Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в новой системе геополитических отношений

Миропорядка

Общая характеристика современного геополитического

Для современного миропорядка характерны следующие черты и тенденции:

1)распад биполярного мира и превращение международных отношений из регионально-центристских в глобальные;

2) свои прежние геополитические позиции и интересы сохранила лишь одна сверхдержава – США;

3) объединенная Германия стремится играть самостоятельную геополитическую роль в мире в противовес США;

4) основная геополитическая задача США – не допустить доминирующего влияния Германии и России и разрушить евразийский геостратегический монолит;

5) в современной геополитике происходит глобализация религиозного фактора, который смыкается с идеологическим и влияет на государственное устройство и общественное бытие страны;

6) в последние годы обострение, дестабилизацию обстановки в мире связывают с исламом; ислам взят на вооружение многими экстремистскими группировками;

7) расширение НАТО на Восток, что означает стремление Запада решить военно-стратегические задачи: уберечь свой центр от возможных ответных ударов, приблизив свою авиацию к жизненно важным центрам России, тем самым нейтрализовав её вооруженные силы и, прежде всего, уменьшив поражающий потенциал ядерного оружия;

8) НАТО активно вытесняет Россию с традиционных мест её пребывания и влияния (Грузия);

9) ослабление России, объективно переставшей играть определяющую роль в современной геополитике.

 

Анализ современного геополитического положения России целесообразно начать с ее географии.

Географическое положение включает в себя три компонента – физико-географическое положение, экономико-географическое и геополитическое положение и означает особенности положения страны или другого географического объекта на физической, экономической и политической картах мира.

Физико-географическое положение России (то есть положение по отношению к основным природным объектам Земли – материкам и океанам, полюсам, экватору, начальному меридиану) характеризуется понятием «северность». Россия расположена в северной части материка Евразия, занимает около 40 % площади Европы и 30 % площади Азии. Расстояние между крайней северной материковой точкой (мыс Челюскин) и крайней южной (граница с Азербайджаном у г. Базардюзю) – около 4 тыс. км, между крайней западной точкой (Гданьский залив в Калининградской области) и крайней восточной (мыс Дежнева) – около 9 тыс. км.

Россия – самое северное государство мира. Почти 2/3 ее территории относится к зоне Севера.

Специфическое физико-географическое положение влияет на возможности экономического развития. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству: в России зона рискованного земледелия охватывает около 95 % территории.

«Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несет из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производства теплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и т.д.

Экономико-географическое положение России – это отношение какого-либо места, района или города к внешней среде, имеющей то или иное экономическое значение.

Компоненты экономико-географического положения – транспортно-географическое, промышленно-географическое, агропромышленное, рыночное и т. д. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовалось тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в европейской части в XVI в., в азиатской – в VIII–XX вв.), Тихоокеанский (XVIП–XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250-1250 км отдалилась на восток от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII–начала XVIII в.

Геополитическое положение России – оценка места страны на политической карте мира — также существенно изменилось. Хотя Россия продолжает оставаться крупным геостратегическим объектом мировой политики, нельзя не отметить ряд отрицательных моментов. В связи с этим определенный интерес представляет взгляд на геополитическое положение России с Запада. З. Бжезинский (бывший советник по национальной безопасности президента США) отмечал, что крах Советского Союза вызвал колоссальное геополитическое замешательство. Россияне обнаружили, что они более не являются хозяевами трансконтинентальной империи. Границы других республик с Россией стали такими, какими они были с Кавказом в начале XIX в., со Средней Азией – в середине XIX в., с Западом – приблизительно в 1600 г. На западе границы России существенно изменились в неблагоприятную сторону, а сфера ее геополитического влияния заметно уменьшилась. В геополитическом положении России в 90-е годы XX в. произошли следующие изменения:

1. По периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств-членов СНГ и три государства Балтии.

2. По отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье.

3. Образовались частично «прозрачные» границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25.

4. Было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы.

5. Блок НАТО расширился на восток, к границам России.

6. Образовался анклав – Калининградская область.

Появление на границах России восьми новых государств потребовало разработки многих новых вопросов во внешней политике России. В частности, очень важны для страны отношения с Украиной, ставшей одним из крупнейших государств Европы. Экономический и геополитический потенциал Украины вызывает повышенное внимание к ней со стороны США и Западной Европы. Важное значение в геополитическом плане приобретает Азербайджан, являющийся, по выражению 3. Бжезинского, пробкой в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Положение России в зоне Каспийского бассейна существенно изменилось. Каспийское море, бывшее раньше фактически внутренним озером СССР, становится ареной взаимоотношений пяти независимых государств – России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана. Каждое из них имеет свои притязания на минеральные и биологические ресурсы Каспия. Серьезный вопрос – взаимоотношения с мусульманскими государствами на южных рубежах России, а также со странами Юго-Восточной Азии. В результате распада СССР протяженность границ России сейчас составляет 60 933 км. Почти 2/3 границ России – морские. Наиболее протяженную сухопутную границу наша страна имеет с Казахстаном (41 % всей сухопутной границы России), Монголией (около 20 %) и Украиной (10 % сухопутной границы России).

