Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список дополнительной литературы

Классификация основных политических идеологий современности

Выводы

Классический(феодально-аристократический) консерватизм

· Время формирования идеологии – конец 18 века (хотя сам термин появился значительно позднее – только в начале 19 в., точнее – в 1818 г., когда французский писатель – защитник христианства и отживающей монархии Рене Шатобриан начал издавать журнал «Консерватор»).

· Классовый характер – это идеология феодально-аристократической знати, заинтересованной в сохранении монархии и сословного деления общества.

Интересна аргументация духовных отцов консерватизма (Э. Берк) в защиту монархии. Так, закон о престолонаследиивыработан, якобы, самой жизнью «по подобию законов природы». В соответствии с ним «мы получаем, поддерживаем и передаём наше правительство и привилегии точно так же, как получаем и передаём нашу жизнь и имущество».

· Направленность – против радикальных изменений в устройстве сословного общества и монархического государства и оправдывающего такие изменения либерализма – главного идейного врага первых консерваторов. Вот как отзывался о либералах Э. Берк. Они, писал он, утверждают, «что всё, что постоянно, – плохо, и поэтому ведут беспощадную войну с государственными устоями. Они полагают, что форму правления можно менять, как модное платье. Что любой государственный строй заинтересован в сиюминутной выгоде и не нуждается в устоях. Они ведут себя так, как будто договор, заключённый между ними и властями, действителен только для последних, а не содержит взаимных обязательств, и его величество народ имеет право разорвать его без каких-либо видимых причин, кроме собственной воли».

· Родина консерватизма – Европа и, прежде всего, Англия и Франция, а также Россия.

· Основоположники консерватизма: В Англии – Эдмунд Берк (1729-1797) – духовный отец консерватизма, во Франции – Жозеф Мари де Местр (1753-1820); Луи де Бональд (1754-1840) и др., в России – Хомяков Алексей Степанович (1804-1860); Кириевский Иван Васильевич (1806-1856); Леонтьев Константин Николаевич (1831-1891); Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900); Ильин Иван Александрович (1882-1954) и др.

· Социальные предпосылки – возник как реакция сторонников монархии на первые буржуазные революции и, прежде всего – на Великую французскую революцию 1789 г. – самую радикальную из них. Духовные отцы консерватизма, потрясённые масштабами либеральных революций 18 века, выдвинули идею об опасности и противоестественности сознательного преобразования человеком складывавшихся веками общественных порядков. Эта идея и стала основой консервативной идеологии.

Первый «камень» в основание консерватизма положил Эдмунд Берк – англичанин, бывший либерал, известный политик и публицист. В 1790 году он издал книгу «Размышления о революции во Франции»,являющуюся и поныне своеобразной «библией» политического консерватизма.

 

Основные идеи (принципы) классического консерватизма

1. Приверженность привычным, естественным образом сложившимся государственным и общественным институтам. Э. Берк писал: «В отличие от тех, кто враждебно относится к привычным для всех государственным институтам, мы к ним чрезвычайно привязаны, мы остались им верны. Мы решили поддержать церковь, монархию, аристократию, демократию такими, как они существуют, ничего не добавляя». Потому что существующие государственные институты не придуманы кем бы то ни было, а выстраданы опытом поколений, складывались веками.

2. Неверие в человеческий разум, в способность людей постичь общественные законы, а тем более – управлять ими. Человек не способен и не вправе вмешиваться в естественный ход истории.Э. Берк признавался: «Мы боимся предоставить людям жить и действовать только своим собственным умом, потому что подозреваем, что ум отдельного человека слаб и ему лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретённую мудрость нации», а не выдумывать умозрительные схемы будущего устройства общества и государства.

3. Приоритет преемственности над инновациями, нововведениями, осторожность, осмотрительность и нравственность в политике. Консерваторы не против изменений, нововведений. Но нововведения не должны быть радикальными, непродуманными, не учитывающими прошлого опыта. Политик должен сочетать «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, вместе взятые». Как писал Э. Берк, нашими руководящими принципами, выстраданными нашими праотцами, являются «осторожность, осмотрительность, нравственность».

