Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Формы территориально-политического устройства государства




Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население с целью управления им.

Традиционно различаются три формы территориально-политического устройства государства: унитарное, федеративное и конфедеративное государство.

Понятие унитарного государства. Унитарное государство - это единое государство, состоящее не из государственных образований (штатов и т. п.), а из административно-территориальных единиц (Областей, провинций, губерний), которые затем делятся на районы, уезды, а последние - на общины, коммуны. Наиболее распространено деление типа область - район - община. В каждой из административно-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы местного самоуправления, иногда (Франция, Украина) и те, и другие.

ФОРМЫ унитарных государств. Унитарное государство состоит в основном из административно-территориальных единиц, но в сложном унитарном государстве имеются автономные единицы, которых нет в простом.

В широком смысле слова автономия означает предоставление какой-либо части государства (Аландские о-ва в Финляндии; Крым на Украине) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, однако под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава, культуры, быта, традиций проживающего в них населения (Сев. Ирландия в Великобритании, Корсика во Франции)

В зависимости от объема полномочий существуют два вида автономий: политическая (государственная, законодательная) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она обладает правом законодательства по местным вопросам, создается местный парламент. Законы принимаемые им, не должны противоречить интересам государства и его составных частей. Политическая автономия образует свой орган местной исполнительной власти.

Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Сев. Ирландия в Великобритании, Аландские о-ва в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании.

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Так, в Китае представительные органы автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты не соответствуют местным условиям, участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с законами государства.

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых странах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там, где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемежку с представителями других этнических групп.

Понятие ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА. В отличие от унитарного, составными частями федеративного государства являются государственные образования (штаты, земли, провинции). Обобщенно их принято называть субъектами федерации.

Большинство федераций - крупные и средние государства, в которых в совокупности проживает около трети населения Земли. Создание федераций происходило по-разному. Некоторые из них были созданы на основе союза, объединения независимых государств, другие - актами государственной власти. Первые стали называться федерациями на основе союза или договорными федерациями. Вторая группа - федерации на основе автономии или конституционные федерации.

Субъекты федерации и их правовое положение. Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации, число которых колеблется от 2 в Танзании до 89 в РФ.

Субъекты федерации часто имеют свои конституции, которые они принимают сами и которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты ф. создают свои парламенты, которые издают местные законы, они могут иметь свое гражданство, представительство в других государствах (с разрешения МИДа).

Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 - в Бразилии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему.

Существует несколько способов размежевания предметов ведения федерации и ее субъектов, в основе которых лежит различное сочетание четырех элементов: 1) исключительные полномочия федерации; 2) исключительные полномочия субъектов; 3) совместная компетенция федерации и субъектов; 4) остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных элементов.

Кроме того, существует множество форм участия субъектов федерации в решении общегосударственных вопросов. К их числу относятся: 1) осуществление совместной компетенции федерации и ее субъектов; 2) создание особой палаты в парламенте, обычно называемой сенатом и рассматриваемой как орган специфического представительства субъектов. Федеральный закон не может быть принят без согласия этой палаты; 3) автоматическое включение по должности должностных лиц субъектов федерации в общефедеральные органы; 4) периодически созываемые совещания премьер-министра федерации и премьер-министров ее субъектов; 5) совещания президента и глав исполнительной власти субъектов; 6) совещания руководителей одноименных министерств (департаментов) федерации и ее субъектов, которые во многом формируют политику в данной отрасли экономики.

Наряду с политико-территориальными образованиями существуют и такие, которые созданы на основе международных соглашений и регулируются в основном нормами международного права. Традиционным образованием такого рода является КОНФЕДЕРАЦИЯ.

В отличие от федерации это не союзное государство, а союз государств. Конфедерация может иметь свой парламент наряду с парламентами государств-членов, главу конфедерации наряду с главами государств-членов, свое правительство, но в отличие от федерации акты общих органов не действуют непосредственно на территориях государств-членов. Эти акты вступают в силу в частях конфедерации только после ратификации соответствующими органами государств-членов.

Некоторые элементы конституционно-правового регулирования имеет британское Содружество, Европейский союз, СНГ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.