Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные отношения – это система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений государств и народов

Международные отношения

 

Современная система международных отношений возникла со становлением централизованных государств в XVI – XVII вв. Свое выражение этот процесс нашел в Вестфальском договоре (1648), в котором европейские государства впервые официально провозгласили принцип государственного суверенитета. Позже к европейской системе государств подключились США и Япония.

В XX в. мировая политика изменилась в том смысле, что отношения конфликта и сотрудничества между государствами и международными организациями распространились на весь мир. Это проявилось в мировых войнах и «холодной войне».

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии.

Международные отношения и внутренняя политика государства влияют друг на друга. С одной стороны, международные отношения во многом выражают внутреннюю политику ведущих держав в ту или иную эпоху; с другой – любое государство вынуждено учитывать сложившиеся мировые взаимоотношения, нормы и принципы международного права, правила мировой политической игры.

В практике современных международных отношений обнаруживаются определенные закономерности:

– максимальная реализация государственности и суверенитета участников отношений, когда национальные общности заявляют о себе как о равноправных субъектах на мировой арене;

– усиление интеграции участников международных отношений.

Для международных отношений сегодня характерна нестабильность, процесс становления нового сообщества включает в себя одновременно процессы расширения сотрудничества на основе взаимных интересов и процессы соперничества и даже противоборства различных государств.

Виды международных отношений:

1) по сферам общественной жизни и содержанию отношений –политические, экономические, военно-стратегические, культурные, идеологические, дипломатические;

2) по взаимодействующим участникам – межгосударственные, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и др.;

3) по характеру отношений – межгосударственные отношения, межгосударственные отношения негосударственного характера, внутригосударственные отношения, включенные в сферу международного частного права.

Широкое признание получила типология международных отношений по характерным типам международных действий:

1) классический многополюсный мир;

2) двухполюсный (биполярный) мир – мир с доминированием двух государств или систем государств;

3) однополюсный мир;

4) надгосударственный мир (бесполюсный).

Тип межгосударственных отношений в таких мирах может различаться: а) война; б) холодная война; в) мирное существование; г) неприсоединение;

д) сотрудничество.

В реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения:

1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой – их реальное неравенство. Причем это неравенство проявляется не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношении. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие – нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них.

2. Межгосударственные отношения носят в значительной степени фрагментарный характер. То есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, но договоры регулируют лишь часть реальных отношений.

3. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государства, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.

4. Нестабильность договоров. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить действующую систему отношений.

5. Слабость международного права и международных организаций. Международное право, т. е. система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорной характер. Уже в 1928 г. принимались совместные решения о запрете вооруженного насилия, но и после 1945 г. войны и конфликты продолжались.

Участники международных отношений:

1) традиционные участники – государства как первичные субъекты международного права и международного сообщества. Международная стратификация государств такова:

а) сверхдержавы – государства, обладающие всеми ресурсами в таких количествах и таком качестве, которые дают им приоритетные возможности воздействия на международную систему и всех ее членов (СССР и США в эпоху «холодной войны»);

б) великие державы, оказывающие существенное влияние на мировое развитие, но не господствующие в международных отношениях. Их реальные возможности ограничивают их роль определенным регионом (Великобритания, Франция, Россия, Китай и др.);

в) средние державы, имеющие прочное влияние в ближайшем окружении (Испания и др.);

г) малые государства, слабо влияющие на международные отношения, но располагающие достаточными средствами для сохранения своей независимости и территориальной целостности (Нидерланды и др.);

д) микрогосударства с малой территорией (Лихтенштейн);

2) международные организации – объединения государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Международные организации имеют необходимые для выполнения своих функций системы органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств - членов. Современные международные организации делятся на два основных типа: межправительственные и неправительственные.

