Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, типы

 

Личность - одновременно и субъект, и, объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие - в меньшей, а тре­тьи - вообще стараются «убежать» от политики. Одни стремят­ся к утверждению существующего политического строя и проявляют конструктивное политическое поведение, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение, и демонстрируют деструктивную позицию. Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политическому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов политического пове­дения во многом обусловлено характером политической социа­лизации личности. В общем плане социализация (от лат. socialis - общественный) - это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта, осуществляемый в ее деятельности и общении.

В современной политологии существуют различные подходы к определению понятия «политическая социализация». Одни ученые определяют ее как овладение политически релевантными образца­ми социального поведения, соответствующими социальным ориентациям индивида, которые воплощаются в различных политических ролях.

Другие определения ориентированы их авторами не столько на характеристику индивидуальных аспектов поведения, сколько на ту роль, которую играют политическая система и общество в целом в процессе социализации.

По мнению авторов учебника под редакцией В.А.Ачкасова и В.А.Гуторова целесообразнее рассматривать политическую социализацию как совокупность разнообразных процессов развития, в ходе которых индивиды усваивают посредством целенаправленного воспитания и обучения или же спорадически приобретаемого опыта политические ориентации и образцы поведения.

По мнению авторов учебника под ред. В.Н. Лавриненко, политическая социализация личности - это процесс активного воспро­изводства личностью политического опыта, определенной сис­темы норм, ценностей и установок политической деятельности и политических отношений.

Можно сказать и по-другому: политическая социализация личности - это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов формируются определенная картина политического мира, опыт политической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

(1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со­циальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

(2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого об­щества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, кото­рый выражен в политической культуре -совокупности обще­принятых ценностных ориентации, убеждений и норм полити­ческой жизни общества.

По мере усвоения политической культуры человек все боль­ше адаптируется к существующей политической системе, стано­вится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все, в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности - это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной сторо­ны, испытывает на себе воздействие различного рода политиче­ских субъектов, а с другой - по мере социализации сама стано­вится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя различ­ные уровни, механизмы и факторы.

Самый широкий - междуна­родный уровень, охватывающий международные сообщества и ор­ганизации. Здесь на личность воздействуют принятые в междуна­родном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных кон­фликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов, борьба с международным терроризмом и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, про­фессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, пра­вительство, политические партии, социально-экономические кри­зисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий - личностный уровень политической социа­лизации, на котором личность испытывает воздействие со сто­роны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психоло­гию, ценности и установки.

Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.

Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важнейшую роль вее развитии. Они могут быть разных видов, качества и широты воздействия на личность.

К непосредствен­ным (собственно) агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лидеры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образует систему, которая с помощью политических механизмов стре­мится контролировать и направлять политическое поведение; личности.

Агенты политической социализации выступают также способа­ми и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных этапах развития личности и в разных странах на первый план выдвигаются различ­ные агенты в зависимости от конкретных обстоятельств политиче­ской жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факторы: семья, группы сверстников, церковь, система образования, про­фессиональные и женские организации, культурные и спортив­ные объединения и т.д. Известно, например, какую большую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсме­нов при агитации за или против того или иного политического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности сильнейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социализации.

Важную роль в политической социализации личности играют и такие неполитические факторы, как социально-экономические условия и образ жизни человека, национальные традиции и даже отдельные, важные для жизни индивида общественные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства.

В определенных общественных ситуациях неполитические факто­ры могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаи­мосвязанного общества, где все политические и неполитические факторы тесно переплетены.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вы­нуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обще­стве этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в об­ществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятель­ности, часто возникает кризис системы политической социализа­ции, политическая аномия, отчуждение личности от политики.

Этот кризис проявляется прежде всего в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и/или раз­рушаются старые механизмы их трансляции, что особенно на­глядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Мы уже говорили, что политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с обществом. Характер такого взаимодействия обусловлен прежде всего соотношением экономических, политических и других ин­тересов человека и общества, гражданина и государства. Различ­ная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности.

Под типом поли­тической социализации имеется в виду совокупность устоявших­ся ценностных образцов взаимодействия личности и политиче­ских институтов общества, На него оказывает влияние совокуп­ность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической со­циализации и др.

