территориальному признаку - партия гор и партия долин, города и села; по религиозному признаку или по родоплеменному признаку. Однако, партии современного типа начинают формироваться только в буржуазную эпоху. Это связано с утверждением принципа конституционализма, разделения властей, разведения функций государства и гражданского общества.

В основе современных партий лежат либеральные принципы организации политической жизни. Исторически, партийное строительство началось с клубов и литературно-политических объединений. Характерно, что уже в самом начале формирования современных политических партий отмечалась негативная сторона и роль партий, как источника кризисов, политической вражды и раскола общества. Например, Вашингтон, Милль и другие выражали отрицательное отношение к партийным дрязгам и выступали против узкопартийного духа в политике. Они считали, что только государство выражает народный суверенитет, всеобщий интерес, тогда как партии эгоистичны, а господство той или иной партии означает превознесение частного партийного интереса над общим (общегосударственным).

Характерно, что такие же настроения в отношении партий существовали и в России в начале ХХ века, в общественной среде они просто преобладали, поэтому, либеральный принцип многопартийности вызывал скорее негативную реакцию в обществе, как инструмент раздора, а неизжитая патриархальная традиция самодержавия требовала большей упорядоченности в политических отношениях, большей ответственности и возвышения принципа государственной целостности над принципом узкопартийного дележа. В какой-то мере однопартийная система советской эпохи отразила это общественное мнение и эту потребность начала века.

Что же такое партия?

Партия - это организация единомышленников, объединенных общностью политических целей и воззрений, задачами борьбы за власть и ее использование.

Политическая партия формирует свою доктрину в оппозиции к другим партиям, в противоположность им. Таким образом, в самом определении партии заключена возможность представительствовать частный интерес в качестве всеобщего, если данная партия окажется у власти.

Однако искусство партийной идеологии состоит в том, чтобы скрыть свой корыстный интерес в политике или представить его как всеобщий. На поверхности партии соревнуются в искусстве выразить всеобщий общественный интерес как единственный или важнейший для себя.

Источником формирования политической партии может быть:

* мощная идеологическая платформа (доктрина), идеологические партии;

* сильный лидер, так называемые харизматические партии;

* прагматическая цель участия в выборах, так называемые патронажные партии.

-?!- Сравни современные политические партии России по данному критерию.

 

Важным условием формирования стабильных политических партий является также социальная база и группы поддержки, а также опора на дружественные союзы и объединения. В общем и целом - партия воплощает в себе право человека на свободную политическую ассоциацию.

Внешние признаки политической партии:

* добровольность объединения;

* название партии;

* идейная платформа или программа;

* численность партии;

* организованность;

* постоянство участия в политической борьбе на выборах и между ними.

Внутренняя структура партии:

* лидеры партии;

* аппарат (идеологический и организационный);

* партийный актив;

* рядовые члены партии.

Различают также:

- сочувствующих - это те, кто не будучи членами партии на выборах предпочитают голосовать за нее;

- меценатов - это те, кто оказывает финансовую и иную поддержку данной партии;

- обслуживающие объединения данную партию - систему молодежных, ветеранских, региональных организаций данной политической ориентации.

 

Функции партии:

1. Социальная функция состоит в осознании и представительстве интересов определенных общественных групп. Выдвижение на этой основе стратегических политических целей выходящих за рамки действующего политического режима или направленных на его поддержание.

2. Идеологическая функция - выработка идейной платформы способной представить данный социальный интерес, как общественнозначимый, всеобщий. (Например, задача буржуазной идеологии показать, что если удовлетворены интересы буржуазии, то в конечном счете выигрывают все и, наоборот, кредо социальной идеологии показать, что если удовлетворены интересы трудящихся, то выигрывает общество в целом и все остальные в отдельности. Они могут различаться по степени радикализма, но все они об одном).

3. Политическая функция - борьба за власть, формирование лидеров, политиков-профессионалов, а также углубление связей между ветвями власти. Партии как бы создают среду, в которой функционируют властные структуры.

4. Функция политической социализации граждан - приобщение людей к политике, к взаимодействию с властью и к возможностям воздействия на нее.

Функции первичных политических объединений (групп интересов) в значительной мере наследуются партиями и партийными объединениями.

В современной политологии существует целая наука - партология. Это говорит о том, что существует огромный комплекс проблем, связанных с формированием и функционированием политических партий. Одна из этих проблем - типологии партий и партийных систем.

 

Типологии партий

Различают три стиля деятельности партий: прагматический, идеологический и харизматический. Они соответствуют трем источникам партийного строительства. Например, если партия упорствует в идеологическом стиле деятельности, то она получает тоталитарную тенденцию развития, ее отличает нежелание и неумение идти на компромисс (сравни РКРП и ДВР). КПРФ и НДР, напротив, партии прагматического стиля деятельности, ЛДПР - партия харизматического стиля деятельности. Всякая развитая партия стремится сочетать в себе все стили деятельности, подчиняя их целям достижения политического господства.