Оценивая географическое положение страны, нельзя обойти такое понятие, как «обширность». Российская территория громадна. Есть страны, которые можно пройти пешком за несколько часов (Лихтенштейн, Монако). За день можно проехать на автомобиле Францию, Испанию, Великобританию. Пересечь Россию с запада на восток за день можно только на самолете. К сожалению, наш век больших скоростей изменил прежнее восприятие пространства и расстояния. В XIX в. французская писательница Жермена де Сталь писала о пространствах России: «Россия – это преддверие иной, неведомой земли Востока. В России такой простор, что все в ней теряется, даже дворцы, даже само население. Все тонет в необъятном пространстве, над всем царит оно и захватывает воображение».

Территорию России трудно представить еще и потому, что в мире нет стран, схожих с ней по размерам. Например, площадь США (9,4 млн км2) составляет 55 % площади России, а площадь всех государств зарубежной Европы – 35 % площади нашей страны.

1 % территории России (например, республики Карелия, Тува) – это площадь таких стран, как Тунис или Уругвай; 2 % (например, Республика Бурятия, Амурская область) – это Финляндия или Вьетнам; 3 % (Ханты-Мансийский автономный округ) – Испания или Таиланд.

Небольшое по российским меркам расстояние в 1000 км (Москва — Волгоград или Екатеринбург – Омск) равно путешествию через всю Францию (Гавр – Париж – Лион – Марсель), а в 2000 км (Москва – Челябинск) – поездке от Балтийского до Черного моря (Гданьск – Львов – Бухарест – Бургас). Большая территория дает значительную свободу для маневра производительных сил, обеспечивает Россию природными ресурсами, играет существенную роль в обороноспособности страны. Вместе с тем громадные пространства затрудняют управление и требуют огромных инвестиций в развитие коммуникаций.

Таким образом, после распада СССР Россия оказалась отделенной от Европы поясом самостоятельных, независимых государств и в настоящий момент имеет ограниченные выходы к Балтийскому и Черному морям. Крупнейшие порты на Черном и Балтийском морях стали для России иностранными. Из крупных портов на Балтике остался Санкт-Петербургский, на Черном – Новороссийский и Туапсинский. На западной границе до распада СССР имелось 25 железнодорожных переходов, современная же Россия располагает всего одним – из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдовы. Геополитические изменения коснулись границ России. В рамках СССР из 77 российских административно-политических единиц только 13 были пограничными, сегодня пограничными являются более половины. Изменилось и число зарубежных стран, граничащих с Россией: ранее имелось 8 стран-соседей, сейчас – 16. Ни у одной страны в мире такого числа соседей-государств нет. Значительная часть новых границ не имеет официального государственного статуса.

Пространственно-географическое сужение за счет Балтийского побережья, Причерноморья, Крыма вернули Россию, как отмечают геополитики, к «допетровским» временам. Данные территории обеспечивали широкий выход бывшего СССР во внешний мир. В новых условиях Россия на северо-западе и юге не сохранила прежнего контроля над ключевыми пространствами. Со стороны новых геополитических субъектов – Балтийских стран – наблюдалось ужесточение своих позиций, вплоть до территориальных претензий; по ряду моментов нарастал российско-украинский конфликт; заявил о себе сложный узел противоречий Молдавия – Приднестровье. В начале 90-х гг. на территории бывшего СССР было зафиксировано 180 территориально-этнических споров.

Очевидно и военное ослабление России, обусловленное следующими процессами:

– вывод войск из Европы;

– роспуск Варшавского договора;

– потеря всех прежних геополитических союзников;

– обвальная конверсия: утрачено более 300 технологий производства вооружений и военной техники;

– объем производства в военных отраслях – 9 % от советского периода;

– оборонный бюджет – 1/10 китайского, 1/6 японского, ¼ германского, 1/40 американского;

– новейшие вооружения составляют 20 % вооружений (в США – 70 %);

–к 2015 г. НАТО приобретет 4-кратное превосходство. Китай будет абсолютно превосходить Россию по военной мощи, Япония – в отношении российской дальневосточной группировки.

Следствие: резкое снижение уровня национальной и государственной безопасности страны по всем параметрам: экономическому, военному, идеологическому.

Обеспечение процессов формирования государственности России и защиты ее территориальной целостности считается приоритетной в области внешней политики. Для России является важным завершить процесс становления в нынешних границах как современного российского государства. При этом укрепление государственности таких республик, как Украина, Казахстан, Белоруссия, а также экономическая интеграция с ними со стороны России должны поддерживаться самым активным образом. Именно эти три государства наиболее важны с точки зрения геополитических интересов России.

Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:

– военном (военно-стратегическом);

– геоэкономическом.

Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня.

НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возвратились к доктрине «Черное море – турецкое море», используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936 г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений при соблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.

Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия – 141 млн человек, Китай – 1,3 млрд). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.

Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.

Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью.

В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии, и в Европе в частности. Россия рассматривает это как ущемление ее государственных интересов, т. к. необходимо время, чтобы разобраться, насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.

На Россию оказывается своего рода геоэкономическое «давление», т. к. она находится в окружении экономической Триады мира – на западе Европейский союз, на востоке – Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке – Китай. Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале ХХI в. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транснационализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т. п. превращается в геоэкономику. В связи с этим для России актуальна не только реформа армии для повышения ее боеспособности, но прежде всего принятие серьезных решений в области геоэкономики. России предстоит решать проблему перевода внешнеэкономических связей на геоэкономические стратегии, основным содержанием которых является транснационализация экономики. Современное мировое хозяйство – это не только совокупность экономик национальных государств, связанных между собой обменом товарами и факторами производства, но и воспроизводственные цепи открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных группировок. У многих высокоразвитых стран, использующих геоэкономические стратегии, все больше стираются грани между внутренней и внешней экономикой. Как и куда впишется Россия, зависит от многих факторов, в том числе от воли и аналитических способностей российских политиков.

Таким образом, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом, соответствующим реальному экономическому, социальному, политическому и культурному потенциалу страны.

Приходится признать, что по совокупной геополитической мощи на данном этапе Россия уступает практически всем глобальным центрам силы. Значит, ей остается выбор в пользу позиционной стратегии, состоящей в конкретном российском случае из двух основных компонентов. Во-первых, удержания максимального числа стран СНГ в орбите российского притяжения. Здесь недостаточно политических намерений и деклараций, которые могут меняться в одночасье. Важны материальные связи и зависимости:

– сохранение оставшихся и развитие новых экономических контактов России с государствами СНГ;

– экспансия российского государственного и частного капитала в ближнее зарубежье, являющееся для него «мягкой», доступной пока еще зоной (в данном случае такая локальная экспансия была бы направлена на сохранение традиционных российских сфер влияния и потому являлась бы частью общей позиционной стратегии);

– поощрение инвестиций СНГ в России, а также развитие широкой российско-центристской военной кооперации в пространстве Содружества.

Во-вторых, со странами дальнего зарубежья, и прежде всего с глобальными центрами силы, наиболее рациональна стратегия «балансирующей равноудаленности» (даже некоторой отстраненности России от международных дел под предлогом озабоченности делами домашними).

 

При анализе геополитической ситуации России необходимо учитывать два момента: военно-стратегический и геоэкономический.

С военно-стратегической точки зрения Россия – одна из ведущих ядерных держав. При этом для сохранения своего статуса ей необходима модернизация вооружений, для которой нет необходимых ресурсов. Государство не способно отвечать на локальные угрозы безопасности. Сокращается военно-технологический контроль России. В настоящее время Россия не может содержать военные базы по всему миру и их сохранение возможно только на территории СНГ.

В экономической сфере Россия не способна на равных конкурировать с мировыми лидерами. Россия имеет собственную зону экономического влияния, которая охватывает Болгарию, Монголию и республики бывшего СНГ, за исключением Туркмении и Узбекистана. Их всех государств мира по степени влияния на международные экономические процессы России наиболее близки такие региональные лидеры, как Бразилия, Испания и ЮАР, но их внешняя политика более результативна. Полноценным региональным лидером Россию нельзя считать из-за низкой доли продукции обрабатывающей промышленности в структуре экспорта.

Но сегодня Россия – региональная держава, а каждая региональная держава концентрируется на взаимоотношениях с соседями. Россия – страна евроазиатская, что обусловливает ее геополитическую роль не просто как политического баланса, но и позволяет ей играть роль хартленда.

Первый пояс геополитического влияния – страны СНГ и Балтии (в целом влияние России на этот регион в 1990-е гг. падало). В нем выделяются несколько секторов:

1) государства Прибалтики. Эта территория наиболее полно интегрировалась в европейские организации (НАТО, ЕС и т. д.) и отдалились от России. Эти государства демонстрируют полный спектр антироссийских настроений: от умеренного (Литва) до крайнего (Латвия). Основными проблемами российских отношений в этом регионе являются проблема русскоязычного населения и организация связи между Калининградской областью и Россией;

2) Белоруссия – наиболее близкое государство СНГ. С точки зрения геополитики России выгодно присоединение Белоруссии. В таком случае Россия будет полностью контролировать сухопутный путь от ЕС до Китая и Юго-Восточной Азии. Упростятся торговые отношения с Западной Европой. Интеграция с Белоруссией идет с весны 1996г.;

