КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура политической системыАмериканский политолог, пионер в исследовании политической культуры профессор Стенфордского университета Г. Алмондхарактеризует политическую систему как структуру, поддерживающую порядок в обществе. Все её институты выступают как взаимодействующие элементы, обеспечивающие удовлетворение потребностей системы через выполняемые её элементами функции. Основное внимание Г. Алмонд уделяет не институтам политической системы, а выполняемым системой функциям, в первую очередь взаимодействию с внешней средой, взаимосвязи внутри системы, а также функциям адаптации и сохранения системы. Итак, политическая система общества есть совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также сложившиеся отношения между ними по поводу власти. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов. По сути, политическая система есть механизм, с помощью которого осуществляются власть в обществе, руководство и управление им. Любой механизм есть более или менее сложное образование, состоящее из определенных взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Политическая система - это сложное иерархическое образование, поэтому неизбежно встает вопрос о её подсистемах и структурных элементах. Г. Алмонд, в частности, выделяет в качестве таких подсистем «...три широких класса объектов: 1) специфические роли и структуры, такие как законодательные и исполнительные органы или бюрократии; 2) носители ролей, такие как отдельные монархи, законодатели и администраторы; 3) конкретные публичные мероприятия, решения или исполнение решений». Эти структуры, носители и решения могут быть в свою очередь более подробно классифицированы в зависимости от того, включены ли они в политический процесс, или «вход», либо в административный процесс, т.е. «выход». Причем, анализируя внутреннее строение политической системы, Г. Алмонд выдвигает на передний план не столько структуры, сколько существующие между ними взаимодействия, выполняемые ими в политической системе роли. Обычно в рамках политической системы выделяют три подсистемы: • институциональную (совокупность политических институтов); • информационно-коммуникативную (совокупность коммуникаций); • нормативно-регулятивную (совокупность моральных, правовых и политических норм). Кроме перечисленных выше, некоторые авторы добавляют к ним · идеологическую (совокупность идей, взглядов, представлений) и · культурную (совокупность ценностных ориентаций, обычаев и др.) подсистемы. К элементам политической системы общества традиционно относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, а также группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов. Первым и главным институтом политической системы общества было и остается государство. Это наиболее влиятельный субъект осуществления власти. Поэтому государство по праву считается ядром политической системы любого общества. Другим важным институтом политической системы общества являются политические партии - особого рода структуры, представляющие интересы различных социальных общностей (классов, стратификационных, общественных групп). Партии появились значительно позже, чем государство. Параллельно с развитием партий стали формироваться общественно - политические движения. Как правило, они отражают интересы более широких слоев населения, чем партии. С XX в. все более активную роль в политической жизни общества начинают играть различные лоббистские группы, например банковские, промышленные и др. Их интерес к воздействию на власть очевиден - сохранить силу своего влияния в обществе и обеспечить наиболее благоприятные условия для своего существования и развития. Во многих современных обществах значительное влияние на государственную власть оказывают также церковь и религия. Особенно это заметно в мусульманском мире. По времени появления одним из самых молодых элементов политической системы общества можно считать средства массовой информации (СМИ). Они оказывают весьма существенное и всевозрастающее влияние на развитие и функционирование современного общества и его политической системы. Это традиционно касается прессы, позднее - радио и телевидения. В последнее время стремительно набирает влияние глобальная мировая информационная сеть Интернет. Такой упрощенный анализ структуры политической системы (которая, в свою очередь, является одной из подсистем более крупной - общественной системы) не позволяет в полной мере раскрыть ее сущность и роль в функционировании и развитии общества. Политические отношения в современном обществе сложны и многообразны, но воспроизводятся они в действиях конкретных людей. Последнее обстоятельство крайне затрудняет целостное восприятие политики, потому что внимание наблюдателя неизбежно сосредоточивается на поступках политиков и государственных должностных лиц, их заявлениях, принимаемых ими решениях, возникающих между ними конфликтах и т.