Типы международных организаций:

- региональные: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Лига арабских государств (ЛАГ) и др.;

- организации экономического характера: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.;

- организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и т. д.;

- политико-экономические организации: Организация африканского единства (ОАЭ);

- профессиональные организации: Международная организация журналистов (МОЖ), Международная организация криминальной полиции

(ИНТЕРПОЛ) и т. п.;

- демографические организации: Международная федерация женщин, Всемирная ассоциация молодежи;

- военные организации: Организация Североатлантического договора (НАТО);

- организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);

- религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ);

- профсоюзные организации: Всемирная конфедерация труда (ВКТ);

- Международный Красный Крест – организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войн, катастроф и стихийных бедствий;

- экологические организации: ГРИНПИС.

В современном мире проявляется тенденция усиления регионализации. Поскольку традиционному национальному государству все труднее обеспечивать безопасность и экономическое благополучие общества, эти задачи переходят в сферу сотрудничества между соседствующими или географически близкими государствами. Так сложились региональные экономические блоки:

- Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Подписано в 1993 г. Канадой, Мексикой и США. НАФТА замышлялось отчасти как ответ на европейскую интеграцию, но его стремления направлены на расширение экономического сотрудничества в пределах всего Западного полушария;

- Европейский союз. Создан в 1993 г. на основе Европейского экономического сообщества (основано в 1957 г.). Количество членов ЕС с 1957 по 2002 г. возросло с 6 до 15; сегодня ЕС расширяется на Восток и со временем охватит бывшие социалистические страны Восточной Европы. Являет собой наиболее развитую форму региональной интеграции на экономическом и политическом уровне;

- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Создано в 1989 г. 12 государствами. Сегодня число его участников составляет 18 стран и включает Австралию, Канаду, Китай, Японию, США;

- Меркосур. Охватывает Аргентину, Бразилию, Парагвай и Уругвай; в качестве соучастников к нему присоединились Чили и Боливия. Это самый крупный торговый союз в Латинской Америке;

- Зона общеамериканской свободной торговли. Это соглашение, подписанное в 1994 г. на общеамериканском саммите в Майами, имеет своей целью создание зоны свободной торговли.

Универсальной международной организацией безопасности является Организация Объединенных наций (ООН), созданная 24 октября 1924 г. Согласно Уставу, в своей деятельности ООН преследует 4 цели: поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека, а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

ООН не является мировым правительством и не принимает законов. Она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всё человечество.

В состав ООН входят 6 главных органов:

1) Генеральная Ассамблея – совещательный представительный орган, выполняющий функции в области укрепления международного мира. В ней представлены все государства – члены ООН.

2) Совет Безопасности. Состоит из 5 постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, КНР), 10 непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на два года. Этот орган несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он может быть созван в любое время при возникновении угрозы миру. Все государства – члены ООН обязаны выполнять решения Совета. Решения Совета считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти его членов. Совет Безопасности может принимать меры по обеспечению принятых им решений. Он может вводить экономические санкции или устанавливать эмбарго на поставки оружия;

3) Экономический и социальный совет (54 члена). Осуществляет координацию экономической и социальной деятельности ООН и институтов её системы;

4) Совет по опеке (5 членов) – орган, созданный в целях контроля над международной системой опеки;

5) Международный суд – главный судебный орган ООН. Состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности. Занимается урегулированием споров между государствами;

6) Секретариат – главный административный орган;

Международный валютный фонд, Всемирный банк и 12 других независимых организаций связаны с ООН посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве.

Одна из самых влиятельных организаций мира – «Большая восьмерка».

Большая восьмёрка (G8) – международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.

Поскольку G8 не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этого института невозможно. С 1996 года, после встречи клуба в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе клуба. По негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. В России саммит был в 2006 году в Санкт-Петербурге (встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).

Термин «большая восьмёрка» является логичным продолжением термина «большая семёрка», который возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд. долларов», газета «Коммерсантъ» от 21 января 1991 года.

G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15 – 17 ноября 1975 года (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991 – 2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15 – 17 ноября 1975 года) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д'Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно (обычно летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, два представителя Европейского союза, а именно – председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС.

