Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партии в структуре власти

Структура институтов

Рис. Элементы политического режима

Тема 6. Понятие и типология политических режимов.

1. Понятие политического режима. Элементы политического режима.

2. Типы политических режимов.

3. Полиархия как высшая форма проявления демократии.

4. Особенности политического режима постсоветского периода.

 

  1. Понятие политического режима.

Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от амер-й, в которой предпочтение отдаётся категории «политическая система» (в политологии эти понятия отождествлялись). Термины «пол-ая система» и «пол-й режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон. Пол-ая система выявляет характер связей с внешней средой, полит-й режим определяет средства и методы, (реализации общезначимых интересов), с помощью которых государственная власть регулирует отношения между людьми. Одна и та же полит-ая система может функционировать в различных режимах, в зависимости от исторических обстоятельств.

Под политическим режимомобычно понимаютспособ функционирования политической сферы общества. Пол-й режим формируется в результате взаимодействия всех компонентов, которые принадлежат к политической системе общества, т.е. гос-ва, пол-их партий и движений, пол-их институтов и т.д. Наряду с гос-ым устройством и формой правления, пол-й режим является 3-им элементом, в котором реализуются средства и способы осуществления пол-й власти.

В политической науке одно из первых определений политического режима дал фр. учёный М. Дюверже. Фр. политолог Ж-Л Кермонн уточнил это понятие, включив в его содержание следующие элементы: принцип легитимности, с труктуру институтов, партийную систему, форму и роль гос-ва. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в политической науке.

Эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, складываются у людей в том случае, если эти решения соответствуют ценностям большинства общества. На практике различают два уровня легитимности: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный уровень легитимности политического режима предполагает соответствие власти ценностям широких слоев общества, их представлениям о справедливости, демократии. В этом случае власть опирается на поддержку народа, соответствует его устремлениям. Горизонтальный уровень легитимности означает, что режим проводит в жизнь лишь ценности и устремления правящей элиты. Очевидно, что большей легитимностью обладает политический режим, основанный на согласии различных групп (правящих и управляемых) по базовым ценностям, на которых осуществляется функционирование власти, то есть при наличии одновременно горизонтальной и вертикальной легитимности.

 

Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов. Именно пол-ие институты преобразовывают волю индивидов в политическую волю, пол-ие решения, действия, влияющие на ход соц-х изменений. Это влияние осуществляется через партии, группы давления, неполитические структуры (церковь, средства массовой информации и т.д.), и через самый важный институт политического режима — государство. Эффективность политического режима зависит от организации государственной власти, от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры, то есть совокупностью идеалов, ценностей, представлений, господствующих в обществе. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются понятием «форма правления».

Институты высшей власти могут основываться на принципе престолонаследия (монархия), а также создаваться путем прямого или косвенного волеизъявления народа, то есть в результате всеобщих выборов или выдвижения коллегии выборщиков (республика). Кроме того, отношения между институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти могут основываться на принципах слияния (абсолютная монархия), жесткого разделения (президентская республика) или сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти (парламентская республика).

Сущность политических режимов определяют партийные системы. До появления партий институты власти функционировали исходя из принципа разделения властей, однако с возникновением партий ситуация изменилась. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское большинство и правительство, превращают принцип разделения властей в символ. Они единолично определяют политический курс и способы его реализации. Однако роль партий в парламентской и президентской республиках неодинакова. В парламентских демократиях правительство формируется из представителей одной или нескольких партий, а парламентские выборы превращаются в соперничество партий. Для победы партии необходимы единство действий, строгая дисциплина. Победившая партия или коалиция партий формирует правительство, и без ее одобрения член партии (депутат парламента) не может войти в состав кабинета министров.

В президентской республике формирование институтов законодательной и исполнительной ветвей власти осуществляется путем прямых выборов, а не в результате продвижения кандидата усилиями какой-либо партии. Вследствие этого влияние партий на предвыборную борьбу невелико, сама же борьба является соперничеством ярких личностей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая система как механизм власти | Избирательные системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.