4. Естественное неравенство людей и, как его следствие – иерархичность человеческого общества,т.е. деление людей на власть имущих и неимущих, на руководителей и подчинённых, на богатых и бедных и т.д. Каждый должен знать своё место в этой иерархии и не претендовать на чужое.

5. Индивидуализм, свобода, права человека и равенство несовместимы между собой и опасны для общества. Подлинная свобода есть форма гражданского законопослушания. Свободным может быть только общество и государство. Личность же свободна лишь настолько, насколько она подчиняется их требованиям. Свобода предполагает не только права, но и обязанности, ограничения. Э. Берк в пику либералам утверждал: «Правительство создаётся не для защиты естественных прав человека, которые могут существовать и существуют независимо от него…». Люди вправе требовать от государства удовлетворения своих потребностей, но и государство вправе сдерживать страсти и желания людей. Поэтому «ограничение так же, как и свобода, должно быть включено в число прав человека».

6. Интересы государства, общества, нации выше интересов группы, а, тем более индивида (отдельного человека) – ещё одно принципиальное положение классического консерватизма, противопоставляющее его либерализму. Если либерализм насаждает философию «Я», то консерватизм отстаивает философию «МЫ».

7. Предпочтение авторитарным, а не демократическим формам государственного правления, пренебрежение к парламентаризму, выборам, партиям, общественным организациям и прочим демократическим институтам также свойственно классическому консерватизму.

Идеология сословно-феодального консерватизма, защищавшая интересы отживающих классов и общественных порядков, не смогла остановить поступательный ход истории. Поиски консервативной идеологией нового лица, длившиеся почти целый век, привели к формированию после Второй мировой войны неоконсерватизма (автор термина М. Харрингтон – социалист).

 

Неоконсерватизм

Главное, что отличает неоконсерватизм от классического консерватизма, это его сближение со своим бывшим идейным врагом – либерализмом. Неоконсерватизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежат приспособленные к условиям второй половины 20 в. традиционные ценности консерватизма (семья, религия, мораль, нация, государство, порядок), реализовавшего в государственной политике принципы либерализма (рынок, конкуренция, инициатива, предпринимательство и др.).

· Теоретики неоконсерватизмаИ. Кристол, а также Р. Низбет, М. Новак, Н. Подгорец, Д.Белл, З.Бжезинский и др.

· Политики-неоконсерваторы, наиболее успешно, как считается, реализовавшие идеи неоконсерватизма в практической политике: в США – Р. Рейган в годы своего президентства (1980-1988); в Великобритании – М. Тэтчер в годы своего премьерства (1979-1987), а также Г. Коль (в ФРГ), Ж. Ширак (во Франции).

· Социально-экономической предпосылкой, вызвавшей потребность в обновлённом консерватизме, стал социально-экономический кризис, поразивший западное общество в начале 80-х гг. 20 в. (1973-1974 гг.). Кризис породил массовые молодёжные протесты антисоциальной направленности в Западной Европе, отвергавших общественную мораль, традиции, общепринятые нормы поведения и общежития людей. Неоконсерватизм стал реакцией на эти социально негативные явления, угрожавшие сложившимся к тому времени ценностям западного мира. Именно эта идеология оказалась востребованной широкими слоями населения, особенно – средним классом, почувствовавшим в разразившемся кризисе угрозу устоявшемуся благополучию и будущности своих семей, детей и внуков. Неоконсерватизм стал идеологией, востребованной прежде всего и главным образом средним классом, а не правящим дворянским сословием, интересам которого служил классический консерватизм.

Основные идеи неоконсерватизма

1. Идея гармоничного соединения ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, нация, государство) с ценностями постиндустриального общества – творческий труд, уникальность личности, культура и образование, участие людей в производственной и общественной жизни. В гармоничном соединении традиционных и новых ценностей общественной и индивидуальной жизни заключено главное достоинство неоконсерватизма, получившего широкое признание в современном западном обществе.