В общем плане тип политической социализации определяет­ся теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического пове­дения, соответствующий политической культуре данного обще­ства. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью ве­роятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и состояние са­мого общества, и наоборот, каково общество, таков и домини­рующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

(1) Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и доб­ровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и лично­стью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности - перед властью и власти - перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности, гражданского общества и правового государства. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бескон­фликтное развитие политической системы и личности как субъ­екта политики.

(2) Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принци­пах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суве­рен, равноправный и независимый гражданин. Основное усло­вие функционирования данного типа политической социализа ции - защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответ­ственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности. Это являете» гарантом, что плюрализм не превратится в анархизм и не пере­растет в гегемонизм.

(3) Гегемонистский тип характерен для общества закрытого ти­па. Его сущностью является установка на резко отрицательное от­ношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) превыше всего».

(4) Конфликтный тип характеризуется борьбой между различ­ными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в каче­стве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо, группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации фор­мируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Главный принцип политического взаимодействия здесь - лозунг «Кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные религиозные объединения.

10.6. Стадии политической социализации личности

 

В современной политологии утвердилась точка зрения, что политическая социализация личности - это непрерывный процесс ее развития, продолжающийся в те­чение всей жизни человека и в разных социальных группах и общностях. Можно выделить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении специфики этих стадий сегодня нет единой точки зрения.

Это обусловлено, на наш взгляд, двумя причинами.

1. Концепция политической социализации начала формиро­ваться после создания теории общей социализации личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько тео­рий общей социализации личности, наличие которых и затруд­няетсоздание концепции политической социализации.

2. На политическую социализацию большое влияние оказывает конкретный социокультурный контекст развития личности. Прежде всего, это та политическая культура, в рамках которой происходит политическая социализация. Кроме того, на политическую социализацию личности влияют разнообразные и разнокачественные факторы: характер социальной стратификации, общества, система образования и воспитания, национально - этнические особенности, религиозные верования и т.д. Поэтому и невозможно создать хорошо сбалансированную общую для всех стран теорию политической социализации личности, по крайней мере говорить сегодня об этом еще преждевременно.

Нам представляется, что рассматривать политиче­скую социализацию личности целесообразнее как двуединый процесс, в котором она (личность) одновременно выступает и как субъект, и как объект власти, политической деятельности и политических отношений. В про­цессе политической социализации личность одновременно и приспосабливается к ним, и изменяет их в соответствии со своими интересами, ценностями и установками.

Основными качественными этапами политической социализации являются первичная и вторичная стадии. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта и уровень политиче­ской идентификации личности.

Первичная политическая социализация характерна для детско­го возраста. Американские политологи Д. Истон и Док. Деннис полагают, что она начинается уже с трех лет. Базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом.социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы поли­тической социализации личности с 3 до 13 лет.

(1) Политизация - характеризуется непосредственным вос­приятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок, формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

(2) Персонализация - ребенок персонифицирует политиче­скую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например президента страны, полицейского, которых он часто видит на экране телевизора или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

(3) Идеализация - тем фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только пози­тивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке пред­ставителей власти.

(4) Институционализация - по мере накопления политического опыта и представлений, по мере усложнения образа поли­тической картины мира осуществляется переход от персонифи­цированного представления о власти и политики к надличностному, институциональному уровню. Формируется осознание по- литической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, полицию и т.д.

Представленная модель политической социализации личности относится к направлению, которое получило название политической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако более или менее сносно такая модель может функционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социализация осуществляется не только сознательным и добровольным принятием и поддержкой существующего политического; строя, но и его критикой, в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ребенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер.

Семья вообще является самым первичным условием полити­ческой социализации. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности.

Помимо семьи в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные груп­пы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поведе­ние. Прежде всего это сверстники и ближайшее окружение, ко­торые пользуются авторитетом у личности и с которых она бе­рет пример. Если в начальный период развития ребенка перво­степенное влияние на его политическую социализацию оказыва­ет семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Среди других ин­ститутов и групп политической социализации следует назвать дошкольные учреждения, школу, вуз, группы по интересам и др.

Вторичная политическая социализация начинается с того вре­мени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основ­ные социально-политические ценности, установки, представле­ния и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом поли­тики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в со­ответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности про­должается на протяжении всейсознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и вре­мя завершения активного участия в общественно-политической жизни.

