Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XI. Политическая культура. Мораль и политика

Формы и методы политической деятельности

Фактически существуют два диаметрально противо­положных направления в политической деятельности, которые проявляются в форме революционной и контр­революционной, реформистской и контрреформистской. Пути осуществления могут быть различными: восстания, путчи, акты гражданского неповиновения и т. д.

Эффективность политической деятельности в пер­вую очередь зависит от степени организации субъектов, уровня понимания ими собственных интересов, правильности выбора стратегии и тактики, интеллектуальных и волевых качеств политического лидера и государствен­ного деятеля.

 

Политическая культура — обусловленная ценност­ными представлениями человека о политических явле­ниях и воплощенная на практике совокупность норм, правил поведения, стиля его деятельности как участника политического процесса. Политическую культуру мож­но характеризовать и как ценностно-нормативную сис­тему, которая разделяется большинством населения в ка­честве субъекта политического сообщества.

Критерии политической культуры:

1. Уровень культурного развития личности, соответ­ствующий характеру социальных отношений общества.

2. Понимание природы политической власти госу­дарства и проводимой им политики.

3. Знание политики, идеологии и психологии груп­пы, слоя, класса, интересы которых отстаивает лич­ность.

4. Убежденность в объективности (научности) и правоте политических взглядов.

5. Наличие опыта, навыков политической деятельно­сти.

6. Активное участие в общественно-политической жизни.

Уровни политической культуры личности:

1. вы­сокоактивный;

2. активный;

3. пассивный;

4. аполи­тичный.

Структура политической культуры:

1. политические ценности;

2. информированность носителей политической культуры;

3. политические нормы поведения;

4. средства достижения и реализации политических идеалов;

5. политическая ориентация (готовность субъекта к определенному типу политического действия: радикальному или реформистскому).

Функции политической культуры заключаются в:

1. идентификации, раскрывающей постоянную по­требность индивида в понимании своей групповой при­надлежности и определении приемлемых для себя спо­собов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

2. ориентации, характеризующей стремление чело­века к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

3. адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении в изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномо­чий;

4. интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохране­ния целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

5. социализации, характеризующей обретение чело­веком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

6. коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использова­ния общепринятых терминов, символов, стереотипов и др. средств информации и языка общения.

Диалектика политики и морали Общие черты:

1. обе — формы общественного сознания, действу­ют в сфере индивидуального сознания личности, отра­жают конкретное общественное бытие и обратно актив­но воздействуют на него;

2. опорные понятия политической теории;

3. политика изначально соединяет в себе системы

4. оценок и ориентации человека в отношении с государ­ственной властью: пользы и нравственности;

5. социальность содержания, совпадения общест­венных функций.

Отличительные черты:

1. Мораль — древнейший ("моложе" полити­ки) институт регулирования поведения людей.

2. Разные носители: у политики — большие и ма­лые социальные общности, у морали — весь род люд­ской (общечеловеческая мораль).

3. Различная ориентационная функция: политика предпочитает лучшее, наиболее полезное из возможно­го, мораль - лучшее само по себе.

4. Несхожая реализация своих функций: политика "разговаривает" с обществом языком властных распоряжений, законов и т. д.; мораль — языком апелляции к совести, убеждения, увещевания, заповеди (внеинституционным способом).

5. Императивы морали носят характер идеалов, а требования политики — конкретны.

6. Политика направлена вовне и целесообразна, мораль же оценивает субъективно внутреннее пережива­ние поступков.

7. Политика ситуативна, требования морали в сво­ей основе универсальны.

8. Мораль всегда индивидуальна, политика же но­сит групповой, коллективистский характер.

9. Политика опирается на силу, мораль в принципе осуждает насилие.

10. Политика по сути конфликтна, мораль харак­теризует лишь частные межличностные конфликты, не достигающие политической остроты.

В мировой социальной жизни выделяются четыре подхода к взаимоотношению политики и морали:

1. "морализаторский" — политика должна иметь не только нравственные цели и средства, но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (моральный абсолютизм);

2. "пессимистический" — принцип несовместимо­сти политики (зло) и морали (добро); политика и мо­раль настолько специфичны, что все попытки установить взаимосвязь между ними несостоятельны;

3. "политика вне морали" — автономность: мораль — дело гражданского общества, личной ответственно­сти; политика же — область противоборства групповых интересов, свободна от нравственности;

4. "компромиссный" — взаимодействие морали и политики ставится в непосредственную зависимость от ситуации, в которой она проявляется. Этот подход, пре­обладающий среди ученых и политологов, признает не­обходимость воздействия нравственности на политику и учитывает специфику последней.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и виды политической деятельности | XII. Политический процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.