В прошлом элитарный клуб развитых стран решал в основном узкие специфические проблемы государств, фокусируясь лишь только на экономике, теперь мир изменился. Восьмерка вынуждена работать с такими вопросами, как:

– борьба с эпидемиями (ВИЧ, туберкулез, малярия);

– изменение климата;

– борьба с бедностью;

– нераспространение ядерного оружия;

– развитие инноваций;

– женская и детская смертность.

На решение этих проблем по разным оценкам потребуется как минимум от 150 млрд долл. в год.

Ценность «Большой восьмерки» заключается в том, что в современном мире главы государств настолько заняты, что у них не бывает возможности выйти за рамки общения с узким кругом приближенных лиц и рассмотрения самых насущных, текущих проблем. Саммиты «восьмерки» освобождают их от этой рутины и позволяют шире, чужими глазами взглянуть на международные проблемы, давая реальную возможность для налаживания понимания и координации действий. По словам Джо Кларка, «они освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия». По авторитетному мнению исследовательской группы Атлантического совета, саммиты «восьмерки» все реже поражают мир глобальными инициативами и все больше превращаются в форум для выявления новых угроз и проблем с целью их последующего решения в рамках других международных организаций.

В последние годы на мировой арене появились новые игроки.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996–1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км2, то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал – четвёртая часть населения планеты (общая численность населения стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества: 1 млрд 455 млн. человек), а если учесть вместе с населением Индии и других стран наблюдателей, то количество жителей стран, имеющих прямое отношение к ШОСу, будет немногим меньше всего населения земного шара, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

Одна из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Цементирующим фактором ШОС является нежелание стран Центральной Азии, а также России и Китая принимать политику, навязываемую администрацией США, активная экономическая и политическая экспансия которой не отвечает интересам данных стран. Не менее важным является и вопрос стабильности, которым по-прежнему остаётся нерешённым для региона и вызывает заявления представителей стран Запада о якобы «нехватке демократии» в бывших республиках СССР.

Китай, Пакистан, Иран и Индия не в последнюю очередь рассматривают ШОС как инструмент противодействия американскому военному присутствию в данном регионе, что, несомненно, составляет угрозу безопасности этих стран.

Россия рассматривает экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую цель, тогда как в настоящее время речь может идти только об отдельных субрегиональных интеграционных проектах между двумя или тремя странами с сопоставимыми экономиками. Пекин настаивает на создании единого интеграционного пространства в рамках ШОС уже в ближайшее время. Снятие торговых барьеров между странами ШОС создаст благоприятные условия для резкого увеличения предложения китайских товаров и откроет перед Центральной Азией не радужную перспективу стать придатком китайсой экономики.

БРИК – устоявшийся акроним от названия четырёх быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай.

Поводом для создания БРИК стал мировой финансовый кризис 2008-го года – это финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия (замедление) экономики. Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов.

Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

– Бразилия – богата сельскохозяйственной продукцией;

– Россия – крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;

– Индия – дешёвые интеллектуальные ресурсы;

– Китай – обладатель дешёвых трудовых ресурсов.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.

В 2003 году финансовая компания «Голдман Сакс» сделала прогноз: к 2050 году суммарный ВВП Бразилии, России, Индии и Китая превзойдет ВВП стран «большой шестерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия). Тенденция очевидна: с 2000 года квота стран БРИК в мировой торговле выросла с 6 до 25 %. В кризис экономика стран БРИК росла, а в США, Европе и Японии падала. За последние десять лет в странах БРИК в совокупности была зарегистрирована одна треть мирового экономического роста.

Страны, объединившиеся в БРИК, поставили задачу усилить свое влияние на глобальные экономические процессы.

Основными субъектами мировой политики остаются государства. Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Конечно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на мировой арене. Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность общества, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мировая политика | Современные тенденции развития международных отношений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.