Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура политического сознания

Политическое манипулирование

Исторические и национальные особенности политической психологии

Иррациональное в политической психологии

Установки, стереотипы, предрассудки

Современная идеологическая ситуация

Идеология национализма

Идеология социализма

Идеология консерватизма

Особенности и функции политической идеологии

Структура политического сознания

9.3. Идеология либерализма

9.8. Политическая психология: понятие, структура

9.9. Психологические механизмы взаимодействия с политической средой:

Политическую реальность невозможно представить без духовной составляющей - идей, концепций, чувств, настроений и пр. Порой кажется, что именно политические идеи, превращенные в лозунги и программы действий, определяют ход политических событий. При этом таких идей обычно бывает так много и все они столь различны, что, естественно, возникает желание объяснить, почему именно эти, а не другие политические идеи, ценности и предпочтения одержива­ют верх в ту или иную эпоху. Кроме того, периодически попадая в ситуацию, требующую от каждого из нас реального политического выбора, мы стремимся по мере сил разобраться в хаотичном мно­гообразии сегодняшних политических лозунгов и программ. Полито­логия как наука не может (да и не имеет права) предопределять наш личный политический выбор. Но она может и должна создать условия такого выбора, т.е. показать, как функционирует сфера по­литического сознания, каковы способы его существования, а также механизмы образования и развития.

Политическое сознание - это особая форма общественного соз­нания, в которой воспроизводится в идеальном плане политиче­ская реальность (политические отношения, институты, деятель­ность), а также осуществляются ее истолкование и оценка.

По­литическое сознание включает в себя теории, идеи, чувства, представления, ценности, ожидания, настроения и т.д., склады­вающиеся у различных социальных групп и индивидов на осно­ве их включения в систему политических отношений и участия в процессах осуществления политической власти. Структура по­литического сознания достаточно сложна. Она имеет множество самых разнообразных измерений. И чтобы в них не запутаться, выделяя структурные элементы политического сознания, необходи­мо каждый раз ясно представлять себе, по какому основанию произ­водится это выделение. А оснований таких немало.

1. Для начала возьмем в качестве основания структурирования политического сознания его субъекты, при этом подчеркнем, что политическое сознание - это форма общественного соз­нания, следовательно, оно возникает и формируется как сознание групповое, корпоративное.

А так как социальных групп в обществе много, то вполне правомерно вы­деление особенностей политического сознания в зависимости oт его носителя, субъекта, т.е. какой-либо социальной общности. В качестве таких субъектов политического сознания могут высту­пать классы, сословия, нации, возрастные группы (молодежное политическое сознание, например), территориальные и т.д. Тот же критерий (носитель сознания) лежит и в основе различения массового политического сознания и элитарного.

2. Структуру политического сознания можно представить как многоуровневую систему, т.е. ведущим основанием для выде­ления структурных элементов поли­тического сознания являются глу­бина и адекватность постижения им политической реальности. По этому критерию выделяют уровни политического сознания: (а) теоретиче­ский и (б) обыденный, (в) идеологический и (г) психологический.

(а) Политическая теория (философия политики, социология политики, политология и пр.) или специализированное политическое сознание - это воспроизведение существен­ных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактно-логических понятий, гипотез, концепций и т.д. Задача теории - выработка систематизированного знания о политике, позволяющего объяснять ее возникновение и по­следующее развитие.

(б) Обыденное политическое сознание - это стихийно формирующиеся представления социальных групп о политике, деятельности ее институтов и их представителей. Как правило, эти представления, опирающиеся на житейский опыт и здравый смысл, отличаются поверхностностью, стереотипностью, нали­чием множества иллюзий и противоречий, склонностью к пер­сонификации политических проблем.

Такая характеристика обыденного политического сознания не означает какой-либо его ущербности или неполноценности. У него просто иной, чем у теории, горизонт и иные возможности. Обыденное сознание опирается на неизбежно ограниченный, узкопрактический опыт столкновения человека с политическими институтами. Поэтому оно сиюминутно, лишено стратегической перспективы, ориен­тировано на непосредственные жизненные интересы. Но оно же при этом и «хитрее», полнокровнее, более изменчиво и гибко, чем специализированное политическое сознание.

Два других уровня политического сознания - политическая идеология и политическая психология - частично совпадают по содержанию соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику. Различение политической идеологии и психологии идет по тому же основанию - глубине и адекват­ности воспроизведения политической реальности. Однако политическая идео­логия как высший уровень политического сознания, не тождественна теории, а политическая психология, представляющая собой низший уровень политического сознания, вы­ходит за рамки обыденного сознания.

(в) Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или измене­ние существующих общественных отношений. Политическая идеология соответственно представляет собой теоретическое ос­мысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.).

Объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, поскольку идеология анализирует политическую реальность средствами теории — это систематизированное, логически последовательное, претендую­щее на объективность знание, вырабатываемое профессионала­ми сферы духовного производства. Однако идеология не укла­дывается целиком в рамки теории, потому что представляет зна­ние не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретиче­ской почвы. Поэтому-то теория (наука) в принципе должна быть одна, а идеологий - много.

(г) Другим уровнем политического сознания, парным идеологичес-кому, является политическая психология - совокупность по­литических чувств, мнений, настроений, возникающих у раз­личных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов.

Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политиче­ская психология представляет собой своеобразный аналог обы­денного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т.е. неосознавае­мые, не контролируемые сознанием элементы - мотивы, пред­почтения, установки и т.п.

Таково в целом соотношение основных уровней политиче­ского сознания, различаемых по степени проникновения в сущ­ность политической реальности и как следствие - по способу формирования, социальным функциям и пр. При таком струк­турном расчленении политическое сознание анализируется главным образом с точки зрения содержания заключенного в нем знания, т.е. определенного объема информации о мире по­литики.

3. Но для объяснения многих политических процессов и явле­ний важны не только наличие у человека знания о политике, но и сам способсуществования этого знания, его встроенность в механизмы политического поведения человека. По этому осно­ванию в политическом сознании можно выделить такие элементы, как:

политические убеждения,

установки,

ценностные ориентации,

настроения,

ожидания,

стереотипы,

предрассудки и т.д.

Эти структурные элементы политического сознания характеризуют в основном его эмоционально-волевую сторону и потому традиционно рассматриваются внутри политической психологии.

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразиться, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

Мифологией, как известно, называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов.

Две с половиной тысячи лет назад мифологический тип мировоззрения был вы­теснен двумя другими - научным и религиозным. Однако об­щественная жизнь, видимо, устроена так, что в ее истории ни­чего не исчезает бесследно. Любые устаревшие формы органи­зации материальной и духовной жизни, уступая место новым, все же умудряются сохраняться где-то на обочинах «столбовой дороги цивилизации». Так и некоторые особенности мифологи­ческого мышления продолжают жить в массовом политическом сознании. Мифу, например, свойственны принципиальная ало­гичность, безразличие к противоречиям, антропоморфизм (объ­яснение любых явлений через перенесение на них отношений между людьми), культ богов и героев и т.д.

Подобные черты можно обнаружить и у многих современ­ных идей и доктрин. Идеи национальной или расовой исключи­тельности, безусловного превосходства социализма, принципи­альной непогрешимости политических вождей, существования мировых заговоров (сионистских, масонских) и пр. демонстри­руют явное родство с мифологией. Эта архаичная форма созна­ния регулярно воспроизводится в политике ввиду своей просто­ты, логической непритязательности и одновременного требова­ния благоговейного почтения к любому содержанию мифа. Фрагменты мифологии встречаются не только на уровне обы­денного сознания. Порой не брезгует мифами и теоретически организованное сознание: вспомним хотя бы «вечно живое и всепобеждающее» учение марксизма недавних лет.

Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопии - произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Утопическими эти образы называют потому, что их практическая реализация в принципе невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»).

По мнению немецкого социо­лога Карла Манхейма (1893-1947), утопично то сознание, кото­рое, во-первых, не находится в соответствии с окружающим его бытием, а во-вторых, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей.

Утопия, по определению, осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Служить препятствием абсолютизации современных порядков, догматизации мышления - вот главная функция утопических идей. Полное исчезновение утопий было бы вредно для общественного сознания, последнее стало бы чрезмерно статичным. Так что, перефразируя Вольтера, можно сказать: если бы утопий не было, их стоило бы выдумать.

Однако преувеличивать необходимость утопий не следует: они полезны как лекарства - в малых дозах. В больших же количест­вах они дезориентируют общество, ведут к бессмысленной трате общественных сил и энергии. Главная же проблема, порождаемая существованием утопий, заключается в том, чтобы суметь отли­чить утопические социальные проекты от вполне реализуемых. Ставить какой-либо системе идей диагноз «утопия» бывает весьма рискованно.

Как ни парадоксально, но те идеи, которые на мо­мент своего появления выглядят абсолютной утопией (идея межпланетных путешествий во времена К.Э. Циолковского, напри­мер), имеют обыкновение осуществляться, а те концепции, кото­рые представляются чуть ли не самоочевидными (идея всемирно-исторической миссии рабочего класса, допустим), часто оборачи­ваются в итоге разочаровывающей несбыточной утопией.

Впрочем, политические мифы, утопии - это «периферийные», «пограничные» элементы политического сознания. Сердцевину же его, центральную ось образуют политические идеологии. Рассмот­рим их подробнее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Современные тенденции в развитии политического лидерства | Особенности и функции политической идеологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 4261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.