п. Вот почему для описания общей картины политических отношений целесообразно воспользоваться системным подходом. Использовать этот метод вполне допустимо, так как политика обладает своей качественной определенностью и может быть выделена в особый объект исследования, что, собственно говоря, является необходимой предпосылкой системного анализа. Суть системного анализа (или структурного функционализма) - выявление структуры системного объекта и последующее изучение функций, выполняемых его элементами. Ставя в центр внимания взаимосвязи между целым (системой) и ее частями, приверженцы системного анализа также исследуют, каким образом конкретные составляющие системы воздействуют друг на друга и на систему в целом. Следовательно, системный анализ предполагает последовательное решение следующих проблем: -выделение структурных элементов системы, -выявление характера установившихся между ними зависимостей (функциональных связей), -объяснение механизма функционирования системы в целом, перспектив её изменения и развития. Выделим вначале устойчивые базовые, элементарные компоненты системы. Напомним, что устойчивость социальных взаимодействий становится возможной при появлении стандартизированных моделей поведения, которые воспроизводятся людьми независимо от их индивидуальных качеств и которые в социологии, как известно, обозначаются понятием социальная роль. Роли являются устойчивыми и объективными в том плане, что они не зависят от конкретных людей. Независимо от того, кто персонально выполняет обязанности судьи в суде, мы вправе ожидать, что этот человек будет заниматься именно судебным разбирательством, а не решать в это время свои личные проблемы или заниматься чтением интересной книги. Конечно, каждый человек в исполнение социальных ролей привносит что-то свое, но это не мешает общему воспроизводству ролевых стандартов. В поле политических взаимодействий такие стандартизированные модели поведения определяются как политические роли. Политическая роль - это ожидаемое в типичной ситуации поведение человека, обладающего политическим статусом. Например, на заседании правительства (типичная ситуация) премьер-министр (политический статус) председательствует и руководит работой этого коллегиального государственного органа (ожидаемое или ролевое поведение). Другой пример: налогоплательщик (политический статус, определяющий обязанности человека по отношению к государству) в указанные нормативными актами сроки (типичная ситуация) подает декларацию о доходах и уплачивает подоходный налог (ролевое поведение). Все многообразие политических статусно - ролевых позиций (депутат, избиратель, государственный чиновник, гражданин, партийный функционер и т.д.) в обществе составляет первый, базовый уровень политической системы. Это множество своеобразных ячеек, попадая в которые человек модифицирует свое поведение в соответствии с требованиями, предъявляемыми ею; это - задаваемый системой код поведения: обезличенный, устойчивый, постоянно воспроизводящийся. Политических статусно - ролевых позиций в современном обществе необычайно много, но они не являются случайным, хаотичным нагромождением, они организованы. И мы всегда знаем, где, когда и кому надо выступить в роли избирателя, гражданина, президента и т.д. Эта организованность обеспечивается вторым- институциональным - уровнем политической системы. Этот уровень включает политические институты, политические организации и группы. Политические институты задают наиболее общие стандарты взаимодействий, определяют, к примеру, взаимные права и обязанности депутатов парламента, чиновников государственной службы. Организации и группы могут их конкретизировать, детализировать, например, это может выразиться в регламенте, отражающем деятельность депутатов парламента, в уточнении порядка работы служащих налоговой инспекции в таком-то городе, в установлении графика несения службы инспекторами ГИБДД и т.д. Но главное - и политические институты, и политические организации обладают рычагами регулирования взаимодействий, прежде всего механизмом санкций, обеспечивающим подавление типов поведения, не укладывающихся в статусно - ролевые предписания. Институциональный уровень политической системы регулирует и контролирует статусно - ролевой. По мере дифференциации политической власти, ведущей к появлению разнообразных политических институтов, все острее и острее встает проблема контроля над самими институтами. Политические институты могут модифицироваться, изменять направление своей деятельности, поэтому для сдерживания центробежных и дисфункциональных процессов на этом уровне требуется третий - системно - нормативный уровень. Его назначение - задать алгоритм действия всей политической системы, т.е. задать общую направленность её развитию, синхронизировать действующие политические институты, определить рамки их функциональных возможностей и зоны ответственности, установить пределы их взаимного влияния. Системно-нормативный уровень можно сравнить с «силовым полем», притягивающим элементы и определенным образом структурирующим их, создавая уникальный образ целостности. В современном обществе третий уровень политической системы реально воплощен, прежде всего, в нормах конституционного права, которые устанавливают функциональные связи и зависимости между политическими институтами, определяют зоны действия каждого из них. Графически с определенной долей условности можно представить структуру политической системы в следующем виде (см. рис. 4.1.)
