Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические технологии и политический маркетинг

В задачу прикладной политологии входит разработка и рекомендация политических технологий. Политическая технология представляет собой способ (совокупность способов) решения политической проблемы, достижения желаемой цели в сфере политики. Например, политолог-прикладник может порекомендовать политические технологии разрешения или наоборот создания конфликта между определенными социальными группами, государствами, стабилизации или наоборот – дестабилизации ситуации в той или иной стране. Так, аналитические органы ЦРУ разработали план действий (совокупность технологий) по свержению президента С. Альенде в Чили в 1973 году. Определенную совокупность технологий представляла собой и «революция роз» в Грузии, в ходе которой был устранен от власти Э. Шеварнадзе.
Совокупность политических технологий, связанных с подготовкой общественного мнения к воплощению определенных политических решений и обеспечению победы на выборах тех или иных кандидатов, партий, называется политическим маркетингом.
В данном случае политика рассматривается по аналогии с экономикой как политический рынок. Если экономический рынок есть средство согласования интересов потребителей и производителей, то политический рынок выступает как механизм координации и сотрудничества различных сил, позволяющий достичь согласия относительно общезначимых ценностей и идеалов, актуальных в конкретный период для большинства населения. Эта нецентрализованная координация достигается в рамках согласования спроса и предложения. В качестве «продавцов» выступают политические лидеры, элиты, партии, движения, предлагающие свой специфический товар (политические программы, обещания, личные качества кандидатов). «Покупателями» являются граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений, которые в обмен на свои голоса (поддержку) получают ожидаемые услуги.
Если экономический маркетинг представляет собой совокупность теорий и приемов, обеспечивающих сбыт товара на рынке, то политический маркетинг – это совокупность приемов, нацеленных, на «сбыт» политического товара – кандидата, той или иной идеи, цели, программы.
Политический маркетинг – это совокупность технологий политических кампаний, нацеленных на получение массовой поддержки населения в достижении определенных целей.
Среди разновидностей политических кампаний можно выделить: принятие основополагающих нормативно-правовых актов (так в 1993 году было обеспечено одобрение населением новой Конституции России); изменение структуры властных органов; перераспределение властных полномочий (в конце 80-х годов прошлого века велась масштабная кампания по дискредитации КПСС с целью лишения ее властных полномочий, в начале 90-х годов была организована компания по передаче значительной части властных полномочий от парламента президенту): формирование органов власти, включая выборы; формирование национальной идеи; реформирование общественной системы и т.д.
В каждом отдельном случае необходимо выявлять возможные реакции населения на те или иные решения, определять средства и методы создания поддержки населением действий властей.
Маркетинг политической кампании включает в себя ряд стадий. На первой стадии проводится изучение конъюнктуры на политическом рынке:
- выявляются настроения и ожидания различных групп населения;
- определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы.
На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:
- ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;
- просчитываются вероятные результаты;
- выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.
На третьей стадии происходит продвижение «товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок, сопровождаемое политической пропагандой, смысл которой заключается в формировании позитивного и устойчивого интереса к целям кампании.
Одним из видов политического маркетинга является избирательный маркетинг. Его назначением является оказание помощи политическим партиям и кандидатам при разработке и проведении эффективной избирательной кампании. Как отмечаю специалисты, на сегодняшний день «куда чаще предрешает доступ к средствам массовой информации, чем численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область технологий… В наши дни можно иметь любое мнение и открыто выражать его, но если оно не транслируется СМИ, то его общественное значение будет бесконечно малым, А поскольку членство в массовых партиях не гарантирует участия в политическом процессе, политическая активность большинства граждан сведена к просмотру телепрограмм».
Содержанием избирательного маркетинга является:
- изучение конъюнктуры политического рынка в рамках избирательного округа, определение степени соответствия качеств избираемого объединения (партии, блока) или кандидата ожиданиям избирателей, что предполагает анализ результатов прошлых выборов;
- выявление проблем, представляющих повышенный интерес для населения, выявление образа «идеального кандидата», существующего в общественном сознании, основных идей кампании;
- сегментация групп избирателей со специфическими интересами с целью нахождения особых средств воздействия на них;
- разработка плана рекламной кампании и ее осуществление (проведение теледебатов, личное общение кандидатов с избирателями, рассылка по почте листовок, писем, приглашений, расклеивание плакатов, мониторинг предвыборной ситуации и т.п.);
- контроль над ситуацией на избирательных участках, сбор копий протоколов участковых избирательных комиссий, самостоятельный подсчет голосов;
- подведение итогов выборов и др.