2. Либеральная идея о минимальном вмешательстве государства в экономическую и социальную сферы. Реализация этой идеи призвана была снять непосильную социальную нагрузку с государства, заставив людей работать, зарабатывать, а не клянчить себе на жизнь у государства. Консерватор М. Тэтчер, например, с этой целью железной рукой провела ряд либеральных реформ: ликвидировала многие государственные социальные программы поддержки малообеспеченных слоёв населения; резко сократила пособия по безработице и поставила на колени профсоюзы, ограничив их возможности давления на работодателей и государство; передала в частные руки убыточные государственные предприятия; освободила от налогообложения крупные корпорации и наиболее состоятельные слои общества; ужесточила политику в отношении социалистических и развивающихся стран, провела успешную войну против Аргентины за Фолклендские острова, укрепив тем самым национальный патриотический дух соотечественников.

Эти жёсткие меры остановили экономический кризис, повысили конкурентоспособность британской экономики. Но при этом усилилось социальное неравенство, поставлены под вопрос завоевания демократии, возродись авторитарные тенденции в политике.

3. Либеральная идея о необходимости защиты индивидуальных прав и свобод человека, а также социал-демократическая идея о развитии производственной демократии и местного самоуправления также вошли в арсенал идеологии неоконсерватизма.

После Второй мировой войны консервативная идеология приобретает новые формы. Предпринимаются попытки обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма. Рассматривается проблема расширения участия трудящихся в управлении предприятиями как средства преодоления отчуждения труда. Формируются различные разновидности консерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании и т.д. Эти направления отличаются по риторике, расходясь по каким-либо отдельным аспектам. В целом же для современного неоконсерватизма характерны: склонность к либеральным ценностям, терпимое отношение к государственному регулированию и участию населения в управлении, но и безусловное требование укрепления законности и порядка.

Наиболее влиятельные консервативные партии современности – это: Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Либерально-консервативная партия Японии, Христианско-демократический союз ФРГ. С 1983 года существует Международный демократический союз – объединение консервативных и христианско-демократических партий, ведущие позиции в котором занимают американские республиканцы.

В начале 20 века в России было несколько явно консервативных партий реакционного толка, отстаивавших монархический режим. Это: «Русская монархическая партия», «Союз русского народа», «Союз 17 Октября». После 1917года все они прекратили своё существование. В современной России о своей приверженности консервативной (в смысле – неоконсервативной) идеологии заявила в 2009 году правящая политическая партия Единая Россия. Свою идеологию единороссы называют «российский консерватизм», главным лозунгом которого является «Сохранить и приумножить».

 

6. О политическом сознании и идеологии в России: история, современность, перспективы

В предыдущих вопросах лекции мы ознакомились с общими положениями и принципами основных политических идеологий современности. Однако их понимание, толкование и реализация в политической практике разных государств и народов не могут быть абсолютно одинаковыми. У каждого народа, нации, государства наряду с общечеловеческими нормами и принципами общежития, есть своя неповторимая история и традиции, своя духовная и политическая культура, свои, передающиеся от поколения к поколению представления о ценностных устоях в морали и религии, в политике и государственности. Поэтому искусственная «пересадка» идей, даже проверенных практикой других государств и народов, крайне болезненно приживается на почве иных традиций, норм и верований, а то и вовсе отторгается ими.

Глубинные истоки доминант российского политического сознания следует искать в истории становления и развития древнерусского государства, возникшего в результате объединения славянских племён. Идейным стержнем русской государственности стало христианство, точнее, одна из его ветвей – православие. Соблюдая христианские заповеди, люди служат Богу, который всё видит и всё знает о каждом. Наместником Бога на Земле является царь-батюшка, государь. Православные идеи веками практически безраздельно господствовали в массовом сознании народа. Вера в Бога и Царя (читай – в государство) шли рука об руку около 1000 лет, вплоть до начала 20 века. Отсюда патернализм русского народа и его толерантность (терпимость) к государственной власти, которые сохранились до настоящего времени и даже усиливаются по мере возрождения православной церкви и веры. Патерналистское отношение к государственным институтам характерно и для исламского мировоззрения, распространённого среди народов, населяющих Россию.

