Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство в Беларуси: от советского типа к правовому государству

Что касается Беларуси и других республик бывшего СССР, то очевиден отказ этих стран от модели республики советского типа и поиски наиболее приемлемых вариантов формы правления. В государствах Прибалтики сложились элементы парламентской республики, что во многом определяется довоенными традициям и влиянием западноевропейской политической культуры. В России, Республике Беларусь, других странах СНГ устанавливается режим республики президентского типа (собственно президентской или полупрезидентской). При этом высказывается мнение, что для государств, находящихся в кризисном состоянии, предпочтительнее сильная президентская власть. Однако эта точка зрения не является общепризнанной. Споры и дискуссии в пользу парламентской или президентской республики скорее всего разрешит практика политической жизни. Априорного предпочтения какой-либо форме правления дать невозможно. Все зависит от особенностей исторического развития страны, устоявшихся традиций и обычаев, конкретной политической ситуации.

Оценивая характер современной белорусской политической системы, стоит также учитывать её «переходный» характер от авторитарной политической системы советского типа к демократической политической системе. Это было закреплено и в четвёртой статье Конституции Республики Беларусь [ 3, c. 2]. В начале 21 века в Беларуси осуществляется трансформация направленная на укрепление демократической политической системы. При этом, нельзя однозначно и слепо отказываться от лучшего, что было в советском. Нельзя отрицать, что в коллективизме, патриотизме, социальной справедливости, высоком престиже высшего образования нет чего-то авторитарного.

Особенностью данной трансформации является сильная ориентация социума на органы государственной власти. Во многом связи с этим в 1994 г. была введена должность главы государства – Президента. Если проанализировать функции главы государства, то в первую очередь стоит выделить, что Президент – гарант прав и свобод человека и гражданина, Президент – арбитр во взаимодействиях органов государственной власти.

Таким образом, ввиду особенностей государственного строительства в Беларуси Президент с помощью авторитетной, монолитной и стабильной государственной власти выступает гарантом построения правового государства и гражданского общества. Кроме этого, очевидными шагами к демократизации политической системы в Республике Беларусь является:

  1. принцип реального разделения власти;
  2. реализация принципа, объявляющим народ источником суверенитета и власти (проведение Референдумов, широкое участие граждан и организаций в проведении избирательных компаний);
  3. постоянный контакт должностных лиц с населением (Всебелорусское собрание, поездки Президента по регионам и т. д.).

Естественно, что практически каждый гражданин нашей республики обладает большими надеждами на стабильное функционирование системы власти, но, к сожалению, сам индивид слабо участвует в обеспечении функционирования власти. Во многом это объясняется отсутствием национального согласия по базовым социально-политическим моделям, но общество осознаёт необходимость рациональных рыночных и демократических преобразований. При этом исходными пунктами трансформации политической системы белорусского общества можно считать:

  1. идею суверенитета белорусского государства;
  2. богатый политический опыт национально-государственного строительства;
  3. концепцию открытости и равенства в отношениях с другими государствами;
  4. стремление к формированию демократического, социального и правового государства, в котором будут созданы условия для полноценного развития отдельного индивида.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение правового и социального принципа в государстве | Тема 9. Избирательное право и выборы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.