На выборах используется и широкий спектр грязных технологий: подкуп избирателей, угрозы в адрес кандидатов и членов избирательных комиссий, распространение ложной информации, дискредитирующей оппонентов, выставление в качестве кандидатов однофамильцев оппонента (что дезориентирует избирателей и снижает долю голосов, отданных за соперника), расклеивание листовок с призывами голосовать за оппонента, от имени лиц, общение с которыми дискредитирует оппонента, фальсификация результатов выборов (вбрасывание в урну для голосования дополнительных бюллетеней, неправильный подсчет голосов и т.п.).

7.3. Политическая экспертиза:
политические аналитика и прогностика
Экспертиза (от лат. expertus – опытный) – это исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в конкретной области. Экспертом в области политики может выступать ученый политолог, практический политик, журналист, пишущий по проблемам политики, а также специалист в иных областях, если речь идет о политике в соответствующих сферах (политика в области экономики, образования, национальных отношений и др.). Ежегодно «Независимая газета» подсчитывает рейтинг ведущих экспертов в области политики, приводя фамилии лучших из них в ранговом порядке.
Следует отметить, что мнение эксперта при принятии политического решения не является окончательным. Это связано с тем, что эксперт и практический политик придерживаются в своих действиях разных логик. Если эксперт, выступая в роли советника, следует логике истины, ищет оптимальное решение проблемы, то в реальной политике решение принимается исходя из логики учета интересов разных групп, согласно мнению большинства и т.д. Здесь присутствует логика компромисса.
Прикладная политология содержит в себе политическую экспертизу как важнейшее направление деятельности. Давая экспертную оценку, политолог опирается на специальные политологические знания, сложившуюся в политической науке систему понятий. В большинстве случаев он использует и эмпирический материал, и теоретические обобщения других наук (психологии, экономики, демографии и др.), что часто придает политической экспертизе междисциплинарный характер. Основными видами политологической экспертизы являются политологический анализ и политологический прогноз.
В политологическом анализе, исследуя реальный политический процесс, конкретные политические феномены, исследователь отвечает на вопросы: «Что?», «Почему?», «Каковы последствия?»
Во-первых, он описывает структуру политического явления (состав действующих субъектов политического процесса; характер отношений между ними, соотношение их интересов, ресурсов; состав, численность, распределение по образованию, возрасту и т.п. членов партии; состав и происхождение представителей политической элиты и др.). Так, при составлении политического паспорта определенной области выявляются партийные организации общероссийских партий, их численность, социально-профессиональный и демографический состав и др.
Во-вторых, политолог исследует причинно-следственные связи, факторы, влияющие на протекание событий, предпосылки тех или иных явлений политического характера, мотивы (внутренние побудительные силы) политических субъектов. Обращаясь к партиям, функционирующим на территории данной области, исследователь определяет реальную роль каждой партийной организации в политическом процессе, выясняет мотивацию политического участия членов разных партий.
В-третьих, в политологическом анализе исследуются реальные и возможные последствия действий политических субъектов, соизмеряются цели и полученные результаты, выявляется отношение к ним разных участников политического процесса и т.п. Так могут быть рассмотрены итоги выборов в органы власти в плане соотношения усилий (затрат) каждой партийной организации и полученных результатов и др.
Прогнозирование представляет собой определение на основе характеристики и тенденций в изменении объекта в настоящем его состояния в будущем. Политическое прогнозирование имеет дело с объектами, изменение которых трудно просчитываемо, ибо в них и на них действует множество факторов. Причем участники политических процессов обладают свободой воли, то есть они неоднозначно реагируют на внешние обстоятельства, подвержены действию не только рациональных, но и иррациональных мотивов. Поэтому политические прогнозы носят всегда вероятностный характер. Научный политический прогноз предполагает количественную характеристику этой вероятности. Он строится всегда на анализе фактов, составляющих эмпирическую базу прогноза.