Различают партии:

* по социальному признаку: аграрная партия, рабочая партия и другие;

* по этническому и религиозному признаку;

* по демографическому признаку:

- женские партии (партия Женщины России);

- молодежные объединения;

- ветеранские организации;

* по культурологическому признаку (партия любителей пива);

* по экологическому признаку (партии “зеленых”);

* по организационному признаку:

- парламентские (строятся по территориальному признаку);

- лейбористские (включают в себя коллективное членство);

- авангардные партии (строятся по территориально-производственному принципу, то есть создают свои партячейки по месту работы граждан и выстраивают жесткую постоянно действующую организационную вертикаль);

* по отношению к правящему режиму: правящие, оппозиционные, легальные, нелегальные, правящие монопольно или в коалиции;

* по критерию членства партии: кадровые (элитные), массовые (на базе движений);

* по идеологическому признаку - наиболее универсальная типология, разделяющая все партии на правые и левые).

Правые - это все те, кто выступает за сохранение общества в неизменном виде, отстаивают незыблемость тех или иных устоев;

Левые - это все те политические силы, которые выступают за более или менее радикальные изменения в обществе и отстаивают идею развития в обществе.

Для определения партии в качестве правой или левой важно выбрать систему координат: относительно какого общества идет речь? Если речь идет о традиционном обществе с незыблемостью института частной собственности, религии, церкви или сословных привилегий, то правыми оказываются все те, кто защищает это общество в его неизменном виде. Если в качестве точки отсчета берется ставший традиционным для России ХХ века социализм, то правые - это те, кто его защищает. Вот почему в начале перестройки и масштабных реформ в России было так много путаницы по вопросу определения правых и левых сил (например, коммунистов называли то консерваторами, правыми, то левыми).

В современных условиях мы вернулись к общемировой классификации правых и левых сил, в которой коммунисты фигурируют в качестве левой политической силы. Идея деления всех партий на правых и левых отражает логику политического единоборства, которая всегда задана (например, в Англии ХY11-ХY111 веков борьба правых и левых была представлена, как борьба партий тори и вигов, в современных условиях, как борьба тори и лейбористов). Кроме этого единоборства правых и левых в различных политических режимах протекают на различных уровнях, с различным накалом политических страстей и степенью непримеримости.

 

 

Классификация современных правых и левых

на различных уровнях единоборств

Правые Уровни (режимы) политических единоборств Левые
Либералы “Штиль” Социал- демократы
Консерваторы “Умеренно” Социалисты или умеренные коммунисты
Крайне правые “Буря” Крайне левые

 

 

Режим “Буря” -имеет тоталитарную тенденцию. Правые здесь представлены в качестве крайне правых (“ультраправых”). Как правило они отстаивают ценности традиционного общества, возводя их в абсолют. Это ценности нации и государства, ценности религии, ценности частной собственности. Иногда их отличает расизм, иногда они представлены мафией в ее стремлении контролировать политическую сферу. В целом это фашистские и профашистские организации. В мусульманском мире - это экстремистское крыло исламского фундаментализма.

Крайне левые отстаивают прямо противоположные ценности - это ценности общественной собственности на средства производства и, следовательно, абсолютное отрицание института частной собственности, интернационализм, воинствующий атеизм и т. д. Левые (левацкие) политические организации исповедуют - анархизм, большевизм, маоизм.

С точки зрения идеологии крайне правые и крайне левые демонстрируют абсолютную непримиримость. Общее у них - стремление к диктатуре, как единственному средству решения политических проблем. Захват политической власти приводит к установлению той или иной разновидности тоталитарной системы, которая все остальные политические партии и движения ставят вне закона. В этом смысле историческая схватка фашизма и коммунизма была предрешена. Вместе с тем в условиях единоборства с радикально-либеральной властью крайне правые и крайне левые способны вступать во временные, чисто политические, как правило неформальные союзы.

Режим “Умеренно”. В этом режиме единоборство правых и левых представляют консерваторы - на стороне правых, и социалисты и умеренные коммунисты всех мастей - на стороне левых.

Следует различать несколько направлений (отрядов) консерваторов:

1 - консерваторы от религии - на базе религиозного фундаментализма. Примеры: умеренный исламский фундаментализм, ХДС/ХСС.

2 - консерваторы от нации и государства - от ценностей национального престижа и государственной мощи, державности.

3 - консерваторы от культа частной собственности и крупного капитала - так называемые либерал-консерваторы.

