Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие власти. Основные концепции власти. Структура власти




Политология в системе социально-гуманитарных дисциплин

Поскольку политика является чрезвычайно многогранным явлением, ее необходимо исследовать под разными углами зрения. Ее проблемы имеют отношение ко многим наукам.

Важна связь политики с философией. Как теоретическая основа мировоззрения философия придает политическому исследованию мировоззренческий характер. Она (философия) методологической базой общетеоретического уровня политической науки.

Политика связана с историей, которая отражает прошлое, генезис политических институтов, политических идей в хронологической последовательности, что важно для формирования теории политики, исследования политической системы и т.д.

Социология дает эмпирический материал, характеризующий как развитие общества в целом, так и его отдельных элементов – социальных групп, социальных процессов и отношений, социальных институтов. Прослеживается зависимость политики от других сфер общественной жизни, влияние на политическую систему, политические институты и политическое поведение социальной структуры, экономических отношений, идеологии, культуры и т.д.

Экономика, анализируя процессы производства, распределения и обмена, материальных благ в зрения вмешательства государства в хозяйственную жизнь, раскрывает детерминированность основных целей политической деятельности, социально-экономической политики государственных организаций.

Политология, изучающая политическую деятельность, неизбежно обращается к анализу духовной жизни человека, его психологии. Знание законов психической деятельности человека необходимо для изучения восприятия человеком тех или иных политических реалий, политических лидеров, их программ и т. д. Т.е. политология интегрирует политические аспекты многих дисциплин, тем самым, обеспечивая междисциплинарный подход к предмету своего исследования.

ТЕМА 2. ВЛАСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

 

В теории политики центральной является проблема власти. Именно она лает ключ к пониманию политических институтов, политических движений, самой политики. Власть является одним из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые отношения, объединения людей – в семье, организациях, учреждениях, во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

Проблема власти притягивала к себе внимание мыслителей с античных времен. Если суммировать все разнообразие подходов к анализу проблемы, то можно выделить в научной литературе несколько основных концепций власти.

1. Бихевиористическая концепция, в соответствии с которой власть является особым типом поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Здесь особое внимание обращается на субъективную мотивацию власти, (ч еловек видит во власти средство улучшения жизни; приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.д.)

2. Телеологические определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел) Эти определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – например власть над природой.

3. Релятивистская концепция – власть рассматривается как отношения между людьми, при которых один из них оказывает определяющее влияние, меняя поведение другого.

В этом случае власть предстает как взаимодействие объекта власти и субъекта власти, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект: (т.е. здесь внимание фиксируется на ролевых отношениях, подчеркивается асимметричность властных отношений).

4. Инструменталистская концепция – власть рассматривается как возможность использования определенных средств, в том числе и насилия для достижения указанных целей.

5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Т. е. сторонниками этого подхода общество рассматривается как система, в которой каждый элемент выполняет определенные функции. Власть обеспечивает жизнедеятельность системы: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

В общем понимании слова, власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность людей с помощью каких-либо средств. В обществе власть имеет множество проявлений – экономическая, политическая, семейная и т.д.

Политическая власть как один из ее видов – это способность и возможность осуществлять свою волю (классом, группой, личностью, государством, партией) оказывать влияния на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия и других способов. Политическая власть – это государственная, региональная власть, местное самоуправление, власть партий и групп давления, власть политических лидеров и средств массовой информации.

Для реализации политической власти необходимы:

1. Общественное разделение между группой (или группами), которая осуществляет власть (правящие партии и классы) и группой (или группами), в отношении которой власть осуществляется (все остальное население страны);

2. Организованное принуждение как основа реализации власти.

Политическая власть находится в особом отношении ко всем другим властям в обществе – она обычно заключает в большей или меньшей степени все другие виды власти – экономическую, социальную, культурно-информационную и т.д. Это означает, что понятие «политическая власть» шире понятия «государственная власть», т.к.:

1. политическая власть возникла раньше государственной, т.е. еще в догосударственную эпоху;

2. не каждая политическая власть является властью государственной (например, власть партий, движений, гражданских организаций) при этом любая государственная власть есть власть политическая;

3. государственная власть – это публичная власть, т.е. она отделена от общества и не совпадает с организацией всего населения;

4. только государственная власть владеет монопольным правом на издание законов (что не позволительно для других видов политической власти), а также на принуждение, на легальное использование силы по отношению к своим гражданам, организациям и т.д. (хотя при этом она может пользоваться и другими средствами влияния – экономическими, идеологическими, убеждением и т.п.);

5. государственная власть обладает признаком верховенства, т.е. обязательностью ее решений для всякой иной разновидности политической власти.

В месте с тем важно отметить, что если политическая власть имеет к территории своего распространения опосредованное отношение, то государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу. Это означает, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или в своих граждан (республика).

При этом государственная власть является суверенной, т.е. наивысшею, полной и неделимой в пределах, очерченных государственной границей, а также независимой и равноправной во внешних государственных отношениях.

Учитывая все особенности государственной власти можно охарактеризовать ее как высшую форму политической власти, которая опирается на специальный управленческо-властный аппарат и владеет монопольным правом на принуждение, а также на издание законов, других распоряжений и актов, следование которым обязательно для населения.

Основными структурными элементами политической власти выступают: объект, субъект, мотивы, ресурсы.

К объектам политической власти относят индивидов, социальные группы и общности.

Субъектами политической власти – являются: государство, политические партии, политические элиты и лидеры.

Реакция объекта власти на субъект определяется мотивами, которые использует субъект

К мотивам подчинения можно отнести страх, привычку, обычай, авторитет субъекта власти (что позволяет ему проводить свою политику без применения насилия), рациональный интерес, совпадение ценностных ориентаций объекта и субъекта власти.

Ресурсы власти – это совокупность средств и методов, с помощью которых субъект политической власти осуществляет определяющее воздействие на поведение объекта.

Современная политическая наука классифицирует ресурсы власти в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества, а именно, выделяет такие их виды:

экономические ресурсы (материальные и нематериальные блага, ценности, связанные с удовлетворением повседневных потребностей человека и общества – деньги, товары, услуги, льготы, субсидии и т.д.);

социальные ресурсы (возможность социальной мобильности, способность изменения социального статуса);

силовые ресурсы (оружие, институты принуждения – армия, полиция, служба безопасности, суды, прокуратура и пр.);

нормативные ресурсы (правовые, религиозные, социальные нормы-законы, распоряжения, обычаи, традиции, моральные нормы и пр.)

культурно-информационные ресурсы (знания, информация, учебные заведения, научные учреждения, средства массовой информации).

С точки зрения американского ученого Э. Тоффлера, в современном постиндустриальном обществе среди бесчисленных возможностей власти, три основных ее источника – насилие, богатство и знания – оказываются наиболее значимыми. Причем, все они могут использоваться на всех «этажах» общества – от родного дома до политической арены.

Рассматривая структуру политической власти, необходимо отметить и факт определенного соотношения ресурсов власти у субъекта властных отношений и мотивов подчинения у объекта властного воздействия. На практике ресурсами оказываются далеко не все средства, используемые для воздействия на объект, а лишь те, которые позволяют субъекту обеспечить подчинение объекта. А это возможно только тогда, когда ресурсы власти совпадают с мотивацией объекта.

Т.о. можно сказать, что ресурсы власти – это те источники, которые субъект способен использовать в данное время, в данной конкретной ситуации для обеспечения необходимого воздействия на объект властных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 8374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.