Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П о д с и с т е м ы

 

Институциональная    
Информационно-коммуникативная  
Нормативно-регулятивная
     

1. Институциональная подсистема (или политическая организация общества) – совокупность политических институтов и субъектов политики. Она включает:государство (центральный, основной политический институт), политические партии, а также иных субъектов политики – общественные организации, политические элиты и лидеры, группы давления и др.

Назначение: представляет в политике интересы различных социальных слоев и групп общества, осуществляет выработку и реализацию политических решений.

2. Информационно-коммуникативная подсистема (совокупность коммуникаций). Она представляет политический процесс, т.е. процесс, включающий как минимум: а) выявление политическими институтами требований общества; б) их анализ и обсуждение («циркуляция в политической системе»); в) принятие по ним решений (законов, указов, постановлений, планов, программ), а также контроль их исполнения и оценка результатов для принятия последующих решений. К. Дойч выделяет три основных типа коммуникаций, осуществляемых в политической системе общества:

· Личные неформальные коммуникации. Например, персональные контакты политика с гражданами (избирателями) в непринуждённой обстановке.

· Коммуникации через организации и группы давления, например, когда контакты различных слоев общества с правительством осуществляются посредством политических партий, профсоюзов, творческих, молодёжных и иных политических и общественных организаций.

· Коммуникации посредством печатных и электронных средств массовой информации (СМИ).

3. Нормативно-регулятивная подсистема – совокупность правовых, политических, идеологических, моральных, религиозных норм и принципов, традиций и политической культуры общества, регулирующих функционирование двух первых подсистем, всю политическую жизнь общества.

Назначение подсистемы: определяет существование данного типа политических отношений, правила и характер реагирования политических институтов и субъектов на общественные явления, регулирует их взаимоотношения, предписывает полномочия, допустимые способы и средства их деятельности.

Понятно, что все три подсистемы выстроены и функционируют по-разному в различных странах и в разные периоды их политической истории. Однако устройство и характер этих подсистем, взаимоотношения между ними должны быть соотносительными, гармоничными. Иначе целостность, стабильность и функциональность политической системы, а за нею и всего общества нарушится.

Так, для традиционных монархий свойственно абсолютное господство авторитарного государства, отсутствие политических партий и общественных организаций, равно как и информационная закрытость от общества процессов принятия решений, отсутствие законов, ограничивающих правомочия монарха и т.д. Свобода деятельности политических партий и СМИ несовместимы с политической системой авторитарного и, тем более, тоталитарного правления. К примеру, во второй половине 80-х в СССР была предпринята попытка перестроить авторитарную политическую систему с помощью гласности (коммуникативной подсистемы), не затрагивая других базовых ее подсистем и, прежде всего – государства, однопартийной системы, идеологии и других элементов. В результате институциональная и нормативно-регулятивная подсистемы «разбалансировались» и вся советская политическая система, а вслед за ней и административно-командный социализм разрушились.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура политической системы общества | Отличительные особенности политической системы общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1139; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.