Политическая социализация носит, таким образом, динами­ческий характер в силу постоянного изменения всей совокупно­сти социокультурных, в том числе и политических, факторов, которое влечет за собой возникновение новых политических ценностей и установок личности. Непрерывность и динамич­ность процесса политической социализации личности - харак­теристики объективные и необходимые для ее развития. Для то­го чтобы жить нормальной политической жизнью, человек дол­жен постоянно социализироваться. Личность, живущая во всех отношениях и в полной мере образами, чувствами и ценностями прошлой жизни, - это личность невротика. Хотя это вовсе не означает, что нормальная личность каждый день должна менять свои ценностные ориентации в политике или вообще отказы­ваться от своих стержневых политических убеждений. Другими словами, политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к новым политически условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не тер своей политической самоидентификации.

Особенности политической социализации нашем обществе сегодня обусловлены прежде всего его переходным состоянием. Модель «политической поддержки», о которой сказано выше, в сегодняшней России пока неприменима. Страна постоянно сталкивается с трудностями во все сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Экономические реформы буксуют.

Динамика социальной стратификации остается неблагоприятной. Сохраняются пропасть между богатством и бедностью, массовое обнищание населения. Достаточно сказать, что сегодня 1,5% россиян владеют 65% национального богатства страны. Среднего класса - основы стабильности - у нас нет. Протесты, голодовки, пикеты перманентно возникали в различных регионах страны на протяжении последних пятнадцати лет.

За истекший период произошла утрата старых ценностей установок, в том числе и политических, у большинства населе­ния, а новые еще не сформировались. Ситуация экзистенциального вакуума, связанная с потерей смысла жизни, никчемность своего существования, стала реальностью для многих членов общества. В стране растут наркомания, алкоголизм, преступность и суицид. Вместе с тем происходит дальнейшее отчуждение многих россиян от политики. Все еще остается чувство не­уверенности и страха перед будущим. Политическая психология многих людей характеризуется пессимизмом и негативизмом.

Все это непосредственно воздействует на процессы политиче­ской социализации личности. В советское время партия комму­нистов была единственной «руководящей и направляющей силой общества», охватывающей своим влиянием и контролем деятель­ность всей системы политического воспитания и образования - от университетов марксизма-ленинизма до политических кружков пенсионеров жэка, а также и такие важнейшие институты политической социализации, как дошкольные учреждения, школы, вузы, производственные коллективы, армия.

Теперь же при наличии большого числа конкурирующих и часто маловлиятельных политических партий и организаций политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво. Основным ее типом является конфликтный. При этом человек часто теряет смысл и ценность политической жизни. Он находится в постоянном противоречии с политической реальностью, которую ему трудно понять в силу ее неопределенности. Отсюда и наблюдающийся про­цесс политической дезидентификации личности.

Выход из сложившейся ситуации зависит от успехов в эко­номике. Пока не начнет эффективно работать производство, пока не улучшится благосостояние народа и не сформируется на этой основе мощный средний класс, до тех пор ни о какой гармони­ческой модели политической социализации не может быть и речи.

Переход к такой модели требует общности или хотя бы совпадения основных интересов, а этого нельзя достигнуть, не ликвидировав пропасть между богатством и бедностью. До тех пор пока в стране не будут положительно решаться социально-экономические проблемы, люди, в том числе находящиеся на начальных этапах политической социализации, будут совершен­но по-разному воспринимать политических лидеров, власть, правительство и само государство. Одни будут говорить «это наше правительство», другие - «это их правительство».

Без единства общества, без гармонизации его интересов не­возможен бесконфликтный тип политической социализации, ее институтов. В условиях экономической и политической неопре­деленности люди даже в одной социальной среде придержива­ются порой разной политической ориентации. Кроме того, сами институты - семья, школа, вуз, армия - и сегодня находятся в состоянии, далеком от благополучного.

Каким образом и насколько успешно будет проходить разви­тие России, в конечном счете зависит от степени политической социализации каждого гражданина, от политической воли, цен­ностей и идеалов «рядовой» личности, от того, насколько она является субъектом политической деятельности. Современное переломное время дает шанс каждому проявить себя и тем са­мым на деле обнаружить качество и степень своей политической социализации. Вместе с тем именно в такие периоды истории политическая социализация происходит наиболее интенсивно, ибо снимаются многие старые ограничения и запреты и созда­ются условия для более свободного проявления своей политиче­ской воли. Правда, следует иметь в виду, что с этим связано и возрастание ответственности каждого за свои поступки.