В российском политическом сознании наряду с патерналистской, с давних времён обнаруживаются зачатки и противоположной, хотя и менее распространённой политической традиции – демократической. Ярким примером был средневековый Великий Новгород – вечевая феодальная республика (12 – 15 вв.). Все наиболее важные вопросы жизни города решало большинством голосов Вече – общегородское собрание свободного состоятельного мужского населения. Хотя и здесь заметную роль играли религиозные политические идеи. Глава новгородской церкви принимал участие в государственной деятельности, имел свой суд, собственных церковных чиновников и даже воинские формирования.

Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали отмена крепостного права и судебные реформы, которые дали новые импульсы самобытной российской демократии. Самобытность состояла в сочетании светских и православных идей, в возвышении коллективного, общественного над личным, индивидуальным, в смешении монархических и республиканских идей, народности и державности. Глубокий след в российском политическом сознании оставили конституционные проекты декабристов (1825г.), труды А.И. Радищева и М.М. Сперанского, учитывающие взгляды на демократию американских и европейских исследователей. В этом же ряду стоят революционно-демократические идеи А.И. Герцена и В.Г. Белинского, а также либеральные идеи правового ограничения всевластия монархии и построения правового государства (Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, В. Гессен и др.).

Накануне революции 1905 г. в России существовало многоцветье идейно-политических течений. Оппозицию самодержавию составили либеральные демократы и революционеры (социал-демократы, эсеры, анархисты). Революция выявила смешанный тип политического сознания, в котором стихийный революционный радикализм соседствовал и уживался с консервативным монархизмом. Февральская (либерально-демократическая) и, в особенности, Октябрьская (коммунистическая по своим идейным основам) революция 1917г. привели в итоге к господству государственной моноидеологии (одной, единственной идеологии) – коммунистической.

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попала, как оказалось, на благодатную для себя почву православия, коллективности и державности. Её принципы по существу были сходными с канонами православия, но выраженными в социально-политической светской форме. Религия была заменена марксистско-ленинской идеологией, бог – социалистическим государством, а рай – светлым будущим, коммунизмом. Отчасти из-за этого коммунистическая идея господствовала в России достаточно долго и с массовым эффектом [19].

Сегодня политическое сознание России, как и 100 лет назад, переживает мировоззренческий кризис – кризис социальных смыслов. По своим корням и последствиям он является, пожалуй, более сложным и трудноразрешимым, чем социально-экономические и политические неурядицы и проблемы. Куда идти, к чему стремиться, во что верить, на что равняться? На эти фундаментальные для судеб общества, нации и государства вопросы окончательный ответ пока не найден.

Прежняя, коммунистическая идея, хотя и сохранила часть своих приверженцев, однако, дискредитировав себя нереальностью предлагаемой цели и, в особенности, средств её достижения, не способна сегодня быть смыслообразующим стержнем массового общественного сознания. Праволиберальная идеология с её философией минимального государства, индивидуализма, наживы и дикого капитализма, под знамёнами которой прошли «лихие девяностые» годы, доживает, по-видимому, свои последние дни на российской почве. Не значительными представляются шансы на успех в России и социал-демократической идеологии, стремящейся занять нишу между либерализмом и коммунизмом. Шаткая, неустойчивая и невнятная позиция, стремящаяся соединить в политической практике достоинства и избавиться от недостатков двух непримиримых политических мировоззрений, вряд ли способна ужиться с государственнической ментальностью, патерналистскими ожиданиями государства-защитника и до поры до времени «спящим» радикализмом политического сознания россиян.