3) Западное Причерноморье. В этой зоне основными проблемами являются статус Крыма и международных проливов. Украина занимает жесткую позицию по отношению к России. Экономика страны почти полностью зависит от поставок российских энергоносителей. Политика Украины привязана к странам Западной Европы и США, что невыгодно России;

4) На Кавказе Россия также потеряла свое влияние. Соответственно усилились интересы США. Особенно пристальное внимание сосредоточено на нефти Каспия. Появилась идея создания евразийского транспортного коридора, призванного соединить Кавказ и Центральную Азию с Европой (в обход России). Если это будет сделано, то роль России как соединительного звена между Европой и Азией со временем может перейти к Грузии, Азербайджану, Турции. Сейчас обе железные дороги, соединяющие Россию с Закавказьем, практически бездействуют, а Восточно-Грузинская и Восточно-Осетинская дороги практически разрушены. Важной становится проблема транспортировки каспийской нефти. Ключевую роль здесь играет Азербайджан. Победой России можно считать подписанное соглашение о прокладке нефтепровода через северокавказскую и грузинскую территорию. Подписание соглашений о разделе шельфа и акватории Каспийского моря между Россией, Казахстаном и Азербайджаном (водное зеркало общее, а разделяется дно) существенно ослабило напряженность в этом регионе;

5) на южных и азиатских границах бывшего СССР пытаются активно отстаивать свои геополитические интересы Турция, Иран, Китай и другие соседние страны, распространяя вглубь пограничных территорий свое геополитическое влияние. Например, Китай активно колонизирует не только Дальний Восток, но даже Москву, где сложилась и функционирует китайская община (50–60 тыс. китайцев).

СНГ пока не стало реальным полем интеграционных процессов бывших членов СССР. Необходима модернизация этого содружества. Пока это относится к сфере намерений.

Россия – Европа:

- Европа не рассматривает Россию в качестве полноправного партнера, а видит ее в качестве своего сырьевого придатка и рынка сбыта своей продукции;

- пока Россия остается ядерной державой, ее влияние в Европе и мире будет потенциально сильным;

- урезание Европейской части России после признания самостоятельности Украины, Молдовы и Беларуси, а также кордон из бывших стран соцлагеря ущемили возможности реализации интересов России в Европе;

- необходимы экономические и политические контакты со странами Западной и Центральной Европы (строительство североевропейского газопровода для подачи газа через Северную Европу в континентальную Европу, строительство Балтийской трубопроводной системы для поставок российской нефти на рынки ЕС и др.);

- бывшие союзники России встали в очередь для вступления в НАТО, они не только не хотят иметь тесных союзнических отношений с Россией, но и быстро перебегают в другой лагерь;

- более или менее дружественными по отношению к России остаются северные страны Европы, и эту связь необходимо поддерживать и развивать;

- противостоять расширению НАТО на Восток Россия не в состоянии.

Россия – Азия:

- налаживаются отношения с Китаем, и важная задача России – сделать его своим если не союзником, то хотя бы надежным экономическим партнером;

- нормализуются отношения с Южной Кореей и Японией;

- Россия особо заинтересована в сохранении и развитии отношений с Индией как приоритетным геополитическим партнером, обеспечивающим баланс сил в Азии;

- длительные отношения Россия имеет с Ираном, сотрудничество с которым осуществляется в разных направлениях, в том числе в развитии ядерной энергетики (против такого сотрудничества яростно выступает Америка);

- Россия налаживает торговые отношения со многими странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

- важной становится задача не нажить себе новых противников в лице исламских государств.

Россия – США:

- США имеют планы разделения России на несколько отдельных государств, (сжатие физического пространства до пределов «средней европейской страны»); проекты отделения от России мусульманских республик;

- важный фактор, определяющий отношения между Россией и США, – ракетно-ядерный потенциал обоих государств;

- США не заинтересованы в сильной России;

- США вытесняют Россию с мировых рынков оружия;

- блокируется доступ России на американские рынки высоких технологий, включая рынки оборонного и стратегического сырья.

Первоочередные проблемы, от решения которых зависит геополитический статус России:

1) неравномерность расселения людей по территории: в Сибири и на Дальнем Востоке проживает 22 млн из 143 млн человек. Положение чревато установлением международного протектората в отношении слабозаселенной, но ресурсной территории;

2) неравномерность экономического развития (сырьевая экономика: экспорт сырья – 78 %). 10 сырьевых компаний – основа экономики РФ;

3) имущественное расслоение населения, отсутствие консолидации в обществе по базовым вопросам политического и общественного развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Геоэкономика» Жака Аттали | Понятие политической глобалистики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 5158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.