Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориально-политическая организация власти




 

Еще одной универсальной характеристикой формы государства является способ территориально-политической организации государственной власти.

Форма государственного политико-территориального устройства – это способ территориальной организации государственной власти, основанный на внутреннем делении государства на национально-территориальные и административно-территориальные единицы (рис. 6).

 

 

Рис. 6. Форма государственного устройства

 

Среди форм государственного политико-территориального устройства выделяются простые и сложные. Основанием для их различия является отсутствие или наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного политико-террриториального устройства относятся федерации, конфедерации, империи и др.

Федеративное государство состоит из субъектов, обладающих государственно-политической автономией. Отношения и разграничение функций между центром (федерацией) и субъектами строятся на конституционной или договорной основе при соблюдении ограниченного суверенитета субъектов.

В большинстве современных федеративных государств суверенитет федерации определяется как производный от суверенитета входящих в нее государственных единиц. Но суверенитет самих субъектов не рассматривается как государственный (т. е. полный). Это предполагает отсутствие у них реального права на односторонний выход из состава федерации (права на сецессию). За последнее время лишь Конституция СССР трактовала принцип самоопределения народов как основу для предоставления субъектам федерации такого права. Но механизм реализации права на сецессию в советской конституции сформулирован не был.

Федеративное устройство обычно предполагает следующие особенности организации государственной власти.

1. Наличие двухуровневой системы органов государственной власти (целостная система законодательной, исполнительной и судебной властей, как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации).

2. Разграничение компетенции федеральных органов власти и субъектов федерации на основе союзной (федеральной) конституции или федерального договора.

3. Принадлежность высшей законодательной, исполнительной и судебной властей федеральным государственным органам.

4. Двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации.

5. Исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики.

6. Отсутствие права сецессии – одностороннего волевого выхода субъекта федерации из союзного государства.

7. Наличие (во многих современных федерациях) двойного гражданства.

8. Наличие двойной системы налогообложения.

Субъектами федерации могут быть республики (СССР, союзная Югославия); штаты (США); провинции (Канада); земли (Германия); области, округа и т. д.

По внутренней структуре федерации делятся на симметричные и асимметричные. В случае симметричной федерации ее субъекты равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Австрия, ФРГ, Бразилия и др.).

В асимметричных федерациях субъекты характеризуются неравноправием статуса и полномочий (Индия, Мексика и др.).

Конфедерация является своеобразным «государственным союзом суверенных государств». Эта форма государственного устройства отличается от федеративной иной правовой природой и отсутствием развитой системы центральных органов власти. Конфедерации образуются на основе договора, а не конституции. Каждый субъект конфедерации при этом полностью сохраняет свой суверенитет, а на конфедерацию полный государственный суверенитет, напротив, не распространяется. Субъекты конфедерации обладают правом выхода из нее на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления. Выход из состава конфедерации может сопровождаться полной отменой действия актов конфедеративных органов конфедерации на территории данного субъекта.

Конфедерации создаются для достижения определенных политических, военных, экономических целей.

Как правило, в составе конфедерации не существует единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы.

Таким образом, конфедеративные органы выполняют преимущественно координирующие функции. Эта особенность сближает конфедерацию с устойчивыми межгосударственными объединениями, образуемыми на основе международного права.

В современном мире конфедеративные государства классической формы отсутствуют. Историческими примерами конфедеративного устройства являлись Северо-Американские штаты до 1787 г., Германский союз в 1815–1867 гг. В 1815–1848 г. конфедерацией являлся Швейцарский союз, превратившийся затем в федерацию.

Простой формой территориально-политического устройства является унитарное государство. Унитарным (от лат. unites – единство) является государство, чье внутреннее территориальное деление имеет лишь административный характер и которое обладает единой властной системой с неделимым суверенитетом. Унитарному государственному устройству свойственны черты:

1) наличие одной конституции;

2) единство законодательной, исполнительной и судебной властей, образование общей для всей страны системы высших, центральных органов власти;

3) наличие одного гражданства;

4) существование единой денежной системы, системы налогообложения.

Административно-территориальное деление бывает разноуровневым: обычно два, три или четыре звена властной иерархии (области, губернии, провинции – районы, округа, уезды, волости). Унитарные государства обычно подразделяются на сложные и простые. Сложным называют такое унитарное государство, в котором помимо простых административно-территориальных единиц имеются и автономные единицы, обладающие большей самостоятельностью.

Автономия в широком смысле – это предоставление какой-либо части государства той или иной формы самостоятельности, внутреннего самоуправления. Формирование автономий в своей основе представляет лишь определенное распределение властных функций между центром и регионами. Но автономия становится относительно замкнутым правовым пространством в составе унитарного государства. Обычно статус автономии предоставляется частям унитарного государства, отличающимся от других территориальных единиц по своему национальному составу, историческим традициям, географии.

В зависимости от объема прав, предоставленных местным органам, различают политическую и административную автономию. Главная отличительная черта политической автономии в том, что ей предоставляется право законодательствовать по вопросам, относящимся к компетенции автономии (Северная Ирландия в составе Великобритании). Административная автономия не имеет права издавать собственные законы (Китай).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.