Последнее десятилетие российской действительности отмечено тягой массового политического сознания к стабильности и к «сильной руке» во власти. Нынешней власти до последнего времени удаётся удовлетворять эти ожидания. Выдвинута и реализуется, хотя и не без противоречий, идея укрепления вертикали государственной власти. Приобретает видимые очертания политическая и партийная системы общества. Сохранены и основные демократические институты – многопартийность, парламент, выборность и сменяемость власти в соответствии с конституцией. Оказывается государственная помощь и поддержка лежащему в руинах отечественному производству, национальному бизнесу и банковскому сектору, в том числе с использованием жёстких протекционистских мер государства против засилья импорта машин, товаров, продуктов и услуг. Возрождается истоптанное было российскими либералами патриотическое сознание и дух державности. «Россия встаёт с колен», «Вперёд, Россия!», «Наши» – эти и им подобные политические лозунги и идеологемы сегодня с воодушевлением воспринимаются как свои собственные подавляющим большинством и пожилых, и молодых российских граждан. В практическую повестку дня поставлены вопросы совершенствования института материнства и детства. Созданы беспрецедентные условия для восстановления духовно-нравственного влияния религии и церкви, в том числе и на политику.

Конечно, за период стабильности сделано меньше, чем жизненно необходимо для реанимации отечественной экономики и социальной сферы, обороны и безопасности страны. Однако прослеживающиеся векторы проводимой российской правящей элитой в последнее десятилетие политики достаточны для того, чтобы установить её неоконсервативный характер. Собственно об этом и было заявлено на прошедшем в 2009 г. 11 съезде правящей в последние годы политической партии Единая Россия, объявившей себя партией «российского консерватизма», базовым политическим лозунгом которой является «Сохранить и приумножить». Осталось только уяснить какой консерватизм – правый или левый намерена в будущем исповедовать и проводить в жизнь Единая Россия в своей практической политике. Не менее злободневен и вопрос о том, какая из оппозиционных партий сможет предложить российскому обществу более приемлемую политическую доктрину, отвечающую исторически сложившимся, привнесённым и современным доминантам общественного сознания народа в условиях экономической, политической и духовной глобализации. Однако ответы на эти вопросы покажет время.

 

1. Одной из важных проблем политологии была и остается проблема идейно-теоретического обоснования политики, взаимосвязи политики и идеологии. Как в прежние времена, так и в последние годы нередко высказы­вается мнение, что наступил «кризис идеологии», что она все менее востребуется обществом, что ее место занял деятельный прагматизм людей. Однако такое утверждение противоречит действительности. Идеология продолжает оставаться идейной детерминантой политики и в нашу эпоху. Она придает осознанность деятельности политических партий и народных масс, вызывает к жизни определенную политическую практику, является теоретическим обоснованием той или иной государственной политики.

2. Политическая идеология представляют собой системное теоретическое знание о наилучшем устройстве общества и власти. Жизненную силу политических идеологий определяет их соответствие интересам больших масс людей. Ибо любая, даже самая привлекательная идея «неизменно посрамляет себя, как только она отделяется от интереса» (К. Маркс).

3. Основными политическими идеологиями современности являются либерализм, коммунистическая и социал-демократическая идеологические доктрины, а также консерватизм. В последние годы всё более заметным явлением становится фашизм, спекулирующий на национальных особенностях различных народов. Как о реальной новой угрозе сложившемуся миропорядку много говорят сегодня об идеологии и экстремисткой политической практике радикального исламизма. Между различными идейно-политическими доктринами постоянно идёт борьба за умы и сердца людей. При этом каждая идеология стремится доказать собственное превосходство и опровергнуть своих соперников. И с этим ничего нельзя поделать, ибо, как сказано, даже теоретические аксиомы опровергались бы, если бы они затрагивали интересы людей.

4. В основе политической идеологии либерализма лежат идеи свободы и прав человека, а также минимизации роли государства. Либерализм приспосабливается к новым условиям, видоизменяется, реагирует на запросы и вызовы времени. Идеи либерализма (права человека, политическая демократия, правовоегосударство, рыночная экономика) весьма широко используют и социал-демократы, и консерваторы и др. идеологические течения. На российской почве либеральные идеи приживаются крайне болезненно. Политические партии, исповедующие праволиберальную идеологию, массовым политическим доверием россиян сегодня не пользуются.

5. Коммунизм, как и социал-демократизм, относятся к левым идейно-политическим течениям. Однако, несмотря на идейную близость, социал-демократизм существенно отличается от коммунистической идеологии по ряду принципиальных положений. Прежде всего, по пониманию способов и средств достижения социализма, а также самого социализма как общества, обращённого к людям труда. Сегодня социал-демократизм является одной из наиболее распространенных, политически отмобилизованных и социально востребованных идеологий. С одной стороны, он отражает интересы трудящегося большинства населения, с другой, – не представляет явной агрессивной угрозы для либеральной и консервативной идеологий и господствующих в развитых странах классов и политических элит.

6. Если классический либерализм, а затем и коммунизм, формировались как идеологии новых, революционных классов, то консерватизм, напротив, изначально был идеологией старых, уходящих с исторической сцены классов. Консерватизм, зародившийся в конце 18 в. как реакция на радикальные преобразования во Франции, прошёл непростой путь. Консерваторы учились на своих ошибках, усваивали опыт истории и критику оппонентов. Содержание новых проявивших себя в реальной государственной политике моделей неоконсерватизма отражает интересы преимущественно среднего класса. Современный неоконсерватизм представляет смесь традиционных социальных и моральных ценностей и преимущественно неолиберальных механизмов решения встающих перед современными демократиями проблем.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Что представляет собой политическая идеология, как она связана с политической психологией и с наукой, какие социальные функции выполняет в жизни общества и личности?

2. Перечислите основные принципы классического либерализма.

3. В чём сущность неолиберализма?

4. Назовите основные положения и принципы политики коммунизма.

5. Охарактеризуйте социал-демократизм как политическую идеологию.

6. В чём сходство и различие коммунистической и социал-демократической концепций общественного развития?

7. Раскройте двойственную сущность и идейно-теоретическое содержание консерватизма.

8. Объясните, в чём сходство и отличие классического консерватизма и неконсерватизма?

9. В чём состоит сближение политических установок неолиберализма и неоконсерватизма?

10. Чем, по вашему мнению, обусловлено существование и развитие различных идейно-политических доктрин в истории и в современных условиях?

11. Ознакомьтесь с программными документами современных политических партий Российской Федерации, определите и обоснуйте их идеологическую направленность.

12. Попробуйте обосновать, какая политическая идеология могла бы стать наиболее востребованной современным российским обществом?

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Основания для классифи- кации     Идеологии Социально - классовая природа Общая идейно- полити-ческая ориента -ция Способы Достижен-ия идеологи-ческой цели Отноше-ние к государ-ству и его будущему Характер демокра-тии
Либерализм   Буржуазная Правая Революци-онно-демократи-ческие Минимиза-ция государства, сведение его к роли «ночного сторожа» Политиче-ская (элитарная)
Коммунизм Пролетар-ская Левая   Революци-онно- диктатор-ские Уничтоже-ние буржуазного,укрепление пролетарско-го госуд-тва вплоть до его отмирания Социаль- но-классовая (коллективистская)
Социал- демокра-тизм   Всех трудящих-ся классов и групп общества Левая Реформист-ско- парламент-ские Демократизация государства через выборы Плюральная (эконом-я социал-я, полит-я и междуна-родная)
Консерва-тизм   Среднего класса Правая Реформи-стско- силовые Укрепление государства – главного института реформиро-вания общ-ва Политиче-ская (элитар-ная)

 

 

1. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: учеб. пособие / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон. – М., 2002.

2. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – М., 1997.

3. Аристотель. Политика. Афинская полития. – М., 1997.

4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

5. Беседы и суждения Конфуция. – СПб, 2001.

6. Большая актуальная политическая энциклопедия. – М., 2009.

7. Валовая М.Д. Политика. – М., 2008.

8. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

9. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и ХХ веков / Сост. Н.Г. Федоровский. – М., 1997.

