Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политической системы общества

ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ЭЛИТЫ И ЛИДЕРСТВО

РАЗДЕЛ III

Выводы

1. В оценке и понимании гражданами демократии возможны два подхода: ценностный и рационально-утилитарный. Ценностный подход под демократией понимаетсвободу, правовое и политическое равенство и прочие привлекательные оценочные идеологемы, не заботясь о механизмах их практической реализации в реальной политике. При рационально-утилитарном или, как можно было бы сказать – «технологическом» подходеподдемократией понимается определённая политическая технология практического осуществления народовластия. В этом отношении взгляды на демократию, как теоретиков, так и политиков-практиков (да и обычных граждан), как правило, не совпадают, а то и кардинально расходятся. Поэтому не случайно огромное количество существующих и находящихся в разработке теоретических конструкций и моделей этого сложнейшего политического механизма народовластия. И в этом нет ничего удивительного или необычного. Общество это не механическое и даже не электронное устройство, не машина, управлять которой можно, положив перед глазами инструкцию в виде конституции, какой бы совершенной она ни казалась. Субъектами общественных отношений выступают, в конечном счёте, люди, объединяемые общими интересами в социальные классы, группы и многочисленные организации. Но если одни интересы объединяют людей, то другие их разъединяют. Поэтому толкование демократических принципов и самой демократии представляет довольно пёструю картину.

2. Наиболее полно совпадает с идеалом народовластия прямая демократия. Однако в качестве непрерывно действующего института власти в странах с большими территориями и многомиллионным населением, часто не обладающим экономической свободой, необходимыми профессиональными знаниями и опытом решения сложных государственных вопросов, она не только невозможна, но даже опасна для самого же народа.

3. Современная концепция реальной политической демократии базируется на конституированных (закреплённых в государственно-правовых актах) принципах. В соответствии с этими принципами единственным источником власти объявляется народ. Он может осуществлять свою власть как через своих полномочных представителей во власти (представительная демократии), так и на референдумах (плебисцитарная демократия).

4. Основной современной формой народовластия является представительная демократия. Представительная власть образуется, контролируется и сменяется посредством конкурентного соперничества политических элит и лидеров за голоса избирателей на всеобщих, равных, свободных, периодических выборах при тайном голосовании. И хотя такая демократия весьма отдалённо соответствует идеалу собственно народной власти, более совершенной модели практической реализации этого политического идеала человечество пока не придумало.

5. Наиболее распространённой сегодня в странах Запада и в России теоретической концепцией демократии является её плюралистическая (в основе своей либеральная) модель и её многочисленные модификации.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте понятие демократии.

2.В каких значениях употребляется понятие «политическая демократия»? Поясните общее и особенное в содержании понятий «демократия» и «полиархия»?

3. Что такое конституирующие принципы демократии? Объясните, какие требования и к кому заключает в себе каждый из них и какие возможности для участия в политике предоставляет вам лично?

4. Охарактеризуйте и дайте оценку основным формам демократии.

5. Раскройте и проиллюстрируйте известными вам из литературы примерами содержание, плюсы и минусы исторических типов демократии.

6.Чем отличается античная и средневековая демократии от современной?

7. Какие теоретические модели демократии вы знаете? Какая из них, на ваш взгляд, наиболее соответствует идеалу народовластия?

8. Какая, на ваш взгляд, модель демократии была реализована в бывшем СССР и какому типу политического режима она соответствовала?

9. Каковы особенности становления и развития политической демократии в современной России?

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

 
 


 
 
Основные идейно-теоретические модели демократии


 

 

 
 

 


 

 

Дж. Локк, Г. Ласки, Д. Труман, Ж-Ж Руссо

Ш. Монтескье и др. Е. Фраэнкель, Р. Даль и др. К. Маркс, В. Ленин.

Государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.

В. Соловьёв

 

Следует признать, что политические партии создали демократию и что современная демократия немыслима иначе, кроме как через партии.

Лоренс Питер

 

Парламентские партии – наиболее влиятельная часть государственно-политической машины и одновременно с этим – важнейшая часть гражданского общества.

В.В. Путин.

Лидерство так же старо как человечество. Оно универсально и неизбежно.

Ж. Блондель

Лекция № 6

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преимущества демократии | Сущность, происхождение и признаки государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.