Различные отряды консерваторов способны, как к политическим союзам, так и к полной политической непримиримости (например, патриархальный консерватизм Гамсахурдиа в Грузии столкнулся в гражданской войне с либеральным консерватизмом Шеварнадзе). Основной тезис консерваторов - незыблемость институтов частной собственности, нации, государства и религии. Их абсолютная неприкосновенность и отказ от каких-либо существенных новаций в этой сфере. С точки зрения формы политической борьбы консерваторы не стремятся поставить своих левых оппонентов вне закона, как это делают крайне правые, но они стремятся обеспечить полное экономическое и идеологическое господство в обществе так, чтобы их левые оппоненты выглядели не равной стороной политической игры, а весьма отдаленной, поставленной в угол. Политическое господство консерваторов разворачивает барометр политических единоборств вправо, в результате чего левыми оказываются не только коммунисты и социал-демократы, но и либералы (например, так было при царизме в России, когда слово “либерал” означало едва ли не “бунтарь”).

Левый фланг политических единоборств в этом режиме “умеренно” представляют социалисты и умеренные коммунисты. Их позицию отличает убеждение в необходимости решительного сокращения института частной собственности, подчинения основных производительных сил общества непосредственно государственному контролю и распределению. В этом усматривается как залог социальной справедливости, так и максимальной эффективности. Ценности религии и церкви утрачивают общественно организующее значение и получают статус политически нейтральной традиции. С точки зрения формы политических единоборств они повторяют устремления консерваторов к предельному экономическому и идеологическому преобладанию над своими политическими противниками в рамках закона.

В современных условиях в России господствует либерально-консервативная группа интересов, представленная множеством политических партий. Функцию умеренных коммунистов выполняет партия Зюганова - КПРФ, которая объединилась в Народно-патриотический союз и тем самым включила в свою орбиту ряд классических консервативных ценностей.

Режим “Штиль” характерен для наиболее благополучных и демократических стран. Правых представляют либералы, левых - социал-демократы. У либерала идейная платформа строится на абсолютизме принципа личной свободы, преобладания ценности гражданских прав человека над социальными, а также превознесении института частной собственности, как естественного гаранта свободы личности.

В противоположность либералу - социал-демократ выступает за общественный и государственный контроль частной собственности с целью перераспределения общественного богатства на более справедливой основе. Используется механизм прогрессивного налогообложения и широких социальных программ для населения. Принцип свободы для избранных, для имущих, как это имеет место у либерала, заменяется принципом свободы для всех: если частная собственность выступает гарантом личной свободы, то она не должна делить людей на имущих и не имущих, или, по крайней мере, не должна лишать их на этом основании основных социальных и гражданских прав и свобод, - каждый человек должен быть приобщен к институту собственности путем ли акционирования предприятий или коллективных форм собственности. Роль государства и общественных организаций при этом значительно возрастает.

Особенность данного режима единоборств состоит в том, что и правые и левые едины в понимании общей стратегии развития, они лишь по разному расставляют акценты, при этом всегда ставят их в зависимость от конкретной общественной выгоды в данной исторической ситуации. Государственные, национальные, экономические интересы для них выше политических. Они никогда не приносятся в жертву сиюминутной политической выгоде, интересам собственного политического господства.

 

-?!- Сравни современный политический режим в России с этой точки зрения. Какую идеологическую ориентацию выдерживает “партия власти”? На каком уровне противостояния правых и левых она находится?

 

Рассмотренная схема политических единоборств подводит к представлению, что политический радикализм может быть только двух видов: либо крайне правого, либо крайне левого толка. Однако не следует забывать, что среди отрядов консерваторов есть и консерватизм от частной собственности, который восходит своими корнями к абстрактному либерализму. Этот последний и выступает идеологической базой еще одной разновидности радикализма в политике - либерального радикализма, решительно порывающего как с классическим консерватизмом, так и социализмом. Его отличает не меньшая агрессивность и нетерпимость в идеологии и политике, чем любую другую разновидность радикализма.

Отсюда следует, что современный политический мир имеет не два, а три полюса единоборств, что значительно усложняет его палитру и предопределяет утонченный драматизм политических страстей - своего рада “любовный треугольник большой политики”.

Если бы в политике все делилось на белое и черное (на “белых” и “красных”), как это порой пытается представить дешевая пропагандистская машина, насколько проще было бы жить. Любопытно, что старорежимную (советской эпохи) “картинку” биполярности мира, поделенного на плохой мир капитализма и хороший мир социализма, люди научились легко отличать от действительной многосложности и многоцветности бытия, а вот нынешнюю абстрактно-либеральную, “картинку” мира, поделенного на хороших демократов и плохих коммунистов, но наивности продолжают принимать за чистую монету.

Итак, перед нами базовый треугольник современных политических идеологий: в его основании - консерватизм и социализм, исконно правые и исконно левые ориентации, в его вершине - либерализм, как бы возвышающийся над крайностями первых двух, но в своем логическом пределе и сам представляющий известную крайность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.