Иерархичность (субординация) как свойство любой системы предполагает последовательную включенность подсистем (элементов) нижнего уровня в системы более высоких уровней. Именно благодаря свойству иерархичности каждый элемент системы связан и находится в единстве с другими элементами системы. Строение политической системы весьма сложное. Если представить ее в виде пирамиды, то государство традиционно займет место на самом верху пирамиды элементов политической системы общества. В то же время, например, политические партии через своих представителей внутри системы государственных органов умело организуют ту или иную политику государства. А действия того или иного общественно-политического движения в определенных странах способны смести, казалось бы, незыблемо стоящий существующий государственный строй. Мощные политические кампании, организуемые определенными силами в СМИ, при современном техническом уровне их развития также способны существенным образом изменять политический климат в обществе. Нельзя забывать и о роли церкви в жизни общества (например, в мусульманских странах). Таким образом, значимость каждого из этих институтов определяется степенью их влияния на общественно-политическую и иную жизнь общества в данный момент времени. В силу диалектического характера существования мира, общества, политическая система, как и все ее элементы, или политические институты, тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многие из функций управления, хотя и иными средствами, осуществляют также другие политические институты. Например, культурно-образовательную функцию наряду с государством в немалой степени осуществляют и разнообразные общественные объединения, а также СМИ. Они, например, публикуют, показывают различные произведения искусства, пропагандируя их, активно формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию. Политические партии, придя к власти, проводят через государственные органы и своих представителей определенную экономическую и социальную политику и также осуществляют управление обществом. Взаимоотношения между элементами в политической системе общества складываются постепенно, во многом стихийно, на протяжении многих лет существования и развития общества. Попытки искусственного формирования новых элементов политической системы и особенно их подталкивания, насильственного внедрения в активную жизнь общества чреваты, как правило, серьезными последствиями и потрясениями. Взаимоотношения между элементами (институтами) политической системы общества не остаются неизменными. С развитием общества и, как следствие, политической системы происходят изменения внутри неё. Изменение соотношения, усиление одних и ослабление других институтов, уход отдельных из них с политической арены зависят от множества объективных и субъективных факторов. Динамическая характеристика политической системы дается через понятие «политический процесс». Политический процесс - это «процесс преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход»» (Д. Истон). Таким образом, речь идет практически о сведении политического процесса к «передаче смыслов, значимых для функционирования политической системы», т.е. к политической коммуникации. К. Дойч выделяет три основных типа коммуникаций, осуществляемых в политической системе: • личные неформальные коммуникации, например персональные контакты кандидата в депутаты с избирателями в непринужденной обстановке; • коммуникации через организации и группы давления, например, когда контакт с правительством осуществляется посредством политических партий, профсоюзов и т.п.; • коммуникации через средства массовой информации (печатные и электронные). Однако такая интерпретация политической системы была подвергнута критике за «механическое перенесение терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетики в сферу политики» (Р. Кан). Общепринятой стала трактовка, предложенная Г. Алмондом: «Говоря о политическом процессе, или «входе», мы имеем в виду поток требований от общества к государству и конверсию этих требований в авторитетные политические мероприятия. К числу структур, вовлеченных преимущественно в процесс «входа», относятся политические партии, группы интересов и средства коммуникации». «Выход» трактуется в западной политологии как «административный процесс», т.е. «...процесс реализации или навязывания авторитетных политических решений. Структуры, вовлеченные преимущественно в этот процесс, включают бюрократии и суды». Итак, политический процесс, складывается из следующих основных циклов: - поступление информации из окружающей среды в рецепторы политической системы; - циркуляция её в системе; - преобразование политической системы; - решение системы по авторитетному распределению ценностей (Р. Даль). Таким образом, политический процесс можно определить как совокупную деятельность всех акторов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |