Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. С формально - правовой точки зрения в России, согласно Конституции 1993 года, существует разделение властей

О разделении властей в России

 

С формально - правовой точки зрения в России, согласно Конституции 1993 года, существует разделение властей. Оно проявляется в том, что каждый государственный орган наделен своими полномочиями и не в праве выходить за их пределы. Ни один орган не может игнорировать или приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов.

 

 

Президент РФ (глава государства) занимает особое место в системе органов государственной власти. По Конституции он не отнесен ни к одной из ветвей власти, но обеспечивает их согласованное функционирование. Он взаимодействует с законодательным органом РФ, тесно связан с исполнительной властью; имеет весомые полномочия по воздействию на нее. Фактически президент РФ - глава исполнительной власти.

Создаются основы независимого правосудия. Были сформулированы новые конституционные органы законодательной власти: Конституционное собрание для пересмотра ряда положений Конституции РФ, (кроме глав 1,2 и 9), касающихся формы правления государства, прав человека и природных ресурсов.Возобновлена деятельность Конституционного суда (в расширенном составе), который был закрыт в период президента Б.Н.Ельцина. Далее, укрепились нормативные и организационные основы деятельности Совета Безопасности РФ. Таким образом, был преодолен острый кризис во взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, который достиг особой остроты в октябре 1993 года. Власти отказались от неправовых методов политической борьбы. Все сказанное свидетельствует о внедрении элементов сдержек и противовесов и о создании механизма принятия решений в кризисных ситуациях.

Но реально мы наблюдаем противоречия между правовым, формальным разделением властей и действительностью. Формальность разделения властей проявляется в гипертрофии властных функций президента (за счет ограничения полномочий других институтов), фактической подконтрольности правительства только президенту и полной зависимости от политической конъюнктуры, а не результатов деятельности. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности.

Президент и Дума, избранные всенародным голосованием, участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за её деятельность не несут.

Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, который формируется на основе регионального представительства, а не выборов.

Законодательная власть Федерального Собрания, в свою очередь, ограничена правом Президента издавать указы, имеющие силу законов. Практикой издания многочисленных подзаконных актов, Президент способен свести на нет любые законы, принятые Госдумой. В этом суть формализма в разделении властей в России.

С целью устранения противоречий в разделении властей необходимо перераспределить полномочия Президента в пользу Государственной Думы, Правительства и Премьера. Для этого предлагается внести изменения в Конституцию РФ. Некоторые российские политологи считают оптимальной для современной России президентско-парламентскую модель организации власти с разделением последней между главой государства и главой правительства. Правительство при этом будет формироваться парламентским большинством и опираться на его поддержку. В рамках этой модели предлагается следующее разделение полномочий: Президент должен осуществлять контроль за всеми

 

 

ведомствами, имеющими отношение к правопорядку и безопасности (внутренней и внешней); Премьер несет ответственность только перед Парламентом за положением дел в экономике и социальной среде. Такая модель (Франция и ряд других стран) будет более эффективной в сегодняшних российских условиях для подъёма экономики и установления правового порядка.

 

 

Литература.

 

1. Азаркин Н.М. Монтескье.-М, 1988

2. Вебер М. "Избранные произведения" - М.: Прогресс, 1990.Ильин И. "Аксиомы власти" // Новое время. - 1990. - №10.

3 Гаджиев К.С. "Политическая наука: пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов."М.:СОРОС, 1954. Монтескье Ш.-Л."О духе законов" - Избранное произведение - М. 1958.

4. Завертинский К.Д. Легитимность: гипотезы, становление и развитие концепта // Полис. - 2001. - №2.Тоффлер О. "Проблемы власти на пороге XXI века" // Свободная мысль. -1992 - Ж2 - с.113.

5.. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов Н/Д: Феникс. 1997.

6. Иванников И.-Легитимность и эффективность государственной власти. «Власть»,№11.2005

7. Ильин И. «аксиомы власти» //Новое времяю-1990.-№10.

8. Комутков С.- от единовластия к разделению властей. «Власть»2005г.№1.

9. Корольков Н.- как подстелить соломку для властной вертикали?

10. Корольков Н. – нужна ли России демократия? 2Власть» 2005№8

11. Монтескье Ш.-Л. «О духе законов» - Избранное произведение – м. 1958

12. Мерсиянова И.- муниципальная реформа в России: продолжение, стагнацмя или финал? «власть»2005. №12

13.Мустафин В.- совершенствование законодательства Российской Федерации о выборахю «Власть»,2005

14. Основы политологии. Курс лекций / Под ред. В.П.Пугачева. - М. 1992.

15. Очерки истории и теории политической науки (Под редакцией Ю.Н. Дорожкина и А.А. Ахмадеева. Уфа: Гилем, 1999.)

16. Перегудов С.П. Крупная российская корпорация в системе власти // Полис. - 2001. - №3.

17.Попов В.- тайны Русской власти. «Власть» 2005.№10

18. Политология (в 2-х частях): Курс лекций / (Под общей ред. Ю.Н.Дорожкина)- Уфа: УГНТУ,1996.

19.Селиванов А. –к вопросу о принципах организации российской государственной власти. «власть» 2005,№5

20. Смольков В.Р. – Энциклопедия знаний о власти. Социально-гуманитарные знания.2005,№3

21. Тарасов И. – Сила и бессилие выражений палаты парламента. «Власть» 2005.№6

22.Тоффелер О. «проблемы власти на пороге ХХI века» // Свободная мысль.- 1992 с.113

23. Фетисов А.С. Разделение властей - критерий демократического государства // СПЖ. - 1995. - №6.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3 | Субъекты политических действий. Политическая элита . Политическое лидерство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.