Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие политического режима

Демократический режим

Военно-диктаторский режим

Авторитарные политические режимы

Тоталитаризм как политический феномен XX в.

 

 

Существует достаточно много различных определений понятия «политический режим».

Так, по мнению Лавриненко В.Н., «политический режим есть используемая государством система методов осуществления своих властных полномочий и функций, уровень обеспечения властью прав и свобод граждан данного общества».

Пушкарева Г.В. дает более широкое толкование этого понятия: «Политический режим – это способ осуществления политической власти в обществе, включающий в себя все многообразие связей и отношений, возникающих между ее субъектом и объектом».

В учебнике М.А.Василика несколько иное определение: «Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей». По мнению автора, понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы.

В западной политологии наибольшее признание получило определение, данное М. Дюверже: политический режим - это «определенное сочетание сис­темы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давле­ния».

Приведем также более современное определение Г. О'Доннелла и Ф. Шмиттера: «Политический режим - это вся сово­купность явных и неявных моделей, определяющих формы и кана­лы доступа к важнейшим управленческим позициям, характеристики субъектов, имеющих такой доступ или лишенных его, а также доступные субъектам стратегии борьбы за него». Достоинство этого определения в том, что оно максимально широко и под него могут быть подведены все исследуемые «случаи». Кроме того, оно легко операционализуется при построении классификаций политических режимов, что является главным способом их изучения.

Законно возникает вопрос, как соотносятся понятия «политиче­ская система» и «политический режим»?

Если системная теория имела целью выявление общих функций политической системы, то политический режим, обозначает специфические пути и средства, какими эти функции могут быть структурированы и встроены в институты и процедуры, а также возникающие в ходе этого специфические вза­имоотношения. Иногда для того, чтобы подчеркнуть различие, от­мечают, что политический режим представляет собой функциональ­ную подсистему политической системы.

Одна и та же политическая система в зависимости от исторического контекста может функционировать в различных режимах. Так, с 1993-1994 гг., после принятия нового избирательного закона, приведшего к радикаль­ной перестройке партийной системы и «очищению» политической элиты, Италия перешла к новому политическому режиму в рамках той же демократической политической системы.

Само слово «режим» получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII - начале XIX в. одновременно со словом «конституция», послужившим для концептуализации устойчивых характеристик политического устройства, уважение которых было обязательным как для государства, так и для гражданского общества. Соответственно, требовалось каким-то об разом обозначить комплекс переменных параметров политическо­го устройства, которые не только можно, но и должно периодически менять. «Любая конституция рисует не одну, а множество схем правления, построение которых зависит о расстановки сил в данный момент. Различные политические режимы могут... функционировать в одних и тех же конституционных рамках», - писал по этому поводу М. Дюверже.

Подобная концептуализация позволяет говорить о сменяющих друг друга режимах (режим, или правление, Б.Н. Ельцина и т.д.) при сохранении одной и той же конституции.

Политическая же система представляет собой совокупность всех политических ин­ститутов, объединенных структурно-функциональными связями в целостное единство, которое противостоит своей окружающей со­циальной среде или другой политической системе (российская - американской и др.).

Задачей политической науки является не столько определение оптимального политического режима, сколько сравнительный ана­лиз их общих и отличительных характеристик. И в этом случае самым удобным и распространенным методом анализа служит типологизация.

Задача типологизации состоит в классификации различных форм проведения политики, т.е. различных политических режимов. Та­ким образом, данный подход создает аналитическую рамку для срав­нительного анализа политических режимов.

Типологизация - это сознательное упрощение политической действительности, но этот метод позволяет систематизировать и наиболее значимо объеди­нить полученное знание о мире политики. Интерес к типологии политических режимов так же стар, как и само изучение политики.

Первый шаг в классификации политических режимов - разделение их на открытые (демократические) и закрытые (недемократические).

Открытая политическая система характеризуется высокой степенью «отзывчивости» по отношению к требованиям, выдвигаемым «окружающей средой». При этом подобная открытость может достигать такой степени, когда даже протестные движения кооптируются в существующие властные структуры и их требования так или иначе усваиваются политическими институтами.

Для закрытых политических систем, напротив, характерны репрессивные меры по отношению к инициативам и несанкционированным коллективным действиям любого рода.

В литературе обычно выделяют следующие показатели степени открытости политических систем:

число политических партий, фракций и организованных групп интересов, способных переводить требования различных социальных групп на язык официальной политики. Считается, что чем их больше, тем менее вероятно формирование общественных движений, требования которых не вписались бы в спектр политических требований, выдвигаемых политическими партиями;

разделение исполнительной и законодательной власти. Поскольку законодательная власть (в отличие от исполнительной) непосредственно подотчетна избирателям, постольку она более чувствительна к требованиям населения, а значит, и общественных движений, групп интересов и др.;

характер взаимодействия исполнительной власти и организованных групп интересов. Там, где между этими социальными институтами складываются относительно свободные неформальные связи, облегчается доступ новых требований к центру принятия решений. А это значит, что невелика вероятность возникновения радикальных протестных движений;

наличие механизма агрегации требований, выдвигаемых различными социальными и политическими акторами. Считается, что открытость системы уменьшается, если в ней отсутствуют меха­низмы формирования политических компромиссов и поиска кон­сенсуса.

Исходя из отмеченных критериев, Г. Алмонд предложил следу­ющую классификацию политических систем:

англо-американская (наиболее открытая);

континентально-европейская (относительно закрытая);

тоталитарная;

доиндустриальная.

Первые две - это типы демократических режимов; они отлича­ются характером политической культуры и ролевых структур.

Ан­глоамериканские системы определяются «однородной светской по­литической культурой» и «высокоспециализированной ролевой структурой», тогда как континентально - европейским системам присущи «раздробленность политической культуры», т.е. существование автономных, мало соприкасающихся друг с другом полити­ческих субкультур, и ролевая структура, в которой «роли задаются субкультурами и имеют тенденцию к формированию собственных подсистем распределения ролей».

Великобритания и США являют­ся классическими примерами первого типа; Веймарская Германия, Франция (Третья и Четвертая республики) и послевоенная Италия - второго.

Политические системы стран Скандинавии и Бени­люкса «сочетают в себе некоторые черты и европейского конти­нентального, и англоамериканского типов».

Третья и четвертая системы - закрытые, однако тоталитарная в отличие от доиндустриальной относится к современному типу политических систем. Признать эту типологию логически последовательной достаточно трудно, она только описывает определенный круг политических феноменов, но не слишком помогает в объяснении реальности, поэтому появилось великое множество других классификаций.

В политологии общепринятым является выделение нескольких основных типов политических режимов: тоталитарный; авторитарный, военно - диктаторский, демократический.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие политического режима. Василенко И.А. Политология: учебник для бакалавров / И.А.Василенко – 3-е изд | Тоталитаризм как политический феномен XX в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.