10. Гаджиев К.С. Политология: учебник. – М., 2002.

11. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: история эволюции. – М., 2006.

12. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. – М., 2000.

13. Горелов А.А. Политология: учебник. – М., 2006.

14. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. – М., 2003.

15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

16. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. – М., 2002.

17. Делягин М.Г. Реванш России. – М., 2008.

18. Дербишайр Дж.Д. Политические системы мира / Дж.Д. Дербишайр, Я. Дербишайр. – В 2 т. – М., 2004.

19. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. – М., 2000.

20. Желтов В.В. Сравнительная политология. – М., 2008.

21. Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. – СПб, 2002.

22. Зиновьев А.А. Русская трагедия. Гибель утопии. – М.. 2002.

23. Ирхин Ю.В. Политология: учебник.– М., 2007.

24.Исаев Б.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учеб. пособие. – СПб, 2009.

25.Кара-Мурза С.Г. Куда идет Россия. – М., 2008.

26.Карпенко О.М. Сравнительный анализ программных документов политических партий. – М., 2008.

27.Категории политической науки: учебник. – М., 2002.

28.Конституции государств Европейского союз / под общ. ред. Л.А. Окунькова. – М., 1999.

29.Конституции государств-участников СНГ. – М.. 1999.

30.Конституции зарубежных государств. – М., 1997.

31.Конституция Российской Федерации. – М., 2009.

32.Кравченко А.И. Политология: учебник. – М., 2005.

33.Курс политологии: учебник / общ. ред А.Г. Грязновой. – М., 2002.

34.Макиавелли Н. Государь. – СПб, 1997.

35.Малахов В.С. Национализм как политическая идеология: учеб. пособие. – М., 2005.

36.Мухаев Р.Т. Политология: учебник. – М., 2009.

37.Нарочницкая Н.А. Русский мир. – М., 2007.

38.Панарин А.С. Политология: учебник. – М., 2000.

39.Панарин А.С. Правда железного занавеса. – М., 2006.

40.Панарин А.С. Стратегическая стабильность в ХХI веке. – М., 2003.

41.Парсонс Т. О Социальных системах. – М., 2002.

42.Петров К.П. Тайны управления человечеством или тайны глобализации. – В 2 т. – М., 2008.

43.Политическая энциклопедия. – В 2 т. – М.. 1999.

44.Политология: курс лекций / под ред. М.Н. Марченко. – М.. 2003.

45.Политология: лексикон / под ред. А.И. Соловьева. – М., 2007.

46.Политология: учебник / под ред. А.Ю. Мельвиль. – М., 2009.

47.Политология: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2007.

48.Политология: хрестоматия / сост. М.А. Василик. – М., 2000.

49.Поппер К. Открытое общество и его враги. – В 2 т. – М., 1992.

50.Психология и психоанализ власти: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – В. 2 т. – М., 1999.

51.Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. – М., 2006.

52.Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник. – М., 2005.

53.Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: 2007.

54.Тавадов Г.Т. Политология: учеб. пособие. – М., 2001.

55.Теория политики / под ред. Б.А. Исаева. – СПб., 2008.

56.Тойнби А. Дж. Постижение истории. – М., 1991.

57.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М., 2001.

58.Уткин А.И. Новый мировой порядок. – М., 2006.

59.Философия власти / под ред. В.В. Ильина. – М., 19993.

60.Фукуяма Ф. Америка на распутье. – М., 2007.

61.Халипов В.Ф. Наука о власти: кратология: учеб. пособие.– М., 2002.

62.Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – М., 2005.

63.Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003.

64.Хейвуд Э. Политология: учебник. – М., 2005.

65.Чилкот Р.Х. Теории сравнительной политологии. – М., 2001.

66.Шафаревич И. Русский вопрос. – М., 2009.

67.Эндрейн Ч. Сравнительный анализ политических систем. – М., 2000.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Двойственная сущность политического консерватизма | Путеводитель по сайтам в Интернете
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.