Как и все социальные прогнозы, прогнозы в сфере политики оказывают влияние на ход политических событий. Здесь может быть эффект как самореализации, так и саморазрушения прогнозов. Так, предсказание победы на выборах какой-либо партии может погасить стремление к победе ее оппонентов, что действительно приведет к предсказанной победе, чего не было бы, если не существовало бы данного прогноза. С другой стороны, прогноз неизбежной победы может расслабить сторонников данной партии, и они просто не придут на выборы, считая, что результат достигаем и без их усилий. Это может привести к тому, что партия проиграет выборы.
Часто политические прогнозы используются для манипулирования общественным мнением с целью направить ход событий в заданном направлении. Так, при выборах Президента России в 1996 г. через многие СМИ распространялся прогноз, что приход к власти представителя КПРФ Г. Зюганова вызовет неизбежное ухудшение экономической ситуации и политические репрессии против инакомыслящих. Этот прогноз достаточно серьезно повлиял на электоральное поведение избирателей и в значительной мере обусловил победу Б. Ельцина.
Политические прогнозы бывают двух видов: поисковые и нормативные. В поисковом прогнозе предсказывается состояние объекта через какой-то временной интервал. Например, поддержка населением какого-либо политического лидера через год, два, три и т.п. При нормативном прогнозе делается вывод о времени и условиях наступления того или иного события, состояния объекта, принимаемого как цель. Например, делается вывод, что успех КПРФ на выборах в Государственную Думу возможен только на выборах 2016 года в случае отсутствия значительного улучшения социально-экономической ситуации в российском обществе и при существенном изменении идеологии и содержания пропаганды партии.
Прогнозы делятся также по сроку упреждения (промежутку времени, на который рассчитан прогноз):
- оперативный (сроком до 1 месяца.);
- краткосрочный (сроком от 1мес. до 1 года.);
- среднесрочный (от 1 г. до 5 лет);
- долгосрочный (от 5 до 15 лет);
- дальнесрочный (свыше 15 лет).
Чем больше срок, на который делается прогноз, тем больше снижается его количественная составляющая, он приобретает все более качественный характер. Следует отметить, что почти все прогнозы дальнесрочного характера терпели провал. Так, никто не прогнозировал такой быстрый распад СССР и крушение коммунистического режима. Прогнозы делались относительно достаточно длительного существования двух систем: социализма и капитализма и их постепенного сближения.
Существуют различные методы политического прогнозирования. Один из них – метод исторической аналогии. В этом случае делается предположение: если в прошлом определенная сумма обстоятельств вызвала какое-то событие, то и в настоящем или в будущем данная сумма вызовет то же событие. В современной литературе делался следующий прогноз: в России все периоды исторической «смуты» заканчивались установлением жесткой власти, поэтому хаос ельцинского периода должен смениться авторитарной властью.
Используется также статистический метод, когда на основе существующей тенденции делается мысленное ее продолжение (экстраполяция в будущее). Так, если в каком-либо регионе в 2011 г. было 47 забастовок, а в 2012 г. 39, то можно дать прогноз, что в 2013 г. при сохранении действующей тенденции их количество снизится до 30-34.
Широко распространен в политологии метод сценариев, когда просчитывается несколько вариантов будущего в зависимости от различных условий, количественной оценки (степень вероятности) реализации. Так, среднесрочный прогноз на 3 года относительно политического климата в России может иметь «оптимистичный», «реалистичный» и «пессимистичный» сценарии развития событий в течение указанного периода.
Очень часто в политологии используется метод экспертных оценок, когда опрашиваются специалисты по определенной проблеме, а затем уже дается усредненный вывод. Путем опроса экспертов можно сделать прогноз по вопросу победы на будущих выборах в Государственную Думу тех или иных политических партий.
Политический прогноз выступает в качестве важного ориентира в принятии политического решения. Это предъявляет особые требования к его точности и обоснованности, ибо цена ошибки здесь бывает очень большой. Для повышения точности прогноза при его составлении использует несколько методов одновременно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прикладная политология: задачи и методы | ГЛОССАРИЙ. 1.Каковы задачи и методы прикладной политологии?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.