 

Вопросы для самоконтроля

 

  1. Что такое политическая культура?
  2. Какие компоненты и элементы включает в себя структура политической культуры?
  3. Назовите основные функции политической культуры.
  4. Каковы базовые ценности политической культуры?
  5. В чем сходство и различие основных типов политической культуры?
  6. В чем особенности российской политической культуры?
  7. Что такое политическая социализация и каковы её функции?
  8. Какие типы политической социализации вы знаете?
  9. В чем отличие первичной политической социализации от вторичной?

Литература

Основная литература

Василенко И.А. Политология: учебник для бакалавров / И.А.Василенко – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт. 2012. – 421 с. – Серия: Бакалавр. ISBN 978-5-9916-1593-8 (Издательство Юрайт), ISBN 978-5-9692-1281-1 (ИД Юрайт).

Гаджиев, К. С. Политология [текст]: учебник / К. С. Гаджиев. М.: Высшее образование, 2008.

Козырев Г.И. Политология: учебное пособие.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011.- 368 с. – (Высшее образование). ISBN 978-5-8199-0375-9 (ИД «ФОРУМ»), ISBN 978-5-16-003442-3 (ИНФРА-М).

Мухаев, Р. Т. Политология: Учебник для вузов [текст] - М.: ТЕРРА, 2005.

Политология [текст] Учебник / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М.: Юрайт-Издат, 2006.

Политология: учебник для студентов вузов [текст] / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.

Хейвуд. Э. Р. Политология [текст] Пер. с англ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Дополнительная литература

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчи­вость. М., 1996.

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная поли­тология сегодня. Мировой обзор. М., Изд-во «Весь мир»,2002.

Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис, 1992. №4.

Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., Прогресс,1996.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., Прогресс,1993.

Бешлер Ж. Демократия. Аналитический очерк. М., Феникс,1994.

Бердяев Н. Судьба России. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

Бердяев Н. Философия неравенства.- М.: ИМА-Пресс,1990.

Блондель Ж. Политическое лидерство. — М., Феникс, 1992

Баталов Э.Я. Советская политическая культура: (К исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1994. №6.

Вебер М. Политика как призвание и профессия. // Вебер М. Избр. произв. – М.: …1990.

Винецкий А.Э. Лоббизм в современном мире.- М.: ТЕИС, 2004.

Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М., 1997.

Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы: генезис, структуры, динамика.- М.: Юрайт-Издат, 1999.

Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая ком­муникация. М., 1999.

Даль Р. О демократии. М., 1999.

Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992

Демократия и авторитаризм в третьем мире в конце XX века. М.,1995

Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. – М.: Изд-во «Весь Мир», 1997.

Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. М., ИМА-Пресс,1994.

Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения.// МэиМО.1997.№1.

Дюверже М. Политические партии.- М.: Изд-во «Весь мир»,2000.

Жеребкин М.В. Политический процесс: типология и режимы функционирования.- М.: Человек, Карьера,1999.

Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли / Отв. ред. Т.А. Алексеева. М., 1997. Т. 3.

Кулик А. Политические партии постсоветской России. // МэиМО.1998.№12.

Ла­пина Н.В. Формирование современной российской элиты (пробле­мы переходного периода). М., ЮНИТИ, 1995

Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002.

Оганесян, А.А., Политология – курс лекций. М.: ПРИОР,2001.

Панарин А.С. Политология: Учебник.- М.: Проспект,1997.

Парсонс Т. Система современных обществ, М., 1998.

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М.: Юрист, 1999.

Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. – М.: … 1992, т.2.

Пушкарева Г.В. Политология: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт - Издат, 2002.

Сидельникова, Т.Т., Политология. М.:ВЛАДОС,1999.

Сморгунов Л. Сравнительная политология: теория и методология измерения демократии. СПб., 1999.

Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии.- М.: Аспект Пресс, 2004.

Тоффлер Э. Третья волна. – М.: …2002.

Фоменко, С.А., Политология. М.: ТЕИС, 2000.

Чилкот Р. X. Теории сравнительной политологии. В поисках пара­дигмы. М., 2001.

Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1. М., 1992.

1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности российской политической культуры | Политические технологии. Особенности, уровни и виды политического процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.